Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 09:58, статья
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка [2,с.18].
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА-
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«ГАРМОНИЯ»
(МАДОУ детский сад «Гармония» № 49)
Работа со сказкой как средство социальной адаптации
детей с тяжелыми нарушениями речи
Музыкальный руководитель Бутырина Э.В.
г. Новоуральск
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка [2,с.18].
Знаменитый американский психолог и психиатр Бруно Беттельхайм утверждает: "Детям нужны сказки" (так называется его монография), ибо они являются необходимой пищей для развития личности [6,с.68].
Метод сказки у детей с тяжелыми нарушениями речи на наш взгляд, является актуальным, так как из-за определенных особенностей эмоционально-волевой и личностной сфер, эти дети имеют трудности в коммуникации с окружающим миром, не всегда ребенок может выразить эмоции словами, что обычно компенсируется ребенком в мечтах, в воображении. Детям с тяжёлыми нарушениями речи свойственна тревожность в сфере общения с детьми, взрослыми, в ситуациях публичного выступления, контактах с незнакомыми людьми. Встречаются различного рода страхи, сниженное настроение, робость, агрессивные проявления, эмоциональная неустойчивость, нежелание ходить в детский сад. Сказка создает прекрасную основу для компенсационной возможности, приводя все непременно к счастливому концу.
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей [10, c.13].
Сухомлинский В.А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем» [2, с.21]
Мы определили своей целью научить детей с нарушением речи общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку с тяжелыми речевыми нарушениями. На наш взгляд, мы смогли сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Тут к нам и пришла на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, честность.
Дети посещают группу с ТНР с начала учебного года. Воспитателями, учителем – логопедом, педагогом – психологом и музыкальным руководителем была проведена комплексная диагностика речи, психического развития и развития музыкальных способностей, которая стала основой для коррекционно – развивающей работы с детьми. По результатам наблюдения для детей характерна низкая инициативность в общении, недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, что препятствует осуществлению полноценного общения; эмоциональная неустойчивость, сниженный эмоциональный фон настроения, слабая организация поведения, повышенная двигательная активность, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, истощаемость, слабая двигательная координация, нарушение темпа, ритма. Помимо основного диагноза дети имеют различные сопутствующие заболевания. Это отрицательно сказывается на развитии их личности и эмоционально – волевой сферы.
Наш проект «Сказки из сундучка» реализовывался на группе детей среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Для активного взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи, мы включали родителей группы в воспитательно-образовательный процесс. Таким образом, были созданы условия для психопрофилактической поддержки и психолого-педагогического сопровождения детей и родителей.
Наши сказочные дни для детей проходят в музыкальном зале, с музыкальным сопровождением и необходимым оборудованием для инсценировки и показа сказки (ширмы различной тематики, костюмы и т.д.). Хотелось бы поделиться опытом работы с такими детьми. Для детей этой группы мы используем сказки простые для восприятия, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию («Колобок», «Теремок», «Лисичка сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко», «Заюшкина избушка», «Елочка» и т.д.).Обычно перед показом сказки проводится игра с участием героев сказки.
Работа по социализации детей с нарушениями речи средствами сказкотерапии происходит в несколько этапов:
первый этап - проводится ознакомление детей с героями сказки, их характерами, настроением. Может быть проведена игра с участием персонажей;
второй этап - показываем кукольный спектакль – сказку;
третий этап - обсуждение увиденной сказки, ее пересказ. Сюда же включаются элементы пальчиковой и дыхательной гимнастики.
четвёртый этап - показ сказки – драматизации детьми. Этот этап начинается с выбора роли. Своего героя дети находят сами, примеряя разные образы на себя. Наша задача в этот момент быть чуткими и тактичными с детьми, подводя ребёнка к той роли, в которой он сможет раскрыть свою личность более полно. Для каждого героя подбирается музыкальный репертуар индивидуально. Возможны ансамблевые выступления, а так же сольные. Подготовка проходит на эмоциональном подъёме, что способствует творческой реализации детей. И завершается эта подготовка показом сказки для родителей и детей детского сада. Таким образом, мы решаем не только коррекционные задачи, но и, формируем основу для социально-коммуникативного развития ребенка, тем самым, обеспечивая формирования полноценной личности.
Дошкольный возраст – возраст сказки. Наши дети проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному, наша сказка находит в детях чутких, внимательных слушателей. Опыт нашей работы показывает: дети стали более общительными, начали активнее вступать в контакт, появилась заинтересованность к различным видам деятельности, расширился общий кругозор. Проработав сказку, дети учатся по - другому вести себя в различных жизненных ситуациях: например, Алеша П., 4,5 лет, научился контролировать свою агрессивность, стал боле спокойным и доброжелательным в общении с окружающими. Девочка Алена В., 4,7 лет, преодолела свои страхи, стала более инициативной в общении, научилась управлять процессом общения. Наши занятия с использованием сказкотерапевтических технологий являются благоприятным методом для наиболее эффективной социализации детей с нарушением речи.
Литература
1. Алексеенкова
Е.Г. Зависимость
2. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89, 2001.
3. Гамезо М.В. Возрастная
и педагогическая психология. –
М.: Педагогическое общество
4. Зинурова Р.Р.Развитие диалектического мышления дошкольников посредством «диалектических наглядных схем»//Мир психологии– 2003-№ 3– С. 174 –181.
5. Малофеев, Н. Н. Современный этап
в развитии системы
6. Сайт http://www.portal-slovo.ru/
7. Пазухина И. А. Ступеньки к самопознанию // Дошк. пед.. - 2002-№ 3-С. 35.
8. Славина Л. С. Понимание устного рассказа детьми раннего возраста // Дошкольное воспитание. –2002. - № 7 – С.3-7.
9. Филиппов Ю.В. Сказка как ирреальная структура и игра как реальное действие в реальном воспитательном процессе // Мир психологии. –2003. – № 3. – С.160 – 173.
10. Шорыгина Т.А. Родные сказки // Нравственно-патриотическое воспитание. – М. Прометей, 2005 – С.10-17.