Психосоциальные стадии
развития личности по Э. Эриксону.
Рассмотрим выделенные Эриксоном
психосоциальные стадии развития личности,
стадии жизни. 1. Младенчество: базальное
доверие / базальное недоверие. Первая
психосоциальная стадия — от рождения
до конца первого года — соответствует
орально... Рассмотрим выделенные Эриксоном
психосоциальные стадии развития личности,
стадии жизни.
1. Младенчество: базальное доверие
/ базальное недоверие. Первая
психосоциальная стадия — от
рождения до конца первого
года — соответствует оральной
стадии, по Фрейду. В этот период
закладываются основы здоровой
личности в виде общего чувства
доверия, «уверенности», «внутренней
определенности». Главным условием
выработки чувства доверия к
людям Эриксон считает качество материнской
заботы — способность матери так организовать
жизнь своего маленького ребенка, чтобы
у него возникло ощущение последовательности,
преемственности, узнаваемости переживаний.
Младенец со сложившимся
чувством базового доверия воспринимает
свое окружение как надежное
и предсказуемое; он может переносить
отсутствие матери без чрезмерного
страдания и тревоги по поводу
«отделения» от нее. Чувство
недоверия, страха, подозрительности
появляется, если мать ненадежна,
несостоятельна, отвергает ребенка;
оно может усилиться тогда,
когда ребенок перестает быть
для матери центром ее жизни,
когда она возвращается к тем
занятиям, которые оставила на
время (скажем, возобновляет прерванную
карьеру или рожает следующего
ребенка). Способы обучения доверию
или подозрительности в разных
культурах не совпадают, но
универсален сам принцип: человек
доверяет социуму, исходя из
меры доверия к матери.
Эриксон показывает огромное значение
механизма ритуализации уже в младенчестве.
Главный из ритуалов — взаимное узнавание,
который сохраняется всю последующую
жизнь и пронизывает все отношения с другими
людьми.
Надежда (оптимизм в отношении
своего культурного пространства)
— это первое положительное
качество Эго, приобретаемое в
результате успешного разрешения
конфликта «доверие — недоверие».
2. Раннее детство: автономия
/ стыд и сомнение. Этот период
продолжается от одного до
трех лет и соответствует анальной
стадии, по Фрейду. Биологическое
созревание создает основу для
появления новых возможностей
самостоятельного действия ребенка
в целом ряде областей (например,
стоять, ходить, карабкаться, умываться,
одеваться, есть). С точки зрения
Эриксона, столкновение ребенка с требованиями
и нормами общества происходит далеко
не только при приучении ребенка к горшку,
родители должны постепенно расширять
возможности самостоятельного действия
и реализации самоконтроля у детей. Идентичность
ребенка на этой стадии может быть обозначена
формулой: «Я сам» и «Я — то, что я могу».
Разумная дозволенность способствует
становлению автономии ребенка.
В случае постоянной чрезмерной
опеки или же, напротив, когда
родители ожидают от ребенка
слишком многого, того, что лежит
за пределами его возможностей,
у него возникает переживание
стыда, сомнение и неуверенность
в себе, приниженность, слабоволие.
Таким образом, при удачном
разрешении конфликта Эго включает
в себя волю, самоконтроль, а при
негативном исходе — слабоволие.
Важным механизмом на этом
этапе является критическая ритуализация,
опирающаяся на конкретные примеры
добра и зла, хорошего и плохого,
разрешенного и запрещенного, красивого
и безобразного.
3. Возраст игры: инициативность / вина.
В дошкольном периоде, который
Эриксон называл «возрастом игры», от
3 до 6 лет, разворачивается конфликт между
инициативой и виной. Дети начинают интересоваться
различными трудовыми занятиями, пробовать
новое, контактировать со сверстниками.
В это время социальный мир требует от
ребенка активности, решения новых задач
и приобретения новых навыков, у него появляется
дополнительная ответственность за себя,
за более младших детей и домашних животных.
Это возраст, когда главным чувством идентичности
становится «Я — то, что я буду».
Складывается драматическая
(игровая) составляющая ритуала,
с помощью которой ребенок
воссоздает, исправляет и научается
предвосхищать события. Инициативность
связана с качествами активности,
предприимчивости и стремлением
«атаковать» задачу, испытывая радость
от самостоятельного движения
и действия. На этой стадии
ребенок легко идентифицирует
себя со значимыми людьми (не
только с родителями), с готовностью
поддается обучению и воспитанию,
ориентируясь на конкретную цель. На этой
стадии в результате принятия социальных
запретов формируется Супер-Эго, возникает
новая форма самоограничения.
Родители, поощряя энергичные
и самостоятельные начинания
ребенка, признавая его права
на любознательность и фантазию,
способствуют становлению инициативности,
расширению границ независимости,
развитию творческих способностей.
Близкие взрослые, жестко ограничивающие
свободу выбора, чрезмерно контролирующие
и наказывающие детей, вызывают у
них слишком сильное чувство
вины. Дети, охваченные чувством вины,
пассивны, скованны и в будущем
мало способны к продуктивному труду.
4. Школьный возраст: трудолюбие
/ неполноценность. Четвертый психосоциальный
период соответствует латентному
периоду в теории Фрейда. Соперничество
с родителем своего пола уже
преодолено. В возрасте от 6 до 12 лет
выход ребенка за пределы семьи
и начинается систематическое
обучение, в том числе приобщение
к технологической стороне культуры.
Универсальным в концепции Эриксона
признается именно стремление и восприимчивость
к обучению чему-то, что значимо в рамках
данной культуры (умению обращаться с
инструментами, оружием, ремесленничеству,
грамоте и научным знаниям).
Термин «трудолюбие», «вкус
к работе» отражает основную
тему данного периода, дети
в это время поглощены тем,
что стремятся узнать, что из
чего получается и как оно
действует. Эго- идентичность ребенка
теперь выражается так: «Я — то, чему я
научился».
Обучаясь в школе, дети
приобщаются к правилам осознанной
дисциплины, активного участия. Связанный
со школьными порядками ритуал
— совершенство исполнения. Опасность
этого периода состоит в появлении
чувства неполноценности, или
некомпетентности, сомнения в своих
способностях или в статусе
среди сверстников.
5. Юность: эго - идентичность / ролевое
смешение. Юность, пятая стадия в
схеме жизненного цикла Эриксона,
считается самым важным периодом в психосоциальном
развитии человека: «Юность — это возраст
окончательного установления доминирующей
позитивной Эго. Именно тогда будущее,
в обозримых пределах, становится частью
сознательного плана жизни». Эриксон уделил
очень большое внимание подростковому
и юношескому возрасту, считая его центральным
в формировании психологического и социального
благополучия человека. Уже не ребенок,
но еще и не взрослый (от 12 — 13 лет до примерно
19—20 в американском обществе), подросток
сталкивается с новыми социальными ролями
и связанными с ними требованиями. Подростки
оценивают мир и отношение к нему. Они
размышляют, могут придумывать идеальную
семью, религию, философскую систему, общественное
устройство.
Осуществляется стихийный поиск
новых ответов на важные вопросы:
«Кто я? », «Куда я иду?»,
«Кем я хочу стать?». Задача
подростка состоит в том, чтобы
собрать воедино все имеющиеся
к этому времени знания о
самих себе (какие они сыновья
или дочери, студенты, спортсмены, музыканты
и т.д.) и создать единый образ
себя (эго- идентичность), включающий осознание
как прошлого, так и предполагаемого будущего.
Восприятие себя молодым человеком должно
подтверждаться опытом межличностного
общения.
Ритуализация становится импровизационной.
Кроме того, в ней вычленяется
идеологический аспект. Согласно
Эриксону, идеология — это неосознанный
набор ценностей и посылок, отражающий
религиозное, научное и политическое мышление
той или иной культуры. Идеология предоставляет
молодым людям упрощенные, но четкие ответы
на главные вопросы, связанные с конфликтом
идентичности.
Резкие социальные, политические
и технологические изменения,
неудовлетворенность общепринятыми
социальными ценностями Эриксон
рассматривает как фактор, который также
может серьезно мешать развитию идентичности,
способствуя возникновению чувства неопределенности,
тревоги и разрыва связей с миром. Подростки
испытывают пронзительное чувство своей
бесполезности, душевного разлада и бесцельности,
иногда кидаются в сторону «негативной»
идентичности, делинквентного (отклоняющегося)
поведения. В случае негативного разрешения
кризиса возникает «ролевое смешение»,
расплывчатость идентичности у индивидуума.
Кризис идентичности, или ролевая спутанность,
приводит к неспособности выбрать карьеру
или продолжить образование, иногда к
сомнениям в собственной половой идентичности.
Причиной этого может быть
и чрезмерная идентификация с
популярными героями (кинозвездами,
суператлетами, рок-музыкантами) или представителями
контркультуры (революционные лидеры,
«бритоголовые», делинквентные личности),
вырывающая «расцветающую идентичность»
из ее социального окружения, тем самым
подавляющая и ограничивающая ее.
Положительное качество, связанное
с успешным выходом из кризиса
периода юности, — это верность,
т.е. способность сделать свой
выбор, найти свой путь в
жизни и оставаться верным
взятым на себя обязательствам,
принять общественные устои и
придерживаться их.
6. Молодость: достижение близости
/ изоляция. Шестая психосоциальная
стадия продолжается от поздней
юности до ранней зрелости (от
20 до 25 лет), обозначает формальное
начало взрослой жизни. В целом
это период получения профессии
(«устройства»), ухаживания, раннего
брака, начала самостоятельной
семейной жизни.
Эриксон использует термин интимность
(достижение близости) как многоплановый,
но главное при этом — поддержание взаимности
в отношениях, слияние с идентичностью
другого человека без опасения потерять
самого себя. Именно этот аспект интимности
Эриксон рассматривает как необходимое
условие прочного брака.
Главная опасность на этой
психосоциальной стадии заключается
в излишней поглощенности собой
или в избегании межличностных
отношений. Неспособность устанавливать
спокойные и доверительные личные
отношения ведет к чувству
одиночества, социального вакуума
и изоляции.
Положительное качество, которое
связано с нормальным выходом
из кризиса «интимность / изоляция»,
— это любовь. Эриксон подчеркивает
важность романтической, эротической,
сексуальной составляющих, но рассматривает
истинную любовь и близость шире — как
способность вверять себя другому человеку
и оставаться верным этим отношениям,
даже если они потребуют уступок или самоотречения,
готовность разделить с ним все трудности.
Этот тип любви проявляется в отношениях
взаимной заботы, уважения и ответственности
за другого человека.
7. Зрелость: продуктивность / инертность.
Седьмая стадия приходится на
средние годы жизни (от 26 до 64 лет);
ее основная проблема — выбор
между продуктивностью и инертностъю.
Продуктивность выступает как забота
более старшего поколения о тех, кто придет
им на смену, — о том, как помочь им упрочиться
в жизни и выбрать верное направление.
Хороший пример в данном случае — чувство
самореализации у человека, связанное
с достижениями его потомков.
Если у взрослых людей
способность к продуктивной деятельности
настолько выражена, что преобладает
над инертностью, то проявляется
положительное качество данной
стадии — забота.
Те взрослые люди, кому не
удается стать продуктивными,
постепенно переходят в состояние
поглощенности собой, когда основной
предмет заботы — их собственные,
личные потребности и удобства.
Эти люди не заботятся ни
о ком и ни о чем, они
лишь потворствуют своим желаниям.
С утратой продуктивности прекращается
функционирование личности как
деятельного члена общества, жизнь
превращается в удовлетворение
собственных нужд, обедняются межличностные
отношения. Это явление — «кризис
старшего возраста» — выражается
в чувстве безнадежности, бессмысленности
жизни.
8. Старость: целостность эго / отчаяние.
Последняя психосоциальная стадия
(от 65 лет до смерти) завершает
жизнь человека. Практически во всех
культурах этот период знаменует начало
старости, когда человека одолевают многочисленные
нужды: приходится приспосабливаться
к тому, что убывает физическая сила и
ухудшается здоровье, привыкать к более
скромному материальному положению и
уединенному образу жизни, адаптироваться
к смерти супруга и близких друзей, а также
к установлению отношений с людьми своего
возраста. В это время фокус внимания человека
сдвигается от забот о будущем к прошлому
опыту, люди оглядываются назад и пересматривают
свои жизненные решения, вспоминают о
своих достижениях и неудачах. Эриксона
интересовала эта внутренняя борьба, этот
внутренний процесс переосмысления собственной
жизни.
По убеждению Эриксона, для этой
последней фазы жизни характерен не столько
новый психосоциальный кризис, сколько
суммирование, интеграция и оценка всех
прошлых стадий развития Эго: «Только
у того, кто каким-то образом заботился
о делах и людях, кто переживал триумфы
и поражения в жизни, кто был вдохновителем
для других и выдвигал идеи — только у
того могут постепенно созревать плоды
семи предшествовавших стадий. Я не знаю
лучшего определения для этого, чем эго-интеграция
(целостность)».
Чувство интеграции Эго основывается
на способности человека оглядеть
всю свою прошлую жизнь (включая
брак, детей и внуков, карьеру,
достижения, социальные отношения)
и смиренно, но твердо сказать
себе: «Я доволен». Неотвратимость
смерти больше не страшит, поскольку
такие люди видят продолжение
себя или в потомках, или в
творческих достижениях. Эриксон
полагает, что только в старости приходит
настоящая зрелость и полезное чувство
«мудрости прожитых лет». Но в то же время
он отмечает: «Мудрость старости отдает
себе отчет в относительности всех знаний,
приобретенных человеком на протяжении
жизни в одном историческом периоде. Мудрость
— это осознание безусловного значения
самой жизни перед лицом самой смерти».