Психофизиология эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:42, реферат

Краткое описание

Психофизиология эмоций – раздел психологии, который исследует нейрогуморальные механизмы возникновения эмоциональных состояний. Но что же представляют собой эмоции? Одна из первых трудностей при описании эмоций заключается в том, что эмоция проявляется одновременно и во внутренних переживаниях, и в поведении, причем все это связано с физиологической мотивацией.
По определению, эмоции - одна из существенных функций нервно-психической деятельности человека, они создают личностную окраску для любого поведенческого акта и являются энергетическим компонентом любого вида продуктивной деятельности. По критерию длительности эмоциональных явлений выделяют, во-первых, эмоциональный фон (или эмоциональное состояние), во-вторых, эмоциональное реагирование.

Вложенные файлы: 1 файл

Психофизиология эмоций.docx

— 26.05 Кб (Скачать файл)

Психофизиология эмоций

Психофизиология эмоций – раздел психологии, который исследует нейрогуморальные механизмы возникновения эмоциональных состояний. Но что же представляют собой эмоции? Одна из первых трудностей при описании эмоций заключается в том, что эмоция проявляется одновременно и во внутренних переживаниях, и в поведении, причем все это связано с физиологической мотивацией.

По определению, эмоции - одна из существенных функций нервно-психической  деятельности человека, они создают  личностную окраску для любого поведенческого акта и являются энергетическим компонентом  любого вида продуктивной деятельности. По критерию длительности эмоциональных  явлений выделяют, во-первых, эмоциональный  фон (или эмоциональное состояние), во-вторых, эмоциональное реагирование. Эмоциональная и психофизиологическая сферы человека тесно взаимосвязаны  со всеми сторонами его деятельности. С физиологической точки зрения, эмоция это активное состояние системы специализированных структур мозга, которое побуждает изменить поведение в сторону максимизации или минимизации этого состояния. Например эмоция страха подготавливает организм к «поведению избегания»: активизируется ориентировочный рефлекс, усиливается работа органов чувств, в кровь выделяется адреналин. До того, как эмоция проявится в сознании, информация обрабатывается на уровне подкорки, гипоталамуса, гиппокампа, достигая поясной извилины. Система гипоталамуса и миндалины обеспечивают реакцию организма на уровне простейших форм поведения.

В возникновении и протекании эмоций решающую роль играет лимбическая система. Лимбическая система комплекс функционально связанных между собой филогенетически древних глубинных структур головного мозга, участвующих в регуляции вегетативно-висцеральных функций и поведенческих реакций организма. В 1937 г. Папец предположил наличие "анатомического" эмоционального кольца. В него входили: гиппокамп свод мамиллярные тела переднее ядро таламуса поясная извилина гиппокамп. Папец считал, что любая афферентация, поступающая в таламус, разделяется на три потока: движения, мысли и чувства. Поток "чувств" циркулирует по анатомическому "эмоциональному кольцу", создавая таким образом физиологическую основу эмоциональных переживаний. Круг Папеца лег в основу лимбической системы. К лимбической системе, кроме кольца Папеца, принято относить: некоторые ядра гипоталамуса, миндалевидное тело, или миндалину (клеточное скопление, величиной с орех), обонятельную луковицу, тракт и бугорок, неспецифические ядра таламуса и ретикулярную формацию среднего мозга. В совокупности эти морфологические структуры образуют единую гипоталамо-лимбико- ретикулярную систему. Центральной частью лимбической системы является гиппокамп.

Лимбическая система принимает участие в запуске преимущественно тех эмоциональных реакций, которые уже апробированы в ходе жизненного опыта. Существуют убедительные данные в пользу того, что ряд фундаментальных человеческих эмоций имеет эволюционную основу. Эти эмоции оказываются наследственно закрепленными в лимбической системе. Важную роль в обеспечении эмоций играет ретикулярная формация ствола мозга. Волокна от нейронов ретикулярной формации идут в различные области коры больших полушарий. Нейроны передают сигналы от всех органов чувств (глаз, кожи, мышц, внутренних органов и т.д.) к структурам лимбической системы и коре больших полушарий.


Особый отдел ретикулярной формации, называемый голубым пятном. От голубого пятна к таламусу, гипоталамусу и многим областям коры идут нервные  пути, по которым пробудившаяся эмоциональная  реакция может широко распространяться по всем структурам мозга. Дефицит норадреналина  проявляется в появлении депрессивных состояний, связанных с тоской, а  недостаток адреналина связывается  с депрессиями тревоги. Другой отдел  ретикулярной формации, называемый черной субстанцией, представляет собой скопление нейронов, также образующих широко ветвящиеся сети с одним выходом, но выделяющих другой медиатор - дофамин, который способствует возникновению приятных ощущений.

Лобные доли коры больших  полушарий в наибольшей степени  ответственны за возникновение и  осознание эмоциональных переживаний. К лобным долям идут прямые нейронные  пути от таламуса, лимбической системы, ретикулярной формации. Ранения людей в области лобных долей мозга показывают, что чаще всего у них наблюдаются изменения настроения от эйфории до депрессии. Иногда изменения психики напоминают депрессию: больной проявляет апатию, утрату инициативы, эмоциональную заторможенность и т.д. Иногда же изменения сходны с психопатическим поведением: утрачивается восприимчивость к социальным сигналам, появляется несдержанность в поведении и речи.

Межполушарная асимметрия и  эмоции. Существует мнение, что левая  половина лица в большей степени  отражает отрицательные, правая положительные  эмоции. При левосторонних поражениях у больных часто возникают  приступы тревоги, беспокойства и страха, усиливается интенсивность отрицательных  эмоциональных переживаний. Больным  с поражениям правого полушария более свойственны состояния благодушия, веселости, а также безразличия к окружающим. Им трудно оценить настроения и выявить эмоциональные компоненты речи других людей. По некоторым представлениям левое полушарие ответственно за восприятие и экспрессию положительных эмоций, а правое - отрицательных. Депрессивные переживания, возникающие при поражении левого полушария, рассматриваются как результат растормаживания правого, а эйфория, нередко сопровождающая поражение правого полушария, как результат растормаживания левого. По другим представлениям, каждое из полушарий обладает собственным эмоциональным "видением" мира.


 Теория Джеймса-Ланге одна из первых теорий, пытавшихся связать эмоции и вегетативные сдвиги в организме человека, сопровождающие эмоциональные переживания. Она предполагает, что после восприятия события, вызвавшего эмоцию, человек переживает эту эмоцию как ощущение физиологических изменений в собственном организме, т.е.физические ощущения и есть сама эмоция. Как утверждал Джеймс: " мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим".

Таламическая теория Кеннона-Барда Согласно этой теории ,при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала поступают в таламус, где потоки импульсации делятся: часть из них поступает в кору больших полушарий, где возникает субъективное переживание эмоции (страха,радости и др.).Другая часть поступает в гипоталамус, который, как уже неоднократно говорилось, отвечает за вегетативные изменения в организме. Активационная теория Линдсли Центральную роль в обеспечении эмоций в этой теории играет активирующая ретикулярная формация ствола мозга. Активация, возникающая в результате возбуждение нейронов ретикулярной формации,выполняет главную эмоциогенную функцию. Согласно этой теории,эмоциогенный стимул возбуждает нейроны ствола мозга, которые посылают импульсы к таламусу,гипоталамусу и коре.

Каждая эмоция включает три  взаимосвязанных компонента: нейронную  активность мозга и периферической нервной системы (неврологический  компонент); деятельность поперечно-полосатой  мускулатуры, обеспечивающей мимическую и пантомимическую выразительность  и обратную связь в системе "тело/лицо-мозг" (выразительный компонент); субъективное эмоциональное переживание (субъективный компонент). Каждый из компонентов обладает определенной автономностью и может существовать независимо от других.

Нейрокультурная теория эмоций Разработана П. Экманом. в70-е гг. ХХ в. Согласно этой теории, экспрессивные проявления основных эмоций(гнева, страха, печали, удивления, отвращения, счастья) универсальны и практически не чувствительны к воздействию факторов среды. Другими словами, все люди практически одинаково используют мышцы лица при переживании основных эмоций. Каждая из них связана с генетически детерминированной программой движения лицевых мышц. О механизме социального контроля проявления эмоций свидетельствуют так называемые кратковременные выражения лица. Они фиксируются во время специальной киносъемки и отражают реальное отношение человека к ситуации.

 

Методы изучения и диагностики  эмоций .Стимуляция разных отделов мозга через вживленные электроды нередко вызывает эмоциональные переживания у пациентов, а также своеобразные изменения поведения у животных. При стимуляции различных отделов гипоталамуса у кошки может быть получена, например, реакция "бегства", когда животное отчаянно ищет убежища. Стимуляция образований среднего мозга ведет к активации с положительной или отрицательной эмоциональной окраской или к состоянию успокоения. Раздражение передней и нижней поверхности височной доли вызывает чувство страха; переднего и заднего отделов гипоталамуса тревоги и ярости; перегородки наслаждения; миндалевидного тела страха, ярости и гнева, а в некоторых случаях и удовольствия.

Физиологические проявления эмоциональных переживаний здорового  человека широко исследуются в лабораторных условиях. Как правило, используется метод психологического моделирования. По выражению лица человека нередко  можно определить, какие чувства  он переживает. Особенности мимики при переживании эмоций получили название лицевой экспрессии. В работах  П. Экмана была разработана особая техника идентификации эмоций по выражению лица. Существует атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для 6 базисных эмоций: гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости. Реакции сердечнососудистой системы. Изменения деятельности сердца служат наиболее надежными объективными показателями степени эмоционального напряжения у человека по сравнению с другими вегетативными функциями.

 

Стенические и астенические эмоции

 

Стенические эмоции повышают жизнедеятельность организма; астенические эмоции, наоборот, угнетают и подавляют  все жизненные процессы в организме.

Примером стенических эмоций может быть чувство радости. У человека, испытывающего радость, происходит значительное расширение мелких кровеносных сосудов, в связи с чем улучшается и усиливается питание всех жизненно важных органов, особенно мозга. Такой человек не чувствует утомления, наоборот, испытывает сильную потребность в действиях и движениях. В состоянии радости человек обычно много жестикулирует, прыгает, пляшет, бьет в ладоши, издает радостные крики, громко смеется, совершает другие быстрые и энергичные движения. Повышенная двигательная активность связана у него с ощущением силы, он чувствует себя легко, бодро. Приток крови к мозгу облегчает его умственную и физическую деятельность: он много и оживленно говорит, быстро соображает, продуктивно работает, в его сознании возникают оригинальные мысли и яркие образы. Усиливается приток крови и к периферическим органам – кожа краснеет, становится гладкой и блестящей, повышается температура тела, глаза блестят, лицо становится оживленным, сияющим: одновременно повышается деятельность органов внешней секреции – на глазах появляются слезы, во рту увеличивается выделение слюны. Значительно улучшается деятельность органов питания: систематически испытывающий чувство радости человек полнеет, становится упитанным, приобретает энергичный, юный, цветущий вид.

 

Астенические  эмоции возникают при перетренировке, когда спортсмен чувствует вялость, упадок сил, нежелание тренироваться, а иногда и неудовлетворение данным видом спорта. Если эти астенические эмоции становятся стойкими, они приводят спортсмена к отказу от спортивной деятельности. Это говорит о необходимости тщательно учитывать эмоциональные состояния в процессе спортивной деятельности, своевременно принимать необходимые меры к созданию таких условий тренировки, которые поддерживали бы стенические эмоции.

 

 

Влияние эмоций на человека

 

Эмоции влияют на людей  разными путями. Одна и та же эмоция неодинаково переживается разными  людьми, а также определенным человеком  в разных ситуациях. Эмоции могут  влиять на все системы индивида, субъекта в целом.

 

Эмоции и  восприятие. Давно известно, что эмоция, как и другие мотивационные состояния, влияет на восприятие. Радостный человек воспринимает мир с оптимизмом. Тот, кто страдает, грустит, интерпретирует замечания других как критические.

 

Эмоции и  познавательные процессы. Эмоции влияют на память, мышление и воображение человека. Эффект «суженого зрения» восприятия имеет свой аналог в познавательной сфере. Испуганному человеку трудно оценить альтернативные решения. В разгневанности человека появляются лишь сердитое мнения. В состоянии повышенного интереса или возбуждения отдельные субъекты бывают настолько увлечены, что не способны к обучению и деятельности.

 

Эмоции и  действия. Эмоции или комплексы эмоций, которые испытывает человек в определенное время, влияют на ее учебу, игру, труд. Когда она реально заинтересована в предмете, то имеет желание изучить его глубоко. Чувствуя отвращение к какому-либо предмету, она пытается его избежать.

 

Эмоциональные состояния  и в повседневной жизни часто  рассматриваются как переменные состояния или, точнее, как специфические  или особые состояния сознания. Человек, совершила какую-то неуместность, часто  объясняет свое поведение словами: «я не помню себя, я потеряла самообладание».

 

Эмоции и чувства возникают  в процессе взаимодействия личности с внешним миром. Эмоции и чувства  – это разнообразные переживания  человека, в которых отражаются его  жизненные отношения с внешним  миром и отношения с другими  людьми. Своеобразие отражения заключается  в том, что и как в переживаниях отражается. Эмоции и чувства представляют определенный процесс, который происходит во времени, и в то же время психическое  состояние личности. В этом состоянии  мы указываем, говоря о том или  ином человеке, что он спокоен, взволнован, потрясен, смущен, весел, угнетен и  т.д. Чувство выступает и как  свойство человека, что проявляется  в более или менее устойчивом положительном или отрицательном  отношении е определенным объектам, людям, сфере деятельности.


Информация о работе Психофизиология эмоций