Психотехнологии в работе смолодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 14:54, реферат

Краткое описание

В настоящий момент ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Они могут профессионально помогать всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни. В первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане (пожилым людям; инвалидам; детям, лишенным нормального семейного воспитания; лицам с психическими расстройствами; алкоголикам; наркоманам; больным СПИДом; семьям из группы “риска”; лицам с девиантным поведением).Они не только снимают социальную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов, призванных полнее выразить интересы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 46.47 Кб (Скачать файл)

13.  Психологический климат. Психолог должен создать общий психологический климат принятия другого человека, в котором отсутствуют осуждение и оценивание.

При использовании детских и подростковых программ учитываются следующие особенности возраста: относительная сохранность естественных механизмов интеграции психики, высокая скорость всех психических процессов, низкий уровень развития сознания, большая открытость бессознательного и высокая внушаемость, высокая спонтанность и пластичность психики.

Основными видами деятельности у ребенка являются игра и учеба, общение также имеет в основном игровые формы. Это накладывает дополнительные условия при конструировании психосоциальных программ для детей: все они должны иметь игровой формат, опираться на телесные техники и включать творческую работу с образами.

Все словесные инструкции должны минимизироваться, необходимо абсолютно исключить оценивание и жесткие команды. Смысловая настройка должна иметь метафорическую форму — сказки, фантазии — и быть предельно обобщенной и положительной по содержанию: добро, радость, жизнь. Сложные контексты преодоления, борьбы, а также темы страданий ("страшная сказка") можно использовать лишь в специфических терапевтических целях (например, при реабилитации детей- беженцев, сирот и т. п.).

При работе с подростками можно использовать больше элементов учебного формата. У подростков более выражено подавление эмоций, они уже не столько времени проводят в подвижных играх и творчестве, в связи с этим необходимы более сложная корректировка дыхания, обучение навыкам саморегуляции, восстановление процесса естественного сна.

Продолжительность занятий для детей и подростков не должна быть более 2 часов.

Профессиональная этика психолога — это необходимость придерживаться в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения. В первую очередь это касается взаимоотношений с испытуемыми, респондентами, клиентами, обращающимися за психологической помощью.

Практический психолог не должен использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие достоинство клиентов или их интересы. Психолог должен соблюдать гарантии конфиденциальности — неразглашения сообщенных сведений. Ему следует информировать клиентов о целях работы и сути назначенных мер. При проведении психотерапевтических процедур психолог исходит из принципа ненанесения вреда клиенту, соблюдает принципы деонтологии и врачебной этики. Психолог не должен использовать клиентов для решения своих личных проблем. Необходимо отметить, что в настоящее время нет юридических оснований для деятельности психологов, вследствие чего профессиональная этика специалиста является единственной гарантией от недобросовестной работы и злоупотребления.

Психолог — агент интенсивного влияния на человека, и в большинстве психотехнологий его личность является важнейшим фактором психологического воздействия. В связи с этим кроме этических и профессиональных требований большое значение имеют человеческие качества психолога: физические, психические, социальные и духовные.

К психотехнологиям относятся такие методы как: гипноз, метод Ануашвилли, программы «Псибазис», «Гипнарт» и др.. Все это достаточно экзотические, редкие техники. Нас будет в первую очередь интересовать Нейро-лингвистическое программирование, которое сейчас широко распространено и продолжает увеличивать свой ареал.

4.1.1. Понятие психотехнологий диагностики

 

  Практическая психологическая деятельность психосоциальных работников выражается в использовании в работе с клиентами психотехнологий, методов, приемов, психологических средств, которые помогают диагностировать и разрешать психологические проблемы клиентов. Сами психотехнологии социальной работы разрабатываются на основе ряда общих и частных психологических теорий, некоторые из которых рассматривались выше. 
  Исходя из предмета, структуры и функций психологии социальной работы (см. 1.2.), весь смысл которой, как отмечалось, состоит в оптимизации социализации, психосоциальной адаптации и, в случае необходимости, психологической реабилитации клиентов, в оказании им психосоциальной помощи в разрешении возникших психологических и психосоциальных проблем, целесообразно весь богатый арсенал современной психологической практики социальной работы подразделить на 3 группы: 1) психотехнологии диагностики; 2) психотехнологии коррекции и реабилитации, использование которых исправляет и улучшает процесс социализации и механизмы адаптации; 3) психотехнологии профилактики возникновения психосоциальных проблем клиентов. В практической работе последние используются также и в реабилитационных целях и поэтому рассматриваются вместе с коррекционными психотехнологиями (например, психологическое консультирование). 
  Постановка правильного диагноза и установление причин психологических проблем, возникших у клиентов, имеет, как вполне понятно, исключительное значение для последующего процесса коррекции установленных неадекватных состояний клиентов. Поэтому разработке и практическому использованию психодиагностического инструментария в истории развития психологии обращалось огромное внимание. Крупнейшими исследователями в области психодиагностики считаются ее основатели Ф. Гальтон и Дж. Кеттел, а также А. Анастази, А. Бине, Ч. Спирмен, Э. Торндайк, Г. Айзенк, Р. Кеттел, Д. Роттер, Л.Ф. Бурлачук, А.Г. Шмелев и др. Сама психодиагностика, как наука и дисциплина определяется в современной психологии как «область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности». 
  Психодиагностика, как метод, является основным способом сбора, обработки и анализа данных и реализуется в конкретных диагностических методиках - тестах. Психодиагностические тесты подразделяются по различным основаниям. Так, по предмету диагностики, личности выделяются тесты способностей (в частности, тесты для исследования интеллекта), тесты личности (в т.ч. социально-психологические). Важнейшей формой психодиагностических тестов являются опросники.

 


Информация о работе Психотехнологии в работе смолодежью