Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 11:32, курсовая работа
Поэтому, в настоящее время в психологии является проблема материнского отношения, которое оказывает на ход раннего развития ребенка: его физическое и психическое здоровье, формирование черт личности, поведение, становление конкретных умений и т.д. Если несколько десятилетий назад готовность женщины к материнству воспринималась как «естественное» явление, то сегодня становится ясно, что это сложное, социально обусловленное, системное качество. Нарушения в материнском поведении и отношении к ребенку широко распространены на практике.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования отношений матери и младенца
1.1 Психические особенности ребенка в младенческом возрасте
1.2 Психологическая природа отношений «мать–дитя»
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных особенностей матери и их отношения к младенцу
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Курсовая работа
Исполнитель: 2 высшее студент группы СП «Психология» |
А.В. Маcлов | |
Руководитель: Кандидат психологических наук, доцент |
В.В. Фёдоров | |
Екатеринбург 2013
Содержание
Введение
Актуальность проблемы Исследование отношений «мать-дитя» является одним из ведущих направлений экспериментальной психологии на протяжении последних десятилетий. Нигде в мире не существует прочнее и ближе связи, чем у матери и ребёнка.
Поэтому, в настоящее время в психологии является проблема материнского отношения, которое оказывает на ход раннего развития ребенка: его физическое и психическое здоровье, формирование черт личности, поведение, становление конкретных умений и т.д. Если несколько десятилетий назад готовность женщины к материнству воспринималась как «естественное» явление, то сегодня становится ясно, что это сложное, социально обусловленное, системное качество. Нарушения в материнском поведении и отношении к ребенку широко распространены на практике.
Существует множество примеров материнской эмоциональной холодности, безразличия и жестокости к ребенку, отказов от новорожденных детей, сознательного и неосознанного избегания материнства.. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что нарушения в материнском отношении являются причиной возникновения тех или иных отклонений в психологическом и психическом здоровье у детей, и особенно - в первые годы жизни.
Изученность проблемы. Особенности детского развития и опосредованное взаимодействие со взрослым рассматривал в своих работах выдающийся советский психолог Л.С.Выготский. Большую роль в развитии взаимоотношений матери и младенца сыграли теоретические разработки М.И.Лисиной и ее последователей - А.Г.Рузской, Е.О.Смирновой, Н.Н.Авдеевой, Л.Н.Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой о формировании личности ребенка первых лет жизни в общении с близкими взрослыми.
Большой вклад внесли исследования и теоретические разработки в области психологии материнства Г.Г.Филипповой, И.А.Алексеева, И.Г.Новосельского, В.И.Брутман и др.
Целью курсовой работы является определение взаимосвязи личностных особенностей матерей и их отношения к младенцу.
Задачи исследования:
Объект исследования: личностные особенности матери.
Предмет исследования: взаимосвязь личностных особенностей матери и их отношения к младенцу.
Гипотеза исследования: личностные особенности матери влияют на отношение к младенцу.
Методы исследования – психологическое тестирование, математическая статистика.
Методики исследования: 1. Тест родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина; 2. 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла (форма С).
Выборка исследования – 30 женщин, имеющих детей младенческого возраста (от 2 до 12 мес.).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования отношений матери и младенца
Младенчество (2 мес. – 12 мес.) - период, длящийся до конца первого года жизни ребенка. Будучи даже биологически беспомощным существом, зависящим от ухаживающего за ним взрослого, ребенок является максимально социальным существом. Но будучи вплетенным в социальное, он лишен основного средства общения - речи. В противоречии между максимальной социальностью ребенка и минимальными возможностями общения заложена основа всего развития в младенческом возрасте [11; с. 23].
Период младенчества состоит из двух подпериодов: 1-ый период – до 5-6 месяцев, 2-ой подпериод – от 5-6 до 12 месяцев.
1-ый подпериод
Развиваются голосовые реакции ребенка. Возникают первые призывы – попытки привлечь взрослого с помощью голоса. Уже в первые месяцы жизни развиваются разные типы голосовых реакций: гудение, гуканье, лепет [14; с. 26].
Примерно в 5 месяцев происходит перелом в развитии ребенка, и начинается 2-ой подпериод младенческого возраста. Он связан с возникновением акта хватания – первого организованного, направленного действия.
На основе акта хватания
расширяются возможности
К концу младенческого возраста возникает этап функциональных действий: это более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, но если раньше ребенок выполнял действие одним показанным ему способом и на одних и тех же предметах, то теперь он пытается воспроизвести действие на всех возможных предметах.
К концу младенческого возраста у ребенка возникает первое понимание слов, а у взрослого появляется возможность управлять ориентировкой ребенка.
К 9 месяцам (начало кризиса 1-го года) ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б.Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого [20; с. 45].
Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба – первое из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития.
Второе основное новообразование этого возраста – появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Исследователи называют ее «языком нянь». Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание – предметная деятельность [11; с. 32].
Первая специфическая форма реагирования именно на человека получила название «комплекса оживления». Он включает в себя улыбку, вокализации и двигательную активность младенца навстречу взрослому.
Развитие моторики младенца подчинено определенной схеме: движения совершенствуются от грубых, крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала совершенствуются движения ручек и верхней половины тела, затем - ножек и нижней части тела. Сенсорика младенца развивается быстрее, чем двигательная сфера, хотя обе они связаны.
В младенчестве появляются первые формы подражания, первые применения орудий и употребление слов, выражающих желание. Общение, формирующееся в первом полугодии жизни ребенка, М.И. Лисина назвала ситуативно-личностным [14; с. 33]. Фрустрация базовых социальных потребностей ребенка приводит к тяжелой форме отставания в психическом развитии - госпитализму. Во втором полугодии интенсивно развивается понимание ребенком речи окружающих взрослых, появляется автономная речь.
Основной, ведущий тип деятельности ребенка в младенческом возрасте – эмоциональное непосредственное общение, предметом которого для ребенка является взрослый человек [7; с. 45]. Первая потребность, которая формируется у ребенка,- это потребность в другом человеке. Только развиваясь рядом с взрослым человеком, ребенок сам может стать человеком. С ребенком надо говорить, улыбаться, рассказывать ему сказки, не смущаясь тем, что ребенок еще не все понимает из того, что говорит ему взрослый.
Первые признаки общения:
- внимание, интерес к другому человеку (ребенок смотрит, прислушивается к голосу);
- эмоциональный отклик на появление другого человека;
- попытка привлечь
к себе внимание, стремление добиться
от взрослого поощрения,
Дефицит общения в младенческом возрасте оказывает отрицательное влияние на все последующее психическое развитие ребенка. Пользуясь словами Э. Эриксона, можно сказать, что события первого года жизни формируют у ребенка «основу доверия» или недоверия в отношении внешнего мира [11; с. 36].
В развитии ребенка существуют такие сферы, в которых отражаются наиболее существенные показатели возрастного развития. Одна из них - двигательная сфера. Отсутствие двигательной активности выражается у таких детей в пассивности движений, анемичном, невыразительном лице, позе, жестах, мимике - ускользающий взгляд, пассивная подчиненность взрослому, отсутствие активного стремления к общению со сверстниками, малый запас коммуникативных средств. Все дети, лишенные родительского внимания, не проявляют интерес к своему телу и телесным переживаниям.
Одним из значимых показателей
развития ребенка раннего возраста
является сфера общения, которая
у детей с «дефицитом общения»
характеризуется
Низкий уровень развития общения, примитивные по содержанию личностные контакты, привязанное к конкретной ситуации деловое сотрудничество, отсутствие старшего партнера по познавательной деятельности - все это не требует от детей точных и сложных коммуникативных средств, таких как вербальные.
В этих условиях у ребенка нет острой необходимости в активной речи: он овладевает ею медленно, с задержками, по мере усложнения жизнедеятельности и общения со взрослыми, возникает значительный временной разрыв между пониманием речи и моментом активного овладения ею.
Однако у детей в ситуации депривации на рубеже раннего и дошкольного детства в полном объеме и соответствующей форме центральное новообразование возраста не складывается: отношение к предметному миру, к другим людям, к себе оказываются не сформированными. Из-за того, что взрослый не так заинтересованно подмечает все новое, что научается делать малыш, не так живо радуется и огорчается его действиям, не так стремится к подержанию инициативы, а общение не содержит разнообразных оценок его действий взрослым, у ребенка не формируется принятие себя и осознание своих достижений [7; с. 55].
Упрощенный эмоциональный фон делового взаимодействия слабо организует предметную деятельность детей и воздействует на нее. Предметные действия развиваются медленными темпами, становясь с возрастом все менее импульсивными, бесцельными, неспецифическими.
Общение таких детей ограничено по эмоциональной наполненности и объему, сконцентрировано на отрицательном полюсе оценивания и смещено из сферы практической активности в сферу дисциплинарную. Результатом такой организации общения является несформированность личностного новообразования переходного возраста, а отсюда базиса для психического и личностного развития на следующем этапе.
Выдающийся советский психолог Л.С.Выготский ввел понятие «социальной ситуации развития», которая для маленького ребенка определяется его беспомощностью и зависимостью от взрослого. Основным новообразованием младенчества он считал возникновение тесной психической общности матери и ребенка - «прамы», являющейся отправной точкой всего дальнейшего развития [6; с. 123].
З.Фрейд выдвинул положение об определяющем влиянии ранних отношений ребенка с матерью, в которых для него воплощены первые столкновения с миром [11; с. 38].
психический родительский воспитание ребенок
Анализ психолого-
Информация о работе Развитие взаимоотношений матери и младенца