Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 12:14, статья
Социальный опыт ребенка складывается под влиянием общественных отношений и связей, на основе коммуникации с другими людьми. Ведущим механизмом такого влияния и взаимодействия является общение. Через процесс общения у детей появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, при¬водит к возможности реализовать себя и свои возможности в жизни и занять свое место в обществе. Следовательно, общение — важнейший фактор фор-мирования личности, один из главных видов деятельности человека, устрем-ленный на познание и оценку самого себя через других людей.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Социальный опыт ребенка складывается под влиянием общественных отношений и связей, на основе коммуникации с другими людьми. Ведущим механизмом такого влияния и взаимодействия является общение. Через процесс общения у детей появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, приводит к возможности реализовать себя и свои возможности в жизни и занять свое место в обществе. Следовательно, общение — важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через других людей.
Возможности расширения социального опыта умственно отсталых детей так же определяется особенностями интеллектуального дефекта. При этом механизмом компенсации может стать развитие коммуникативных навыков. Умение выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и отреагировать на слова говорящих с ним людей поможет ребенку с интеллектуальными нарушениями адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.
Исследованиями в области коммуникативных умений умственно отсталых школьников занимались ученые О.К. Агавелян, В.А. Вярянен, Е.И. Разуван. Г. М. Дульнев отмечал снижение потребности и ограниченный круг общения у умственно отсталых школьников. В. А. Вярянен, Л. И. Даргевичене указывали на излишнюю избирательность и эмоциональность в общении.
Коммуникация – понятие близкое к общению, но расширенное. Это связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. Коммуникация может обслуживаться как речевыми, так и не речевыми средствами; среди них выделяют: 1) средства оптико-кинетические – жесты, мимика, пантомимика; 2)средства паралингвистические – качество голоса, его диапазон, тональность; 3)средства экстралингвистические – паузы, плач, смех, темп речи; 4) средства пространственно-временные – взаиморасположение партнеров, временные задержки начала общения и др. [новейший психологический словарь]
Таким образом, коммуникативные навыки – это действия по передаче, принятию информации при межличностном взаимодействии по средствам языка или других знаковых систем.
Исследования умственно отсталых школьников, проведенные Г. М. Дульневым, показали, что 20% обследованных учащихся не проявляют стремления к общению в совместной трудовой деятельности. Лишь в 20% случаев отмечаются самостоятельность в труде и целенаправленное общение.
Установлено, что личностные
и деловые отношения
Трудности в развитии коммуникативных навыков у умстственно отсталых детей объясняется рядом причин, и прежде всего низким уровнем развития речи у этой категории детей. Большая часть специальных исследований, в которых изучались особенности речевого развития учащихся с интеллектуальными нарушениями, посвящена вопросам логико-содержательной стороны устной и письменной речи (В.Я. Василевская, М.Ф. Гнездилов, В.Г. Петрова); выявлению и формированию ее лексической стороны (Г.И.Данилкина, Г. М. Дульнев, З.Н. Смирнова).
Речь у ребенка с
умственной отсталостью не только появляется
значительно позже, но и характеризуется
специфическим недоразвитием
Дальше идут условия, которые надо учитывать при воспитании и обучении. Можно еще добавить.
Особенности психического и речевого развития затрудняют общение умственно отсталых детей не только со сверстниками, но и со значимыми взрослыми, что отрицательно сказывается на положении ребенка в коллективе сверстников, определяет его негативное отношение к окружающим, формирует отрицательные черты характера. Преодолению данных проявлений будет способствовать принцип комплексного подхода в коррекционной работе, в который можно включить коррекцию межличностных и детско-родительских отношений, интенсивное развитие эмоциональной сферы.
Развитие и совершенствование навыков общения у умственно отсталого ребенка на разных этапах жизни – от рождения до взрослости – требует от педагогов, психологов и родителей много внимания и терпения. Педагоги и родители должны вести постоянное наблюдение за его поведенческими и речевыми реакциями во всех видах деятельности, чтобы помочь и направить развитие коммуникативных навыков.
Основными направлениями работы по развитию коммуникативных навыков школьников с интеллектуальными нарушениями являются:
Прокомментируйте эти направления - покажите, а как это делается, через какие средства, методы.
Характерным для школьников
с интеллектуальными
Работа по формированию
коммуникативных навыков в
Ссылки на литературу проставьте
Литература