Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 15:30, реферат
Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного отражения в сознании человека существенных свойств предметов и явлений объективного мира, нахождения закономерных связей и отношений между ними.
Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта.
ФГБОУ ВПО Государственный аграрный университет Северного Зауралья
«Развитие мышления в
§1
Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного отражения в сознании человека существенных свойств предметов и явлений объективного мира, нахождения закономерных связей и отношений между ними.
Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно- образное и словесно-логическое мышление – последовательные ступени интеллектуального развития.
Основные виды мышления:
Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.
Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоритическое мышление – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создания плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом – житейские, ситуационные обобщения.
Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление». Оно характеризуется, прежде всего, невозможностью принять точку зрения другого человека.
Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления. Основанного на степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта.
Мышление имеет свои качества. К таким качествам относят широту, самостоятельность, быстроту, торопливость, критичность.
Широта мышления – это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей.
Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.
Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.
Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.
Быстрота ума – способность человека разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.
Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения. Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы – малой ее подвижностью.
Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.
§2
Онтогенез – индивидуальное развитие организма от оплодотворения до смерти.
Термин «онтогенез» впервые был введен Э. Геккелем в 1866 году. В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей.
Онтогенез многоклеточных организмов сложен. В нём можно выделить зародышевый, или эмбриональный, период развития, период постэмбрионального развития и стадию взрослого организма. Заканчивается онтогенез старением и смертью взрослого организма. Иногда в составе онтогенезе рассматривают стадию предзародышевого развития, включающую образование половых клеток и их слияние.
В теории развития психологического процесса как постепенного биологического созревания в качестве исходного положения признается развитие как трансформация, система качественных изменений психологический процессов.
Сторонники этой теории подходят к развитию как к спонтанному текущему процессу, как к процессу спонтанного биологического созревания, лишь в очень малой степени зависящему от влияния среды. Исходными из этих представлений являются наблюдения, которые ученые проделали в эмбриогенезе, т.е. наблюдения за основными этапами внутриутробного развития ребенка.
При этом основной закон морфологического развития в эмбриогенезе сводится к тому, что, во-первых, это развитие носит биологически спонтанный характер, оно не зависит от влияния среды, оно предназначено, заложено программой, которая записана в зародышевой клетке и затем только спонтанно развертывается. И, во-вторых, развитие эмбриона в своих основных чертах повторяет развитие рода.
§3
Развития мышления по Пиаже.
Согласно Ж. Пиаже мышление развивается, то есть мыслительная деятельность изменяется упорядоченно, по мере того как индивидуум развивается от беспомощного младенца, до зрелого взрослого.
Жан Пиаже решил, что мышление взрослого легче понять, изучая умственную деятельность от момента рождения и наблюдая за ее развитием и изменением в процессе адаптации к окружению.
В интеллектуальном росте действуют два главных принципа: адаптация и организация.
Интеллектуальный рост происходит в направлении повышения уровня адаптации и разум работает так, чтобы все эффективнее реагировать на требования окружения. Адаптация — это двоякий процесс, состоящий из ассимиляции и аккомодации.
Ассимиляция - это действие с новыми предметами в соответствии с уже сложившимися умениями и навыками. Аккомодация – стремление изменить сами умения и навыки соответственно с изменившимися условиями.
Эти два процесса – ассимиляция и аккомодация – являют собой два комплиментарных аспекта общего процесса адаптации. Второй общий принцип – организация – касается адаптирующихся мыслительных структур. Согласно Пиаже, разум структурируется или организуется с возрастающей сложностью.
Согласно Пиаже, в развитии интеллекта человека можно условно выделить 4 главных периода развития:
§4
Среди множества концепций, описывающих развитие мышления в онтогенезе одной из самых популярных и продуктивных является генетическая классификация утверждающая, что наглядно-образное и словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе и филогенезе.
Согласно этим представлениям первоначально ребенок решает мыслительные задачи, непосредственно действуя с предметом, и только позже он приобретает способности оперировать образами, а затем символами и отвлеченными, обобщенными понятиями.
Следовательно, генетически первым способом познания окружающего мира для ребенка выступает процесс физического взаимодействия с ним, со временем он уступает место относительно свободному от непосредственных действий образному познанию.
В дальнейшем формируется следующий способ, предполагающий перевод действий и образов в языковые средства. Таким путем, достигается более высокий уровень анализа и обобщения – включаются механизмы теоретического мышления.
Как показывает эта схема, на первом этапе развития детского мышления роль исследовательского поведения чрезвычайно важна.
Последующие этапы – становление образного, а затем теоретического мышления ничуть не умаляют его значимости. Они постепенно выводят исследовательское поведение ребенка на качественно иные, более высокие уровни.
Естественно, что развитие мышления ребенка осуществляется не просто путем прохождения указанных стадий. Оно представляет собой последовательное овладение им тремя сферами представлений: действий, образов и символов (Брунер Дж., О.К. Тихомиров и др.). Сначала ребенок познает мир благодаря собственным (предметным) действиям. Затем мир представляется и осваивается в образах, относительно свободных от действий и только этот опыт создает базу для перевода действия и образа в языковые средства.
Появляется также возможность производить мысленно операции, не осуществимые в реальной действительности. Обилие частных связей, случайностью в выборе признаков, большая доля субъективизма с преобладанием эмоциональных компонентов.
§5
Клар и Уоллес, предположили, что ребенок с рождения обладает тремя качественно различными, иерархическими организованными типами продуктивных интеллектуальных систем:
Клар и Уоллес выдвинули ряд гипотез, касающихся действия систем третьего типа: