Психофизиологическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 10:43, реферат

Краткое описание

Её предметом является изучение профессиональной деятельности как особой формы поведения человека, деятельности эффективной, свойственной профессионалу.
Теоретические исследования направлены на выяснение духовных, психических и физических механизмов обеспечения профессиональной деятельности.

Содержание

Введение.......................................................................................................
1. Психофизиологическая проблема......................................................
2. История, предмет и задачи психофизиологии профессиональной деятельности.........................................................................................
3. Методы исследования в психофизиологии профессиональной деятельности...........................................................................................
Заключение...........................................................................................................
Список литературы.............................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Психофизиология профессиональной деятельности реферат.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Указанные задачи не исчерпывают всей проблематики психофизиологии  профессиональной деятельности, всех ее направлений и целей, а лишь являются основными. Наряду с ними, существует, и категория традиционных задач, в частности, это разработка основ специального направления — профессиографического, суть которого — психофизиологическая характеристика основных профессий, определение требований профессий к личности, изучение мира профессий в целом. Это и так называемая карьеровая психология, точнее — та ее часть, которая рассматривает психофизиологические закономерности процесса профессионализации личности, начиная от этапов профессиональной ориентации и обучения и кончая завершающими этапами профессиональной биографии (Карпов А.В.).

3. Методы исследования  в психофизиологии профессиональной  деятельности

 

Психофизиология – экспериментальная  наука, поэтому важное значение имеет  применение адекватных методов исследования. К основным методам психофизиологического  исследования относят следующие.

Электрофизиологические  методы исследования в психофизиологии 

Основными методами регистрации физиологических  процессов в психофизиологии  являются электрофизиологические методы, так как в физиологической  активности клеток, тканей и органов  особое место занимает электрическая составляющая. Электрические потенциалы отражают физико-химические следствия обмена веществ, сопровождающие все основные жизненные процессы, и поэтому являются исключительно надежными, универсальными и точными показателями течения любых физиологических процессов.

К наиболее широко используемым методам относятся регистрация  импульсной активности нервных клеток, регистрация электрической активности кожи, электроэнцефалография, электроокулография, электромиография и электрокардиография. В последнее время в психофизиологию внедряется новый метод регистрации электрической активности мозга – магнитоэнцефалография и изотопный метод (позитронно-эмиссионная томография) (рис. 5)

 


 

 



Рисунок 5. - Основные методы психофизиологического исследования.

 

Электроэнцефалография - в традиционной психофизиологии широко используется метод регистрации биоэлектрической активности мозга – электроэнцефалография (ЭЭГ). Спонтанная электрическая активность мозга одновременно может быть записана от многих участков черепа и характеризуется специфическими ритмами определённой частоты и амплитуды.

Магнитоэнцефалография (МЭГ) – метод регистрации и анализа параметров магнитных полей организма человека и животных. Магнитные поля создаются слабыми электрическими токами как результатом активности нервных клеток. Данный метод дополняет информацию об особенностях функционирования мозга, получаемую с помощью ЭЭГ. Оба метода позволяют наблюдать события, происходящие в диапазоне сотен миллисекунд. В то же время МЭГ имеет более точное пространственное разрешение, так как магнитная активность нейронов не зависит от электропроводящих свойств окружающих тканей и регистрируется не искаженной. 

Электроокулография  (ЭОГ) – метод регистрации и анализа движений глаз, основанный на измерении разности потенциалов роговицы и сетчатки глаза. Используемый в комплексе с регистрацией ЭЭГ, метод позволяет выделить в картине биоэлектрической активности мозга артефакты (искажения), вносимые движениями глаз. Регистрация электроокулограммы находит широкое применение в эргономике. В целях безопасности этот показатель используется для контроля состояния водителей, долго находящихся за рулем автомашины или локомотива.

Электромиография (ЭМГ) – метод регистрации и анализа суммарных колебаний электрической активности, возникающих в области нервно-мышечных окончаний и мышечных волокнах  при поступлении  к ним импульсов от мотонейронов спинного и головного мозга. Метод позволяет регистрировать изменения в тонусе мышц в ситуациях, не сопровождающихся внешне наблюдаемыми движениями. МЭГ наиболее информативна в комплексе с другими методами психофизиологического исследования.

Позитронно-эмиссионная  томография (ПЭТ) – метод исследования,  в котором используются ультракороткоживущие позитронизлучающие изотопы – «красители», входящие в состав естественных метаболитов мозга, которые вводятся в организм внутривенно или через дыхательные пути. Накапливаясь в активных участках мозга, они дают возможность построить «картину» мозга на основе данных о метаболической активности его структур. ПЭТ представляет возможность наблюдать мозг объемно при выполнении экспериментальных задач за счет регистрации пространственного  распределения и концентрации активных веществ, участвующих в обменных процессах.

Все описанные методы получения психофизиологической информации имеют свои достоинства  и недостатки. Одновременное использование  сразу нескольких из них в одной  экспериментальной ситуации позволяет  получить более надежные результаты.

Заключение

 

Список литературы

 

  1. Безопасность технологических процессов и производств: Охрана труда: Учеб. пособие / Под ред. П.П. Кукина, В.Л. Лапина. - М.: Высшая школа, 2012. - С. 318.
  2. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2012. - С. 448.
  3. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пособие для студ. вузов / Казин Э.М., Блинова Н.Г., Игишева Л.Н., Литвинова Н.А., Федоров А.И. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. - С. 128.
  4. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / С.А. Боровикова, Т.П. Водолазская, М.А. Дмитриева, Л.Н. Корнеева; Ред. Г.С. Никифоров. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2011. - С. 152.
  5. Психофизиология человека / Под ред. В.М. Кроля. - СПб: Питер, 2013. - С. 304.
  6. Психофизиология: Учебник для вузов. / Под ред. Ю.И. Александрова. - СПб.: Питер, 2012. - С. 464.

Информация о работе Психофизиологическая проблема