Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 19:55, курсовая работа
Борьба с самим собой - суть любых процессов волевого внимания, а их специфика определяется содержанием противоборствующих сторон. Многие философы и религиозные мыслители видели здесь проявление и разрешение конфликтов между свободой и детерминизмом поведения, духом и телом, высшим и низшим, божественным и животным в природе человека.
Поэтому область феноменов волевого внимания становилась ареной жарких дискуссий между идеалистами и материалистами, теологами и учеными. Те и другие считали волевое внимание специфической способностью человека и отводили ему если не центральное, то весьма заметное место среди других психических функций.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Внимание как психический процесс………………………………….5
1.1 Физиологические основы внимания………………………………...5
1.2 Виды и свойства внимания…………………………………………...8
1.3 Типы невнимательности……………………………………………..11
1.4 Отвлекаемость её физиологические основы………………………..12
1.5 Особенности произвольного внимания……………………………..13
2. Развитие внимания в детском возрасте………………………………17
2.1 Основные закономерности произвольного внимания у детей…….17
2.2 Развитие внимания в младенчестве…………………………………20
2.3 Развитие внимания в раннем детстве……………………………….22
2.4 Развитие внимания в дошкольном возрасте………………………..24
2.5 Особенности развития внимания младших школьников………….26
Заключение……………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………32
Слабо развито у детей этого возраста и распределение внимания. Так, первоклассники еще не в состоянии осуществлять одновременно два действия.
Н. Ф. Добрынин показал, что распределение внимания оказывается чрезвычайно упражняемым и очень быстро развивается в процессе обучения; в результате уже в III классе дети могут одновременно следить и за содержанием того, что они пишут, и за его орфографической правильностью. Они также слышат указания учителя, не прекращая своей работы [20]. Однако более сложные действия, осуществлять которые необходимо практически одновременно, им еще не доступны.
Требуют совершенствования и такие свойства внимания детей, как избирательность и переключение.
Важнейший источник внимания ребенка в процессе обучения или в игре - его интерес. Этот интерес у младшего школьника вначале носит диффузный характер, распространяется на все, что связано с обучением. В дальнейшем учебные интересы у школьника начинают дифференцироваться и постепенно приобретают познавательный характер. В связи с этим дети становятся более внимательными при одних видах работы и отличаются рассеянностью при другом роде учебных занятиях [4]. К числу факторов, стимулирующих возникновение интереса, относят следующие:
1. Оптимальное
соотношение известного и
2. Определенный дефицит информации, стимулирующий ассоциации и воображение
3. Использование нестандартного вопроса, постановка проблемы или загадки.
Детский интерес приобретает чрезвычайное педагогическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Детское внимание, подчеркивал Л.С. Выготский, направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные [1].
Подчеркивая педагогическое значение внимания, Л.С. Выготский указывает на его интегральный, целостный характер. От работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира и самих себя. "Управляя вниманием, — писал Л.С. Выготский, — мы берем в свои руки ключ к образованию и к формированию личности и характера".
Заключение
В первой главе нами рассмотрены понятия "внимание, произвольное внимание", изучены основные подходы зарубежных и отечественных исследователей к механизму формирования произвольного внимания
Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что внимание – это общий термин, употребляющийся в отношении аспектов избирательности восприятия, проявляющихся в том, что в любой момент организм сосредоточивается на конкретных признаках окружающей среды при отвлечении от других.
Внимание отечественные и зарубежные исследователи, чаще всего, определяют как направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном предмете и явлении. На сегодняшний день сохраняется понятие внимания как определенной стороны или характеристики всякой деятельности субъекта или, что является только другим выражением того же самого, отрицается внимание как самостоятельная форма психической деятельности.
Оно может быть осознанным, когда какие-то элементы стимула активно отбираются из общего количества воздействий, хотя, вообще говоря, мы явно не сознаем те факторы, которые заставляют нас воспринимать только какую-то малую часть общего массива стимула.
Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности — практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления таким образом совпадают, раскрыта сущность и прослежена динамика развития произвольного внимания у детей.
2.Последовательность основных этапов развития детского внимания так, как оно выглядит по данным наблюдений и экспериментальных исследований:
Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
Конец первого
года жизни. Возникновение ориентировочно-
Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.
Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.
Четыре с половиной - пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.
Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).
Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое [18].
3. Качественно
высокий уровень развития
4. Особая роль в формировании произвольного внимания отводится волевой сфере личности ребенка. Управляемое целенаправленное поведение, каким является волевое, характеризуется, прежде всего, неуклонным следованием к цели при наличии трудностей на пути ее достижения. Сознательное преодоление трудностей, требующее волевых усилий, строится на сохранении цели в течение всего периода ее достижения.
5. Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.
Возрастная особенность младших школьников — сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Из-за этого младшим школьникам трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них работе или на работе интересной, но требующей умственного напряжения. Это приводит к необходимости включать в процесс обучения элементы игры и достаточно часто менять формы деятельности [1].
Поэтому, в ряде случаев, отвлечения оправданы - когда они носят характер кратковременного отдыха, усиливающего дальнейшую сосредоточенность.
Список литературы
1.Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. 2.Примитив. Ребенок. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
3.Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.
4.Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. – М., Просвещение, 1987.
5.Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель-Пресс, 1999.
6.Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием школьника? – М., 1980.
7.Леонтьев А. Н. Умственное развитие ребёнка. – М., 1950.
8.Лурия А. Р. Внимание и память. – М., 1975.
9.Немов Р. С. Психология: В 2 тт. – М., Просвещение, 1995.
10.Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. Прайм-Еврознак, М., 2005 г.
11.Рубинштейн С. Л. Внимание и его воспитание. – М., 1972.
12.Фридман Л. М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., Просвещение, 1988.
13.Хрестоматия по вниманию /Под ред. Леонтьева А. Н. – М., МГУ, 1979.
14.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия"
Интернет источники
http://www.i-u.ru
http://ru.wikipedia.org
http://library.by
http://www.effecton.ru
http://scepsis.ru/library/
http://www.psychology-online.
http://forum.myword.ru