Развитие духовно-нравственно сферы современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:56, статья

Краткое описание

Представлен краткий теоретический анализ подходов к определению понятий «ценности» и «нравственность». Приведены примеры факторов, оказывающих влияние на формирование духовно-нравственной сферы, и установлена их роль в становлении человека.

Вложенные файлы: 1 файл

статья-конечный вариант-2 курс.docx

— 28.61 Кб (Скачать файл)

 

УДК – 159.9-053.81:130.123

 

Е.И. ПОЖАРИЦКАЯ

 

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ  СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

 

Представлен краткий теоретический  анализ подходов к определению понятий  «ценности» и «нравственность». Приведены  примеры факторов, оказывающих влияние  на формирование духовно-нравственной сферы, и установлена их роль в  становлении человека.

 

В современном обществе существует множество проблем, которые в  большей или меньшей степени  связаны с воспитанием и духовным развитием. Одной из наиболее актуальных проблем на сегодняшний день является – развитие духовно-нравственной сферы  современной молодежи. Актуальность данной проблемы в первую очередь связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (СМИ, неорганизованные события окружающей среды и др.), которые ежедневно воздействуют на еще развивающийся и неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующиеся сферу нравственности и систему ценностей. Все эти факторы оказывают влияние на самоопределение, на познание самого себя, определение своего назначения в жизни и личного самоутверждения.

В свою очередь, духовная жизнь общества выступает отражением общественного  бытия и составляет одну из важнейших  проблем психолого-педагогических исследований, активно воздействуя  на практическую деятельность человека. Это воздействие образует своеобразный толчок для более интенсивного изучения духовной сферы людей.

Проблеме ценностных ориентаций уделено  большое внимание в работах отечественных  и зарубежных ученых в области  психологии, педагогики, философии. Следует  отметить то, что сложная и неоднородная структура ценностных ориентаций личности, двойственность источников их развития, разноплановость выполняемых ими функций предлагает множество классификационных моделей ценностных образований, различающихся критериями, положенными в их основание [1].

С давних времен уделялось большое  внимание изучению внутреннего мира человека и его составляющих компонентов. Так, например, для античного философа Сократа основным интересом выступает  внутренний мир человека, его душа и добродетели. Он впервые обосновывает принцип этического рационализма, утверждая, что "добродетель есть знание". Поэтому человек, познавший, что  такое добро и справедливость, не будет поступать дурно и  несправедливо. Задача человека как  раз и состоит в том, чтобы  всегда стремиться к нравственному  совершенству на основе познания истины. Согласно же представлениям Платона, душа является субстанцией, которая делает человека человеком, а тело рассматривается  как враждебная ей материя. Платон приходит к убеждению, что существует неизменный сверхчувственный мир идей и они (идеи) составляют основу, сущность всех вещей и явлений, которые нас  окружают. Эти взгляды предопределили представления мыслителя о человеке. Природа человека, считает философ, определяется его душой и телом, но с приоритетностью души. От качества души зависит и общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус [2]. В свою очередь, ученик Платона  – Аристотель в своем трактате, « О душе» определяет душу в  системе понятий своей метафизики – сущности, формы, возможности, сути бытия, энтелехии. Согласно представлениям Аристотеля, душой может обладать только естественное тело, а это  естественное тело должно обладать возможностью жизни. Осуществление этой возможности  и будет душой [3].

Духовность представляет собой  высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Проблема духовности в психологии была поставлена впервые в описательной или «понимающей» психологии конца XIX — начала XX в. (В. Дильтей, Э. Шпрангер). Представление о духовности у Шпрангера тесно связано с понятием индивидуальных ценностей. В послевоенной психологии проблема духовности рассматривалась в ряде подходов гуманистической психологии. Общим для многих подходов исследования духовности является: признание ее связи с надындивидуальными смыслами и ценностями, божественными или космическими силами. Таким образом, духовность является не структурой, а способом существования человека, достигшего личностной зрелости.

Если подходить к проблеме определения  самого термина «ценности», то можно  убедиться в том, что здесь  также не наблюдается однозначности  взглядов на его природу. Например, В.П. Тугаринов писал: «Ценности – это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала» [4, с.271]. Г. Олпорт определял ценности как сложную составляющую личности.  Но как бы ни звучало определение ценностей – ни одно из них не сможет в полной мере отразить их характеристики, границы, и дать точное представление об их природе. Это обусловлено тем, что все мы разнообразны в своих взглядах, мировоззрениях, идеалах, представлениях о норме, у всех разный круг общения и разные социальные статусы, которые в немалой степени влияют на формирование ценностных ориентаций.

Вся общественная жизнь человека является по преимуществу практической, связанной  с деятельным освоением и преобразованием  действительности. В любой деятельности человека в той или меньшей  мере находят свое, отражение представления  о ценностях, формируется нравственная деятельность. Нравственная деятельность складывается из поступков, которые  имеют свою собственную структуру, синтезируют в себе внешние, материально-вещественные его составляющие и внутренние, духовно-личностные компоненты. В связи с этим можно  выделить такие ценности, которые  являются основными в любой сфере  деятельности, как трудовой, так  и нравственной. К таким ценностям можно отнести человечность, порядочность, честность, терпимость, воспитанность, доброту, образованность, трудолюбие.

Развитие духовно-нравственной сферы  имеет свое отражение и в отношении  к религии, т.к. представления о  религии играют немаловажную роль в  формировании ценностей современного человека. Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. В сознании и жизни большинства наших  современников она вытеснена  в иную сферу – сферу традиционной или социальной культуры. В то же время, смещение данных представлений, изменение сути духовности в современной  культуре приводят к возникновению  кризисных явлений в духовно-нравственной сфере.

Следует особо подчеркнуть, что  религия на протяжении веков и  до наших дней является важнейшим  фактором, во многом определяющим ход  человеческой истории. Религиозные  движения и учения оказывают влияние  на формирование культур, обществ и  человеческой цивилизации в целом. Религия – важнейшая часть  духовной и культурной жизни человечества на протяжении всей его истории.

Каждый человек, руководствующийся  ценностями, определяет для себя важность каждой ценности и соподчиняет их в некую единую систему. Эта система  определяет нравственную сферу и  является показателем нравственности человека.

Согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова понятие «нравственность» представляет собой внутренние духовные качества, которыми руководствуется  человек, этические нормы, правила  поведения, определяемые этими качествами [5, с.542]. Из данного определения следует, что понятие нравственности включает в себя духовные качества, что в свою очередь свидетельствует о своеобразном синтезе духовности и нравственности.

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев связывают духовность и нравственность. « Говоря о духовности, - пишут исследователи, - мы имеем ввиду, прежде всего, его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты…Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека» [6,с174.].

С.С. Аверинцев дает антропологическое  определение нравственности. «Не  буду предлагать тысяча первой дефиниции  морали, - пишет он, - воздержусь и от попыток глубокомысленно противопоставлять друг другу «этику», «мораль», «нравственность»; этимологически это абсолютно одно и то же слово, только выраженное сначала греческим, потом латинским, и под конец славянским корнем. В латинском слове для русского уха есть привкус «умственности». Я бы сказал так: совесть не от ума, она глубже ума, глубже всего, что есть в человеке, но для того, чтобы сделать из окликания совести правильные практические выводы, нужен ум. Мораль и должна быть посредницей между совестью и умом. Совесть – глубина, ум – свет; мораль нужна, чтобы свет прояснил глубину»[там же].

Значительный вклад в решении  вопроса о развитии нравственной сферы внес Лоренц Колберг, создав теорию стадиального нравственного развития. Он предположил, что мораль развивается на протяжении всей жизни человека. Также он установил, что само по себе отличное знание норм морали и согласие с ними не являются показателями высокой нравственности.

В качестве деления развития на этапы  Л. Колберг берет три вида ориентаций, образующих иерархию: ориентация на авторитеты; ориентация на обычаи; ориентация на принципы.

Размышления Л. Колберга о том, что принятие на себя моральной ответственности ведет к моральной зрелости, подтверждается многими результатами исследований.

Л. Колберг пришел к выводу, что условиями, способствующими формированию моральных действий, являются самостоятельная работа, которая предполагает принятие на себя ответственности за действие либо поступок.

Следующим этапом изучения школы Л.Колберга явились пути перехода нравственного сознания в моральное поведение и структуры нравственного действия.

Переход убеждения в моральное  действие зависит от личностных качеств  человека, степени их развития, от его  чувств и эмоций.

Переход от моральных принципов  к нравственным действиям начинается с выбора, что должно быть сделано, и какое действие является правильным. Второй шаг – принятие на себя ответственности  за предстоящее действие и за его  последствия.

Л. Колберг также отметил, что условиями формирования моральных действий является самостоятельная работа, принятие на себя ответственности за поступок, решение.

Теория Л. Колберга, несомненно, свидетельствует о том, что развитие нравственности является неотъемлемой частью развития духовного мира человека, что, в свою очередь, является составляющей духовно-нравственной сферы людей [7, с.156].

В заключении можно отметить, что  проблема духовно-нравственного развития будет актуальна столько же, сколько  будет существовать человечество. Также в значительной степени оказывают влияние на формирование ценностей воспитание и образование молодого поколения, которое осуществляется с помощью социальных институтов нашей современности.

Воспитание и образование –  социальные институты передачи опыта  от одного поколения к другому. Отсюда следует, что на переломных этапах развития общества обнаруживаются вопросы исторических корней и культурных традиций. Славянскую культуру, основанную на православии, невозможно понять без обращения  к наследию христианства. Православная культура – это та корневая система, на которой возникла и развивается славянская цивилизация. Она вплотную связана с жизнью каждого человека и общества в целом. Открыть для молодежи богатый духовный мир наших предков, показать святыни, воспитать их гражданами и патриотами своего Отечества – остается долгом и обязанностью родителей и преподавателей. Православная культура в образовательном учреждении имеет огромный воспитательный потенциал. Она призвана решить весьма непростую задачу – научить детей разбираться в истинных и мнимых ценностях, помочь им в выборе своего жизненного пути, в формировании своего духовно-нравственного начала.

Это вопрос духовной безопасности.  Огромное число наших современников, «выпавших» из своей тысячелетней религии  и культуры, лишены возможности оградить себя от всяческих «псевдорелигиозных» движений. И взрослые, и дети попадают в секты и оккультные объединения, теряют здоровье и смысл жизни, уходят во тьму наркотической зависимости. Для современного образования идея христианских ценностей, объединения людей во имя служения общему делу и побуждения их к подвижнической активности на фоне разброда в обществе, падения нравов, погони многих за частыми личными интересами является весьма актуальной и плодотворной.

В целом, учитывая развитие современных технологий, влияние масс на индивида, отступление от законов христианства, можно сказать о том, что количество факторов, оказывающих влияние на формирование внутреннего мира человека, неисчислимо увеличивается, что находит свое отражение на уровне духовно-нравственного развития современной молодежи.

 

In today's society, there are many problems related to the spiritual and moral development of young people. This is connected with many factors that influence on formation of values. Now research is focused on study of these factors

 

 

 

Список литературы

 

  1. Павловская, М.Е. К вопросу о проблеме типологии систем ценностных ориентаций личности / М.Е. Павловская // Педагогическая наука: прошлое, настоящее, будущее: докл. междунар. заочн. научн.-практ. конф. / НП «Сибирская ассоциация консультантов». [Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа:httr://sibac.info
  2. Мазурова, М.Р. Философская антропология / М.Р. Мазурова, Э.Р. Барбашина [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://ayp.ru/library/filosofskaya-antropologiya/5887
  3. Аристотель. О душе / Аристотель [Электронный ресурс] – 2007. – Режим доступа: http://philosoff.ru/rus/philosophy/history/antique/epoha_aristote/ucenie_o_d49.shtml
  4. Тугаринов, В.П. Избранные философские труды / В.П. Тугаринов. – Л. – 1998. – 423 с.
  5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М. – 1989. – 968 с.
  6. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. М.: Канон, 1996. – 321 с.
  7. Федосенко, О.А. Психологические особенности нравственного развития подрастающего поколения в процессе становления уверенности в себе / О.А. Федосенко // Журнал практического психолога. – 2007. – №6. – С.156-160.

 

Научный руководитель: Янчий А.И., и.о. зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии, кандидат психологических наук,  доцент.

Информация о работе Развитие духовно-нравственно сферы современной молодежи