Развитие изобразительной деятельности (рисования) детей среднего дошкольного возраста в процессе интеграции общения и развития речи в хо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы заключается в обосновании положительного влияния интеграции общения и развития речи в ходе непосредственной образовательной деятельности на развитие изобразительной деятельности (рисования).
Объектом исследования в нашей работе является процесс развития изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста.
Предметом исследования является процесс интеграции общения и развития речи в развитии изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………................................................................3

Глава 1 Развитие изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста…………………………………6

Выводы
Глава 2 Развитие общения у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………….21
Выводы
Глава 3 Развитие речи у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………….25
Выводы
Глава 4 Влияние вербального общения на развитие изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………….40
Выводы
Глава 5 Пилотный эксперимент……………………48
Заключение…………………………………………..52

Литература……………………………………………56

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по психологии.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

Механизм определения уровней:

за каждый показатель низкого уровня- 1 балл; среднего- 2 балла; высокого уровня- 3 балла.

От 6 до 8 баллов - низкий уровень.

От 9 до 12 баллов - средний уровень.

от 13 до 15 баллов - высокий уровень.

 

Диагностическую карту знаний и умений детей младшей группы по изобразительной деятельности смотрите в приложении Ñ 1.

 

42% детей - средний уровень развития изобразительной деятельности

 

58% детей - низкий уровень развития изобразительной деятельности

После проведенной диагностики было разработано взаимодействие педагога с детьми с беседой, диалогом. Смотрите в приложении 3,4,5,6,7,8,9,10, 11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25.

Таким образом, за время проведения формирующего эксперимента, были сделаны следующие наблюдения. Дети активно взаимодействовали не только с воспитателем, но и друг с другом. Задавали друг другу разнообразные вопросы. «У тебя как получается? Красиво. А у тебя как получается? Тоже красиво. Давай я тебе помогу. Не надо, я сам умею. Я сейчас у воспитательницы спрошу, как правильно нужно делать. Мне кажется, так будет красивее. Ты какую краску будешь выбирать? Мне кажется, нужно взять красную, а мне кажется желтую». В течение всего образовательного процесса детские разговоры не умолкали. Это очень для них увлекательный процесс, рисовать и одновременно выражать свои мысли вслух по поводу нарисованного. Дети не боятся экспериментировать с кисточкой и красками, знают, что им всегда подскажут, помогут, друзья, сидящие рядышком, либо воспитательница. Дети в течение всего образовательного процесса активно повторяли, разучивали наизусть стихи, загадки, выполняли пальчиковую гимнастику очень увлеченно, подкрепляя свои слова впоследствии рисунком. Это очень развивает мышление, память, воображение, изобразительные умения и навыки и одновременно совершенствует свою монологическую и диалогическую речь.

После формирующего  эксперимента  проведена повторная диагностика. Диагностическая карта в приложении 2, которая показала улучшение результата в развитии изобразительной деятельности на 27%.

69% детей - средний уровень

 

31% детей - низкий уровень

 

Вывод. Следовательно, наш эксперимент удался. Дети показали улучшение в развитии  умений, навыков, и знаний в изобразительной деятельности.

 

 

Заключение

«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

/В.А.Сухомлинский/

Наше исследование было посвящено изучению процесса интеграции общения и развития речи в развитии изобразительной деятельности детей.

Проведенный анализ литературных данных по проблеме показал, что приоритетной задачей современной концепции дошкольного воспитания является максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного взаимодействия педагога с ребенком.

В становлении способности к творчеству ребенка особая роль отводится искусству, художественным видам деятельности, которые занимают важное место в процессе дошкольного воспитания.

В данном изложении представлен опыт работы с детьми среднего дошкольного возраста в процессе интеграции общения и развития речи в ходе развития изобразительной деятельности.  «Изобразительная деятельность» или продуктивная деятельность, так как результатом их является создание ребенком определенного продукта: рисунка. Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи.

Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение номинативной (назывательной) функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает название. Для того чтобы слово-название перешло в слово-понятие, необходимо освоить многочисленные условные связи, в том числе и двигательные. Чему успешно способствуют все виды изобразительной деятельности.

Также в процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. И происходит это естественно, поскольку все действия здесь ребенок выполняет самостоятельно. Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственные связи различных действий и явлений. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения.

Мотивация должна подбираться педагогом таким образом, чтобы ввести ребенка в ситуацию, способствующую эмоционально воспринимать созданный «продукт». Рационально использование образных сравнений, стихотворных текстов, загадок, которые помогают создавать характеристики объектов, способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащению речи выразительными средствами.

Прежде всего, речь взрослого следует рассматривать как образец для подражания, т.е. она должна быть доступна, выразительна, из четко построенных предложений и содержать паузы для осмысления прослушанного. Целесообразно использование одних и тех же слов в различных сочетаниях и предложениях, это позволяет решать не только задачи развития речи, но и задачи обучения изобразительной деятельности, и коррекционно-воспитательные задачи.

Искусство расширяет эмоциональный опыт человека, отражая, знакомые и близкие ему чувства, а также открывая чувства новые.

Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с прекрасным.

Полученные результаты исследования позволяют говорить о том, что процесс интеграции общения и развития речи положительно влияет на развитие изобразительной деятельности дошкольников.

Об этом говорят улучшенные показатели результатов повторной диагностики.

Обобщая все изложенное выше, можно сделать следующие выводы.

Творчество активизирует процесс обучения: развивающиеся в процессе творчества инициатива, самостоятельность и активность побуждают детей осваивать знания, умения, навыки, формируют у них способность к самообучению и саморазвитию.

Речь ребенка все больше включается в его деятельность, выполняя функцию планирования, что приводит к выделению в деятельности двух моментов: принятия решения и планирования его практического выполнения. Речь перемешается с результата деятельности на ее начало, не только фиксируя этот результат, но и предваряя его. Планирование деятельности в речи значительно повышает ее эффективность, делает замысел устойчивым, а его достижение более быстрым, точным, правильным. На основе планирования практическая и умственная деятельность становятся произвольными и целенаправленными.

Дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли, что является неотъемлемой частью работы с детьми. У детей ярко проявляется склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость в оценке товарищей. На 5-м году жизни дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения, замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои промахи. Дошкольник стремится привлечь внимание к себе. Ребенок не выделяет интересов, желаний товарища, не понимает мотивов его поведения. И в то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник.

Таким образом, процесс интеграции общения и развития речи в положительно влияет на развитие изобразительной деятельности, умений и навыков детей. Развивает мышление и умственные способности детей, а также помогает воспитать качества дружелюбия и взаимопомощи, в ходе  непосредственной образовательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.  Березина Т.А., Полякова М.Н. Влияние взаимодействия родителей с ребенком на развитие детского творчества // Педагогика и психология дошкольного и начального образования: анализ прошлого и взгляд в будущее: Герценовские чтения. - СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - С.68-70.

     2. Богоявленская, Д.Б. Психология  творческих способностей: Учеб. пособие  для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320с.

      3. Вайнерман, С.М. Сенсомоторное  развитие дошкольников на занятиях  по изобразительному искусству [Текст] / С.М. Вайнерман. - М., 2001.

4. Вепрева О.А. Взаимосвязь словесного  и изобразительного творчества  детей дошкольного возраста в  процессе создания художественного  образа // Субъект Федерации на  рубеже веков: Материалы российско-американской научно-практической конференции. - М.: Московский открытый социальный университет, 1998. - С.142-144.

5.  Вепрева О.А. Значение и  возможности использования слова  на занятиях изобразительной  деятельностью с детьми старшего  дошкольного возраста // Третьи Вавиловские чтения: Социум в преддверии XXI века: итоги пройденного пути, проблемы настоящего и контуры будущего. - Йошкар-Ола: МИО, 1999. - С. 262.

6.  Вепрева О.А. Анализ состояния  проблемы использования слова  на занятиях изобразительной  деятельностью в дошкольном учреждении // Социально-культурное развитие республики Марий Эл: история и современность: Сборник статей. - Йошкар-Ола: МИО, 1999. - С. 5-7.

7.  Вепрева О.А. Специфика и  взаимосвязь образа в изобразительном  и речевом творчестве детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогические проблемы совершенствования системы повышения квалификации: Материалы научно-практической конференции сотрудников МИО. - Йошкар-Ола: МИО, 2000. - С. 132-134.

8.  Вепрева О.А. Возможности взаимодействия речевой и изобразительной деятельности детей дошкольного возраста // Психолого-педагогические проблемы совершенствования системы повышения квалификации: Материалы научно-практической конференции сотрудников МИО. - Йошкар-Ола: МИО, 2000. - С. 143-147.

9.  Виниченко В. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 5. - С.41-43.

     10. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое  воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие/В.И. Волынкин. – М.: Феникс, 2007. – 448с. – ISBN 978-5-222-11688-3

      11. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо, 2002. – 336 с.

    12. Грибовская, А.А. Народное  искусство и детское творчество [Текст] / А.А. Грибовская. - М.: Просвещение, 2004

13.  Григорьева Г.Г. Игра и руководство  изобразительной деятельностью  дошкольников // Опыт работы дошкольных  учреждений по «Программе воспитания  и обучения в детском саду»: Материалы семинара / Отв. ред. Т.С. Комарова. - Череповец, 1989. - С.57-65.

14.  Григорьева Г.Г. Игровые приемы  в обучении дошкольников изобразительной  деятельности: Книга для воспитателя  детского сада. - М.: Просвещение, 1995. - 61с.

15.  Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника  в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 344с.

16.  Григорьева Г., Ильичева Е. Игровые приемы в руководстве  изобразительной деятельностью  старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 7. - С.2-9.

17.  Григорьева Г., Ильичева Е. Своеобразие и место игровых  приемов в развитии изобразительного  творчества старших дошкольников // Взаимодействие психолого-педагогической  теории и практики в условиях  перестройки народного образования: Тезисы докладов. - Нижний Новгород: НГПИ, 1991. - С.74-75.

18.  Гросул Н.В. Художественный  замысел и эскиз в детском  изобразительном творчестве // Искусство  в школе. - 1992. - № 3. - С.42-49.

19.  Данилова Л.М. Практическая  реализация идей педагогики ненасилия в процессе художественного образования на базе ДОУ № 754 «Солнышко» // Развитие теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты: Материалы научно-практической конференции. - М.: МПГУ, 1998. - С.119-121.

20.  Денисова Т.Л. О взаимосвязи наблюдения и изобразительной деятельности детей в 5 – 6 лет // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Герценовские чтения. - СПб: РГПУ им. А.И. Герцена,1997. - С.89-90.

21.  Дмитриева Е.Н. Педагогические условия развития изобразительного творчества дошкольников: Тезисы докладов VIII научной конференции молодых ученых Волго-Вятского региона. - Горький, 1988. - С.94-95.

22.  Дороднова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга».- М.: Просвещение, 1999. - 159с.

Доронова, Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности [Текст] / Т.Н. Доронова. - СПб: Детство-ПРЕСС, 2002

     23. Дружинин, В.Н. Психология  общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб: Питер, 2002.- 368 с.

Информация о работе Развитие изобразительной деятельности (рисования) детей среднего дошкольного возраста в процессе интеграции общения и развития речи в хо