Развитие мышления дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:31, реферат

Краткое описание

Своеобразие рассуждений и объяснений связано с тремя основными причинами. Первая - отсутствие или нехватка знаний или их ограниченность, нечеткость, недостаток опыта, когда многое недоступно пониманию ребенка. Вторая - несформированность способов умственной деятельности. Третья - недостаточная критичность мышления. Анализ сводится к выделению отдельных, нередко случайных признаков. В нем преобладает не объективная, а субъективная сторона, когда ребенок опирается на те признаки, которые соответствуют его интересам, склонностям, желаниям и потребностям. В развивающихся представлениях об окружающем у ребенка на первый план выходит тенденция не к выделению единичных фактов, броских признаков, а к установлению связей между явлениями.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 19.44 Кб (Скачать файл)

В отличие от периода раннего  детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок  может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.

Изменения в мышлении дошкольника прежде всего связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят, во-первых, к появлению развернутого мыслительного процесса - рассуждения, во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, в-тре тьих, к бурному развитию мыслительных операций У дошкольника вопросы приобретают познавательный характер, свидетельствуют о развитии любознательности, стремления познавать.

Понимание причинности говорит  о чувствительности к противоречиям, об элементах критичности мышления. Критичность проявляется также  в том, как ребенок реагирует  на небылицы, перевертыши. Малыш замечает в них несоответствие с действительностью

Дошкольник  переходит к решению интеллектуальных задач качественно иного уровня, чем в раннем детстве. Он строит свои собственные теории. Возрастает тенденция  к самостоятельности, независимости  и оригинальности мышления. Малыш  объединяет объекты, признаки и свойства, несоединимые на взгляд взрослого.

Своеобразие рассуждений и объяснений связано  с тремя основными причинами. Первая - отсутствие или нехватка знаний или их ограниченность, нечеткость, недостаток опыта, когда многое недоступно пониманию ребенка. Вторая - несформированность способов умственной деятельности. Третья - недостаточная критичность мышления. Анализ сводится к выделению отдельных, нередко случайных признаков. В нем преобладает не объективная, а субъективная сторона, когда ребенок опирается на те признаки, которые соответствуют его интересам, склонностям, желаниям и потребностям.

В развивающихся представлениях об окружающем у ребенка на первый план выходит  тенденция не к выделению единичных  фактов, броских признаков, а к  установлению связей между явлениями. Дети могут устанавливать внутренние существенные связи и отношения  действительности.

В конце дошкольного возраста у  ребенка складываются первичная  картина мира и зачатки мировоззрения. В то же время познание действительности у дошкольника происходит не в  понятийной, а в наглядно-образной форме. Именно усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления.

Другое  важнейшее направление в развитии мышления дошкольника связано с  изменением соотношения между практическим и умственным действием.

Формирование  у ребенка качественно нового мышления связано с освоением  мыслительных операций. В дошкольном возрасте они интенсивно развиваются  и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. В  основе всех мыслительных операций лежат  анализ и синтез

Развитие  мыслительных операций приводит к формированию дедуктивного мышления у ребенка, под  которым понимается умение согласовывать  свои суждения друг с другом и не впадать в противоречия. Первоначально  ребенок, хотя и оперирует общим  положением, обосновать его не может  или дает случайные обоснования. Постепенно он переходит к правильным выводам.

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте:

- ребенок решает мыслительные  задачи в представлении - мышление  становится внеситуативным;

- освоение речи приводит к развитию  рассуждений как способа решения  мыслительных задач, возникает  понимание причинности явлений;

- детские вопросы выступают показателем  развития любознательности и  говорят о проблемности мышления ребенка;

- появляется иное соотношение  умственной и практической деятельности, когда практические действия  возникают на основе предварительного  рассуждения, возрастает планомерность  мышления;

- ребенок переходит от использования  готовых связей и отношений  к «открытию» более сложных;

- возникают попытки объяснить  явления и процессы;

- экспериментирование возникает  как способ, помогающий понять  скрытые связи и отношения,  применить имеющиеся знания, пробовать  свои силы;

- складываются предпосылки таких  качеств ума, как самостоятельность,  гибкость, пытливость.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

1.ОПРЕДЕЛИ ИГРУШКУ.

Каждый ребенок приносит какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3-5 минут он выходит за дверь. В  его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю, в  которой главным персонажем выступает  одна из принесенных игрушек. 
 
Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением "он" или "она". История рассказывается в течение 3-5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории. 
 
Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ неправильный, ребята дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку.

2.ПУТАНИЦА.

ЦЕЛЬ ИГРЫ:Развивать наблюдательность, внимание, сосредоточенность, пространственное мышление.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. В зависимости от числа игроков выбирается один или несколько водящих. Они уходят в другую комнату или просто отходят в сторону, если игра происходит на улице .  Оставшиеся дети становятся в круг, взявшись за руки . Их задача – запутаться между собой как можно больше . Главное условие – нельзя расцеплять руки . Для создания путаницы ребята могут перешагивать через сцепленные руки игроков, стоящих напротив, или наоборот , наклонившись , подныривать под них . Когда всё готово , игроки хором зовут водящих: « Путаница , путаница, распутай нас!» Водящие должны вернуть всех игроков в круге в первоначальное положение , не расцепляя рук участников.

3.КРАСНЫЙ И СИНИЙ МЯЧИ.

ЦЕЛЬ ИГРЫ. Развивать грамотность , закрепить дифференциацию гласных и согласных звуков , совершенствовать внимание , реакцию , ловкость , быстроту мышления.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети встают в круг . Взрослый становиться в его середину , кидает участникам игры красный или синий мяч и произносит любой звук . Красный мяч ребёнок должен  поймать , если услышит гласный звук , и не ловить , если согласный . Если мяч синий , всё должно быть наоборот . Затем кидает мяч и произносит звук уже сам ребёнок .

ПРИМЕЧАНИЕ. Мячи могут использоваться в игре поочерёдно или одновременно . Взрослый стоит в середине и ловит упавшие мячи , опять запуская их в игру.

4.УГАДАЙ БУКВУ.

ЦЕЛЬ ИГРЫ. Развивать мелкую моторику , закрепить основы грамоты, совершенствовать пространственное мышление .

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Ребята разбиваются  на две равные команды. Каждая команда  получает коробку пластилина , из которого участники игры должны вылепить любые буквы или цифры.  Затем коробки ставятся на стол к нему по очереди подходят по одному игроку из каждой команды. Этому игроку завязывают глаза и дают одну пластилиновую букву или цифру , слепленную ребёнком из другой команды. За определённое время он должен угадать , что это за буква или цифра. Команда отгадавшая наибольшее количество букв выигрывает.

5.КРОКОДИЛ.

ЦЕЛЬ ИГРЫ. Развивать внимание , наблюдательность , сообразительность , образное мышление , умение делать описание с помощью жестов.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети делятся на две команды. Одна команда загадывает какой- нибудь предмет или существо , подзывает любого игрока из противоположной команды и называют загаданное слово ему на ухо .Задача игрока – показать своей команде загаданный предмет при помощи жестов не прибегая к помощи слов , так , чтобы она угадала его .Затем слово загадывает другая команда. В игре побеждает команда угадавшая наибольшее количество слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОУ СПО Новокузнецкий  педагогический колледж № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Рыкалова А А.

Проверил: Арнст Е А.

 

 

 

 

2013 г.


Информация о работе Развитие мышления дошкольников