Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 20:57, курсовая работа
Цель исследования - изучение характерных особенностей психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - дети старшего и среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности психического развития детей старшего и среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу зарубежных и отечественных авторов по проблеме развития психики в среднем и старшем дошкольном возрасте.
2. Выбор методов и методик эмпирического исследования.
3. Изучение особенностей деятельности детей в среднем и старшем дошкольном возрасте и влияние ее на психическое развитие.
4. Провести эмпирическое исследование.
5. Обработка полученных данных.
6. Разработка психокоррекционных занятий, мероприятий по коррекции воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА I. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
§1.1.Психические состояния как объект психологических исследований…………………………………………………………………..…..5
§1.2. Особенности общего развития детей среднего и старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………….……….10
§1.3. Структура и динамика ведущей деятельности в дошкольном возрасте………………………………………………………………..………….16
Выводы по главе…………………………………………………………………18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
§2.1. Методики исследования воображения у детей старшего дошкольного возраста.…………………………………………………………………………..21
§2.2. Описание экспериментального изучения уровня воображения у старших дошкольников …………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26
Содержание:
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА I. Закономерности развития детей в дошкольном возрасте
§1.1.Психические состояния как
объект психологических исследований………………………………………………
§1.2. Особенности общего развития
детей среднего и старшего дошкольного
возраста ………………………………………………………………….……….
§1.3. Структура и динамика ведущей
деятельности в дошкольном возрасте…………………………………………………………
Выводы по главе…………………………………………………………………
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
§2.1. Методики исследования
воображения у детей старшего дошкольного
возраста.………………………………………………………
§2.2. Описание экспериментального изучения уровня воображения у старших дошкольников …………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение
Введение
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что дошкольное детство – это один из самых важных этапов жизни ребенка. Вы зададите вопрос: почему? Да, потому что он активно познает окружающий мир (накапливает новый опыт), учится строить отношения в наиболее значимых для него сферах, таких как семья и детский сад. В возрасте 3-7 лет ребенок познает мир через родителей и от того насколько они понимают это, то есть занимаются с ним, будет зависеть его мировоззрение, с которым он выйдет из семьи и найдет свое место среди других людей. Так как со временем все мы взрослеем и меняемся, соответственно, вместе с нами меняется и наше окружение, так происходит и с детьми. Их круг общения растет, а родители чаще всего не хотят верить в то, что ребенок взрослеет и общаются с ним так, как привыкли. Вследствие такого общения возникают непонимание и конфликты. Поскольку отношения внутри семьи и за ее пределами взаимосвязаны, то проблемы в отношении к себе, другим людям могут проявляться у ребенка в виде эмоциональных переживаний или даже в виде болезни.
Таким образом, мы можем сказать,
что учиться понимать друг друга
в семье не менее важно, нежели
в незнакомой обстановке с новыми
людьми, а для ребенка совершенно
необходимо создавать благоприятную
атмосферу для его развития. Нельзя
и забывать, что именно в этом возрасте
начинает складываться личность ребенка
(формируется его мотивационно-потребностная
Именно поэтому в настоящее время возросло внимание многих психологов к проблемам развития ребёнка. Этот интерес не случаен, так как дошкольный период жизни - период наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка, а значит и наше будущее. В воспитании и развитии дошкольника важны все факторы воздействия на ребенка – как семейное воспитание, так и воспитание в условиях дошкольного учреждения.
Данной темой занимались: В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, О.М. Дьяченко, Р.С. Немова, В.Г. Асеева, И.Ю. Кулагина, Н.А. Поддьякова.
Цель исследования - изучение характерных особенностей психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - дети старшего и среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности психического развития детей старшего и среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу зарубежных и отечественных авторов по проблеме развития психики в среднем и старшем дошкольном возрасте.
2. Выбор методов и методик эмпирического исследования.
3. Изучение особенностей деятельности детей в среднем и старшем дошкольном возрасте и влияние ее на психическое развитие.
4. Провести эмпирическое исследование.
5. Обработка полученных данных.
6. Разработка психокоррекционных занятий, мероприятий по коррекции воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- наблюдение;
- беседа.
Методика исследования:
- методика: «Мандала»;
- тест «Нарисуй человека»
Методологические принципы:
-генетический принцип;
-принцип субъектной
-принцип индивидуализации
Гипотеза: Вероятно, что у детей старшего дошкольного возраста средний уровень творческого воображения.
ГЛАВА I. Закономерности развития детей в дошкольном возрасте
§1.1.Психические состояния как объект психологических исследований
Изучением перехода ребёнка с одного возрастного этапа на другой занимались социальная, возрастная и педагогическая психологии. Важность социальной ситуации развития для понимания сущности процесса перехода отмечалась многими психологами (А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец и др.), при этом уделялось большое внимание, как вопросам интеллектуального развития детей, так и развития детской личности.
В период дошкольного детства происходит перестройка всей психической жизни ребёнка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место.
Важнейшая способность дошкольного возраста - новая система психических функций, в центре - память, мышление, воображение.
Немаловажная характеристика - двигательная сфера ребёнка. Она проявляется в том, что движения ребёнка выражают его эмоциональные состояния, его переживания относительно различных событий.
Все эти важнейшие новообразования
зарождаются и первоначально
развиваются в ведущей
Психическому развитию дошкольников были посвящены работы известных отечественных психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и др. Проблемы дошкольного развития и воспитания рассмотрены в исследованиях Жарикбаева К.Б., Шерьяздановой Х., Каримовой Р.Б. , Мовкебаевой З.А., Асылхановой М.А. и др. психологов и педагогов. Решению вопросов подготовки детей к школьному обучению посвящены многочисленные труды психологов и методистов: А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова, А.М. Пышкало, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др. Важное значение в этих работах придаётся изучению исходного уровня подготовленности детей к школе, который оказывает существенное влияние на успешность всего последующего обучения.
Сегодня государственные
стандарты дошкольного А для того, чтобы воспитатели
могли целенаправленно Изучение психических состояний как особой категории психических явлений начато в нашей стране еще в 50 - 60-е гг. (В.Н. Мясищев, Н.Д. Левитов). Данное изучение заполнило пробел в системе психологических понятий между психическими процессами и психическими свойствами личности. [11.;С48] А. О. Прохоров подчеркивает, что разработка проблемы психических состояний ведётся, в основном, в рамках психологии труда и инженерной психологии, психологии физической культуры и спорта, медицинской психологии. [9.;С183]. Данный автор выделяет актуальность проблемы в 3-х аспектах:
Разноплановость и фрагментарность проводящихся исследований обуславливают наличие разнообразных «белых пятен» в отношении номенклатуры и состава, в понимании структуры, механизмов и детерминации, в анализе и описании функций состояний, в разработке диагностических методик и способов оптимизации состояний. [9.;С183]. ] Психическое состояние
- сложное и многообразное, Ю.Е. Сосновикова пишет: «Психические состояния - это конкретное проявление компонентов (явлений) психики в данный период времени». Автор подчёркивает самостоятельность психических состояний как одного из компонентов психики, психологической категорией. Вместе с тем отмечает сложность, противоречивость, диалектичность данной категории. Психическое состояние - это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленные на достижение полезного результата Е.П. Ильин. Психическое состояние - целостная
характеристика психической деятельности
за определенный период времени, показывающая
своеобразие психических Психическое состояние - не детерминирует, а лишь регулирует детерминируемую иными моментами деятельность человека; делает индивида более или менее чувствительным к тем или иным побуждениям, создает как бы систему шлюзов, которые в эмоциональных состояниях устанавливаются на ту или иную высоту; приспособляя, адаптируя и рецепторные, вообще познавательные, и моторные, вообще действенные, волевые фикции, обуславливает тонус, темпы деятельности, ее настроенность С.Л. Рубинштейн [6.;С153]. Разные авторы дают свое
определение, отмечаю то, что считают
характерной особенностью. Некоторые
определения подчеркивают взаимосвязь
психических состояний с Наиболее продуктивным в изучении указанной выше проблемы является системный подход. А.О. Прохоров, используя системный и категориальный подходы, выделяет пять аспектов описания систем: 1) система как неделимое целое; 2) система как сложное составное целое; 3) взаимоотношения системы и метасистемы (психического целого); 4) взаимоотношения системы и среды; 5) цикл существования системы. Исходя из вышеизложенного, самым достаточным, на наш взгляд, является определение, данное А.О. Прохоровым: «Психическое состояние - это субъективное отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени». |
1.2 Особенности
общего развития детей
Психическим развитием занималась сравнительная психология еще в конце XIX века. В. Прейер считается основателем детской психологии благодаря своей книге «Душа ребенка».
Нет такого психолога, который бы не занимался проблемами общей психологии и не касался бы одновременно проблем развития психики.
Итак, развитие – это качественные изменения, появление новообразований, новые механизмы, новые процессы, новые структуры [2, С. 415].
Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития:
-дифференциация;
-расчленение ранее бывшего единым элемента;
-появление новых сторон, новых элементов в самом развитии;
-перестройка связей между сторонами объекта[3, С. 120].
Сначала возрастная психология занималась
накоплением фактов и расположением их
во временной последовательности. Из–за
того, что необходимо было привести в систему,
выделить этапы и стадии развития, чтобы затем выявить
основные тенденции и общие
В отечественной психологии дошкольным детством принято считать период от 3 до 7 лет. Ему предшествуют периоды младенчества (от 0 до 1 года) и раннего детства (от 1 до 3 лет).
В дошкольном возрасте восприятие становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нём выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск [12, С. 205].
Внимание в младшем дошкольном возрасте связано с интересами ребёнка к деятельности: ребёнок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес, поэтому дети редко способны долго заниматься каким - то делом.
У младших дошкольников память непроизвольна. В среднем дошкольном возрасте (4 – 5 лет) начинает формироваться произвольна память. Обычно дошкольники легче запоминают то, что интересно, что произвело эмоциональное впечатление [16, С. 84].
Воображение формируется и совершенствуется в игровой, графической и конструктивной видах деятельности [6, С. 201].
А вот развитие речи в этот период идет в нескольких направлениях: совершенствуется её понимание и практическое применение. Она становится основой перестройки всех психических процессов и орудием мышления. На протяжении всего дошкольного детства растёт словарный запас ребёнка: по сравнению с ранним детством словарь увеличивается в три раза [12, С. 150].
Ребенок младшего дошкольного возраста решает задачи с помощью наглядно-действенное мышление, то есть с помощью внешних ориентировочных действий (метод проб и ошибок), тогда как в среднем дошкольном возрасте он уже после ознакомления с несколькими вариантами решения способен решить задачу в уме, без предметных действий (процесс интериоризации). Мышление становится наглядно-образным. Наглядно-образное мышление – это одно из основных новообразований дошкольного возраста. Превращение наглядно-действенного мышления в наглядно-образное происходит в тесной связи с формированием логического мышления [15, С. 114].
В старшем дошкольном
возрасте ребенок уже обладает
логическим построением
К трем годам ребенок начинает осознавать себя как личность и добиваться самостоятельности, независимости от взрослых наряду с желанием жить совместной жизнью со взрослым, быть таким, как взрослый. Этот период называется кризисом трех лет и характеризуется рядом симптомов, описанных многими исследователями, прежде всего Л. С. Выготским. Однако он говорил, что существуют не только отрицательные стороны, но и позитивные черты:
-отделение от взрослого;
-выделение себя как личности;
-проявление самостоятельности [14, С. 18].
В дошкольном возрасте
ведущей деятельностью
В процессе развития ребенка-дошкольника происходят изменения и в его мотивационно- потребностной сферы. В раннем дошкольном возрасте мотивы носят характер неосознанных, аффективно окрашенных желаний, связанных с наличной ситуацией. А к старшему дошкольному возрасту мотивы ребенка существуют в виде обобщенных намерений, начинается осознавание мотивов, формируется первичная иерархия мотивов. Появление и развитие в этот период соподчинения мотивов можно рассматривать в качестве критерия развития личности ребенка. Если в раннем дошкольном возрасте лишь закладываются основы иерархии мотивов, то к 7 годам фактически происходит ее формирование [11, С. 134].
В старшем дошкольном возрасте развивается мотив общения (ребенок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми). К основному мотиву общения добавляются еще и новые - деловые и личные. Деловые мотивы – это те, которые побуждают ребенка к общению с людьми ради решения какой-либо задачи, а личные - мотивы, связанные с волнующими ребенка внутренними проблемами. Также присоединяются мотивы учения, касающиеся приобретения знаний, умений и навыков. Они приходят на смену тому естественному любопытству, которое свойственно детям более раннего возраста. К старшему дошкольному возрасту у большинства детей возникает внутренняя, мотивационно-личностная готовность к учению, которая составляет центральное звено общей психологической готовности к переходу в следующий возраст [7, С. 120].
Информация о работе Развитие воображения у детей дошкольного возраста