Психосоциальные стадии развития личности по Э. Эриксону

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:14, реферат

Краткое описание

Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает свое окружение как надежное и предсказуемое; он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от нее. Чувство недоверия, страха, подозрительности появляется, если мать ненадежна, несостоятельна, отвергает ребенка; оно может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери центром ее жизни, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время (скажем, возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребенка). Способы обучения доверию или подозрительности в разных культурах не совпадают, но универсален сам принцип: человек доверяет социуму, исходя из меры доверия к матери.

Вложенные файлы: 1 файл

Психосоциальные стадии развития личности по Э. Эриксону..docx

— 23.21 Кб (Скачать файл)

На противоположном полюсе находятся  люди, относящиеся к своей жизни  как к череде нереализованных  возможностей и ошибок. Теперь, на закате жизни, они осознают, что уже слишком  поздно начинать все сначала или  искать какие-то новые пути, чтобы  ощутить целостность своего Я. Недостаток или отсутствие интеграции проявляется  у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости  и озабоченности тем, что «может случиться». Эриксон выделяет два преобладающих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, что Жизнь нельзя прожить заново, и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.

 В книге «Жизненная вовлеченность  в старости» (1986), написанной в  соавторстве, Эриксон рассуждает о путях оказания помощи пожилым людям в достижении чувства эго-интеграции. Книга основана на изучении историй многих людей в возрасте старше семидесяти лет. Эриксон прослеживал истории их жизни, анализировал, как они справлялись с жизненными проблемами на предыдущих стадиях. Он приходит к выводу о том, что пожилые люди должны участвовать в таких видах деятельности, как воспитание внуков, политика, оздоровительные физкультурные программы, если они хотят сохранить жизнеспособность в преддверии снижения физических и психических способностей. Коротко говоря, Эриксон настаивает на том, что если пожилые люди заинтересованы в сохранении целостности своего Я, то они должны гораздо больше делать, чем просто размышлять о прошлом.

 Модель психосоциального развития  личности представляет значительный  интерес для психологии личности  и возрастной психологии. Несмотря  на некоторую абстрактность основных  понятий и положений теории, идеи Эриксона получили широкую известность, дали толчок некоторым эмпирическим исследованиям (например, работам Д. Марсиа по изучению предпосылок и последствий формирования идентичности у подростков), нашли практическое применение в области индивидуального и профессионального консультирования, в сфере образования и социальной работы.

 


Информация о работе Психосоциальные стадии развития личности по Э. Эриксону