Психофизиология стресса. Возникновение, этапы развития, последствия стресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:13, контрольная работа

Краткое описание

Стресс нередко рассматривают как:
особое функциональное состояние
психофизиологическую реакцию организма на воздействия среды, выходящие за границы адаптивной нормы.

Вложенные файлы: 1 файл

ВОПРОС 42.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)
 

Последствия продолжительного и  кратковременного стресса.

     Стрессовая  реакция представляет собой концентрированную  сущность взаимоотношения психики  и тела. 
           Принято считать, что все симптомы, вызванные стрессом, являются психосоматическими.

     Это значит, что в ответе на стресс принимают  участие все системы — нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая, желудочно-кишечная и т.п.

     Очень часто, особенно после продолжительного стресса, вследствие истощения всего организма наступает слабость. Как правило, стресс вызывает ухудшение деятельности самого «слабого» звена в организме, уже больного органа, например, язву желудка на фоне хронического гастрита. Ослабляя иммунную систему организма, стресс повышает риск инфекционных заболеваний. Наиболее часто стресс влияет на состояние сердечно-сосудистой системы.

     Установлено, что при стрессе дыхание становится более частым.

     При непродолжительном стрессе попадание  избытка кислорода в кровь вызывает одышку.

     Если  же стресс длительный, то частое дыхание  будет продолжаться до тех пор, пока не пересохнут слизистые поверхности  носоглотки. Человек в этом случае чувствует боль в грудной клетке из-за спазма дыхательных мышц и диафрагмы.

     При этом вследствие ухудшения защитных функций слизистой оболочки носоглотки резко возрастает вероятность различных инфекционных заболеваний.

     Повышение уровня сахара в крови, также являющееся частью реакции организма на стресс, вызывает свою цепную реакцию.

     Во-первых, повышение уровня сахара (глюкозы) провоцирует усиленную секрецию инсулина — гормона поджелудочной железы, который, в свою очередь, способствует отложению глюкозы в виде гликогена в печени, мышцах и частичному превращению ее в жир. В результате концентрация сахара в крови падает, и у человека возникает чувство голода, а организм требует немедленной компенсации. Это состояние в свою очередь стимулирует дальнейшую секрецию инсулина, и уровень сахара в крови продолжает снижаться. 
          Таким образом, при стрессе так или иначе страдают все системы организма.
 

Индивидуальные  различия.

     В 1974 г. вышла книга М. Фридмана и  Р. Розенмана «Поведение А-типа и ваше сердце», первое и наиболее значительное исследование взаимосвязи стресса и заболеваний сердечно-сосудистой системы.

     Было  выделено два полярных типа поведения и соответственно группы людей, у которых преобладает один из двух вариантов поведения:

  • тип А (для них характерен высокий уровень двигательной активности и преобладание симпатических реакций)
  • тип Б (вариант реагирования с преобладанием парасимпатических эффектов, для него характерно снижение двигательной активности и относительно низкая готовность включаться в действие).

    В лабораторных условиях было показано, что оба типа по-разному реагируют на информационную нагрузку. Характер этих реакций согласуется с преобладанием активности одного из двух отделов вегетативной нервной системы: симпатический (тип А) или парасимпатический (тип Б).

    Первый  реагирует на нагрузку учащением пульса, ростом артериального давления и другими вегетативными реакциями, сопровождающими активацию симпатической нервной системы.

    Тип Б в тех же условиях реагирует  по парасимпатическому варианту: снижением  частоты сердцебиений и другими  соответствующими вегетативными проявлениями. 

Борьба  со стрессом.

     Терапия стрессовых состояний — сложная задача, включающая целый ряд аспектов.

     Среди них следует отметить, в первую очередь, собственную позицию человека. Речь идет об ответственности человека за свое здоровье. Утверждение, что чрезмерный стресс и эмоциональные расстройства зависят от способа интерпретации индивидом своего окружения, прямо связано с признанием личностной ответственности человека за свое отношение к происходящему и, таким образом, за свое здоровье. Более того, сама возможность применения некоторых средств борьбы со стрессом и эффективность их использования зависят от того, насколько осознанно человек подходит к своему здоровью.

     Психофизиологические  методы коррекции стрессогенных состояний связаны, в первую очередь, с использованием приемов обратной связи

Информация о работе Психофизиология стресса. Возникновение, этапы развития, последствия стресса