Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 00:07, реферат
Типология К.Г. Юнга кардинально отличается от всех других типологий, которые, как правило, ограничиваются описанием поведения людей и классификацией этого поведения. Типология К.Г. Юнга - это типология здоровых людей, позволяющая понять и психику больного человека, а не наоборот, как это обычно бывает. Но она не совершенна. Юнг дал лишь контурную карту человеческих типов, требующую доделки и завершения.
Давайте рассмотрим более подробно, как Юнг подошел к проблеме определения типов, и какое он дал описание для сделанного им в своей работе «Психологические типы» схематического распределения типов.
Введение...................................................................................................................3
Общие типы установки......................................................................................4
Основные психологические функции..............................................................6
Описание психологических типов.
3.1 Экстравертный тип....................................................................................7
3.1.1 Экстравертный мыслительный тип..............................................7
3.1.2 Экстравертный чувствующий тип................................................8
3.1.3 Экстравертный ощущающий тип...............................................10
3.1.4 Экстравертный интуитивный тип...............................................10
3.2. Интровертный тип..................................................................................11
3.2.1 Интровертный мыслительный тип.............................................12
3.2.2 Интровертный чувствующий тип...............................................13
3.2.3 Интровертный ощущающий тип................................................14
3.2.4 Интровертный интуитивный тип................................................15
Заключение.............................................................................................................17
Список использованной литературы.................
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра истории и психологии
Реферат по дисциплине:
«Психология и педагогика»
на тему: «Психосоциотипы
по К.Г. Юнгу»
Выполнил: ст. гр. ПО-41
Сидуков А.В.
Проверил: ст. преподаватель
Таникова А. А.
Йошкар-Ола
2012
Содержание
Введение......................
3.1 Экстравертный тип...........................
3.1.1 Экстравертный мыслительный тип...........................
3.1.2 Экстравертный чувствующий тип...........................
3.1.3 Экстравертный ощущающий тип...........................
3.1.4 Экстравертный интуитивный тип...........................
3.2. Интровертный тип...........................
3.2.1 Интровертный мыслительный тип...........................
3.2.2 Интровертный чувствующий тип...........................
3.2.3 Интровертный ощущающий тип...........................
3.2.4 Интровертный интуитивный тип...........................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение
Современная наука соционика берет
свое начало из работы известного американского
психолога К.Г. Юнга. Типология К.Г.
Юнга являлась наиболее зрелой для
понимания совместимости и
Типология К.Г. Юнга кардинально отличается
от всех других типологий, которые, как
правило, ограничиваются описанием
поведения людей и
Давайте рассмотрим более подробно, как Юнг подошел к проблеме определения типов, и какое он дал описание для сделанного им в своей работе «Психологические типы» схематического распределения типов.
1. Общие типы установки
К.Г. Юнг в своем подходе к
определению психологических
Общие типы установки отличаются друг
от друга своеобразной установкой по
отношению к объекту. У интровертного
типа отношение к нему абстрагирующее;
в сущности, он постоянно заботится,
как бы отвлечь свое я от объекта,
как если бы ему надо оградить себя
от чрезмерной власти объекта. Экстравертный
тип, напротив, относится к объекту
положительно. Он утверждает его значение
постольку, поскольку он постоянно
ориентирует свою субъективную установку
по объекту и вводит ее в отношение
к нему. В сущности, объект никогда
не имеет для него достаточно ценности,
поэтому значение его постоянно
приходится повышать. С биологической
точки зрения, отношения между
объектом и субъектом есть всегда
отношение приспособления, ибо всякое
отношение между объектом и субъектом
предполагает видоизменяющееся воздействия
одного на другой. Эти видоизменения
и составляют приспособление или
адаптацию. Поэтому типическая установка
по отношению к объекту суть процессы
приспособления. Природа знает два,
коренным образом различных варианта
адаптации и две, обусловленные
ими возможности
В своей работе Юнг показал, что общий тип установки не зависит от воспитания, общества или культуры, у двоих двойняшек, воспитывавшихся в одной семье, например, могут быть разные типы установки. Сам Юнг приписывает это различие к человеческой склонности к установке того или иного типа, то есть человеку полезнее или легче приспособляться тем, а не иным способом. Но с другой стороны, Юнг рассматривал эти две установки как противоположные механизмы психической деятельности, которые свойственны каждому человеку. Однако внешние обстоятельства и внутренняя диспозиция очень часто благоприятствуют работе одного механизма в ущерб другому. Естественно, это влечет перевес в сторону работы одного механизма. И если такое состояние по определенным причинам становится преобладающим, то вследствие из этого и возникает тип, то есть привычная установка, в которой один механизм постоянно господствует, считал К.Г. Юнг.
2. Основные психологические функции
Гипотеза об экстраверсии и интроверсии позволила Юнгу, прежде всего, выделить две обширные группы психологических личностей. Но подобное группирование носит столь поверхностный и общий характер, что допускает лишь самое общее различие. Более детальное исследование индивидуальной психологии представителей любой из этих групп, тот час же показывает огромное различие между отдельными индивидами, принадлежащими, несмотря на это, к одной и той же группе. Поэтому Юнгу пришлось сделать еще один шаг в своем исследовании с целью обосновать данное различие между индивидами. Юнг сделал еще одно распределение индивидов, помимо разделения по их универсальному признаку экстраверсии и интроверсии, по их отдельным психологическим функциям. Внешние обстоятельства не только вызывают преобладание экстраверсии или интроверсии, но и способствуют, кроме того, преобладанию у индивида одной из основных функций над другими. Юнг называл основными психологическими функциями, - а именно такими, которые существенно отличаются от всех прочих, - мышление, чувство, ощущение и интуицию (в современной соционике это, соответственно, логика, сенсорика, этика и интуиция). Если одна из этих функций привычно господствует над другими, то формируется соответствующий психологический тип. В соответствии с преобладанием одной из основных психологических функций Юнг различал мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы. Каждый из этих типов, кроме того может быть экстравертным или интровертным, смотря по отношению к объекту. В результате Юнг получил разделение на 8 психологических типов, среди которых он выделял рациональные и иррациональные типы, по принципу обоснования своих действий либо разумом, либо своим восприятием. Этим 8 психологическим типам Юнг дал описание в своей работе «Психологические типы», которое мы рассмотрим более подробно с точки зрения самого Юнга.
3. Описание психологических типов
3.1. Экстравертный тип
Известно, что каждый человек ориентируется
по тем данным, которые ему передает
внешний мир. Однако это может
происходить различными способами.
Например, тот факт, что на дворе
холодно, одному дает повод тот час
же надеть пальто, другой же, имея намерение
закалятся, находит этот факт излишним.
Первый в этом случае ориентируется
по данным внешних факторов, а другой
сохраняет свое особое воззрение, которое
воздвигается между ним и объективно
данным. И если ориентирование по объекту
и объективно данному преобладает
настолько, что чаще всего самые
важные решения и действия обуславливаются
не субъективными воззрениями, а
объективными обстоятельствами, то мы
говорим об экстравертной установке.
Если она оказывается привычной,
то мы говорим об экстравертном типе.
Если человек мыслит, чувствует и
действует, одним словом живет так,
как это непосредственно
3.1.1 Экстравертный мыслительный тип
Как показывает опыт, основные психологические функции в одном и том же индивиде редко или почти никогда не обладают одинаковой силой или одинаковой степенью развития. Обычно одна из функций имеет перевес как по развитию, так и по силе. И, если среди психологических функций, первенство выпадает на долю мышления, то есть индивид исполняет свое дело, руководствуясь главным образом головным рассуждением так, что все сколько-нибудь важные поступки проистекают из интеллектуально помысленных мотивов или, по крайней мере по тенденции своей, должны были бы вытекать из них, то речь идет о мыслительном типе. Такой тип может быть либо интровертным, либо экстравертным. Здесь мы прежде всего займемся экстравертным мыслительным типом.
Это будет человек, который имеет стремление ставить всю совокупность своих жизненных проявлений в зависимость от интеллектуальных выводов, в конечном счете ориентирующихся по объективно данному или по объективным фактам, или по общезначимым идеям. Человек такого типа придает решающую силу объективной действительности или соответственно ее объективно ориентированной интеллектуальной формуле, причем не только по отношению к самому себе, но и по отношению к окружающей среде. Этой формулой измеряется добро и зло, ею определяется прекрасное и уродливое. Верно все то, что соответствует этой формуле, неверно то, что ей противоречит, и случайно то, что проходит мимо ее. Подобно тому, как экстравертный мыслительный тип подчиняется своей формуле, так должна подчинятся ей и окружающая его среда, для ее собственного блага, ибо тот, кто этого не делает, тот не прав, он противится мировому закону, и поэтому неразумен, аморален и бессовестен. Если формула достаточно широка, то этот тип может сыграть в общественной жизни чрезвычайно полезную роль в качестве реформатора, публичного обвинителя и очистителя совести или же пропагандиста важных новшеств. Но чем уже формула, тем скорее этот тип превращается в брюзгу, рассудочника и самодовольного критика, который бы хотел втиснуть себя и весь мир в какую-нибудь схему.
Соответственно с сущностью
экстравертной установки
3.1.2 Экстравертный чувствующий тип.
Чувство в экстравертной установке
ориентируется по объективно данному,
то есть объект является неизбежной детерминантой
самого способа чувствования. Экстравертное
чувство, по возможности, освободило себя
от субъективного фактора и
Если экстравертное чувство имеет примат, то мы говорим об экстравертном чувствующем типе. Такого рода индивидуум живет, руководствуясь своим чувством. Благодаря воспитанию, чувство и такого индивидуума развилось до функции, приноровленной и подчиненной сознательному контролю. В случаях, не представляющих собой крайности, чувство имеет личный характер, хотя субъективный элемент был уже в некоторой мере подавлен, поэтому личность оказывается приноровленной к объективным условиям. Чувства согласуются с объективными ситуациями и общезначимыми ценностями. Это нигде не проявляется так ясно, как в так называемом выборе объекта любви: любят «подходящего» мужчину (или женщину), а не какого-нибудь другого, то есть такого, который отвечает всем разумным требованиям в отношении сословия, возраста, имущественного состояния, значительности и почтенности своей семьи. Но нужно заметить, что чувство у данного типа – подлинное, а не выдуманное от «разума».
«Правильно» чувствовать можно
лишь тогда, когда иное не мешает чувству.
Но ничто так не мешает чувству, как
мышление. Поэтому без дальнейших
разъяснений понятно, что мышление
у данного типа по возможности
подавляется. Этим мы не хотим сказать,
что такой индивидуум вообще не думает,
напротив, такой человек думает,
и, может быть, думает очень много
и умно, но его мышление будет
только придатком к его чувству.
Насколько ему позволило