Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:13, курсовая работа
Внимание характеризует динамику любого психического процесса: это тот фактор, который обеспечивает селективность, избирательность протекания любой психической деятельности, как простой так и сложной. Проблема внимания — одна из сложный проблем в психологии. В истории изучения этой проблемы были разные периоды. Внимании рядом авторов трактуется как сенсорный феномен (зрительное, слуховое, тактильное внимание) т.е. как фактор, который способствует только избирательному протеканию приема и переработки различной информации.
Другая трактовка внимания представлена в книге “общая психология” С.Л. Рубинштейна, где внимание рассматривается как фактор, который обеспечивает селективность протекания всех познавательных процессов.
Введение …………………………………………………………………….
ГЛАВА I. Свойства и основы внимания……………………………………
1.1. Внимание и его свойства ……………………………………………….
1.2. Физиологические основы внимания ………………………….………
ГЛАВА II.Виды и этапы внимания…………………………………………
2.1.Виды внимания…………………………………………………………..
2.2.Этапы развития внимания………………………………………………
ГЛАВАIII.Индивидуальные особенности внимания………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы ………………………..…
- сила и неожиданность
-
новизна, необычность и
- подвижность объекта, а также начало или конец действия раздражителя (смещение в поле восприятия). Поэтому, например, маяки делают мерцающими, рекламу «прыгающей» и т.д.
-
эмоциональная значимость. Непроизвольное
внимание возникает также в
зависимости от состояния
Рисунок
4. - Фазы развития ориентировочного рефлекса.
Внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилий, называют произвольным активным или преднамеренным. Произвольное внимание обеспечивает концентрацию активности за счет волевых усилий. Произвольное внимание относится к контролируемым и осознаваемым процессам. Оно обладает ограниченной пропускной способностью и поэтому обеспечивает не параллельную, а последовательную обработку информации. Эффект интерференции взаимодействия произвольного внимания с текущей психической деятельностью является следствием конкуренции двух задач, которые могут решаться только последовательно. Непременной характеристикой произвольного внимания является усилие, направленное на выделение и обработку той информации, которая диктуется целью, задачей, в частности содержащейся в инструкции.
Внимание теснейшим образом связано с мотивацией. При мотивирующем характере самой цели может возникнуть так называемая постпроизвольная форма внимания, при которой сознательное активное сосредоточение на объекте не требует волевых усилий, а осуществляется автоматически. Постпроизвольное внимание появляется в процессе освоения деятельности и увлеченности выполняемой работой. Оно не требует усилий воли, так как поддерживается интересом к ней.
Непроизвольное внимание оперирует только в настоящем времени. Произвольное внимание может быть обращено как в прошлое, так и в будущее, например, мы, можем направить своё внимание на стимулы, которые звучали несколько секунд назад – мы пытаемся восстановить смысл слов, только что сказанных нашим собеседником, которого мы невнимательно слушали. Примером внимания, направленного в будущее, является антиципирующее внимание, когда человек ожидает появления определенного сигнала, события, на которое он должен отвечать некоторой реакцией, например, внимание с которым спортсмены ожидают сигнала стартера.
Некоторыми авторами представлена другая классификация видов внимания, в которой выделяют следующие виды8.
Сенсорное внимание – это процесс избирательного выделения сенсорного стимула в процессе деятельности человека, перцептивная готовность, влияющая на анализ входных сигналов.
Моторное внимание – это избирательная установка, действующая на уровне выходных сигналов. Моторное внимание необходимо для выбора и запуска моторной программы действий, а также для функционирования систем обратных связей, информирующих организм о результатах движения. От этого зависит точность исполнения моторной программы. По мере выработки двигательного навыка вклад внимания уменьшается.
Моторное
внимание используется при ментальной
тренировке. Она представляет собой
«проигрывание» в воображении в
замедленном темпе
Ментальное
внимание - это процесс селективного
выделения информации из долговременной
памяти. Наше мышление связано с актуализацией
следов в долговременной памяти. Эта информация
используется как исходный материал для
внутреннего анализа. Текущая умственная
деятельность человека контролируется
некоторой целью и направлена на её достижение.
В долговременной памяти хранится информация
о «решении», которое должно быть достигнуто
в результате мыслительной деятельности.
Эта цель контролирует и направляет процесс
мышления, что и составляет основу ментального
внимания. Однако по своей сути ментальное
внимание принципиально не отличается
от сенсорного и моторного внимания.
2.2
Этапы развития внимания
Предвнимание – это досознательный автоматический этап обработки информации, который предшествует появлению непроизвольного внимания.
Непроизвольное
внимание – это внимание, вызываемое
внешними причинами – теми или
другими особенностями
Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект активно избирает значимый для него объект. Произвольное внимание возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности. Произвольное внимание может быть обращено как к прошлому, так и к будущему. Примером внимания, направленного в прошлое, может служить процесс извлечения информации из долговременной памяти, а примером внимания, направленного в будущее – антиципирующее внимание, когда человек ожидает появление определенного сигнала, события, на которое он должен ответить некоторой реакцией. Функция антиципирующего внимания состоит в облегчении и ускорении опознания цели. Произвольное внимание развивается из непроизвольного. В то же время произвольное внимание переходит в непроизвольное, уже не требуя специальных усилий.
Произвольное
внимание характеризуется определенными
свойствами. Целенаправленность предполагает
выбор из многих объектов только тех,
которые необходимы в процессе выполнения
данной задачи. Организованность подразумевает
предварительную готовность к восприятию
определенного объекта. Повышенная устойчивость
позволяет человеку организовать деятельность
на протяжении длительного периода времени.
Рисунок 5. - Этапы развития внимания
и их характеристики.
Постпроизвольное внимание – это внимание, которое появляется в процессе освоения деятельности и увлеченности выполняемой работой. Оно не требует усилий воли, так как поддерживается интересом к выполняемой деятельности.
ГЛАВА
III. Индивидуальные особенности
внимания
Внимание характеризуется различными свойствами: имеются показатели, по которым судят об эффективности управления вниманием, такие как время выполнения задания, требующего проявления внимания (быстрота), и количество допускаемых ошибок (точность), показатели, отражающие продуктивную сторону устойчивости внимания и другие. В связи с этим одни испытуемые ориентируются при выполнении даваемых заданий больше на быстроту работы, а другие – на её точность.
В экспериментах было доказано, что показатели, отражающие продуктивную сторону устойчивости внимания, у девочек выше, чем у мальчиков. Характеристики быстроты работы выше у девочек, показатели точности выполнения задания примерно одинаковы у тех и у других. При выполнении заданий на внимание девочки ориентируются на быстроту, а мальчики – на точность работы. Этот вывод получил подтверждение при изучении внимания и у взрослых. Количество знаков, вычеркнутых за 1 минуту в корректурной пробе Анфимова больше у женщин, чем у мужчин. Женщины 18-19 лет выполняют тест корректурной пробы несколько быстрее, но менее точно, чем мужчины того же возраста. Большинство женщин могут увеличить темп работы с корректурными таблицами без изменения точности, тогда как увеличение темпа работы мужчинами вызывает снижение точности работы. В заданиях, где нужно быстро воспринимать детали и часто переключать внимание, женщины показывают большую эффективность, чем мужчины10.
Какова наиболее выгодная последовательность переключения внимания с одного объекта на другой и каков оптимальный темп переключения? В трудовой деятельности переключение внимания происходит всегда, когда перед работником возникает новая цель деятельности, или при переходе с одного действия к другому.
Ряд
профессий требует высокой
Внимание в наибольшей степени, чем другие функции, реагирует на состояния утомления, стресса, монотонии. При этих состояниях наблюдается прогрессирующее снижение активности внимания. Вместе с тем, высокая мотивация на деятельность оказывает мощное компенсирующее влияние на сохранность внимания даже в самых неблагоприятных условиях11.
Правильная
тренировка внимания в трудовой деятельности
заключается в формировании оптимальных
схем организации этого процесса в конкретных
условиях. При изменении условий происходит
перестройка системы организации внимания.
С этой точки зрения обучение и переучивание
той или иной деятельности заключается
в усвоении работником новой системы организации
внимания. Существуют типовые схемы организации
внимания. На сегодняшний день известно
более десяти математических моделей
динамики зрительного внимания.
Заключение
Исследование
взаимоотношения между
Отвлекаясь от методических особенностей, включающих дифференцирование мозговой активности от внемозговых артефактов и трудности при определении того, действительно ли испытуемый поступал в соответствии с полученной инструкцией, можно считать, что поздние компоненты ВП, включая волну Рз, тесно связаны с ориентировкой испытуемого в окружающей обстановке. Более того, очень медленные потенциалы, такие, как УНВ и потенциал “готовности”, отражают явления, связанные с ожиданием, двигательной подготовкой, интересом и мотивацией. Таким образом, несмотря на то что ограниченные возможности регистрации физиологических явлений никогда не позволят получить биологические показатели, полностью соответствующие сложности психологических ситуаций, представляется возможным получить объективные количественные корреляты сложных поведенческих явлений при записи от поверх ности кожи головы.
С
точки зрения психиатрических исследований
психофизиологические корреляты такого
типа, которые рассмотрены в главе
2 представляют значительный интерес как
средство выявления скрытой и личной психической
активности. Например, если считать, что
шизофренические психозы связаны с нарушениями
внимания, логично было бы ожидать изменения
поздних компонентов ВП, УНВ и волны Рз.
У больных шизофренией. Однако необходимо
отметить, и это крайне важно, что подтверждение
этих предположений есть не что иное, как
подтверждение хорошо известного факта
о том, что поведение больного отличается
от нормы и что обычные физиологические
корреляты этого поведения — также изменены.
Другими словами, эти факты свидетельствуют
о том, что психофизиологические корреляции,
наблюдающиеся у здоровых, наблюдаются
и в психопатологических состояниях. Вопрос
о первичных патофизиологических сдвигах,
ведущих к нарушению функции, при этом
остается открытым.