Психофизиологические основы учета половых особенностей учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 00:10, реферат

Краткое описание

Существует несколько точек зрения о различиях в мужской и женской психике. До сегодняшнего дня в науке нет однозначного мнения относительно природы этих различий. Существуют мнения о культурной обусловленности этих различий, с одной стороны, и о генетической заданности их с другой. Есть также и точка зрения, согласно которой, существенных различий в психике мальчиков и девочек нет, и они перекрываются индивидуальными различиями.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по курсу Гендерное образование.docx

— 35.25 Кб (Скачать файл)

Так, например, новую информацию мальчики анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного), девочки – с помощью левого. По теории Ленсделла [10], подтвержденной его собственными наблюдениями над больными эпилепсией и данными более поздних исследований, отделы мозга, отвечающие за пространственные и вербальные способности, у мужчин располагаются в противоположных полушариях, а у женщин приблизительно поровну в обоих полушариях. Это подтверждается тем, что у мужчин поражение левого полушария ухудшает выполнение вербальных тестов, а поражение правого полушария – невербальных, а у женщин успешность выполнения вербальных и невербальных тестов не зависит от того, какое полушарие повреждено.

 

Половые различия в психических качествах

В настоящее время многие исследования учитывают фактор пола, поэтому имеются данные о различиях психологических характеристик у мужчин и женщин. Так, отмечаются вариации в области способностей. Еще А. Геззел обнаружил, что у мальчиков по сравнению с девочками лучше развита крупная моторика, а у девочек – мелкая. Женщины превосходят мужчин в скорости арифметических операций, лучше выполняют тесты на быстроту восприятия знаковой информации и изображений [2].

Мужчины, как правило, лучше решают пространственные задачи (задачи Шеппарда, кубики Р. Амтхауэра). Так, они с легкостью поворачивают объекты в своем воображении и создают двумерные представления трехмерных объектов. Они лучше разбираются в лабиринтах, читают географические карты и определяют направление рек, дорог; вообще лучше ориентируются на местности. Так, им меньше требуется времени на запоминание нового маршрута, и они увереннее находят дорогу в малознакомом месте. Так, большинство девочек считает, что прочесть карту легче, если поворачивать ее по ходу движения. Большинству же мальчиков проще «увидеть» направление в своей голове. Когда же путь хорошо известен, женщины помнят больше подробностей и дорожных ориентиров, чем мужчины, лучше запоминают взаиморасположение предметов в пространстве, превосходят мужчин в тестах на быстроту перечисления объектов одной категории (цвета, начинающиеся на одну букву и т.д., субтесты батарей Д. Гилфорда на креативность) [2]. Наглядность для женщин вообще имеет большее значение в повседневной жизни. К. Кернз и Ш. Беренбиери установили, что половые различия в успешности выполнения задач на пространственное мышление существуют у детей еще до полового созревания: уже в 8-9 лет мальчики лучше ориентируются в пространстве [12]. А если шестилеток попросить сконструировать трехмерную модель школьной комнаты, то мальчики лучше справятся с заданием, чем девочки [2].

У женщин лучше развиты речевые навыки (у них более беглая и ясная речь, лучше правописание, навыки чтения, лучше память на слова, больше словарный запас; примечательно, что такие нарушения как дислексия и дисграфия чаще отмечаются у мальчиков), они быстрее усваивают иностранные языки и в целом больше склонны к гуманитарным предметам [6]. Зато у мужчин более развиты способности к точным наукам. Однако проявляются они только к 10-12 годам, и далее различия в уровне развития математических способностей мужчин и женщин возрастают. Значительно выше у мужчин точность прицеливания. Технические способности раньше развиваются и лучше выражены у мальчиков. Мужчины лучше выполняют задания на различение, на поиск простых фигур, «спрятанных» в сложных (тесты на полезависимость – поленезависимость). Многие авторы связывают более высокий уровень математических способностей с развитием зрительно- пространственного интеллекта, но, скорее всего - это различные способности по психофизиологическому механизму, их обеспечивающему. Известно, что половые гормоны влияют на различия в органическом развитии мозга с самого раннего возраста. Поэтому средовое воздействие невозможно отделить от особенностей физиологического созревания [2].

Что касается общих показателей интеллектуального развития, то известно, что на ранних этапах (до 7 лет) девочки обычно опережают мальчиков. Но в более позднем возрасте средние показатели IQ мужчин и женщин не отличаются. Однако, среди мальчиков больше как одаренных, так и умственно отсталых. На 12 выдающихся ученых-мужчин приходится только 1 столь же способная женщина. (Разумеется, количественные соотношения следует воспринимать осторожно, ведь нельзя забывать о социальных факторах, традиционно регламентирующих роль женщины в определенных областях деятельности. И, тем не менее, относить наблюдающиеся пропорции только на счет «мужского шовинизма» вряд ли возможно. Стоит еще раз подчеркнуть, что женский пол более однороден и компактен во всех появлениях, поэтому, объективно, среди женщин меньше лиц с выдающимся уровнем интеллекта, чем среди мужчин, как, впрочем, меньше и таких, у которых этот уровень крайне низок) [6]. В тестах на логические рассуждения значимых различий между полами не выявляется.

Таким образом, можно заключить, что влияние пола на интеллектуальные функции проявляется не в общем уровне интеллекта, а в структуре, характере умственных способностей. У женщин более развиты перцептивные и вербальные способности, а у мужчин - зрительно-пространственные.

Что касается способностей к искусствам, то девочки, как правило, раньше начинают рисовать и охотнее это делают, чем мальчики, умеют выносить более тонкие суждения об искусстве [8].

В исследованиях, посвященных сравнительному изучению сенсорной чувствительности, было обнаружено, что девочки и женщины более восприимчивы к звукам и чаще могут точно напеть мелодию. Они особенно тонко подмечают изменения тона в голосе, что позволяет им улавливать малозаметные оттенки эмоционального состояния друзей и домочадцев. Однако при этом большинство композиторов все же мужчины, поскольку в музыкальных композициях они сильно превосходят женщин, так же как превосходят в игре в шахматы, изобретательстве и другой творческой деятельности. У женщин гораздо более высокая степень конформности мышления, что мешает им находить нетрадиционные, нетривиальные способы решения творческой задачи. Мало женщин среди сатириков, юмористов, комиков, карикатуристов, клоунов [6].

Исследования визуальных возможностей показали, что женщины лучше, чем мужчины, видят в темноте и обладают более точной и прочной зрительной памятью. Они видят в буквальном смысле слова «картину больших размеров»: у девочек и женщин шире периферическое зрение, потому что у них больше рецепторов (палочек и колбочек) в сетчатке глаза.

У женщин и девочек выше чувствительность кожи. Они гораздо тоньше, чем мужчины, ощущают надавливание на кожу в любой части своего тела. У них ниже болевой порог, но более высокий, чем у мальчиков и мужчин, уровень толерантности к долговременной боли [13].

Рассматривая особенности эмоциональной сферы, многие исследователи отмечают большую сензитивность девочек по сравнению с мальчиками. Однако, по мнению В. Д. Еремеевой, с точки зрения нейропсихологии дело обстоит совсем не так [3]. Дело в том, что среди мальчиков и мужчин вообще больше, чем среди девочек и женщин набор индивидуальных различий, то есть среди них больше как ярко выраженных логиков-мыслителей, так и ярко-эмоциональных людей. Девочки и женщины же помимо того, что эта группа более однородна, еще и более речевые, и то, что мы часто принимаем за эмоции, на самом деле не что иное, как эмоциональные метки, проявленные в их речи.

Исследования, проведенные В. В. Абраменковой [1], показали, что девочки показывают более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности, с одной стороны, и большую гибкость, способность демонстрировать социально одобряемые формы поведения (прежде всего в вербальной сфере) – с другой.

 

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод, что различия между полами существуют. Вопрос: насколько эти различия обусловлены генетически и какое влияние на генетические особенности оказывают социальные факторы, остается открытым. Некоторые исследователи (Д. Фриман) считают, что наибольший удельный вес и определяющая роль в формировании мыслительных и личностных особенностей (полоролевая модель) принадлежит неосознаваемому "социальному давлению", а некоторые полагают, что различия обусловлены видовыми генетическими программами, строением мозга, его функциональной асимметрией, и именно они являются определяющими.

Специалисты, отдающие предпочтение аргументу "воспитание", утверждают, что определяющее влияние принадлежит полоролевым стереотипам. Но еще до того, как требования культуры наложат отпечаток на жизнь ребенка, становятся заметны различия в поведении мальчиков и девочек. Например, девочки-младенцы сильнее реагируют на громкий шум, на дискомфорт. Исследования тактильного восприятия показали, что девочки гораздо более чувствительны к прикосновениям. Исследователи наблюдали уже через 2-4 дня после рождения, что девочки проявляют больший интерес к людям, мальчики - к вещам. Девочки раньше начинают говорить, активнее общаются с окружающими, у них быстрее расширяется запас слов, они предпочитают занятия, требующие общения с людьми. Такие различные тенденции в поведении мальчиков и девочек объясняются реально существующими различиями в строении мужского и женского мозга.

Отсюда можно заключить, что половые различия задаются генетически и далее продолжают формироваться в социально-культурной среде. Таким образом, современное понятие гендера предполагает четыре группы характеристик: биологический пол, поло-ролевые стереотипы, полоролевые нормы, полоролевую идентичность. Гендерный подход в исследованиях сегодня, в обучении и воспитании – это учет многовариативного влияния фактора пола. Однако, социальный аспект развития должен быть с самого начала ориентирован на пол ребенка, на социально обусловленные представления о мужчине и женщине, оказывающие мощнейшее влияние на культурный контекст развития мальчика и девочки.

Таким образом, проблема учета психологических особенностей в обучении девочек и мальчиков представляется чрезвычайно актуальной. К особенностям, важнейшим для эффективного обучения девочек, относят: чувство взаимосвязанности, общности, предпочтение сотрудничества, а не соревнования, как стиля учебной деятельности, быстрая адаптация к требованиям окружения, большая направленность на практические аспекты знаний, их применение в жизни. Исследования показывают также, что в процессе обучения с девочками общаются не так, как с мальчиками: с мальчиками ведут более продолжительные беседы, они получают прямые инструкции что и как делать, их чаще хвалят, задают им более сложные вопросы, требующие работы мышления. Анализ эффективности раздельного обучения позволил выделить следующие преимущества для девочек: ученицы становятся объектом внимания преподавателей и не чувствуют себя на вторых ролях; получают лучшие возможности для развития умений интеллектуального лидерства. Сравнение я- концепции девочек из смешанных классов и девочек, обучающихся в женских классах, дает более высокий общий показатель для последних. Самый низкий общий показатель - у девочек из смешанного класса для математически одаренных. Сопоставление с показателями мальчиков говорит о том, что совместное обучение ставит девочек в несколько менее благоприятные условия формирования положительной я- концепции [9].

 

Список литературы

    1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода // Вопросы психологии. – 2003. - № 5. – С. 103-120.
    2. Дружинин В. Психология общих способностей. – М.: Наука, 1994. – 335 с. 152
    3. Еремеева В. Д. Вместе трудно. А врозь? (Раздельное обучение мальчиков и девочек «за» и «против») // На путях к новой школе. На стороне подростка. – 2003. - № 1. [Электронный ресурс ]
    4. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира.
    5. Заглада Л. «М» и «Ж». Раздельное образование: плюсы и минусы // Мир семьи. – 2006. – Ноябрь. [Электронный ресурс ].
    6. Кирпичев В. И. Зачем два пола? Что нужно знать учителю об учениках и ученицах // Классный руководитель. – 2005. - № 4. – С. 48-53
    7. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 980 с.
    8. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие для психол. спец. вузов. - М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003. - 280 с. - (Библиотека психолога). С. 158-179
    9. Попова Л. В. Психологические исследования и гендерный подход // Женщина.
    10. Психология женской натуры: Центр гендерных исследований консультирует по вопросам отношения полов и особенности женской психики, женских неврозов, гормональным всплескам и т.д. [Электронный ресурс http://golpsy.narod.ru/].
    11. Рыжова С.И. "Особенности восприятия родителями черт мужественности и женственности у детей подросткового возраста" (Дипломная работа,  защищенная в 2001 году в МОСУ)
    12. Тульская муниципальная общеобразовательная средняя школа № 3: Теоретические предпосылки эксперимента. [Электронный ресурс ].
    13. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание дочери. – СПб.: Питер-Пресс, 1996. –359 с.

 

 


Информация о работе Психофизиологические основы учета половых особенностей учащихся