Психо- аномалия характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:06, доклад

Краткое описание

Ориентиры в диагностике психопатий.
1. Тотальность. Проявляются в разных областях.
2. Относительная стабильность патологических черт характера.
— подростковый возраст представляет собой критический период для психопатий, черты большинства типов здесь заостряются.
— каждый тип психопатий имеет свой возраст формирования. (Шизоид с первых лет жизни. Психастенические черты в первых классах школы. Неустойчивый тип при поступлении в школу, либо с пубертатного периода.

Вложенные файлы: 1 файл

Психопатии.docx

— 27.89 Кб (Скачать файл)

Срыв компенсаторных механизмов в силу эндогенных особенностей динамики или под влиянием факторов среды обозначается как декомпенсация.

Процесс становления психопатий — этапы формирования конституциональных, приобретенных и органических психопатий. Три этапа: начальных проявлений, структурирования и завершения формирования. Первые два этапа при конституциональных и органических психопатиях падают преимущественно на детство. При приобретенных психопатиях второй этап приходится обычно на 15–18 лет

Акцентуации характера большинства  типов (кроме паранойяльного и отчасти  сенситивного) также именно в подростковом возрасте оказываются наиболее выраженными, что все же, как правило, не препятствует удовлетворительной социальной адаптации. К концу подросткового периода или по миновании его проявления акцентуации могут сгладиться или быть компенсированы настолько, что, кроме как при особых обстоятельствах, не выявляться вовне. Иначе говоря, явные акцентуации в подростковом возрасте могут по его миновании стать скрытыми.

Однако подростки с явными акцентуациями  характера составляют группу «повышенного риска» — они податливы к определенным пагубным влияниям среды или психическим  травмам. Если психическая травма или  сложившаяся ситуация наносит удар по «слабому месту» данного типа акцентуации, то соответствующие черты характера  могут раскрыться пышным цветом, отражаясь  на всем поведении, заостряясь до психопатического уровня. В таких случаях можно  говорить о психопатических реакциях у акцентуированных подростков, имея в виду, что изменения обстановки, сглаживание следов психической  травмы, разрешение ситуации все вернет в обычное русло.

Острые аффективные реакции, которые на фоне акцентуаций характера возникают в ответ на индивидуально значимые психические травмы или трудно переносимые ситуации. Эти реакции кратковременны, обычно длятся не более суток. Аффект может разряжаться агрессией на окружающих, аутоагрессией, бегством из аффектогенной ситуации или разыгрыванием бурных сцен. В зависимости от этого острые аффективные реакции могут быть обозначены экстрапунитивными, интрапунитивными, импунитивными и демонстративными.

Тяжелые или длительные психические  травмы могут при акцентуациях характера  быть причиной затяжных реактивных состояний (неврозов, реактивных депрессий и т.п.).

Наиболее частыми в подростковом периоде нарушениями, возникающими на фоне акцентуаций характера, являются транзиторные непсихотические девиации поведения — делинквентность, алкоголизация, суицидальное поведение и др. Смена обстановки на более благоприятную, как правило, устраняет эти нарушения. Подоплекой этих ситуативно-обусловленных девиаций поведения могут быть поведенческие реакции, как общие для детей и подростков (реакции оппозиции, имитации, компенсации, гиперкомпенсации), так и специфически-подростковые (реакции эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения, реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением).

Наиболее значимые феномены в динамике акцентуаций характера:

1) заострение черт акцентуированного  характера в подростковом возрасте, в период их формирования, с  последующим их сглаживанием  и компенсацией (переход явных  акцентуаций в скрытые);

2) развертывание черт определенного  типа при скрытых акцентуациях  под влиянием психических травм  или трудных ситуаций, оказавшихся  ударом по месту наименьшего  сопротивления данного типа;

3) возникновение на фоне акцентуаций  характера преходящих нарушений  — девиаций поведения, острых  аффективных реакций, неврозов  и других реактивных состояний;

4) трансформация типов акцентуаций  характера в силу конституционально  заложенных механизмов или влияний  среды;

5) формирование приобретенных психопатий, для которых акцентуация характера  послужила почвой, обусловившей  избирательную уязвимость в отношении  определенных неблагоприятных влияний  среды.

Систематика нарушений поведения проводится в двух направлениях: по формам проявления нарушений поведения и в отношении причин, факторов, мотивов, лежащих в их основе. Последние могут быть разделены на биологические и социо-психологические.

Биологические основы: резидуальные органические поражения головного мозга, инфантилизм, акселерация, «интенсификация».

СОЦИО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА КАК ПРИЧИНЫ  НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ: пубертатный кризис (реакция эмансипации, группирование со сверстниками, реакция увлечения, реакции, обусловленные сексуальным влечением и детские поведенческие реакции – имитации, оппозиции, компенсации, гиперкомпенации, отказа)

Все перечисленные специфически-подростковые реакции — эмансипации, группирования  со сверстниками, увлечения сексуальные, так же как и детские поведенческие  реакции в подростковом возрасте, могут быть как вариантами поведения  в норме, так и представлять собой  патологические нарушения поведения (непсихотические и даже психотические).

Патологическая реакция отличается от нормального поведения следующими признаками:

1) склонностью к генерализации,  т.е. способностью возникать в  самых разных ситуациях и вызываться  самыми различными, в том числе  неадекватными, поводами;

2) склонностью приобретать свойство  патологического стереотипа, повторяя  как клише по разным поводам  один и тот же поступок;

3) склонностью превышать «потолок»  нарушения поведения, никогда  не преступаемый той когортой  сверстников, с которой растет  подросток, и той группой, к  которой он принадлежит; например, подросток собирал фотографии  и картинки с изображением  изуродованных в катастрофах,  истязаемых в нацистских лагерях,  избиваемых полицией демонстрантов  и т.п. — все это явно превышало  «потолок» в отношении коллекционерских  хобби, распространенных среди  подростков;

4) склонностью приводить к социальной дезадаптации.


Информация о работе Психо- аномалия характера