Развитие внимания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:03, контрольная работа

Краткое описание

1.Основные направления развития внимания у дошкольников
2.Рекомендации для развития внимания
3.Условия для развития внимания
4.Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология развитие внимания.docx

— 21.06 Кб (Скачать файл)

ГОУ СПО Новокузнецкий  педагогический колледж № 2 
Отделение заочного обучения

 

 

 

 

 

 
 
 
Контрольная работа 
Психология 
«Развитие внимания дошкольников»

 

 

 

 
 
                                       2013 
Примерный план: 
 
1.Основные направления развития внимания у дошкольников 
2.Рекомендации для развития внимания 
3.Условия для развития внимания 
4.Литература. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Основные направления развития внимания у дошкольников

Особенности проявления внимания в младенчестве и раннем детстве. Слуховое и зрительное сосредоточение как первое проявление внимания.

Развитие объема, устойчивости, распределения, переключения, концентрации внимания. Формирование элементов произвольного внимания.

Основные направления  развития внимания в дошкольном возрасте. Непроизвольное внимание и условия  его развития. Произвольное, опосредованное внимание и условия его формирования. Послепроизвольное внимание и условия  его развития.

Развитие свойств  внимания. Рассеянность внимания, ее причины  и пути преодоления. Колебания внимания.

Внимание как  условие успешного протекания внешней  и внутренней деятельности, умственной и практической.

Пути и средства организации и поддержания внимания у детей разного возраста, в  разных видах деятельности. Роль речи в развитии видов и свойств  внимания. Дидактическая игра как  средство развития внимания.

 
 
 
 
 
 
 
 
Рекомендации  для развития внимания

  1. Произвольное внимание можно и нужно тренировать, используя и волевые усилия.
  2. Постарайтесь найти интерес к каждому предмету (учебной теме). Именно интерес помогает сохранить устойчивость внимания.
  3. Старайтесь работать в привычной обстановке: постоянное и хорошо организованное рабочее место существенно влияет на устойчивость внимания.
  4. Если возможно, исключите из окружения сильные раздражители. Вероятно, вы сможете от них отключиться, но стоит ли тратить на это время?
  5. Выясните, какие слабые раздражители (тихая музыка, например) помогают вам поддержать внимание и работоспособность.
  6. Внимание зависит от правильной организации деятельности: 50 минут работы, 5–10 минут перерыва, после 3 часов работы 20–25 минут перерыва. Лучше, если отдых будет активным.
  7. Если работа однообразная, монотонная, постарайтесь ее разнообразить и(или) ввести игровые моменты, элементы соревнования. Это позволит сохранить концентрацию внимания без лишних волевых усилий.
  8. Учитывайте индивидуальные характеристики своего внимания (особенности распределения, переключения и т.д.) в организации любой деятельности. Знание потенциальных «слабых мест» и дополнительный контроль позволяют избегать ошибок, что важно в деятельности педагога. 
     
    Условия необходимые для развития внимания

- Отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности; 
- привычные условия работы. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания; 
- возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности; 
- создание благоприятных условий для деятельности , т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей  (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т.д.).  
- тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Игры для развития внимания дошкольников

  «Выкладывание узора из мозаики»

   Цель: развитие  концентрации и объема  внимания,  мелкой  моторики  руки, формирование  умения работать по образцу.

   Оборудование: мозаика, образец.

   Описание: ребенку   предлагают  по  образцу  выложить  из

мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

   Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке  изображена  цифра  (буква,  узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить  точно  такую  же  цифру  (букву,  узор, силуэт), как на рисунке.

   «Найди дорожку»

   Цель: Развитие  произвольного внимания.

   Оборудование: бланк с изображением простого  лабиринта, карандаш.

    Описание. Ребенок должен пройти извилистую  линию лабиринта, проводя  по  ней пальцем либо обратным  концом карандаша.

   Инструкция: «Посмотри  на  этот  рисунок,  на  нем  изображен  лабиринт.

Необходимо помочь Зайке пройти по этому лабиринту  и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не  выходя  за  контуры линии,  не пропуская петель».

 «Смешанный лес»

   Цель:  развитие  наблюдательности,  формирование   умения   распределять внимание.

   Оборудование: рисунок с изображением замаскированных  деревьев.

   Описание.  Ребенку  дается  рисунок   с   изображением   замаскированных  деревьев, среди которых ему надо  отыскать березу  (сосну,  самую   маленькую елочку).

   Инструкция:  «Посмотри,  на  этой  картинке  изображены  замаскированные деревья.  Среди них нужно как  можно   быстрее  найти  березу  (сосну,  самую маленькую елочку).

«Расставь как было»            
  Цель: Развитие зрительного внимания.  
  Оборудование: семь игрушек.

  Описание. Перед дошкольниками на столе воспитатель расставляет семь игрушек. После того, как дети рассмотрели игрушки, взрослый просит их отвернуться от стола, а он в это время игрушки меняет местами и даёт задание: «Расставьте игрушки в той последовательности, которой они были». 
Игра «Собери бусы» 
   Цель: развитие концентрации и объема  внимания,  мелкой  моторики  руки, формирование умения работать по образцу. 
    Оборудование: крупные бусинки разного цвета и величины, образец цветной схемы бус. 
  Описание. Дайте ребёнку задание нанизать бусы по определенной схеме, синюю бусинку чередовать с зелёной, квадратную с круглой, красную с жёлтой. Чем младше ребёнок, тем проще должна быть схема. с возрастом задания можно усложнять: 2 круглые красные бусинки, 3 жёлтые прямоугольные, 1 синюю квадратную. Попросить ребёнка собрать бусы по рисунку.

 
 
 
Литература    
Радуга:  Программа  и  метод.  руководство  по  воспитанию,  развитию  и образованию детей 6-7 лет в детском саду /Под ред. Т.Н.  Дороновой  М.,1997 г. 
Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей 
Немов Р.С. Психология. Том 1. – М.: Просвещение, 1995. – 686 с.

Урунтаева  Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. - М.: "Академия", 1996.


Информация о работе Развитие внимания дошкольников