Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 15:29, контрольная работа
Сегодня в сферу интересов психофизиологов входят такие проблемы, как нейронные механизмы ощущений, восприятия, памяти и обучения, мотивации и эмоций, мышления и речи, сознания, поведения и психической деятельности, а также межполушарные отношения, диагностика и механизмы функциональных состояний, психофизиология индивидуальных различий, принципы кодирования и обработки информации в нервной системе и др.. Конкретней остановимся на изучении потребностей, мотивации и эмоций.
В целостной поведенческой реакции потребности, мотивации и эмоции выступают в неразрывном единстве, однако и содержательно, и экспериментально их можно разделить, так как они отражают активность хотя и тесно взаимодействующих, но специализированных отделов ЦНС, с одной стороны, и выполняют разные функции в обеспечении поведения, с другой.
Введение
Определение и классификация потребностей
Психофизиологические механизмы возникновения потребностей
Мотивация как фактор организации поведения
Психофизиология эмоций
Субстрат эмоций
Теории эмоций
Методы изучения и диагностики эмоций
Заключение
Список литературы
1 Определение и классификация потребностей
Потребности — форма связи организма с внешним миром и источник его активности. Именно потребности, являясь внутренними сущностными силами организма, побуждают его к разным формам активности (деятельности), необходимым для сохранения и развития индивида и рода. Потребности живых существ чрезвычайно разнообразны. Существуют разные подходы к их классификации, однако, большинство исследователей выделяют три типа потребностей: биологические, социальные и идеальные.
Биологические потребности. В своих первичных биологических
формах потребность выступает как нужда,
испытываемая организмом в чем-то, находящемся
во внешней среде, и необходимом для его
жизнедеятельности. Биологические потребности
обусловлены необходимостью поддерживать
постоянство внутренней среды организма.
Побуждаемая ими активность всегда направлена
на достижение оптимального уровня функционирования
основных жизненных процессов. Эта активность
возобновляется при отклонении параметров
внутренней среды от оптимального уровня
и прекращается при его достижении.
Биологические потребности (в пище, воде,
безопасности и т.д.) свойственны как человеку,
так и животным. Однако большинство потребностей
у животных носит инстинктивный характер.
Инстинкты можно рассматривать как функциональные
системы, в которых генетически "предопределены"
не только свойства внешних предметов
(или живых существ), способных удовлетворить
эти потребности, но и основная последовательность
поведенческих актов, приводящих к достижению
полезного результата.
Биологические потребности человека отличаются
от аналогичных потребностей животных.
Основное отличие лежит, прежде всего,
в уровне социализации биологических
потребностей человека, которые могут
существенно видоизменяться под влиянием
социокультурных факторов. Так, например,
социализация пищевой потребности породила
высоко ценимое искусство кулинарии и
эстетизации процесса потребления пищи.
Известно также, что в некоторых случаях
люди способны подавлять в себе биологические
потребности (пищевую, половую и т.д.), руководствуясь
целями высшего порядка.
Потребности, обеспечивающие нормальную
жизнедеятельность организма, хорошо
известны — это потребности в пище, воде,
оптимальных экологических условиях (содержание
кислорода в воздухе, атмосферное давление,
температура окружающей среды и т.п.). Особое
место в этом ряду занимает потребность
в безопасности. Неудовлетворенность
этой потребности рождает такие ощущения,
как тревога и страх.
Социальные и
идеальные потребности. Физиоло
Потребность в новизне
лежит в основе ориентировочно-
При описании потребностной сферы человека
иногда как особый вид потребности выделяется
информационная потребность, которая
представляет собой не "сенсорный голод"
как таковой, а потребность в разнообразной
стимуляции. Неудовлетворенность информационной
потребности может привести к нарушениям
не только психического равновесия человека,
но и жизнедеятельности его организма.
Так, например, в экспериментах
по полной сенсорной изоляции здорового
человека погружают в специальную ванну,
которая позволяет практически полностью
изолировать его от сенсорных раздражителей
различных модальностей (
Простая монотонная стимуляция рецепторов
(например, монотонный звук) лишь на короткое
время улучшает состояние. Однако, если
те же стимулы предъявлять не ритмически,
а в случайном порядке самочувствие человека
улучшается. При неизменности параметров
стимула вводится момент неопределенности
и с ним возможность прогноза, несущего
определенный смысл или информацию. Это
способствует нормализации психического
состояния человека. Таким образом, информационная
потребность, хотя и относится к идеальным
потребностям, у человека приобретает
витальную или жизненную значимость.
Одной из природных предпосылок обучения,
тонкие физиологические механизмы которой
пока неизвестны, является потребность
в компетентности. Она проявляется в стремлении
повторять одно и то же действие до полного
успеха его исполнения, и обнаруживается
в поведении высших животных и нередко
маленьких детей. Адаптивный смысл этой
потребности очевиден: ее удовлетворение
создает основу для овладения инструментальными
навыками, т.е. основу для обучения в самом
широком смысле этого слова.
Потребность преодоления ("рефлекс
свободы", по определению И.П. Павлова)
возникает при наличии реального препятствия
и детерминирована стремлением живого существа
преодолеть это препятствие. Рефлекс свободы
ярче всего выражен у диких животных, стимулом
для его актуализации служит какое-либо
ограничение (препятствие), а безусловным
подкреплением является преодоление этого
препятствия. Адаптивное значение этой
потребности в первую очередь связано
с побуждением животного к расширению
среды обитания, и в конечном счете к улучшению
условий для выживания вида.
С точки зрения эволюционной физиологии
перечисленные социальные и идеальные
потребности должны иметь свое представительство
и в мотивационно-потребностной сфере
человека. В ходе индивидуального развития
базисные потребности социализируются,
включаются в личностный контекст и приобретают
качественно новое содержание, становясь
мотивами деятельности.
1.1 Психофизиологические механизмы возникновения потребностей
Физиологические условия возникновения потребностей — проблема недостаточно разработанная, и некоторая определенность в настоящее время существует только в отношении таких витальных потребностей, как потребность в пище и воде. С точки зрения психологии голод и жажда — это гомеостатические влечения — драйвы, направленные на получение организмом достаточного для обеспечения выживания количества воды и пищи. Эти драйвы относятся к врожденным и не требуют специального научения, однако в течение жизни могут модифицироваться разнообразными влияниями среды.
Природа чуства голода. Энергетические баланс у людей
поддерживается при условии соответствия
поступления энергии ее расходу на мышечную
работу, химические процессы (рост и восстановление
тканей) и потерю тепла. Отсутствие пищи
вызывает чувство голода, которое инициирует
поведение, направленное на поиск пищи.
При каких физиологически условиях возникает
чувство голода? Первоначально предполагалось,
что чувство голода возникает в результате
сокращений пустого желудка, которые могут
восприниматься механо-рецепторами, находящимися
в стенках желудка.
По современным представлениям, решающую
роль в этом играет растворенная в крови
глюкоза. В норме, независимо от качества
потребляемой пищи, концентрация глюкозы
в крови поддерживается в пределах от
0,8 до 1,0 г/л. В промежуточном мозге, печени,
стенках сосудов кровеностной системы
находятся хеморецепторы, реагирующие
на концентрацию глюкозы в крови, так называемые
глюкорецепторы. Реагируя на снижение
содержания глюкозы в крови, они способствуют
возникновению чувства голода. Предполагается,
что чувство голода может также возникать
в результате нехватки в организме продуктов
обмена белков и жиров.
Кроме этого, определенную роль в возникновении
голода могут играть текущие условия жизнедеятельности.
Известно, что при снижении температуры
окружающей среды у теплокровных животных
возрастает потребление пищи, причем в
количестве, обратно пропорциональном
имеющейся температуре. Таким образом,
внутренние терморецепторы могут служить
источником стимуляции, который способствует
возникновению ощущения голода.
Наряду с физиологическими существуют
и психологические факторы, регулирующие
возникновение чувства голода. Режим питания,
включающий ритмичность потребления пищи,
длительность интервалов между приемами
пищи, ее качественный состав и количество
безусловно влияют на возникновение ощущения
голода.
Стремление к определенной пище называют
аппетитом. Он может возникать при ощущении
голода и вне его (например, при виде или
описании особо вкусного блюда). Специфический
аппетит может отражать реальный дефицит
какого-либо компонента в составе пищи,
например, тяга к соленой пище может возникать
в результате потери организмом значительного
количества соли. Однако подобная связь
прослеживается не всегда. Предпочтение
одних видов пищи и отвращение к другим
определяются индивидуальным опытом воспитания
человека и культурными традициями.
Процесс поглощения пищи обычно прекращается
задолго до того, как в результате ее переваривания
исчезает дефицит энергии, вызвавший чувство
голода и побудивший начать поглощение
пищи. Сумма процессов, заставляющих завершить
этот акт, называется насыщением. Ощущение
сытости всегда сопровождается снятием
напряжения (поскольку сопряжено с активацией
парасимпатической системы) и положительными
эмоциями, следовательно, оно представляет
собой нечто большее, нежели простое исчезновение
голода.
Природа чувства жажды. Тело взрослого человека содержит приблизительно 75% воды. При потере количества воды, превышающей 0,5% массы тела (около 350 мл у человека, имеющего вес тела 70 кг) возникает чувство жажды. Жажда — общее ощущение, основанное на комбинированном действии рецепторов многих типов, расположенных как на периферии, так и в головном мозге. Основные нервные структуры, ответственные за регуляцию водно-солевого баланса, находятся в промежуточном мозге, главным образом в гипоталамусе. В его передних отделах расположены так называемые осморецепторы, которые активируются при повышении внутриклеточной концентрации солей, т.е. когда клетки теряют воду. Осморецепторы называют рецепторами жажды, вызываемой дефицитом воды в клетках. Кроме них в формировании ощущения жажды могут принимать участие и другие факторы, например, рецепторы полости рта и глотки (создающие ощущение сухости), рецепторы растяжения в стенках крупных вен и другие. Важно подчеркнуть, что адаптация к ощущению жажды отсутствует, поэтому единственное средство ее устранения — потребление воды.
Биохимические корреляты
потребности в ощущениях. По некоторым данным, потребность
в дополнительной стимуляции может определяться
некоторыми биохимическими особенностями
человека. Так, например, в известных исследованиях
американского психолога М. Закермана,
изучалась тенденция человека к поиску
новых переживаний, стремление к физическому
и социальному риску. Эту склонность определяют
как "поиск ощущений". С помощью специального
опросника можно оценить потребности
человека в новизне, сильных и острых ощущениях.
Установлено, что индивидуальный уровень
потребности в ощущениях имеет свои биохимические
предпосылки. Степень потребности в ощущениях
отрицательно связана с уровнем следующих
биохимических показателей: моноаминооксидазы
(МАО), эндорфинов и половых гормонов.
Функция моноаминоксидазы состоит в контроле
и ограничении уровня некоторых медиаторов
(в частности, норадреналина, дофамина). Эти медиаторы обеспечивают функционирование
нейронов катехоламиноэргическо
Другими словами, индивиды, у которых меньше
продуцируется в организме МАО, эндорфинов
и половых гормонов, с большей вероятностью
будут склонны к формированию поведения,
выражающегося в поиске сильной дополнительной
стимуляции. Закерман высказал предположение,
что поиск ощущений связан с необходимостью
обеспечить оптимальный уровень активации
в катехоламиноэргической системе. Поэтому
индивиды с низким уровнем продукции катехоламинов
будут, по-видимому, искать сильных ощущений,
чтобы поднять активность этой системы
до оптимального уровня.
Этот пример дает основания полагать,
что со временем могут быть обнаружены
биохимические особенности, создающие
условия для формирования некоторых, не
только витальных, но и идеальных потребностей
человека. Однако нельзя упускать из виду,
что корреляция как метод анализа не дает
основания для оценки причинно-следственных
отношений. В принципе нельзя исключить
того, что перечисленные биохимические
особенности сами возникают как следствие
поведения, направленного на поиск ощущений,
которое формируется в результате действия
каких-либо других, неизвестных в настоящее
время (может быть и социальных) факторов.
1.2 Мотивация как фактор организации поведения
Термин "мотивация" буквально
означает "то, что вызывает движение",
т.е. в широком смысле мотивацию
можно рассматривать как фактор
(механизм),детерминирующий пов
Мотивация. Потребность, перерастая в мотивацию,
активирует ЦНС и другие системы организма.
При этом она выступает как энергетический
фактор ("слепая сила", по И.П. Павлову),
побуждающий организм к определенному
поведению.
Не следует отождествлять мотивации и
потребности. Потребности далеко не всегда
преобразуются в мотивационные возбуждения,
в то же время без должного мотивационного
возбуждения невозможно удовлетворение
соответствующих потребностей. Во многих
жизненных ситуациях имеющаяся потребность
по тем или иным причинам не сопровождается
мотивационным побуждением к действию.
Образно говоря, потребность говорит о
том, "что нужно организму", а мотивация
мобилизует силы организма на достижение
"нужного".
Мотивационное возбуждение можно рассматривать
как особое, интегрированное состояние
мозга, при котором на основе влияния подкорковых структур осуществляется вовлечение
в деятельность коры больших полушарий.
В результате живое существо начинает
целенаправленно искать пути и объекты
удовлетворения соответствующей потребности.
Суть этих процессов четко выразил А.Н.
Леонтьев в словах: мотивация — это опредмеченная
потребность, или "само целенаправленное
поведение".
Особый вопрос заключается в том, каков
механизм перерастания потребности в
мотивацию. В отношении некоторых биологических
потребностей (голод, жажда) этот механизм,
как было показано выше, связан с принципом
гомеостаза. Согласно этому принципу,
внутренняя среда организма должна всегда
оставаться постоянной, что определяется
наличием ряда неизменных параметров
(жестких констант), отклонение от которых
влечет резкие нарушения жизнедеятельности.
Примерами таких констант служат: уровень
глюкозы в крови, содержание кислорода,
осмотическое давление и т.д.
В результате непрерывно идущего обмена
веществ эти константы могут смещаться.
Их отклонение от требуемого уровня приводит
к включению механизмов саморегуляции,
которые обеспечивают возвращение констант
к исходному уровню. В каких-то пределах
эти отклонения могут быть компенсированы
за счет внутренних ресурсов. Однако внутренние
возможности ограничены. В таком случае
в организме активизируются процессы,
направленные на получение необходимых
веществ извне. Именно этот момент, характеризующий,
например, изменение важной константы
в крови, можно рассматривать как возникновение
потребности. По мере истощения внутренних
ресурсов происходит постепенное нарастание
потребности. По достижении некоторого
порогового значения потребность приводит
к развитию мотивационного возбуждения,
которое должно привести к удовлетворению
потребности за счет внешних источников.
В отношении других потребностей картина
не столь очевидна.
Тем не менее есть основания полагать,
что и здесь действует принцип "порогового
значения". Потребность перестает в
мотивацию лишь по достижении некоторого
уровня, при превышении этого условного
порога человек, как правило, не может
игнорировать нарастающую потребность
и подчиненную ей мотивацию.
Информация о работе Психофизиология эмоционально-потребностной сферы