Психотерапевтический контакт и его роль в организации и стабилизации терапевтических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:05, реферат

Краткое описание

Психотерапевтический контакт подразумевает установление между пациентом и терапевтом устойчиво позитивных, открытых отношений взаимного понимания и доверия[9]. Решающий вклад в «выстраивание», формирование эффективных отношений должен внести, разумеется, психотерапевт. Он проявляет уважение к пациенту как личности, принимает его без морального осуждения и критики, проявляет желание помочь ему. Психотерапевтический контакт является базовым лечебным фактором.

Содержание

Введение..................................................................................................................2
1. Психотерапевтический контакт и его основные аспекты...............................3
2. Процесс психотерапевтического контакта и его роль в построении терапевтических отношений..................................................................................7
Заключение.............................................................................................................14
Список литературы................................................................................................15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 36.29 Кб (Скачать файл)

Символика ортодоксальной школы 3. Фрейда почти полностью исчерпывается сексуальными символами, но в других школах дело обстоит иначе. У К.Г. Юнга солнце и ветер олицетворяют мужское начало, земля и вода - женское; в символику его школы входит понятие об архетипах-элементах передающего по наследству "коллективного бессознательного".

Экзистенциальная символика  охватывает основные жизненные понятия - "путь", "смерть", "человек", "неудача", "преграда" и т.п. Например, дорога - символ жизненного пути, кольцевая дорога - безвыходность, повторяемость; заборы, стены - преграды на пути к цели; лестница - карьера, путь наверх и т.д.

Именно, в связи с этим сновидения, связанные с полетами, невесомостью, необыкновенной легкостью, рассматриваются психоаналитиками как символика полового акта. К  этим же признакам полового акта (в  психосоматическом аспекте) относится  кожный зуд и последующее его  облегчение, связанное с чесанием, эйфория после снятия болевого синдрома и др. В рамках инфантильной сексуальности  по этим же признакам к половому акту относится сосание ребенком материнской груди, ласки матери (все тело маленького ребенка представляет собой единую эрогенную зону) , мочеиспускание и дефекация и пр. Если говорить шире, то и во взрослой сексуальности  многие действия имеют символический  характер. Ласки нижней части тела - целование ног, куннилингус, поза на коленях и пр. символизируют покорность, подчиненность одного партнера по отношению  к другому. К этому же относятся  определенные слова и фразы, например: "я - твой раб", "ты - мой хозяин", "делай со мной, что хочешь" и т.д. В ролевом поведении сексуальных  партнеров символика развита  очень широко, она находит отражение  в традициях и обрядах, связанных  со взаимоотношениями полов.

Психотерапия - это не наука  или искусство говорить, внушать  или убеждать. Правильнее сказать - эта задача тоже входит в систему  психотерапии, но она не является первоочередной. Главные задачи - умение наблюдать  и умение слушать и понимать пациента.

Бессознательное можно изучать  не только при помощи прожективных тестов, в гипнозе, при анализе  сновидений и фантазий. Целенаправленное наблюдение больного дает необычайно много для понимания его бессознательных мотиваций.

Сознание, конечно, контролирует бессознательное, но не полностью, иначе  говоря, в различной степени, а  также по-разному в различных  ситуациях. Бессознательные мотивы лучше всего защищены в общественных поступках, в ситуациях, относящихся  к престижу, самоутверждению. Однако сам характер этого контроля, этого  прикрытия позволяет получить материал о более глубоких процессах. Очень  важно видеть нарушение чувства  меры в этом контроле, особенно в  сторону его увеличения, усиления. Характерный пример приводит А.С. Пушкин: "Слово это (prude) означает женщину, чрезмерно щекотливую в своих понятиях о чести (женской) - недотрогу. Таковое свойство предполагает нечистоту воображения, отвратительную в женщине, особенно молодой... невинность есть лучшее украшение молодости. Во всяком случае, прюдство или смешно, или несносно". Таким образом, мы видим, что чрезмерный, нарочитый контроль приводит к обратным результатам, производя неблагоприятное впечатление. То же самое имеет место при употреблении эвфемизмов - слов-заменителей, "смягчающих" слишком точное или откровенное обозначение понятий, чаще всего относящихся к половой жизни - свидетельствует о претенциозности, сообщает личности отпечаток провинциальности.

Близко к этому употребление стандартных выражений, носящих  утрированно социально-положительный  характер ("у нас прекрасная семья", "мы с мужем никогда не ссоримся", "мне ничего не надо, лишь бы детям  было хорошо" и др.). Обычно это  свидетельствует о некоторой  умственной ограниченности человека, не способного понять, что все это  лишь довольно грубо сделанная психологическая  защита. В большинстве случаев  с течением времени возрастает доверие  и открытость больного (клиента), но требуется терпение психотерапевта. Помогает прием преднамеренного "угадывания" некоторых фактов анамнеза или ситуации, сложившейся у клиента. В основе этого эффективного приема лежит  опыт аналитика и знание определенного  набора типичных личностных проблем, типичных ситуаций и т.д., но на пациента это может произвести необычайно сильное впечатление от способности врача "видеть все насквозь", наличия у него глубокой интуиции и т.д.)[10].

Контроль может ослабеть от соматических и, вообще, биологических  причин: возрастного фактора (климактерический период и др.), астении после различных  заболеваний, травмы черепа, влияния  алкоголя и наркотических средств, переутомления и т.д. Ослабление контроля (временное или постоянное) может быть следствием психогенных  воздействий (психическая травма, стресс, ситуативные факторы, в частности, семейные).

Усиление контроля может  быть вызвано воспитанием, особенностями  характера, ответственной обстановкой  или целью. Однако, следует подчеркнуть, что управление контролем над  бессознательным, по крайней мере частично, зависит от самого бессознательного.

Кроме усиления и уменьшения контроля, следует рассмотреть его  распределение во времени и пространстве. Контроль неравномерен. По-видимому, он зависит от биоритмов организма, от суточных колебаний настроения, даже от времени года и климатических  условий. Что касается его распределения  в пространстве, то речь идет, главным  образом, о невербальных реакциях - жестах, мимике, позах, походке, осанке, степени напряжения и расслабления различных мышц тела и т.д. Одним  из наиболее важных объектов наблюдения является лицо, что дало в свое время  импульс такой науке как физиогномика, одним из основателей которой  был Лафатер, а в России о ней  писал И.А. Сикорский.

Не углубляясь в детали, можно сказать, что на лице выделяются два поля наблюдения - верхнее (лоб, глаза, нос) и нижнее (рот, нижняя челюсть). Верхнее поле обычно контролируется лучше. По-видимому, это связано с  тем, что при общении большую  роль играет взаимное осматривание друг друга. Нижняя часть лица становится особенно характерной лишь в определенные моменты - когда человек ест, когда он в гневе ("оскал"), выражает некоторые элементы удовольствия (облизывается, причмокивает губами и т.д.).

Важное значение имеет  наблюдение рук пациента, особенно его пальцев (тревога, гнев,), сцепление  рук (верхняя защита). Многое означает несоответствие смысла речи и жеста, который иногда идет даже вразрез  с тем, что говорит человек. Это  свидетельствует либо о душевной дисгармонии, либо о примитивности, недифференцированиости личности. Конечно, учитываются и сосудистые реакции (окраска кожных покровов, гипергидроз  и т.д.). Распределение красных  и розовых пятен па лице, шее, груди  имеет серьезное значение.

Дисгармоничность различных  частей тела может быть скрытой, т.е. проявляться лишь в определённых ролевых ситуациях, при определенных условиях (утомление, стресс, внезапно возникающее препятствие при  важной для пациента деятельности - например, при половом акте и т.д.). Она проявляется в танцах, ритмике, пантомиме, разыгрывании этюдов и т.д. В этот период выявляются бессознательные  мотивы, конфликты, переживания, которые  как бы прорываются через привычные, социализированные моторные и речевые  реакции[10].

Наличие постоянного глубокого психотерапевтического контакта, который, в конечном итоге, обеспечивает успех всего лечения – главное условие в терапевтических отношениях психотерапевта и его клиента.

 

 

 

 

 

 

 

                                  Заключение

Установление психотерапевтического  контакта в построении терапевтических  отношений между терапевтом и  его пациентом – самое важное условие психотерапевтической сессии. Без такого контакта психотерапия будет  просто напросто бессмысленной и  непродуктивной. Между психотерапевтом и пациентом обязательно должно быть взаимопонимание, необходимое для оптимального психотерапевтического контакта.  Достигается он как вербальными средствами общения, так и невербальными. Все психотерапевтические направления подчеркивают значение психотерапевтического контакта между терапевтом и пациентом не только для создания оптимальных условий лечения, но и как инструмента психологического влияния, способного приводить к позитивным переменам в чувствах, отношениях и поведении пациента.

Хороший контакт – не только условие психотерапии, но и в ряде случаев ее суть. В психотерапии контакт понимается и описывается по–разному, но главное – то, что он играет ведущую роль в организации и стабилизации терапевтических отношений, являясь базовым лечебным фактором и обеспечивая успех всего лечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Список литературы

1. Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций. – СПб.: «Академический проект», 1997. – 335с.

2. Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А., Кочарян А.С. Основы психотерапии: Учебное пособие для студентов вузов. – К.: Ника-Центр; М.: Алетейа, 1999. – 320с.

3. Вайнер И. Основы психотерапии / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 288с.

4. Кондрашенко В.Т., Донской, Игумнов С.А. Общая психотерапия: Учебное пособие. – Мн.: Выш. Шк., 2003. – 464с. 

5. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 416с.

6. Носачев Г.Н. Введение в психотерапию: Учебное пособие. – Самара: Самарский Дом  печати, 1997. – 312с.

7. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512с.

8. Основные направления современной психотерапии / Научн. ред. А.М.Боковиков. – М.: «Когито-Центр», 2000. – 379с.

9. Психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: «Питер», 2000.- 544с.

10. Справочник практического психолога: Психотерапия / сост. С.Л.Соловьева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 575с.

11. Тукаев Р.Д. Психотерапия: структуры и механизмы. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2003. – 296с.

12. Шавердян Г.М. Основы психотерапии. – СПб.: Питер, 2007. – 208с.

 

 

 


Информация о работе Психотерапевтический контакт и его роль в организации и стабилизации терапевтических отношений