Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 19:19, контрольная работа
Здоровый старый человек должен развивать, в соответствии со своими интересами, привязанностями и потребностями, широкий диапазон различных форм активности: культурной, профессиональной, общественной, художественной, спортивной. Окружение должно оказать ему в этом помощь, не создавать барьеров между ним и собой. Старость ни в коем случае не должна быть пассивной вегетацией, она должна стать дальнейшим этапом реализации стремлений человека, удовлетворения его потребности быть значимым и самостоятельным. Широкое включение старых людей в жизнь общества позволило бы молодым освободиться от страха перед старостью, и видеть в ней естественную форму своей будущей жизни.
1. Психофизиологические изменения в позднем возрасте
1.1 Психофизиологическая основа старения
1.2 Физические и психические возрастные изменения
2. Личность в позднем возрасте
2.1. "Зеркало старости"
2.2. Деформация структуры личности
2.3. Новообразования пожилого и старческого возраста
2.4. Механизмы адаптации и компенсации личности в позднем возрасте
3. Социально-психологические аспекты старения
3.1. Социально-психологические проблемы пожилых людей в современном обществе
3.2 Творчество в пожилом возрасте
3.3 Роль семьи в старости
Заключение
Список литературы
Содержание.
1. Психофизиологические изменения в позднем возрасте
1.1 Психофизиологическая основа старения
1.2 Физические и психические возрастные изменения
2. Личность в позднем возрасте
2.1. "Зеркало старости"
2.2. Деформация структуры личности
2.3. Новообразования пожилого и старческого возраста
2.4. Механизмы адаптации и компенсации личности в позднем возрасте
3. Социально-психологические аспекты старения
3.1. Социально-психологические проблемы пожилых людей в современном обществе
3.2 Творчество в пожилом возрасте
3.3 Роль семьи в старости
Заключение
Список литературы
Введение
В латинское название вида человек - Homosapiens, кроме слова разумный, следовало бы включить слово стареющий, ибо старость - характерный признак человека. Оградив себя от резко выраженного действия естественного отбора, человек получил возможность продлить свой пострепродукционный период до развития старости. Этим он отличается от многих диких животных, у которых естественный отбор элиминирует любой организм, даже в незначительной мере ослабленный возрастными изменениями.
В словаре С.И. Ожегова [10] “пожилой” - “начинающий стареть”, “старость” - “период жизни после зрелости, в который происходит ослабление организма” и, наконец, “старый” - “достигший старости”. Такие определения наводят на мысль, что где-то в нашем подсознании чётко зафиксирована норма, мы примерно знаем, как должен выглядеть человек в пожилом и старческом возрасте. В самом общем виде под старением понимают динамические явления, связанные с преобладанием темпов деструктивных процессов над реконструктивными, а старость - достижение некоторого предела этих изменений. Причём, эти изменения происходят на биологическом уровне, когда организм становится более уязвим, возрастает вероятность смерти; на социальном уровне - человек выходит на пенсию, меняется социальный статус, социальная роль, паттерны поведения; наконец, на психологическом, когда человек осознаёт происходящие изменения и приспосабливается к ним.
Известный американский психолог Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность - целостность личности, либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось. Эриксон описывал кризис, переживаемый во время старения. Этот кризис знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение его зависит от того, как этот путь был пройден с точки зрения человека, переживающего кризис. По мнению Эриксона, основная задача старости - достижение цельности, осознание и принятие прожитой жизни и людей, с которыми она себя свела, как внутренне необходимой и единственно возможной.
Цельность основывается на понимании того, что жизнь состоялась и в ней уже ничего нельзя изменить. Мудрость состоит в принятии собственной жизни целиком, со всеми её взлётами и падениями, в отсутствии горечи по поводу неправильно прожитой жизни и возможности начать её сначала.
Д.Б. Брамлей рассматривает человеческую жизнь как совокупность пяти циклов: утробного, детства, юности, взрослости и старения. И цикл старения состоит из трёх стадий: 1). “удаления от дел” (“отставки”, по выражению автора, 65-70 лет); 2). старости (70 и более лет) и 3). последней стадии - дряхлости, болезненной старости и смерти (максимум - около 110 лет в условиях Англии и Западной Европы).
Старость Д.Б. Бромлей характеризует весьма лаконично: полная незанятость, отсутствие каких-либо ролей, кроме семейных, растущая социальная изоляция, постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников, физическая и умственная недостаточность.
Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Главное не применять ко всем один и тот же критерий. В то же время важно осознать, что пожилые люди - это возрастная группа, которая имеет социально специфические особенности и потребности.
Здоровый старый человек должен развивать, в соответствии со своими интересами, привязанностями и потребностями, широкий диапазон различных форм активности: культурной, профессиональной, общественной, художественной, спортивной. Окружение должно оказать ему в этом помощь, не создавать барьеров между ним и собой. Старость ни в коем случае не должна быть пассивной вегетацией, она должна стать дальнейшим этапом реализации стремлений человека, удовлетворения его потребности быть значимым и самостоятельным. Широкое включение старых людей в жизнь общества позволило бы молодым освободиться от страха перед старостью, и видеть в ней естественную форму своей будущей жизни.
1.1 Психофизиологическая основа старения
Поздний возраст - заключительный период онтогенеза, ярким проявлением которого выступает действие процессов старения. Будучи связанными со всей историей индивидуального развития человека, старость и старение являются не только стадиями возрастного этапа, но и его конечными эффектами. В настоящее время существуют различные определения старения. Один из авторов [4] рассматривает старение как постепенное ослабление реактивности клеток за счёт изменения физико-химической структуры клеточного вещества. По мнению других [11], старение проявляется в снижении поведенческих, физиологических и биохимических приспособлений к внутренней и внешней среде. Определяют старение [8] и как изменение поведения организма с возрастом, которое приводит к снижению выживания и приспособления. Старение характеризуют универсальностью, эндогенностью, постепенностью и разрушительностью. Как считают специалисты, старение - неизбежно возникающий, закономерно развивающийся разрушительный процесс ограничения адаптационных возможностей организма, увеличения вероятности смерти, сокращения продолжительности жизни, способствующий развитию возрастной патологии.
Вместе с общим регрессом, тем не менее, наблюдаются положительные адаптивные сдвиги. В соответствии с адаптационно-регуляторной теорией, которую развивают геронтологи, в ходе возрастного развития мобилизуются механизмы, направленные на сохранение и совершенствование жизнедеятельности организма, на поддержание его гомеостаза, на увеличение продолжительности жизни, на поддержание стабильного уровня жизнеспособности, В.В. Фролькис определяет как процесс витаукта: от vita-жизнь, auctum-увеличивать. Проявление процесса витаукта он условно делит на две группы: генетически прочно закреплённые в эволюции механизмы, определяющие жизнеспособность живых систем / значительный исходный мистический потенциал клеток, возникновение выраженного регуляторного контроля над внутренней средой организма, систем экономного энергетического обеспечения и др./, и текущие адаптации, возникающие по ходу развития старения /повышение интенсивности обменных и окислительных процессов, повышение чувствительности к ряду гуморальных факторов на этапе прямой и обратной связей в системе саморегуляции, активация некоторых местных механизмов саморегуляции в условиях ослабления центрального нервного контроля и др./.
В соответствии с современными физиологическими представлениями в позднем возрасте существуют как связанные изменения между старением и болезнями, так и независимое развитие старения и болезни. В первом случае речь идёт о патологическом старении, а во втором о нормальном старении. Подобное разделение является весьма условным, так как постепенные изменения, приближающие смерть, можно рассматривать как почву для возникновения болезни. В частности, исследования на животных, в которых были исключены болезнетворные внешние влияния и индивидуальные наследственные различия, показали, что развитие болезни является составной частью старения.
Пожилой и старческий возраст так же, как и любой другой возрастной этап онтогенеза человека, имеет неравномерность изменений во времени фаз развития. В поздний период жизни человека наблюдается специфическое соотношение между сохранностью психофизиологических функций, действий, мотивации и особенностями личности.
Закономерность возрастной эволюции психофизиологических функций человека хорошо прослеживается при сравнительно-возрастном сопоставлении данных их изменения: на модели окружающего пространства при сопоставлении с данными, полученными М.Д. Александровой в работе с пожилыми людьми, при исследовании времени реакции, при изучении чувствительности различных подсистем - периферического зрения, слуха, и т.п.
Старение - биологическое явление, присущее всем формам живой материи и сопровождающееся участием жизненных функций организма.
Со времён И.И. Мечникова
принято различать
Старение - процесс разрушительный. Он приводит к уменьшению адаптационных возможностей организма, развитию возрастной патологии и гибели животных. Причиной снижения адаптации стареющего организма является ослабление функций всех систем - нервной, эндокринной, иммунной, сердечно - сосудистой, дыхательной, пищеварительной и др., и дискуссия может вестись только о механизмах, последовательности их изменений и причинно-следственных связях. В конечном итоге все процессы, происходящие на молекулярном, надмолекулярном, ультраструктурном уровнях вносят свой “вклад” в строение организма, изменяя функцию клеток. Поэтому без изучения физиологических механизмов нельзя понять не только “как”, но и “почему” наступают изменения в организме в процессе старения.
По мере того как люди становятся старше, происходят заметные изменения в их внешнем виде, а также в общем физическом состоянии. Часто можно довольно точно определить возраст человека по его виду, но иногда внешность может ввести в заблуждение. Мы все знаем, что возраст, в котором начинают седеть волосы или покрываться морщинами кожа, значительно варьирует у разных людей. Кроме того, иногда разные показатели возраста не согласуются между собой: человек может выглядеть “старым” из-за того, что у него седые волосы, однако его слух и зрение могут быть не хуже, чем у молодого: наоборот, физически дряхлый человек может совсем не иметь седых волос. Для того чтобы изучать скорость старения, мы должны решить, какие свойства, скорее всего, будут давать наилучшую информацию о том, что часто называют биологическим или физиологическим возрастом, в отличие от хронологического возраста. Иными словами, необходимо знать, какие внешние признаки возраста могут служить для наиболее точного измерения “потери жизненности” и предсказания вероятной продолжительности жизни.
Структура тела изменяется с возрастом. Масса тела худого человека снижается значительно: доля жировой клетчатки удваивается в возрасте 25-70 лет, в то время как мышечная масса снижается, что ведёт к снижению мышечной силы. Уменьшение костной ткани происходит неизбежно с возрастом..
Неясно, в какой степени существенные изменения сердечно-сосудистой системы, проявляющиеся с возрастом, связаны с заболеванием. Эти изменения включают возрастное снижение сократительной функции миокарда, что связано с увеличением времени сокращения сердечной мышцы, снижением чувствительности к катехоламинам и повышением чувствительность к электрической стимуляции. Синусовый ритм и электрическая активность сердца замедляются. Стенки кровеносных сосудов становятся менее эластичными и податливыми и с меньшим напряжением реагируют на стимуляцию симпатической нервной системы.
Отмечается снижение наполнения
желудочков сердца на 50% в возрасте
от 20 до 80 лет. Период между закрытием
аортального клапана и
Отмечаются также существенные изменения в дыхательной системе с возрастом, включая увеличение альвеолярных каналов с уменьшенной поверхностью лёгких, сниженной эластичностью лёгких и повышением остаточного объема лёгких. Объём лёгких повышается от 20% всего объёма лёгких в возрасте 20 лет до 35% в возрасте 60 лет. Реберные суставы кальцинируются с возрастом, и основание реберной дуги часто подвержено остеоартрическим изменениям, что ведёт к ограничению подвижности грудной клетки в связи со старением организма. Сама сила дыхательных мышц начинает снижаться примерно в возрасте 50 лет, и сопротивляемость этих мышц уменьшается. Функциональные резервы лёгких также становятся меньше. Среднее снижение жизненной ёмкости в возрасте от 20 до 80 лет составляет 26 мл в год для мужчин и 22 мл в год для женщин. Потенциальное артериальное давление кислорода уменьшается с возрастом, в то время как значительных изменений парциального давления углекислого газа не наблюдается. Результатом этих изменений является прогрессивное снижение максимального потребления кислорода (VO2 макс.) и соответственно ухудшение деятельности сердечно-сосудистой системы. Однако эти связанные с возрастом изменения значительно варьируются в зависимости от физического состояния организма и наиболее выражены у пожилых людей, ведущих преимущественно сидячий образ жизни, чем у молодых. В результате этих изменений в мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной функциях способность индивидуума выполнять работу в стрессовой ситуации снижается с возрастом. Максимальная физическая активность уменьшается примерно на 1,5% в год. Наиболее значительные снижения активности проявляются в кратковременных действиях, требующих “подобных взрыву” усилий мышечной массы или пролонгированных действиях, таких как бег.
Информация о работе Психофизиологические изменения в позднем возрасте