Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:26, дипломная работа
Брак и семья являются одним из явлений интерес, к которым всегда была стабильным и широко распространен. Для общества, вопрос о знании этих социальных институтов и способность направлять их развитие имеет первостепенное значение, так как в силу своего статуса во многом зависит от воспроизводства населения, создания и передачи культурных ценностей. Значение, которое в эпоху цивилизации семья приобрела в общественной и личной жизни, привело к сравнительно рано возникшему и устойчивому интересу к изучению.
Актуальность исследования.
Брак и семья являются одним из явлений интерес, к которым всегда была стабильным и широко распространен. Для общества, вопрос о знании этих социальных институтов и способность направлять их развитие имеет первостепенное значение, так как в силу своего статуса во многом зависит от воспроизводства населения, создания и передачи культурных ценностей.
Значение, которое в эпоху цивилизации семья приобрела в общественной и личной жизни, привело к сравнительно рано возникшему и устойчивому интересу к изучению.
Семья – важный социальный
институт, в котором развертывается
процесс социализации человека. Любые
изменения этого института
Семья влияет на формирование
личности, ее ценностей и убеждений,
определяет возможные способы
Нет сомнений, что институт семьи претерпевает
этап интенсивных изменений. Становится
все более очевидным, что новые явления
в брачной и репродуктивной сферах уже
не могут интерпретироваться однозначно
как отклонение от нормы, а скорее рассматриваются
специалистами всех направлений (педагогами, психологами,
социологами, демографами, этнографами,
биологами и др.) как признаки существенных
эволюционных сдвигов в самом институте
семьи. Таковы, например, тенденции к снижению
рождаемости, малодетности, сознательной
бездетности, к добрачной практике сексуального
поведения молодежи и т.д., характерные,
прежде всего, для крупных городов и индустриально
развитых регионов . Для молодых браков
характерны первоначальное вхождение
в мир друг друга, распределение труда
и обязанностей в семье, решение жилищных,
финансовых и связанных с ведением общего
хозяйства и быта проблем, вхождение в
роли мужа и жены, процесс приобретения
жизненного опыта, взросление. Сложности
во взаимоотношениях молодых супругов
могут быть обусловлены, прежде всего
тем, что в современной семье образцы поведения
мужа и жены становятся все менее жесткими.
Наблюдается отход от регламентированных
форм ролевого взаимодействия: отношения
в семье и способностей организации зачастую
определяются ситуацией и зависят от склонностей,
возможностей и способностей каждого
члена этой общности.
В основе семьи лежат брачные отношения, в которых находят проявления как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Современное общество заинтересовано в устойчивости брачных отношений, поэтому оно осуществляет внешний социальный контроль над функционированием брака. Поэтому изучение представлений об иерархии семейных ценностей и согласованности ожиданий и притязаний в жизни супругов сегодня является достаточно актуальным.
До настоящего времени представления
молодежи о семье не становились
предметом специального изучения. Необходимость
подобного исследования обусловлена тем,
что, с одной стороны, в психолого-педагогической
науке накоплен определенный объем теоретико-эмпирических
знаний о семье, ее психологических особенностях
и влиянии на человека и общество в целом,
с другой стороны, отсутствует информация
о том, как представлены научные знания
(если представлены) в обыденном сознании
людей и молодежи, в частности.
Объект исследования: психологические аспекты образа будущего
брака у юношей и девушек
Предмет: особенности содержания представлений юношей и девушек о будущем браке.
Цель исследования: изучить содержание представлений о своей будущей семье у современной молодежи в гендерном измерении.
Общая
теоретико-экспериментальная
Существуют различия в представлениях
и ожиданиях относительно будущего брака
у юношей и девушек.
Частные гипотезы исследования:
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования семьи и брака в психологии
2. Выявить характеристика образа «Идеальной жены», «Идеального мужа» и будущего спутника жизни с точки зрения юношей и девушек.
3. Исследовать ролевые
ожидания и притязания
4. Разработать рекомендации по оказанию психолого-педагогической помощи юношам и девушкам по вопросам осознанного формирования семьи.
Методики исследования:
Анализ литературы по теме, анкета «Как вы представляете себе образ идеальной жены и мужа», «Мой будущий муж» (для девушек) «Моя будущая жена» (для юношей), методика «Ролевые ожидания и притязания студентов в браке (РОП)» , разработанная А.Н. Волковой, тест Лири «Диагностика межличностных отношений» (ДМО)
Концептуальная модель исследования
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное
«Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина»
Факультет «Психологии и педагогики»
Кафедра «Классической и практической психологии»
План-проект
выпускной квалификационной работы на тему:
«РАЗВИТИЕ МУЖСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА
ОТ ПОДРОСТНИЧЕСТВА К РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ»
Выполнил:
студентка 5 курса ФПП
очной формы обучения
Фроленкова Евгения Эдуардовна
Проверил:
доктор психологических наук, профессор
СУВОРОВА ОЛЬГА ВЕНИАМИНОВНА
Нижний Новгород