Развитие коммуникативных навыков младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 12:14, статья

Краткое описание

Социальный опыт ребенка складывается под влиянием общественных отношений и связей, на основе коммуникации с другими людьми. Ведущим механизмом такого влияния и взаимодействия является общение. Через процесс общения у детей появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, при¬водит к возможности реализовать себя и свои возможности в жизни и занять свое место в обществе. Следовательно, общение — важнейший фактор фор-мирования личности, один из главных видов деятельности человека, устрем-ленный на познание и оценку самого себя через других людей.

Вложенные файлы: 1 файл

статья правильно.doc

— 49.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ  НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

 

Социальный опыт ребенка  складывается под влиянием общественных отношений и связей, на основе коммуникации с другими людьми. Ведущим механизмом такого влияния и взаимодействия является общение. Через процесс общения у детей появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, приводит к возможности реализовать себя и свои возможности в жизни и занять свое место в обществе. Следовательно, общение — важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через других людей.

 Возможности расширения социального опыта умственно отсталых детей так же определяется особенностями интеллектуального дефекта. При этом механизмом компенсации может стать развитие коммуникативных навыков. Умение выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и отреагировать на слова говорящих с ним людей поможет ребенку с интеллектуальными нарушениями адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.

Исследованиями в области  коммуникативных умений умственно  отсталых школьников занимались ученые О.К. Агавелян, В.А. Вярянен, Е.И. Разуван. Г. М. Дульнев отмечал снижение потребности и ограниченный круг общения у умственно отсталых школьников. В. А. Вярянен, Л. И. Даргевичене  указывали на излишнюю избирательность и эмоциональность в общении.

Коммуникация – понятие близкое к общению, но расширенное. Это связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. Коммуникация может обслуживаться как речевыми, так и не речевыми средствами; среди них выделяют: 1) средства оптико-кинетические – жесты, мимика, пантомимика; 2)средства паралингвистические – качество голоса, его диапазон, тональность; 3)средства экстралингвистические – паузы, плач, смех, темп речи; 4) средства пространственно-временные – взаиморасположение партнеров, временные задержки начала общения и др. [новейший психологический словарь]

Таким образом, коммуникативные навыки – это действия по передаче, принятию информации при межличностном взаимодействии по средствам языка или других знаковых систем.

Исследования умственно  отсталых школьников, проведенные Г. М. Дульневым, показали, что 20% обследованных учащихся не проявляют стремления к общению в совместной трудовой деятельности. Лишь в 20% случаев отмечаются самостоятельность в труде и целенаправленное общение.

Установлено, что личностные и деловые отношения складываются между школьниками с нарушением интеллекта трудно и медленно. Для них характерны неадекватность реакций и неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Умственно отсталым школьникам сложно понять интересы партнера по общению и соотнести свои личные интересы с общими интересами коллектива.

Трудности в развитии коммуникативных навыков у умстственно отсталых детей объясняется рядом причин, и прежде всего низким уровнем развития речи у этой категории детей. Большая часть специальных исследований, в которых изучались особенности речевого развития учащихся с интеллектуальными нарушениями, посвящена вопросам логико-содержательной стороны устной и письменной речи (В.Я. Василевская, М.Ф. Гнездилов, В.Г. Петрова);  выявлению и формированию ее лексической стороны (Г.И.Данилкина, Г. М. Дульнев, З.Н. Смирнова).

Речь у ребенка с  умственной отсталостью не только появляется значительно позже, но и характеризуется  специфическим недоразвитием всех ее компонентов от фонематического  до семантического уровня. Характерными являются нарушения, затрагивающие этапы и составляющие речевого высказывания. В этой связи речь не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения, что обедняет все виды деятельности. Отсутствие речевой инициативы и выраженная недостаточность речемыслительных средств способствуют возникновению у умственно отсталых детей речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций. Умственно отсталый ребенок, с самого рождения испытывает трудности в формировании речи, эмоциональном общении. Это в значительной степени снижает эффективность процесса воспитания и обучения. Поэтому крайне необходима целенаправленная коррекционная работа по развитию коммуникативных умений у школьников. 

 

Дальше  идут условия, которые надо учитывать  при воспитании и обучении. Можно  еще добавить.

Особенности психического и речевого развития затрудняют общение  умственно отсталых детей не только со сверстниками, но и со значимыми взрослыми, что отрицательно сказывается на положении ребенка в коллективе сверстников, определяет его негативное отношение к окружающим, формирует отрицательные черты характера. Преодолению данных проявлений будет способствовать принцип комплексного подхода в коррекционной работе, в который можно включить коррекцию межличностных и детско-родительских отношений, интенсивное развитие эмоциональной сферы.

Развитие и совершенствование  навыков общения у умственно отсталого ребенка на разных этапах жизни – от рождения до взрослости – требует от педагогов, психологов и родителей много внимания и терпения. Педагоги и родители должны вести постоянное наблюдение за его поведенческими и речевыми реакциями во всех видах деятельности, чтобы помочь и направить развитие коммуникативных навыков.

 

Основными направлениями  работы по развитию коммуникативных  навыков школьников с интеллектуальными  нарушениями являются:

  1. Развитие способности познавать себя. Педагог-психолог помогает ребенку чувствовать положение своего тела в пространстве, учит сохранять равновесие. Познание целостности тела может происходить через знакомство с его частями на человеке, кукле, картинке, через различные действия с ними (например, подергать, погладить, расчесать волосы), а также через действия, производимые ими (например, кисть руки может держать, бросать, захватывать и др.). Также одной из задач педагога-психолога является формирование способности ребенка переживать различные настроения. Это возможно сделать, показывая свой мир чувств, но не демонстрируя их, а выражая естественно, ясно и однозначно.
  2. Развитие умения заботиться о себе. Необходимо обучить ребенка сообщать о своих потребностях понятными для других и доступными для него способами. Следует вырабатывать у ребенка потребность быть сухим и чистым, чтобы не вызывать неприятных ощущений ни у себя, ни у других людей. Если ребенок научится контролировать себя, то окружающим будет приятнее с ним общаться.
  3. Развитие способности ориентироваться в окружающем мире и адекватно воспринимать его. Важно познакомить детей с неизвестным миром, расширить круг жизненных представлений, открыть новые возможности. Они должны воспринимать окружающий мир всеми органами чувств. Детей нужно учить не только навыкам общения в быту, но и умению общаться с окружающими людьми. Следует научить поведению и общению в условиях улицы посредством ролевой игры, а также в реальных жизненных ситуациях. Умственно отсталым детям необходимо передать умение общаться с живой (охранять, ухаживать, остерегаться опасных животных и ядовитых растений) и неживой природой (быть способным эмоционально воспринимать явления и объекты природы), а также с традициями и обычаями.
  4. Развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них. Детям с нарушением интеллекта нужно учиться воспринимать окружающих как равных себе, без чувства собственной неполноценности. Знание правил и норм поведения, прав и обязанностей облегчает жизнь в обществе. Необходимо учить детей не бояться новых людей, новых контактов.
  5. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
  6. Развитие восприятия речи.
  7. Развитие умения подражать.
  8. Развитие умения соблюдать очередность в разговоре.
  9. Развитие умения применять навыки общения в повседневной жизни.

Прокомментируйте  эти направления - покажите, а как это делается, через какие средства, методы.

Характерным для школьников с интеллектуальными нарушениями  является дефицит универсальных коммуникативных умений (слушать собеседника, реагировать на его вопросы, начинать, поддерживать и завершать разговор, выражать свою точку зрения). Поэтому обучение детей с нарушениями интеллекта должно иметь практическую направленность. Следует ориентироваться на формирование социально значимых умений и навыков у умственно отсталых детей, владение которыми позволит им максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное своим возможностям положение в обществе.

Работа по формированию коммуникативных навыков в течение всего обучения должна быть органично включена во все виды деятельности (учение, игра, быт). Повышение уровня развития коммуникативных умений выступает как самостоятельной целью, так и средством, позволяющим добиться значительных успехов во всех сферах развития и коррекции школьника с нарушениями интеллекта.

 

Ссылки  на литературу проставьте

Литература

  1. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
  2. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1970. – 192 с.
  3. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.

 

 

 


Информация о работе Развитие коммуникативных навыков младших школьников с интеллектуальными нарушениями