Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 21:21, доклад
Я-концепция - это совокупность всех представителей индивида о себе, сопряженная с их оценкой.
Составляющие Я-концепции:
Образ Я (картина Я) – описательная составляющая
Самооценка (принятие Я) - составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам
Р. Бернс «Развитие Я- концепции и воспитание»
1. Определение Я-концепции.
Я-концепция - это совокупность всех представителей индивида о себе, сопряженная с их оценкой.
Составляющие Я-концепции:
Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
2. Структура Я-концепции. Я-концепция и Я-образы.
Лучше всего представить Я-концепцию в виде иерархической структуры.
На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Это - "поток сознания", о котором писал Джемс, или чувство собственной преемственности и неповторимости. Джемс, как мы уже говорили, выделил в нем два элемента - Я-сознающее и Я-как-объект. Однако но следует забывать об условности такого различения, которое, в сущности, является лишь удобной семантической моделью. В реальной психической жизни элементы эти настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я-как-объект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя.
3. Я-концепция в различных психологических теориях (Джемс, неофрейдизм, интеракционизм, гуманистическая психология).
Джемс: представление об актуализации идеального Я положено с основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение – реальных достижений индивида к его притязаниям.
Факторы, определяющие самооценку:
В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом "вписаться"" в структуру общества.
Символический интеракционизм опирается на три основные посылки.
"Я" и "другие" образуют единое
целое, поскольку общество, представляющее
собой сумму поведений
Неофрейдизм: подход Эриксона, по существу являющийся развитием концепции Фрейда, обращен к социокультурному контексту становления сознательного Я индивида - эго. Проблематика Я-концепции рассматривается Эриксоном сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Ее характер определяется особенностями данной культуры и возможностями данного индивида. Источником эго-идентичности является, по Эриксону, "культурно значимое достижение".
Гуманистический подход исходит из впечатлений субъекта, а не из позиций внешнего наблюдателя, то есть, как индивид воспринимает самого себя, какое влияние на поведение индивида оказывают его потребности, чувства, ценности, убеждения, только ему присущее восприятие окружающей обстановки. Поведение зависит от тех значений, которые в восприятии индивида проясняют его собственный прошлый и настоящий опыт. Согласно этому направлению, индивид не может изменить сами события, но может изменить свое восприятие этих событий и их интерпретацию.
4. Психологические и педагогические подходы к пониманию Я-концепции.
Педагогические: во все времена педагоги подчеркивали значение эмоциональных аспектов в воспитании и общении. Важнейшей частью этого процесса должно стать признание естественной и непреходящей ценности каждого человека, важности человеческих взаимоотношений в процессе воспитания.
Психологические: Речь идет о подходе к изучению поведения с точки зрения самой личности, чье поведение изучается. Проблема Я-копцепции оказывается при этом центральной.
6. Развитие Я-концепции в различные возрастные периоды.
В период новорожденности ребенок во всем зависим от внешних воздействий в том, что касается организации его жизнедеятельности и обучения. Я-концепция не может развиваться, так как нет условий, способствующих этому процессу. Во время младенчества появляется возможность социальных действий, что является основой для развития Я-концепции. От полутора до 3-4 лет ребенок осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. От 4 до 6 лет появляются первые представления о том каким он может быть человеком (начинает формироваться идеальное Я). В школьные годы ребенок пытается завоевать признание и заслужить одобрение окружающих путем выполнения продуктивной деятельности. В подростковом возрасте Я-концепция остается чем-то поверхностным и синкретическим. Самооценка выступает в этом возрасте как основной регулятор поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. В юности Я – концепция более устойчивая, но претерпевает большие изменения.
7. Проблема изменения Я-концепции.
Я-концепция может изменяться в зависимости от возраста или социальной среды. Например, переход из начальной школы в среднюю может сопровождаться негативными изменениями Я-концепции. Это связано как с возрастными изменениями, так и с пубертатными. Пубертат сам по себе не действует на Я-концепцию, но повышает уязвимость личности перед лицом обстоятельств, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на ее самосознание. Также большие изменения Я-концепция претерпевает в период юношества, когда человек во многом пересматривает свои взгляды и мировоззрение.
8. Экспериментальное изучение Я-концепции
Большинство методик изучения Я - концепции основываются на самоотчетах. Это в основном тщательно продуманные опросники, весьма удобные при групповом тестировании. Считается, что такого рода методики, претендующие на экспериментальное изучение Я - концепции, на самом деле измеряют самоотчеты, а это не одно и то же. Предлагается четко различать понятия "Я- концепция" и "самоотчет", поскольку содержание этих терминов является близким, но не совпадает. Как следует из всех определений, Я - концепция - это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойственные ему способы самовосприятия. С другой стороны, самоотчет - это самоописание, даваемое в ситуации коммуникации, то есть для другого. Это высказывания о себе. Нет сомнения, что Я - концепция влияет на эти высказывания. Однако между ними не может быть полного тождества. Самоотчет являет собой пример интроспекции и как таковой не может считаться объективным показателем не только с позиций современной гуманитарной психологии, но даже и с позиций более ранних, традиционных направлений психологической мысли.
9. Факторы развития позитивной Я-концепции.
Позитивная Я - концепция как психологический феномен является индивидуально-личностной стороной осознания и понимания своего «Я» и выступает главным фактором саморазвития, самосовершенствования, самоуправления и самоактуализации личности.
Факторы, определяющие позитивную Я-концепцию:
10. Самосознание, самооценка, Я-концепция: соотношение понятий.
Я – концепция включает в себя такие понятия, как самооценка и самосознание. Под самооценкой понимается оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самосознание же – это осознание человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа. Предметом самосознания и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, ого социальные отношения и множество других личностных проявлений, которые в дальнейшем формируют его Я-концепцию.
11. Я-концепция и социальная компетентность.
Человек, будучи существом социальным, просто не может избежать принятия многих социальных и культурных ролей, стандартов и оценок, определяемых самими условиями его жизни в обществе. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но также оценок и суждений других людей, с которыми он сталкивается в ходе социальных взаимодействий. Если он стремится получить одобрение окружающих, он должен соответствовать общепринятым стандартам. Конечно, самооценку можно повысить и отказавшись от общественных ценностей, от принятого в данном обществе образа жизни, однако и в группах, жизнь которых протекает за пределами "нормального " общества (например, в группах хиппи), тоже существуют определенные нормы, стандарты и ценности. Ориентиры, однажды установленные индивидом в качестве критериев его самоценности, обладают силой инерции, и поэтому их реорганизация для лучшего психологического приспособления часто оказывается делом нелегким; в то же время диапазон выбора этих ориентиров чрезвычайно широк, и в конечном счете выбор этот осуществляется самим индивидом.
12. Семейное воспитание и формирование Я-концепции.
В раннем детстве наиболее значимыми людьмив окружении ребенка являются родители. Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является чрезвычайно важным фактором развития Я -концепции. Это объясняется следующими причинами:
В практике семейного воспитания можно обнаружить самые разнообразные типы отношений между родителями и ребенком.
13. Развитие Я-концепции и межличностные взаимоотношения в школе.
Как известно в школьном возрасте ребенок пытается завоевать признание и заслужить одобрение окружающих путем выполнения продуктивной деятельности. Я-концепция развивается однако самооценка учеников снижается, так как их оценивают в школе по определенным критерием в частности знаний. У ребенка самооценка может как повыситься, так и понизиться.