Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение характерных особенностей психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - дети старшего и среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности психического развития детей старшего и среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу зарубежных и отечественных авторов по проблеме развития психики в среднем и старшем дошкольном возрасте.
2. Выбор методов и методик эмпирического исследования.
3. Изучение особенностей деятельности детей в среднем и старшем дошкольном возрасте и влияние ее на психическое развитие.
4. Провести эмпирическое исследование.
5. Обработка полученных данных.
6. Разработка психокоррекционных занятий, мероприятий по коррекции воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА I. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
§1.1.Психические состояния как объект психологических исследований…………………………………………………………………..…..5
§1.2. Особенности общего развития детей среднего и старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………….……….10
§1.3. Структура и динамика ведущей деятельности в дошкольном возрасте………………………………………………………………..………….16
Выводы по главе…………………………………………………………………18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
§2.1. Методики исследования воображения у детей старшего дошкольного возраста.…………………………………………………………………………..21
§2.2. Описание экспериментального изучения уровня воображения у старших дошкольников …………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 52.95 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...2

ГЛАВА I. Закономерности развития детей в дошкольном возрасте

§1.1.Психические состояния как объект психологических исследований…………………………………………………………………..…..5

§1.2. Особенности общего развития детей среднего и старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………….……….10

§1.3. Структура и динамика ведущей деятельности в дошкольном возрасте………………………………………………………………..………….16

Выводы по главе…………………………………………………………………18

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

§2.1. Методики исследования воображения у детей старшего дошкольного возраста.…………………………………………………………………………..21

§2.2. Описание экспериментального изучения уровня воображения у старших дошкольников …………………………………………………………………...23

Заключение……………………………………………………………………….25

Список литературы………………………………………………………………26

Приложение

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что дошкольное  детство – это один из самых важных этапов жизни ребенка. Вы зададите вопрос: почему? Да, потому что он активно познает  окружающий мир (накапливает новый  опыт), учится строить отношения в наиболее значимых для него сферах, таких как семья и детский сад. В возрасте 3-7 лет ребенок познает мир через родителей и от того насколько они понимают это, то есть занимаются с ним, будет зависеть его мировоззрение, с которым он выйдет из семьи и найдет свое место среди других людей. Так как со временем все мы взрослеем и меняемся, соответственно, вместе с нами меняется и наше окружение, так происходит и с детьми. Их круг общения растет, а родители чаще всего не хотят верить в то, что ребенок взрослеет и общаются с ним так, как привыкли. Вследствие такого общения возникают непонимание и конфликты. Поскольку отношения внутри семьи и за ее пределами взаимосвязаны, то проблемы в отношении к себе, другим людям могут проявляться у ребенка в виде эмоциональных переживаний или даже в виде болезни.

Таким образом, мы можем сказать, что учиться понимать друг друга  в семье не менее важно, нежели в незнакомой обстановке с новыми людьми, а для ребенка совершенно необходимо создавать благоприятную  атмосферу для его развития. Нельзя и забывать, что именно в этом возрасте начинает складываться личность ребенка (формируется его  мотивационно-потребностная сфера, закладываются основы мировоззрения).     

Именно поэтому в настоящее  время возросло  внимание многих психологов к проблемам развития ребёнка. Этот интерес не случаен, так как дошкольный период жизни - период наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка, а значит и наше будущее. В воспитании и развитии дошкольника  важны все факторы воздействия  на ребенка – как семейное воспитание, так и воспитание в условиях дошкольного учреждения.

Данной темой занимались: В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин,                   О.М. Дьяченко, Р.С. Немова, В.Г. Асеева, И.Ю. Кулагина,   Н.А. Поддьякова.

Цель исследования - изучение характерных особенностей психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Объект исследования - дети старшего и среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования - особенности психического развития детей старшего и среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу зарубежных и отечественных авторов по проблеме развития психики в среднем и старшем дошкольном возрасте.

2. Выбор методов и методик  эмпирического исследования.

3. Изучение особенностей  деятельности детей в среднем и старшем дошкольном возрасте и влияние ее на психическое развитие.

4. Провести эмпирическое исследование.

5. Обработка полученных  данных.

6. Разработка психокоррекционных занятий, мероприятий по коррекции воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

- наблюдение;

- беседа.

 Методика исследования:

- методика: «Мандала»;

- тест «Нарисуй человека»

Методологические  принципы:

-генетический принцип;

-принцип субъектной активности;

-принцип индивидуализации

Гипотеза: Вероятно, что у детей старшего дошкольного возраста средний уровень творческого воображения.

 

 

 

ГЛАВА I. Закономерности развития детей в дошкольном возрасте

§1.1.Психические состояния как объект психологических исследований

 

Изучением перехода ребёнка  с одного возрастного этапа на другой  занимались социальная, возрастная и педагогическая психологии. Важность социальной ситуации развития для понимания  сущности процесса перехода отмечалась многими психологами (А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец и др.), при этом уделялось большое внимание, как вопросам интеллектуального развития детей, так и развития детской личности.

В период дошкольного детства  происходит перестройка всей психической  жизни ребёнка и его отношение  к окружающему миру. Суть этой перестройки  заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая  жизнь и внутренняя регуляция  поведения. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место.

Важнейшая способность дошкольного  возраста - новая система психических  функций, в центре - память, мышление, воображение.

Немаловажная характеристика - двигательная сфера ребёнка. Она  проявляется в том, что движения ребёнка выражают его эмоциональные  состояния, его переживания относительно различных событий.

Все эти важнейшие новообразования  зарождаются и первоначально  развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста - сюжетно-ролевой  игре[12, С. 43].

Психическому развитию дошкольников были посвящены работы известных  отечественных психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и др. Проблемы дошкольного развития и воспитания рассмотрены в исследованиях Жарикбаева К.Б., Шерьяздановой Х., Каримовой Р.Б. , Мовкебаевой З.А., Асылхановой М.А. и др. психологов и педагогов. Решению вопросов подготовки детей к школьному обучению посвящены многочисленные труды психологов и методистов: А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова, А.М. Пышкало, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др. Важное значение в этих работах придаётся изучению исходного уровня подготовленности детей к школе, который оказывает существенное влияние на успешность всего последующего обучения.

Сегодня государственные  стандарты дошкольного образования  выделяют основной целью профессиональной деятельности педагогов - обеспечение  эмоционально благоприятной среды  каждого субъекта воспитательно - образовательного процесса. Т. Куликова подчёркивает, что педагог дошкольного учреждения должен развивать ребенка, обеспечивая его счастливым детством.

А для того, чтобы воспитатели  могли целенаправленно организовывать этот процесс, им необходимо знать, что  такое «психическое состояние».

Изучение психических  состояний как особой категории  психических явлений начато в  нашей стране еще в 50 - 60-е гг. (В.Н. Мясищев, Н.Д. Левитов). Данное изучение заполнило пробел в системе психологических  понятий между психическими процессами и психическими свойствами личности. [11.;С48]

А. О. Прохоров подчеркивает, что разработка проблемы психических  состояний ведётся, в основном, в  рамках психологии труда и инженерной психологии, психологии физической культуры и спорта, медицинской психологии. [9.;С183].

Данный автор выделяет актуальность проблемы в 3-х аспектах:

  1. В общепсихологическом, т.е. в слабой изученности категории состояний по сравнению с другими категориями психических явлений - процессами и свойствами (О.Н. Кузнецова, В.И. Мясников, В.В, Чебышева и др).
  2. В частно – психологическом, т.е. нет общепринятого мнения об определении, структуре и функции, механизмах и детерминантах, номенклатуре, классификации и методах исследования (В.А. Ганзен, Н.Д. Левитов, Н.Е. Малков, Ю.Е. Сосновикова, и др).
  3. В прикладном плане область психических состояний представлен в виде мозаичной картины разнообразных факторов, частных методик, подходов и положений, разработанных в рамках отдельных отраслей психологии.

Разноплановость и фрагментарность проводящихся исследований обуславливают наличие разнообразных «белых пятен» в отношении номенклатуры и состава, в понимании структуры, механизмов и детерминации, в анализе и описании функций состояний, в разработке диагностических методик и способов оптимизации состояний. [9.;С183].

] Психическое состояние  - сложное и многообразное, достаточно  стойкое, но сменяющееся психическое  явление, повышающее или понижающее  жизнедеятельность в сложившейся ситуации . В.Н. Мясищев в работе понимает под состоянием общий функциональный уровень, на фоне которого развивается процесс.

Ю.Е. Сосновикова пишет: «Психические состояния - это конкретное проявление компонентов (явлений) психики в данный период времени». Автор подчёркивает самостоятельность психических состояний как одного из компонентов психики, психологической категорией. Вместе с тем отмечает сложность, противоречивость, диалектичность данной категории.

Психическое состояние - это  целостная реакция личности на внешние  и внутренние стимулы, направленные на достижение полезного результата   Е.П. Ильин.

Психическое состояние - целостная  характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие психических процессов  в зависимости от отражаемых предметов  и явлений действительности, предшествующего  состояния и психических свойств личности Н.Д. Левитов.

Психическое состояние - не детерминирует, а лишь регулирует детерминируемую  иными моментами деятельность человека; делает индивида более или менее  чувствительным к тем или иным побуждениям, создает как бы систему  шлюзов, которые в эмоциональных  состояниях устанавливаются на ту или  иную высоту; приспособляя, адаптируя  и рецепторные, вообще познавательные, и моторные, вообще действенные, волевые фикции, обуславливает тонус, темпы деятельности, ее настроенность  С.Л. Рубинштейн [6.;С153].

Разные авторы дают свое определение, отмечаю то, что считают  характерной особенностью. Некоторые  определения подчеркивают взаимосвязь  психических состояний с психологическими свойствами личности, процессами, своеобразием деятельности, явлениями окружающей действительности. В определении  психических состояний включены  информационные, временные,  энергетические и пространственные аспекты; подчеркивается целостность, системные свойства, специфические  качества и т.д. Однако, с позиций  системного подхода, отмечается недостаточность в данных определениях .

Наиболее продуктивным в  изучении указанной выше проблемы является системный подход.

А.О. Прохоров, используя  системный и категориальный подходы, выделяет пять аспектов описания систем:

1) система как неделимое  целое; 

2) система как сложное  составное целое; 

3) взаимоотношения системы  и метасистемы (психического целого);

4) взаимоотношения системы  и среды; 

5) цикл существования  системы.

Исходя из вышеизложенного, самым достаточным, на наш взгляд, является определение, данное А.О. Прохоровым: «Психическое состояние - это субъективное отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени».




 

 

 

1.2 Особенности  общего развития детей среднего  и старшего дошкольного возраста

 

Психическим развитием занималась сравнительная психология еще в конце XIX века. В. Прейер считается основателем  детской психологии благодаря своей книге «Душа ребенка».

Нет такого психолога, который бы не занимался  проблемами общей психологии и не касался бы одновременно проблем развития психики.

Итак, развитие – это качественные  изменения, появление новообразований, новые механизмы, новые процессы, новые структуры [2, С. 415].

 Л. С. Выготский и  другие психологи описали основные признаки развития:

-дифференциация;

-расчленение ранее  бывшего единым элемента;

-появление  новых сторон, новых элементов  в самом развитии;

-перестройка  связей между сторонами объекта[3, С. 120].

Сначала возрастная психология занималась накоплением фактов и расположением их во временной  последовательности. Из–за того, что необходимо было привести в  систему, выделить этапы и стадии развития, чтобы затем выявить  основные тенденции и общие закономерности самого процесса развития и понять его причину.       

В отечественной психологии дошкольным детством принято считать период от 3 до 7 лет. Ему предшествуют периоды  младенчества (от 0 до 1 года) и раннего  детства (от 1 до 3 лет).

В дошкольном возрасте восприятие становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нём выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск [12, С. 205].

Внимание в младшем дошкольном возрасте связано с интересами ребёнка к деятельности: ребёнок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес, поэтому дети редко способны долго заниматься каким - то делом.

У младших дошкольников память непроизвольна. В среднем дошкольном возрасте (4 – 5 лет) начинает формироваться произвольна память. Обычно дошкольники легче запоминают то, что интересно, что произвело эмоциональное впечатление [16, С. 84].

Воображение формируется  и совершенствуется в игровой, графической  и конструктивной видах деятельности [6, С. 201].

А вот развитие речи в  этот период идет в нескольких направлениях: совершенствуется её понимание и  практическое применение. Она становится основой перестройки всех психических  процессов и орудием мышления. На протяжении всего дошкольного  детства растёт словарный запас  ребёнка: по сравнению с ранним детством словарь увеличивается в три  раза [12, С. 150].      

Ребенок младшего дошкольного возраста решает задачи с помощью наглядно-действенное мышление, то есть с помощью внешних ориентировочных действий (метод проб и ошибок), тогда как в среднем дошкольном возрасте он уже после ознакомления с несколькими вариантами решения способен решить задачу в уме, без предметных действий (процесс интериоризации). Мышление становится наглядно-образным. Наглядно-образное мышление – это одно из основных новообразований дошкольного возраста. Превращение наглядно-действенного мышления в наглядно-образное происходит в тесной связи с формированием логического мышления [15, С. 114].

 В старшем дошкольном  возрасте ребенок уже обладает  логическим построением рассуждения,  когда речь идет о знакомой  ситуации.      

К трем годам ребенок начинает осознавать себя как личность и добиваться самостоятельности, независимости от взрослых наряду с  желанием жить совместной жизнью со взрослым, быть таким, как взрослый. Этот период называется кризисом трех лет и характеризуется рядом симптомов, описанных многими исследователями, прежде всего Л. С. Выготским. Однако  он говорил, что существуют не только отрицательные стороны, но и позитивные черты:

-отделение от взрослого;

-выделение себя как  личности;

-проявление самостоятельности [14, С. 18].      

 В дошкольном возрасте  ведущей деятельностью становится  сю-лсетно-ролевая игра ребенка. Она имеет важное значение для психического развития ребенка. Д. Б. Эльконин отмечал, что основной мотив деятельности ребенка – это желание пользоваться  предметами взрослых, войти в жизнь взрослых, открыть мир человеческих взаимоотношений, то есть действовать как взрослый [17, С. 61].      

В процессе развития ребенка-дошкольника  происходят изменения и в его мотивационно- потребностной сферы. В раннем дошкольном возрасте мотивы носят характер неосознанных, аффективно окрашенных желаний, связанных с наличной ситуацией. А к старшему дошкольному возрасту мотивы ребенка существуют в виде обобщенных намерений, начинается осознавание мотивов, формируется первичная иерархия мотивов. Появление и развитие в этот период соподчинения мотивов можно рассматривать в качестве критерия развития личности ребенка. Если в раннем дошкольном возрасте лишь закладываются основы иерархии мотивов, то к 7 годам фактически происходит ее формирование [11, С. 134].     

В старшем дошкольном возрасте развивается мотив общения (ребенок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми). К основному мотиву общения добавляются еще и новые - деловые и личные. Деловые мотивы – это те, которые побуждают ребенка к общению с людьми ради решения какой-либо задачи, а личные - мотивы, связанные с волнующими ребенка внутренними проблемами. Также присоединяются мотивы учения, касающиеся приобретения знаний, умений и навыков. Они приходят на смену тому естественному любопытству, которое свойственно детям более раннего возраста. К старшему дошкольному возрасту у большинства детей возникает внутренняя, мотивационно-личностная готовность к учению, которая составляет центральное звено общей психологической готовности к переходу в следующий возраст [7, С. 120].     

Информация о работе Развитие воображения у детей дошкольного возраста