Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 14:54, реферат
В настоящий момент ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Они могут профессионально помогать всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни. В первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане (пожилым людям; инвалидам; детям, лишенным нормального семейного воспитания; лицам с психическими расстройствами; алкоголикам; наркоманам; больным СПИДом; семьям из группы “риска”; лицам с девиантным поведением).Они не только снимают социальную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов, призванных полнее выразить интересы
13. Психологический климат. Психолог должен создать общий психологический климат принятия другого человека, в котором отсутствуют осуждение и оценивание.
При использовании детских и подростковых программ учитываются следующие особенности возраста: относительная сохранность естественных механизмов интеграции психики, высокая скорость всех психических процессов, низкий уровень развития сознания, большая открытость бессознательного и высокая внушаемость, высокая спонтанность и пластичность психики.
Основными видами деятельности у ребенка являются игра и учеба, общение также имеет в основном игровые формы. Это накладывает дополнительные условия при конструировании психосоциальных программ для детей: все они должны иметь игровой формат, опираться на телесные техники и включать творческую работу с образами.
Все словесные инструкции должны минимизироваться, необходимо абсолютно исключить оценивание и жесткие команды. Смысловая настройка должна иметь метафорическую форму — сказки, фантазии — и быть предельно обобщенной и положительной по содержанию: добро, радость, жизнь. Сложные контексты преодоления, борьбы, а также темы страданий ("страшная сказка") можно использовать лишь в специфических терапевтических целях (например, при реабилитации детей- беженцев, сирот и т. п.).
При работе с подростками можно использовать больше элементов учебного формата. У подростков более выражено подавление эмоций, они уже не столько времени проводят в подвижных играх и творчестве, в связи с этим необходимы более сложная корректировка дыхания, обучение навыкам саморегуляции, восстановление процесса естественного сна.
Продолжительность занятий для детей и подростков не должна быть более 2 часов.
Профессиональная этика психолога — это необходимость придерживаться в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения. В первую очередь это касается взаимоотношений с испытуемыми, респондентами, клиентами, обращающимися за психологической помощью.
Практический психолог не должен использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие достоинство клиентов или их интересы. Психолог должен соблюдать гарантии конфиденциальности — неразглашения сообщенных сведений. Ему следует информировать клиентов о целях работы и сути назначенных мер. При проведении психотерапевтических процедур психолог исходит из принципа ненанесения вреда клиенту, соблюдает принципы деонтологии и врачебной этики. Психолог не должен использовать клиентов для решения своих личных проблем. Необходимо отметить, что в настоящее время нет юридических оснований для деятельности психологов, вследствие чего профессиональная этика специалиста является единственной гарантией от недобросовестной работы и злоупотребления.
Психолог — агент интенсивного влияния на человека, и в большинстве психотехнологий его личность является важнейшим фактором психологического воздействия. В связи с этим кроме этических и профессиональных требований большое значение имеют человеческие качества психолога: физические, психические, социальные и духовные.
Практическая психологическая
деятельность психосоциальных работников
выражается в использовании в работе с
клиентами психотехнологий, методов, приемов,
психологических средств, которые помогают
диагностировать и разрешать психологические
проблемы клиентов. Сами психотехнологии
социальной работы разрабатываются на
основе ряда общих и частных психологических
теорий, некоторые из которых рассматривались
выше.
Исходя из предмета, структуры и функций
психологии социальной работы (см. 1.2.),
весь смысл которой, как отмечалось, состоит
в оптимизации социализации, психосоциальной
адаптации и, в случае необходимости, психологической
реабилитации клиентов, в оказании им
психосоциальной помощи в разрешении
возникших психологических и психосоциальных
проблем, целесообразно весь богатый арсенал
современной психологической практики
социальной работы подразделить на 3 группы:
1) психотехнологии диагностики; 2) психотехнологии
коррекции и реабилитации, использование
которых исправляет и улучшает процесс
социализации и механизмы адаптации; 3)
психотехнологии профилактики возникновения
психосоциальных проблем клиентов. В практической
работе последние используются также
и в реабилитационных целях и поэтому
рассматриваются вместе с коррекционными
психотехнологиями (например, психологическое
консультирование).
Постановка правильного диагноза и установление
причин психологических проблем, возникших
у клиентов, имеет, как вполне понятно,
исключительное значение для последующего
процесса коррекции установленных неадекватных
состояний клиентов. Поэтому разработке
и практическому использованию психодиагностического
инструментария в истории развития психологии
обращалось огромное внимание. Крупнейшими
исследователями в области психодиагностики
считаются ее основатели Ф. Гальтон и Дж.
Кеттел, а также А. Анастази, А. Бине, Ч.
Спирмен, Э. Торндайк, Г. Айзенк, Р. Кеттел,
Д. Роттер, Л.Ф. Бурлачук, А.Г. Шмелев и др.
Сама психодиагностика, как наука и дисциплина
определяется в современной психологии
как «область психологической науки, разрабатывающая
теорию, принципы и инструменты оценки
и измерения индивидуально-психологических
особенностей личности».
Психодиагностика, как метод, является
основным способом сбора, обработки и
анализа данных и реализуется в конкретных
диагностических методиках - тестах. Психодиагностические
тесты подразделяются по различным основаниям.
Так, по предмету диагностики, личности
выделяются тесты способностей (в частности,
тесты для исследования интеллекта), тесты
личности (в т.ч. социально-психологические).
Важнейшей формой психодиагностических
тестов являются опросники.