Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 09:28, курсовая работа
Психофизиология человека - дисциплина, изучающая поведение человека посредством исследования духовных психических и физических функций организма в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
И хотя современная наука не может дать ответ, как нейрональная активность превращается в мысль, тем не менее, нет никаких оснований искать другой субстракт мышления.
5. Научение. Память
Одним из биологических аспектов
психики является выработка новых
форм реагирования на воздействия, семантическая
значимость которых меняется или
с которыми человек вообще раньше
не сталкивался. Эту способность
принято обозначать как научение,
которое можно определитькак
совокупность процессов, обеспечивающих
выработку и закрепление форм
реагирования, адекватных физиологическим,
биологическим и социальным потребностям.
Следует иметь в виду, что это
термин комплексный, объединяющий два
понятия: обучение, где присутствуют
обучающий и формы обучения, а
также учение – обучаемый и
условия обучения. С точки зрения
психофизиологии, т.е. процессов и
механизмов, обеспечивающих научение,
это также явление комплексное,
включающее потребность к научению,
т.е. мотивационно-эмоциональную
Принято различать три
группы способов (механизмов) научения
по степени участия в них
реактивное поведение
2) оперантное поведение (или научение в результате оперантного обусловливания)
3) когнитивное научение.
Реактивное поведение проявляется в том, что организм реагирует пассивно, но при этом трансформируются нейронные цепи и формируютсяновые следы памяти.
Среди разновидностей реактивного поведения различают:
а) привыкание
б) сенсибилизацию
в) импринтинг
г) условные рефлексы.
Привыкание (или габитуация)
заключается в том, что организм
в результате изменений на уровне
рецепторов или ретикулярной формации
«научается» игнорировать какой-то
повторный или постоянно
Сенсибилизация представляет
собой процесс противоположный.
Повторение стимула ведет к более
сильной активации организма, который
становится все более и более
чувствительным к данному стимулу.
Импринтинг (запечатление) – наследственно
запрограммированное и
Артифициальные стабильные
функциональные связи (АСФС) представляют
собой закрепление в
Оперантное поведение, или
научение в результате оперантного
обусловливания, представляет собой
закрепление тех действий, последствия
которых для организма
а) метод проб и ошибок
б) формирование автоматизированных реакций
в) подражание.
Научение методом проб и ошибок заключается в том, что, перебирая способы достижения цели (преодоления препятствий), человек отказывается от неэффективных, и в конце концов, находит решение задачи. Формирование автоматизированных реакций – это создание очень сложных поведенческих реакций поэтапно. Каждый этап при этом подкрепляется (положительное и отрицательное подкрепление, угасание, дифференцировка, генерализация). На этой основе была выдвинута концепция программированного обучение, первоначальное увеличение которой сменилось разочарованием ввиду низкой эффективности этого метода обучения. Подражание представляет собой научение путем наблюдения и воспроизведения действий модели, не всегда понимая их значение. Оно свойственно в основном приматам. Различают две формы подражания: чистое подражание и викарное научение, т.е. научение с пониманием.
Когнитивное научение в эволюционном отношении наиболее поздний и наиболее эффективный тип научения. В полном объеме такое научение присуще только людям, хотя какие-то его эволюционные предшественники или отдельные элементы мы можем выделить и у высших животных. Различают следующие формы когнитивного научения:
а) латентное научение
б) обучение сложным психомоторным навыкам
в) инсайт
г) научение путем рассуждений.
Латентное научение – аналитическая
обработка поступающей
Для отдельных форм научения
в процессе развития существуют критические
периоды, когда организм наиболее чувствителен
к этим формам. Один из наиболее ярких
примеров – первичное усвоение языка.
Некоторые виды поведения, информация,
усвоенные в каком-то особом состоянии
сознания, могут не проявляться в
состоянии активного
Механизмы научения весьма разнообразны
по характеру физиологических
Среди структур мозга, имеющих непосредственное отношение к процессам научения (скорость, объем, эффективность), в первую очередь следует выделить неспецифическую активирующую систему мозга, образования лимбической системы (гиппокамп, миндалины), лобно-височные отделы мозга и другие ассоциативные зоны коры с учетом функциональной специализации правого и левого полушарий. У правшей усвоение абстрактно-логической информации связано в большей степени с левым полушарием, а наглядно-образная, эмоциональная окраска – с правым. Среди факторов, влияющих на научение человека, существенное значение имеют возраст, мотивация, состояние таких психических функций, как внимание, память, мышление и др., а также индивидуальные особенности (способности).
Таким образом, проблема научения является одной из фундаментальных в психологии вообще и психофизиологии в частности, поскольку она позволяет понять психическую адаптацию человека к условиям существования, сколь бы они ни были необычными, своеобразными, чрезвычайными.
В непосредственной связи
с научением находится проблема
памяти. В поведенческой активности
они, безусловно, составляют единое целое.
Но вместе с тем отождествлять
их нельзя, а в дидактическом отношении
память тем более требует
ПАМЯТЬ представляет собой совокупность процессов, обеспечивающих восприятие, запечатление, хранение и воспроизведение (извлечение) информации. Поскольку последний компонент нередко выступает как критерий памяти, то к рассматриваемой совокупности следует отнести и забывание, под которым понимается либо безвозвратная утрата информации, либо невозможность ее извлечения при обычных условиях. Существует много подходов к классификации видов памяти. Для нас наиболее существенное значение представляет временная характеристика сохранения способности к воспроизведению запечатленной информации. С этой точки зрения, различают следующие виды памяти.
Сенсорная (иконическая, следовая) память, которая обеспечивает сохранение воспринятого образа на протяжении долей секунды. Кратковременная (первичная) память - позволяет удерживать информацию воспринятую информацию на протяжении около 20 с.
Выделяют еще так называемую
"вечную", или третичную, память,
когда способность
Каждую из перечисленных форм памяти характеризуют также по объему запечатлеваемой информации. По этому показателю колебания оказываются очень существенными. Так, для сенсорной памяти этот объем весьма велик и ограничивается, по существу, информационной емкостью самого воспринимаемого объекта. Однако лишь только небольшая часть переходит в память кратковременную.
Для большинства людей
объем кратковременной памяти составляет
+- 2 блока информации. А вот объем
блока может чрезвычайно
Таким образом, возможности запечатления новой информации для человека безграничны.
Различные виды памяти имеют
весьма отличные физиологические механизмы.
Так в частности, сенсорная (следовая)
память может быть, по существу, идентифицирована
с последовательными образами, развитие
которых характерно практически
для всех сенсорных систем. Наиболее
отчетливо они проявляются в
зрительном анализаторе, поэтому они
хорошо известны практически всем людям.
Длительность такого образа зависит
от интенсивности раздражителя и
степени контраста и
Основой долговременной памяти является формирование энграмм -
структурно-функциональных комплексов запоминания информации. Для образования таких энграмм непременным условием является достаточно длительная реверберация сигналов, связанных с информацией, находящейся в регистре первичной (кратковременной) памяти. Пролонгации реверберации способствуют следующие факторы:
во-первых, это неоднократное повторение воспринимаемой информации;
во-вторых, осмысление этой информации, установление ее логической структуры или связи с уже хранящейся в долговременной памяти информации, что резко сокращает количество необходимых повторений;
в-третьих, установка на длительное запоминание;
в-четвертых, высокий интерес к запоминаемому материалу, что даже без повторного восприятия значительно увеличивает длительность реверберации.
Кроме того, существенное значение имеет функциональное состояние организма, степень утомления. Всем известно, что "на свежую голову" запоминать легче, однако для образования энграмм необходим сон, особенно быстры сон. На процессы закрепления информации в долговременной памяти существенное влияние оказывает эмоциональный фон, связанный с этой информацией. Гораздо лучше запоминаются факты, имеющие положительную эмоциональную окраску, хуже - отрицательную и еще хуже - не имеющие никакой эмоциональной окраски. Имеются некоторые достижения в улучшении памяти фармакологическими средствами, которые, однако, используются только в медицинской практике, но не в повседневной жизни.
Механизм самих энграмм понят не до конца. В настоящее время можно говорить о перестройках на уровне синапса, включая все звенья химической передачи, т.е. и синтез медиатора, и участие модуляторов, и свойства постсинаптической мембраны, особенно расположенных на ней фармакологических рецепторов. Представляется безусловной значимость нуклеиновых кислот (ДНК - дезоксирибонуклеиновой кислоты, РНК - рибонуклеиновой кислоты), которые обладают неисчерпаемыми возможностями химического кодирования как генетически закрепленной, так и приобретаемой в процессе индивидуальной жизнедеятельности информации. Не исключена возможность и некоторых структурных явлений, в частности, разрастание пресинаптических терминалей или активизация "латентных" (недействующих) синапсов. Нет полной определенности относительно конкретного местонахождения энграмм. В настоящее время наиболее распространенной является точка зрения, что "хранилища" долговременной памяти представляют собой в морфофункциональном отношении свойство всей ассоциативной коры.