^ В. А. Сухолишнский справедливо
считал, что,, если нормальный ребенок
ни в одном учебном предмете не достиг
успехов, если у него нет любимого предмета
или занятия, значит, школа не выполнила
своей задачи. Одно из условий нормального
психического развития ребенка предполагает,
что у каждого ученика есть любимый учебный
предмет (предметы) или какой-либо иной
вид деятельности.
Психологу следует
помочь каждому учителю-предметнику
определить группу учащихся, наиболее
заинтересованных данным предметом.
Детям можно рекомендовать дополнительную
литературу, дополнительные более
сложные задания. Это создает
интеллектуальный фон класса, развивает
интерес к знаниям, делает их ценными и
привлекательными для детей, развивает
способности и таланты, формирует основу
для выбора будущей профессии.
Если каждый учитель
по своему предмету выделит 4-5
человек, особо заинтересует их
специальными заданиями, увлекательной
дополнительной литературой, в классе
не останется незаинтересованных.
А если они все-таки
будут? Психологу вместе с классным
руководителем необходимо вместе
понять причины этого. Приохотить
к знаниям хотя бы через
один учебный предмет необходимо
каждого. Это Возможно только
тогда, когда учителя, работающие
в данном классе, представляют
собой коллектив профессионалов,
заинтересованных в развитии
личности каждого ребенка, а не
только в том, чтобы именно
по данному предмету был получен
определенный процент успеваемости.
«Дирижирует» таким коллективом,
корректирует действия учителей
классный руководитель. Давно уже
пора оценивать его работу
по тому, как формируются и
развиваются способности и интересы
каждого ребенка, как складывается
его личность в целом. А помочь
ему в этом — задача психолога.
4. Психолог предупреждает
возможные осложнения в психическом
развитии и становлении личности
детей в связи с их переходом
на следующую возрастную ступень.
Пожалуй, наиболее сложным
и уязвимым является переходный
период от дошкольного к школьному
детству. Именно несформированность на
предшествующем этапе необходимых психологических
образований может привести к школьной
дезадаптации.
^ В младшем школьном
возрасте школьная дезадаптация проявляется
у детей в виде трудностей в усвоении и
выполнении предъявляемых требований,
низкой школьной успеваемости, крайних
формах недисциплинированности. Психологическими
причинами этого может являться низкий
уровень функциональной готовности (так
называемая «школьная незрелость»), т.
е. несоответствие степени созревания
определенных мозговых структур, нервно-психических
функций задачам школьного обучения. Школьная
незрелость проявляется в низком уровне
развития таких функций, как тонкая моторика,
скоординиро-ванность «глаз—рука», следование
образцу в деятельности и поведении и
др. Кроме того, частой причиной школьной
дезадаптации служит недостаточное развитие
произвольной сферы: неумение слушать
и точно выполнять указания взрослого,
действовать в соответствии с правилом,
слабое произвольное внимание, произвольное
запоминание и пр. Нередко проблемы младших
школьников коренятся в несформированности
собственно дошкольных видов мышления,
в недостатках развития речевой сферы,
прежде всего фонетического слуха и плохого,
неточного понимания многих употребляемых
учителем слов. Существенное значение
имеют также низкий уровень развития познавательной
потребности, познавательного интереса,
несформирован-ность внутренней позиции
школьника.
Поэтому психолог, прежде
всего, берет под контроль период
поступления ребенка в школу,
в течение которого происходит
наиболее резкая смена основных
видов деятельности. Это особенно
актуально в связи с переходом
к обучению детей с 6-летнего
возраста. Своевременная оценка
психологической готовности детей
к обучению в школе является
одним из основных видов профилактики
последующих возможных трудностей
в обучении и развитии.
При этом психолог
прежде всего обращает внимание не столько
на (Нормальную готовность к школьному
обучению (умеет читать, считать, знает
что-то наизусть, умеет ответить на вопросы
и пр.), сколько на определенные психологические
особенности: как относится ребенок к
поступлению в школу, был ли у него опыт
общения со сверстниками, насколько уверенно
или неуверенно чувствует он себя в ситуации
беседы с незнакомым взрослым, насколько
развита у него познавательная активность,
каковы особенности его мотивационной,
эмоциональной готовности к обучению
в школе и др. По результатам обследования
психолог совместно с педагогом разрабатывает
программу индивидуального подхода к
работе с детьми с первых дней их пребывания
в школе.
Не менее важные вопросы
встают и на других возрастных этапах,
например на этапе перехода учащихся из
начальной школы в среднюю, когда ребенок
от одного учителя попадает сразу ко многим,
каждый из которых предъявляет ему свои
особые требования, когда усложняется
содержание учебных предметов и существенно
меняются методы их преподавания, становится
необходимой большая самостоятельность,
возрастает значение отношений со сверстниками
и др.
Этот период можно
считать сензитивным для развития специальных
способностей и самосознания школьников,
потому что именно в этом возрасте они
начинают задумываться и осознавать свои
интересы, возможности, у них начинает
формироваться устойчивая самооценка.
Очень часто дети, не
нашедшие подтверждения своим
способностям к учению хотя
бы по одному или нескольким
учебным предметам, навсегда теряют
интерес к школе и учению
вообще. Избежать этого может
помочь психопрофилактическая работа
психолога как с детьми, так и с педагогами,
которая начинается еще задолго до встречи
учеников со своими новыми учителями.
Свои проблемы возникают
и в работе с учащимися IX класса,
когда перед ними остро встают
сложные проблемы самоопределения.
Все эти критические
точки психологу приходится постоянно
держать в центре своего внимания,
именно на них направлена основная
деятельность по психологической
профилактике. Причем очень важно
привлечь к решению этих проблем
и, главное, их предупреждению педагогический
коллектив школы и родителей
школьников.
5. Психолог ведет работу
по подготовке детей, подростков
и старших школьников к постепенному
осознанию тех сфер жизни, деятельностей,
профессий, которые им интересны
и в которых они хотели бы
реализовать свои способности
и знания.
Как свидетельствует
опыт школьных психологов, главными
условиями готовности к профессиональному
выбору являются полноценное
психическое развитие ребенка, сформированность
его мотивационно-потребностной сферы,
высокий уровень развития склонностей
и способностей, самосознания. Становление
психологической готовности ребенка к
самостоятельному выбору профессии или
сферы профессиональной деятельности
должно стать органической частью учебно-воспитательного
процесса школы и начинаться уже в I классе.
Работа психолога в
этом направлении взаимодействия
с детьми включает следующие
моменты:
♦ раннюю диагностику
интересов и способностей школьников
(I-V классы), разработку и проведение
в жизнь программ по развитию
интересов и способностей;
♦ диагностику способностей
и склонностей младших подростков,
дальнейшее осуществление программы
их развития;
♦ формирование профессиональных
намерений учащихся VII—IX классов, изучение
их психологических особенностей
и качеств личности в соотнесении
с требованиями выбираемой профессии;
♦ консультационную
работу со старшеклассниками
по определению дальнейшей программы
обучения в связи с его дифференциацией;
♦ диагностику и
коррекцию профессионального и
личностного самоопределения учащихся
старших классов.
Эффективность профориентационной
работы именно в системе школьной психологической
службы определяется тем, что она включается
в широкий контекст работы психологов
по изучению психического развития и формирования
личности детей на протяжении всех лет
обучения в школе и протекает в тесном
контакте с педагогами и родителями. В
качестве такого эффективного средства,
обеспечивающего предупреждение ряда
проблем, связанных с подготовкой ребенка
к будущей жизни, можно использовать профконсультационную
беседу с учеником, которая получила название
«дискуссионный диалог».
Исходя из результатов
массовых опросов школьников
с целью определения их профессиональных
намерений, учащихся можно разделить
на четыре категории по степени
сформированности их профессиональных
планов. Работа с каждой отдельной категорией
учащихся проводится различными способами
и приемами исходя из различных задач
и целей для каждой из представленных
групп. Обозначим данные категории учащихся:
♦ школьники, которые
уже определили свое будущее
призвание и нуждаются в основном
в том, чтобы им были показаны
пути дальнейшего получения образования,
учебное заведение, в котором
можно получить данную специальность,
перспективы работы. Иногда необходимо
подсказать пути самовоспитания,
самообразования, подготовки себя
к овладению в будущем данной
профессией;
♦ школьники, которые
не знают, куда пойти учиться
или работать, не имеющие конкретных
жизненных профессиональных планов.
Данная категория учащихся нуждается
в основном в работе по профессиональному
просвещению. Знакомство с различными
профессиями и специальностями
помогает им определить свое
будущее. В работе с данным
контингентом учащихся можно
достаточно эффективно применять
анкеты на выявление интересов,
результаты которых могут служить
как бы «первотолчком» для последующего
самоопределения, помогают школьникам
сузить область выбора и сориентироваться
в многообразии профессий;
♦ школьники, которые
выбрали свою будущую профессию,
но в силу каких-либо противопоказаний
(состояние здоровья, явно завышенный
уровень притязаний, неадекватная
самооценка и т. д.) овладение данной
профессией либо существенно ограничено
для них, либо совершенно противопоказано.
В данном случае необходима работа по
переориентации. В задачу деятельности
школьного психолога входит определение
системы мер педагогических и психологических
воздействий на данного школьника с целью
его переориентации. Переориентация предполагает
разрешение подростком достаточно сложного
противоречия между собственным желанием,
с одной стороны, и невозможностью (либо
ограниченностью) заниматься данной деятельностью
— с другой; школьники, которые выбрали
сразу несколько профессий, часто совершенно
противоположного характера. Это самая
многочисленная группа. Эти учащиеся характеризуются
тем, что при определении своего профессионального
выбора они ориентируются исключительно
на советы и мнения товарищей и окружающих
людей, не задумываясь ни о своих возможностях,
ни о достоинствах той или иной профессии.
В силу того что эти мнения и советы бывают
противоречивыми, профессиональное самоопределение
этих учащихся становится чрезвычайно
сложным делом. Именно такие школьники
в наибольшей степени нуждаются в помощи
со стороны школьного психолога. Основной
целью работы школьного психолога с этими
учащимися является не только разрешение
противоречий, но и выработка устойчивого
и целенаправленного профессионального
выбора.
Для этого наиболее
эффективным средством служит
индивидуальная профконсультационпая
беседа с учеником в форме «дискуссионного
диалога».
Цель данной профконсультационной
беседы — актуализация знаний школьника
о каждой профессии, его предпочтений,
установление соответствия своих способностей
и возможностей требованиям, которые предъявляет
профессия к человеку. На основе сравнения
ученик может определить свой выбор.
Профессиональная консультация
предполагает индивидуальную или
групповую работу со школьниками
на основе знания их склонностей,
интересов, способностей и других психологических
свойств и качеств личности. Поэтому проведению
профконсультационной беседы должно предшествовать
изучение личности школьника различными
методами (наблюдение, анкетирование,
беседы с родителями и учителями, различные
тестовые методики и др.). Только на основе
полученного представления о данном ученике
можно приступать уже к собственно профконсультационной
беседе. Школьный психолог имеет возможность
проводить индивидуальные профконсультационные
беседы не сразу в момент обращения, а
через некоторое время. Правда, необходимо
отметить, что при этом может пропасть
«эффект обращения», т. е. внутренняя установка
консультируемого на ожидаемую помощь.
Поэтому в каждом конкретном случае момент
проведения беседы необходимо определять
с учетом особенностей личности данного
ученика. После определенного количества
уточняющих вопросов (биографических
данных, сведений о родителях и т. д.) и
налаживания положительного контакта
между консультантом и консультируемым
(выработка у школьника установки на взаимное
сотрудничество с целью получения им действенной
помощи в профессиональном самоопределении)
школьнику предлагается выбрать для обсуждения
одну из предпочитаемых им профессий.
Обычно школьник выбирает наиболее значимую
для себя. Выбор школьником профессии
для обсуждения фиксируется. Далее консультант
предлагает школьнику определить ту роль,
которую он будет выполнять при обсуждении.
Такими ролями могут быть: либо роль защитника
выбранной профессии, либо критика ее
недостатков. Данный выбор школьника также
фиксируется консультантом.
После определения
ролей начинается диалог. Консультант
занимает роль, противоположную той, которую
выбрал школьник. Позиции, высказанные
школьником (аргументы «за» и «против»),
а также высказывания консультанта письменно
фиксируются. Желательно, чтобы процесс
накапливания аргументов и их фиксирования
школьник мог наблюдать (в определенных
случаях фиксацию аргументов можно поручить
самому школьнику). Запись результатов
беседы по возможности надо вести так,
чтобы можно было осуществить как количественное,
так и качественное сравнение. Консультант
не должен перехватывать инициативу у
школьника в процессе беседы и по возможности
на каждый аргумент школьника отвечать
своим аргументом. Иногда консультанту
необходимо для активизации интереса
школьника привести свой аргумент, но
добиться от школьника ответного.