Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 09:24, контрольная работа
Усвоение нравственных норм. Три этапа личностного возрастного развития в дошкольном детстве, их связь с формированием различных сторон личности ка. Роль общения в развитии личности ребенка-дошкольника. Усвоение дошкольниками норм и форм поведения. Значение сюжетно-ролевых игр с правилами личностного развития детей. Возникновение нравственной саморегуляции поведения. Переход к автоматизированным формам нравственного поведения.
Усвоение нравственных норм. Три этапа личностного возрастного развития в дошкольном детстве, их связь с формированием различных сторон личности ка. Роль общения в развитии личности ребенка-дошкольника. Усвоение дошкольниками норм и форм поведения. Значение сюжетно-ролевых игр с правилами личностного развития детей. Возникновение нравственной саморегуляции поведения. Переход к автоматизированным формам нравственного поведения.
Эмоционально-мотивацнонная регуляция поведения. Развитие мотивации поведения в дошкольном возрасте. Включение в общение мотивов, связанных с учетом трудом. Появление социальных мотивов, стремление к самоутверждению, ориентация на мнения окружающих людей, одобрение, похвалу. Различение ребенком труднорешаемых задач, развитие способности правильно оценивать успехи и неудачи. Появление определенных эмоциональных реакций ребенка на неудачу и соотнесение успехов и неудач с возможностями и способностями. Осознание ком того, что его успех зависит не только от способностей, но и от усилий. Становление потребности в достижении успехов. Возникновение сопутствующих мотивов и их волевой регуляции.
Формирование основных личностных качеств у ребенка-дошкольника. Поц зовых качеств личности ребенка, их происхождение. Связь начала развития личностных качеств с ранним возрастом. Возникновение <внутренней позиции> ребенка-дошкольника. Появление самосознания в форме адекватной оцен' ственных личностных качеств, развитие на этой основе многих других поле честв личности. Подражание и его значение для развития личности дошк Влияние родителей на формирование личностных качеств у мальчиков и де>
Психологические новообразования .дошкольного возраста. Возникноте разного и внутреннего символического плана действий. Объединение вн и внешних операций в познавательных процессах восприятия, внимания, ф мышления. Соединение воображения, мышления и речи, возникновение вщ речи. Завершение формирования речи как средства общения. Использовав как средства мышления. Становление внутренней нравственной саморегуляци ков. Развитие мотивации общения с людьми. Выявление индивидуальности.
Под основными, или базовыми, качествами личности понимаются те, которые, начиная оформляться в раннем детстве, довольно скоро закрепляются и образуют устойчивую индивидуальность века, определяемую через понятие социального типа, или характер личности. Это фундаментальные черты личности, доминирующие мотивы и потребности, другие свойства, по которым спустя много лет можно узнать человека. Такие качества отличаются от остальных личностных свойств человека тем, что их истоки уходят в младенческий и ранний возраст, а предпосылки к формированию складываются в тот период жизни ребенка, когда он еще не владел речью. Жизненная устойчивость этих качеств объясняется тем, что в начальный период формирования данных мозг ребенка еще незрелый, а его способность к дифференциации раздражителей недостаточно развита.Основные личностные качества отличаются от других 1 их развитие - по крайней мере в начальный период - в значительной степени зависит от генотипических, биологически обусловленных свойств организма. К числу таких личностных качеств относятся, например, экстраверсия и интроверсия, тревожность и эмоциональность и другие. Они складываются и закрепляются у ребенка в дошкольном возрасте, в условиях сложного взаимодействия многих факторов: генотипа и среды, сознания и бессознательного, условнорефлек-торного научения, подражания и ряда других. Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему требований появляются примерно к трем-четырем годам на основе сравнения себя с другими людьми. На пороге школы возникает пороговый уровень самосознания и волевой регуляции поведения. Он характеризуется оформлением у ребенка его <внутренней позиции> - довольно устойчивой системы отношений к себе, к людям, к окружающему миру. <Возникновение такого новообразования,- пишет л. И. Божович,- становится переломным пунктом на протяжении всего онтогенетического развития ребенка> Внутренняя позиция ребенка в дальнейшем становится исходным пунктом для возникновения и развития у него многих других, в частности волевых, качеств личности, .в которых проявляются его независимость, настой-чивость, самостоятельность и целеустремленность.Осознание себя как индивида приходит к ребенку в возрасте около двух лет. В это время дети узнают свое лицо в зеркале и на фотографии, называют собственное имя. До семи лет ребенок характеризует себя в основном с внешней стороны, не отделяя свой внутренний мир от описания поведения. Формирующееся самосознание, когда оно достигает достаточно высокого уровня, приводит к появлению у детей склонности к самоанализу, к принятию на себя ответственности за то, что происходит сними и вокруг них. Возникает выра женное стремление ребенка в любой ситуации делать все от себя 1 возможное для того, чтобы добиваться поставленной цели. Весьма заметным в дошкольном возрасте становится процесс 1 развития личности и совершенствования поведения ребенка на осно-ве прямого подражания окружающим людям, особенно взрослым и сверстникам. Можно сказать, что данный возраст представляет собой сензитивный период в развитии личности на основе подражания, сопровождаемого закреплением наблюдаемых форм поведения первоначально в виде внешних подражательных реакций, а - в форме демонстрируемых качеств личности. Являясь первоначально одним из механизмов научения, подражание затем может стать устойчивым и полезным качеством личности ребенка, " которого заключается в постоянной готовности видеть в людях , воспроизводить и усваивать его. Правда, особой этической селективностью подражание в этом возрасте не обладает, поэтому дети с одинаковой легкостью могут усваивать как хорошие, так и плохие образцы поведения.
В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группого поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходится с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения. 1
У детей, начиная примерно с трехлетнего возраста, отчетливо является стремление к самостоятельности. Будучи не в состоянии реализовать его в условиях сложной, недоступной жизни взрозлых дети обычно довольствуются тем, что отстаивают свою самстоя тельность в игре. По гипотезе, которая была предложена Д. Б. Кониным, детская игра возникает именно благодаря существованию у ребенка такой потребности. В отдаленные от нас времена , а также у детей из современного общества, воспитываемых в условиях, когда сама жизнь побуждала их с раннего детсива быть самостоятельными, детские игры возникали гораздо реже, в условиях новейшей европейской цивилизации. К появлению и нейшему развитию игр привело выделение детства как о подготовительного периода жизни. Современные игрушки - заместители тех предметов, с которыми ребенок должен встретиться в реальной жизни по мере своего взросления. 1
К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, личностные качества, причем не только в игровой, но так других видах деятельности: учении, труде и общении. Такое следует рассматривать как еще один шаг на пути к нормального обучения в школе в будущем, так как с школьного обучения ребенку постоянно приходится оценивать в различных видах деятельности, и если его самооценка оказалась неадекватной, то и самосовершенствование в данном виде деятельности ности обычно задерживается.
Особую роль в планировании и прогнозировании результатов личностного развития ребенка играет представление о том, что дети разного возраста воспринимают и оценивают своих родителей, кто является хорошим объектом для подражания и одновременно вызывает к себе положительное отношение способны оказывать на его психологию и поведение наиболее сильное влияние. В некоторых исследованиях установлено, что заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от трех до восьми лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. Так, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше чем у мальчиков. Этот период времени охватывает годы от восьми лет. Что касается мальчиков, то они значительно меньше под воздействием родителей в промежутке времени от пятй лет, т. е. на три года меньше.
В отечественной дошкольной педагогике
определено, что центральной фигурой воспитательного
процесса является ребенок, его личность.
Дошкольное воспитание призвано обеспечить
ребенку чувство психологической защищенности
— его к миру, радости существования (психологическое
здоровье); формирование начал личности
(базис личностной культуры); развитие
его индивидуальности. Воспитывающий
не подгоняет развитие каждого ребенка
к заранее известным канонам, а предупреждает
возникновение возможных тупиков личностного
развития; координирует свои ожидания
и требования, предъявляемые ребенку,
помочь максимально полно развернуть
замечаемые в ходе общения возможности
его роста — не «запрограммированность»,
а содействие развитию личности. Знания,
умения и навыки рассматривается при этом
не как цель, а как средство полноценного
развития личности.
В дошкольном детстве ребенок приобретает
основы личностной культуры, ее базис,
соответствующий общечеловеческим духовным
ценностям.
В состав базиса личностной культуры включается
ориентировка ребенка в четырех основных
сферах действительности — природа; предметах,
созданных руками человека; явлениях социальной
жизни; явлениях собственной жизни и деятельности,
в себе самом.
Процессы обучения и воспитания в дошкольном
возрасте могут быть разделены только
условно. Фактически это две стороны единого
процесса. Одна из этих сторон — освоение
мира и основанное на нем развитие познавательных,
эмоциональных, а затем и элементарных
волевых процессов и качеств; другая сторона
— формирование отношения к познаваемому,
системы ценностей, составляемой предпосылку
будущего мировозрения.
Базис личностной культуры
— собственно человеческое начало в человеке.
Средоточие общечеловеческих ценностей
(доброта, красота, истина и др.) и средств
жизнедеятельности (представления о действительности,
способы активного воздействия на мир,
проявления эмоционально-оценочного отношения
к происходящему).
Становление базиса личностной культуры
означает, что ребенок приобщается именно
к общим, непреходящим человеческим ценностям,
а не к тому, что может представляться
ценным некоторому кругу людей, в некотором
регионе и в некоторые моменты времени.
Ребенок приобщается к универсальным
(всеобщим) средствам жизнедеятельности
людей.
Становление личности складывается в
дошкольном детстве не одновременно и
находятся в постоянном изменении и развитии.
В дошкольный период детства на основании
оценок окружающих — взрослых и сверстников
— у ребенка возникает образ самого себя,
своего «Я». Этот процесс сопровождается
отделением самого себя и своей деятельности
от взрослого, появлением собственных
желаний, стремлением к самопознанию.
У ребенка возникает осознание своего
места в системе отношений со взрослыми,
стремление к осуществлению общественно
значимой и общественно оцениваемой деятельности.
В то же время он начинает понимать ограниченность
своих возможностей, понимать, что ему
еще нужно учиться. Важнейшей чертой формирующегося
самосознания ребенка является чувство
собственного достоинства, которое наиболее
ярко проявляется в умении соблюдать известную
дистанцию между собой и окружающими детьми
и взрослыми. Достоинство выступает уже
в дошкольном возрасте как ценное качество
личности, которое требует поддержки и
охраны.