Развитие мужской идентичности на этапе перехода от подростничества к ранней взрослости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:26, дипломная работа

Краткое описание

Брак и семья являются одним из явлений интерес, к которым всегда была стабильным и широко распространен. Для общества, вопрос о знании этих социальных институтов и способность направлять их развитие имеет первостепенное значение, так как в силу своего статуса во многом зависит от воспроизводства населения, создания и передачи культурных ценностей. Значение, которое в эпоху цивилизации семья приобрела в общественной и личной жизни, привело к сравнительно рано возникшему и устойчивому интересу к изучению.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 19.84 Кб (Скачать файл)

Актуальность  исследования.

Брак и семья являются одним из явлений интерес,  к  которым всегда была стабильным и  широко распространен. Для общества, вопрос о знании этих социальных институтов и способность направлять их развитие имеет первостепенное значение, так  как  в силу своего статуса во многом зависит от воспроизводства  населения, создания и передачи культурных ценностей.

Значение, которое в эпоху  цивилизации семья приобрела  в общественной и личной жизни, привело  к сравнительно рано возникшему и  устойчивому интересу к изучению. 

Семья – важный социальный институт, в котором развертывается процесс социализации человека. Любые  изменения этого института свидетельствуют  об изменениях в других областях человеческой жизни, государства, общества. В настоящее  время растет число разводов, неполных семей либо незарегистрированных в  органах ЗАГСа браков, увеличивается количество детей, оставленных в родильных домах и судебных решений по лишению родительских прав. Все это свидетельствует об изменении представлений о значении семейных отношений в жизни человека и их форме, изменении отношения к материнству, отцовству и родительской ответственности. Эти факты не могут оставаться незамеченными и должны изучаться их причины, знание которых будет способствовать коррекции современных семейных отношений.

Семья влияет на формирование личности, ее ценностей и убеждений, определяет возможные способы взаимодействия с окружающим миром и построения межличностных отношений. Юноши  и девушки действительно при  формировании представлений о своей  будущей семье ориентируются  на уже известную им модель родительской семьи. В случае гармоничных отношений  в родительской семье они переносят  образы родителей на свои образы идеальных  мужа и жены, представления юношей и девушек являются позитивно окрашенными. 
Нет сомнений, что институт семьи претерпевает этап интенсивных изменений. Становится все более очевидным, что новые явления в брачной и репродуктивной сферах уже не могут интерпретироваться однозначно как отклонение от нормы, а скорее рассматриваются специалистами всех направлений (педагогами, психологами, социологами, демографами, этнографами, биологами и др.) как признаки существенных эволюционных сдвигов в самом институте семьи. Таковы, например, тенденции к снижению рождаемости, малодетности, сознательной бездетности, к добрачной практике сексуального поведения молодежи и т.д., характерные, прежде всего, для крупных городов и индустриально развитых регионов . Для молодых браков характерны первоначальное вхождение в мир друг друга, распределение труда и обязанностей в семье, решение жилищных, финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождение в роли мужа и жены, процесс приобретения жизненного опыта, взросление. Сложности во взаимоотношениях молодых супругов могут быть обусловлены, прежде всего тем, что в современной семье образцы поведения мужа и жены становятся все менее жесткими. Наблюдается отход от регламентированных форм ролевого взаимодействия: отношения в семье и способностей организации зачастую определяются ситуацией и зависят от склонностей, возможностей и способностей каждого члена этой общности.

В основе семьи лежат брачные  отношения, в которых находят  проявления как естественная, так  и социальная природа человека, как  материальная (общественное бытие), так  и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Современное  общество заинтересовано в устойчивости брачных отношений, поэтому оно  осуществляет внешний социальный контроль над функционированием брака. Поэтому  изучение представлений об иерархии семейных ценностей и согласованности  ожиданий и притязаний в жизни  супругов сегодня является достаточно актуальным.

До настоящего времени представления  молодежи о семье не становились  предметом специального изучения. Необходимость подобного исследования обусловлена тем, что, с одной стороны, в психолого-педагогической науке накоплен определенный объем теоретико-эмпирических знаний о семье, ее психологических особенностях и влиянии на человека и общество в целом, с другой стороны, отсутствует информация о том, как представлены научные знания (если представлены) в обыденном сознании людей и молодежи, в частности. 
 
Объект исследования: психологические аспекты образа будущего брака у юношей и девушек

Предмет: особенности содержания представлений юношей и девушек о будущем браке.

Цель  исследования: изучить содержание представлений о своей будущей семье у современной молодежи в гендерном измерении.

Общая теоретико-экспериментальная гипотеза исследования: 
Существуют различия в представлениях и ожиданиях относительно будущего брака у юношей и девушек. 

Частные гипотезы исследования:

  1. Ролевые ожидания и притязания в браке у юношей и девушек рассогласованы
  2. Юноши видят образы «идеального мужа» иначе, чем видят его девушки.
  3. Образ «идеальной жены» в представлениях юношей и девушек имеет сходства.
  4. Юноши и девушки одинаково требовательны к подбору своего будущего спутника жизни.

 

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования семьи и брака в психологии

2. Выявить характеристика образа «Идеальной жены», «Идеального мужа» и будущего спутника жизни с точки зрения юношей и девушек.

 

3. Исследовать ролевые  ожидания и притязания современной  молодежи в браке, экспериментально  проверить, на сколько они согласованы (или рассогласованы)

4. Разработать  рекомендации по оказанию психолого-педагогической помощи юношам и девушкам по вопросам осознанного формирования семьи.

Методики  исследования:

Анализ литературы по теме, анкета «Как вы представляете себе образ идеальной жены и мужа», «Мой будущий муж» (для девушек) «Моя будущая жена» (для юношей), методика «Ролевые ожидания и притязания студентов в браке (РОП)» , разработанная А.Н. Волковой,  тест Лири «Диагностика межличностных отношений» (ДМО)

Концептуальная  модель исследования

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Нижегородский  государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»

 

Факультет «Психологии  и педагогики»

Кафедра «Классической  и практической психологии»

 

 

 

 

План-проект

выпускной квалификационной работы на тему:

«РАЗВИТИЕ МУЖСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА

ОТ  ПОДРОСТНИЧЕСТВА К РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ»

 

 

 

Выполнил:

 студентка  5 курса ФПП

 очной  формы обучения

Фроленкова Евгения Эдуардовна

Проверил:

доктор психологических  наук, профессор 

СУВОРОВА  ОЛЬГА ВЕНИАМИНОВНА

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

 

 

 


Информация о работе Развитие мужской идентичности на этапе перехода от подростничества к ранней взрослости