Психофизиология
внимания
Выполнила студентка II курса, группы Б-ПС-11-1 Института психологии Запорожская Екатерина Евгеньевна.
Цель: ознакомиться с понятием «внимание» с точки зрения психофизиологии и высшей нервной деятельности.
Задачи:
- Выяснить что является вниманием с точки зрения психофизиологии.
- Выяснить какие органы за него отвечают.
- Выяснить для чего оно необходимо.
- Выяснить как зависит внимание, сосредоточенность от времени суток (исследование).
Введение:
Интерес к проблеме внимания и его психофизиологическим механизмам возродился в середине 60-х годов нашего столетия.
Проблема внимания стала центральной при изучении психофизиологических механизмов познавательных процессов — восприятия, памяти, мышления, принятия решения. Внимание интенсивно изучается в связи с выявлением факторов, влияющих на эффективность деятельности человека, включая его обучение. Оно включено в контекст изучения механизмов регуляции уровня бодрствования, функций модулирующей системы мозга, а также проблемы сознания.
Сегодня внимание определяют как «сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.)».
Внимание — «это овладение умом в четкой и яркой форме одним из нескольких наличествующих объектов. Суть этого процесса — фокусирование, концентрирование сознания. Внимание приводит к отвлечению от некоторых вещей для того, чтобы можно было эффективно заняться другими. Состояние внимания противоположно рассеянному, затемненному состоянию».
Уильям Джеймс.
Характеристики
внимания:
- Селективность, или избирательность, внимания характеризует его направленность на любой аспект стимула: на его физическую или лингвистическую характеристику. Изменение селективности внимания подобно изменению фокуса проектора, создающего либо точечное изображение, либо расплывчатое пятно, которое не зависит от физических характеристик стимула.
- Объем внимания измеряется количеством одновременно отчетливо осознаваемых объектов и характеризует ресурсы внимания человека. Объем внимания близок объему кратковременной памяти и составляет 7—9 стимулов, или элементов. Эффективность выполнения второго задания часто используют в качестве меры запасов ресурсов внимания, не востребованных первым, основным заданием.
- Распределение внимания предполагает распределение его ограниченных ресурсов для одновременного выполнения двух или более заданий.
- Устойчивость внимания определяется по длительности выполнения задания, требующего непрерывного внимания или «бдительности».
- Под переключением внимания понимается возможность более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому.
Виды внимания:
- Произвольное или активное внимание характеризуется направленностью субъекта на сознательно выбранную цель. Может быть обращено как в прошлое, так и в будущее.
- Пассивное или непроизвольное внимание выражается в переключении внимания на неожиданное изменение физических, временных, пространственных характеристик стимулов или на появление значимых сигналов. Оперирует только в настоящем времени.
- Постпроизвольное внимание появляется в процессе освоения деятельности и увлеченности выполняемой работой. Оно не требует усилий воли, так как поддерживается интересом к ней.
Одним из наиболее выдающихся достижений нейрофизиологии в ХХ в. явилось открытие и систематическое изучение функций неспецифической системы мозга.
Ретикулярная формация наряду с лимбической системой образуют блок модулирующих систем мозга, основной функцией которых является регуляция функциональных состояний организма. Первоначально к неспецифической системе мозга относили в основном лишь сетевидные образования ствола мозга и их главной задачей считали диффузную генерализованную активацию коры больших полушарий. По современным представлениям, восходящая неспецифическая активирующая система простирается от продолговатого мозга до зрительного бугра (таламуса).
Нейрофизиологические механизмы внимания:
Функции таламуса. Таламус, входящий в состав промежуточного мозга, имеет ядерную структуру. Он состоит из специфических и неспецифических ядер. Специфические ядра обрабатывают всю поступающую в организм сенсорную информацию, поэтому таламус образно называют коллектором сенсорной информации. Специфические ядра таламуса связаны, главным образом, с первичными проекционными зонами анализаторов. Неспецифические ядра направляют свои восходящие пути в ассоциативные зоны коры больших полушарий. В 1955 г. Г. Джаспером было сформулировано представление о диффузно-проекционной таламической системе. Опираясь на целый ряд фактов, он утверждал, что диффузная проекционная таламическая система (неспецифический таламус) в определенных пределах может управлять состоянием коры, оказывая на нее как возбуждающее, так и тормозное влияние.
В экспериментах на животных было показано, что при раздражении неспецифического таламуса в коре головного мозга возникает реакция активации. Эту реакцию легко наблюдать при регистрации энцефалограммы, однако активация коры при раздражении неспецифического таламуса имеет рад отличий от активации, возникающей при раздражении ретикулярной формации ствола мозга.
По современным представлениям, переключение активирующих влияний с уровня ретикулярной формации ствола мозга на уровень таламической системы означает переход от генерализованной активации коры к локальной:
- Первая отвечает за глобальные сдвиги общего уровня бодрствования;
- Вторая отвечает за избирательное сосредоточение внимания.
Система внимания в мозге человека. Более детальное изучение позволяет специализировать внимание, выделив его модально-специфические виды. Как относительно самостоятельные можно описать следующие виды внимания: сенсорное (зрительное, слуховое, тактильное), двигательное, эмоциональное и интеллектуальное. Эти виды внимания могут страдать независимо друг от друга и в их обеспечении принимают участие разные отделы мозга. В поддержании модально-специфических видов внимания принимают активное участие зоны коры, непосредственно связанные с обеспечением соответствующих психических функций.
Известный исследователь внимания М. Познер утверждает, что в мозге человека существует самостоятельная система внимания, которая анатомически изолирована от систем обработки поступающей информации. Внимание поддерживается за счет работы разных анатомических зон, образующих сетевую структуру, и эти зоны выполняют разные функции, которые можно описать в когнитивных терминах. Причем выделяется ряд функциональных подсистем внимания. Они обеспечивают три главные функции: ориентацию на сенсорные события, обнаружение сигнала для фокальной и поддержание бдительности, или бодрствующего состояния. В обеспечении первой функции существенную роль играет задняя теменная область и некоторые ядра таламуса, второй — латеральные и медиальные отделы фронтальной коры. Поддержание бдительности обеспечивается за счет деятельности правого полушария.
Физиология внимания
Принято считать,
что физиологическую основу, на
которой развивается и функционирует
непроизвольное внимание, составляет ориентировочная реакция.
Ориентировочная реакция (ОР) впервые была описана И.П. Павловым как двигательная реакция животного на новый, внезапно появляющийся раздражитель. Она включала поворот головы и глаз в сторону раздражителя и обязательно сопровождалась торможением текущей условно-рефлекторной деятельности. Другая особенность ОР заключалась в угашении всех ее поведенческих проявлений при повторении стимула. Угасшая ОР, легко восстанавливалась при малейшем изменении обстановки.
Физиологические показатели ОР. Использование полиграфической регистрации показало, что ОР вызывает не только поведенческие проявления, но и целый спектр вегетативных изменений. Отражением этих генерализованных изменений являются различные компоненты ОР: двигательный, сердечный, дыхательный, кожно-гальванический, сосудистый, зрачковый, сенсорный и электроэнцефалографический. Как правило, при предъявлении нового стимула повышается мышечный тонус, изменяется частота дыхания, пульса, возрастает электрическая активность кожи, расширяются зрачки, снижаются сенсорные пороги. В электроэнцефалограмме в начале ориентировочной реакции возникает генерализованная активация, которая проявляется в подавлении альфа-ритма и смене его высокочастотной активностью. Одновременно с этим возникает возможность объединения и синхронной работы нервных клеток не по принципу их пространственной близости, а по функциональному принципу. Благодаря всем этим изменениям возникает особое состояние мобилизационной готовности организма.
Принято считать,
что физиологическую основу, на
которой развивается и функционирует
непроизвольное внимание, составляет ориентировочная реакция.
Значимость стимула. Ориентировочный рефлекс связан с адаптацией организма к меняющимся условиям среды, поэтому для него справедлив "закон силы". Иначе говоря, чем больше изменяется стимул, тем значительнее ответная реакция. Однако не меньшую, а нередко и большую реакцию могут вызвать ничтожные изменения ситуации, если они прямо адресованы к основным потребностям человека.
Кажется, что более значимый и, следовательно, в чем-то уже знакомый человеку стимул должен при прочих равных условиях вызывать меньшую ОР, чем абсолютно новый. Значимость стимула нередко имеет решающее значение для возникновения ОР. Высоко значимый стимул может вызвать мощную ориентировочную реакцию, имея небольшую физическую интенсивность.
ОР возникает не на любой новый стимул, а только на такой, который предварительно оценивается как биологически значимый. Существенно и другое: восприятие значимого стимула нередко сопровождается формированием ответной адекватной реакции. Присутствие моторных компонентов свидетельствует о том, что ОР предоставляет собой единство воспринимающих и исполнительных механизмов. Таким образом, ОР, традиционно рассматриваемая как реакция на новый раздражитель, представляет частный случай ориентировочной деятельности, которая понимается как организация новых видов деятельности, формирование активности в изменившихся условиях среды.
Исследование.
С помощью
корректурной таблицы Бурдона
я изучала внимание в течение
недели у себя и своих близких
утром и вечером.
Необходимо было за минуту вычеркнуть определённую букву (почти каждый раз разную). С помощью обработки результатов я пришла к выводу, что внимание зависит от нескольких параметров:
- Возраст;
- Время суток;
- Сосредоточенности;
- Желании или нежелании проводить тест.
У меня (18 лет) были показатели выше: хорошее зрение, заинтересованность в процессе, дотошность в вычёркивании букв (могла несколько раз проверять всё ли вычеркнула). Утром внимание было очень слабым, вечером результаты были лучше. Я меланхолик и дотошна к мелочам.
У мамы (41 год) были средние показатели. Однако утром её показатели были лучше, нежели у меня. Но вечером очень низкие. Мама холерик.
У бабушки (72 года) низкие показатели. Постоянно забывала одевать очки и долго рассматривала буквы. Бабашка сангвиник.
Можно сделать вывод, что внимание зависит не только от внутренних факторов, но и от внешних (свет в комнате, звуки вокруг нас, удобно ли человек сидит и т.д.).
Моё исследование показало, что внимание ухудшается с возрастом. Нейронные механизмы замедляются и человек перестаёт сосредотачивать внимание на необходимых ему вещах.
Спасибо за внимание
)