Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:31, реферат
Своеобразие рассуждений и объяснений связано с тремя основными причинами. Первая - отсутствие или нехватка знаний или их ограниченность, нечеткость, недостаток опыта, когда многое недоступно пониманию ребенка. Вторая - несформированность способов умственной деятельности. Третья - недостаточная критичность мышления. Анализ сводится к выделению отдельных, нередко случайных признаков. В нем преобладает не объективная, а субъективная сторона, когда ребенок опирается на те признаки, которые соответствуют его интересам, склонностям, желаниям и потребностям. В развивающихся представлениях об окружающем у ребенка на первый план выходит тенденция не к выделению единичных фактов, броских признаков, а к установлению связей между явлениями.
В отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.
Изменения в мышлении дошкольника прежде всего связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят, во-первых, к появлению развернутого мыслительного процесса - рассуждения, во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, в-тре тьих, к бурному развитию мыслительных операций У дошкольника вопросы приобретают познавательный характер, свидетельствуют о развитии любознательности, стремления познавать.
Понимание причинности говорит
о чувствительности к противоречиям,
об элементах критичности
Дошкольник
переходит к решению
Своеобразие рассуждений и объяснений связано с тремя основными причинами. Первая - отсутствие или нехватка знаний или их ограниченность, нечеткость, недостаток опыта, когда многое недоступно пониманию ребенка. Вторая - несформированность способов умственной деятельности. Третья - недостаточная критичность мышления. Анализ сводится к выделению отдельных, нередко случайных признаков. В нем преобладает не объективная, а субъективная сторона, когда ребенок опирается на те признаки, которые соответствуют его интересам, склонностям, желаниям и потребностям.
В развивающихся представлениях об окружающем у ребенка на первый план выходит тенденция не к выделению единичных фактов, броских признаков, а к установлению связей между явлениями. Дети могут устанавливать внутренние существенные связи и отношения действительности.
В конце дошкольного возраста у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения. В то же время познание действительности у дошкольника происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме. Именно усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления.
Другое
важнейшее направление в
Формирование у ребенка качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций. В дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез
Развитие мыслительных операций приводит к формированию дедуктивного мышления у ребенка, под которым понимается умение согласовывать свои суждения друг с другом и не впадать в противоречия. Первоначально ребенок, хотя и оперирует общим положением, обосновать его не может или дает случайные обоснования. Постепенно он переходит к правильным выводам.
Особенности развития мышления в дошкольном возрасте:
- ребенок решает мыслительные задачи в представлении - мышление становится внеситуативным;
-
освоение речи приводит к
-
детские вопросы выступают
-
появляется иное соотношение
умственной и практической
-
ребенок переходит от
- возникают попытки объяснить явления и процессы;
- экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;
-
складываются предпосылки
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
1.ОПРЕДЕЛИ ИГРУШКУ.
Каждый ребенок приносит какую-либо
игрушку. Из группы выбирается один водящий.
На 3-5 минут он выходит за дверь. В
его отсутствие учитель с ребятами
придумывает какую-либо историю, в
которой главным персонажем выступает
одна из принесенных игрушек.
Все игрушки, в том числе и выбранный игровой
персонаж, расставлены на столах или стульях.
Приглашается водящий ребенок. Ребята
из группы поочередно рассказывают ему
придуманную историю, не называя главного
персонажа, а замещая его название местоимением
"он" или "она". История рассказывается
в течение 3-5 минут. Водящий должен показать
игрушку, являющуюся главным персонажем
рассказанной истории.
Если угадывание произошло правильно,
выбирается другой водящий, и игра повторяется.
Если ответ неправильный, ребята дополняют
рассказанную историю так, чтобы помочь
водящему новыми деталями, не называя
при этом задуманную игрушку.
2.ПУТАНИЦА.
ЦЕЛЬ ИГРЫ:Развивать наблюдательность, внимание, сосредоточенность, пространственное мышление.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. В зависимости от числа игроков выбирается один или несколько водящих. Они уходят в другую комнату или просто отходят в сторону, если игра происходит на улице . Оставшиеся дети становятся в круг, взявшись за руки . Их задача – запутаться между собой как можно больше . Главное условие – нельзя расцеплять руки . Для создания путаницы ребята могут перешагивать через сцепленные руки игроков, стоящих напротив, или наоборот , наклонившись , подныривать под них . Когда всё готово , игроки хором зовут водящих: « Путаница , путаница, распутай нас!» Водящие должны вернуть всех игроков в круге в первоначальное положение , не расцепляя рук участников.
3.КРАСНЫЙ И СИНИЙ МЯЧИ.
ЦЕЛЬ ИГРЫ. Развивать грамотность , закрепить дифференциацию гласных и согласных звуков , совершенствовать внимание , реакцию , ловкость , быстроту мышления.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети встают в круг . Взрослый становиться в его середину , кидает участникам игры красный или синий мяч и произносит любой звук . Красный мяч ребёнок должен поймать , если услышит гласный звук , и не ловить , если согласный . Если мяч синий , всё должно быть наоборот . Затем кидает мяч и произносит звук уже сам ребёнок .
ПРИМЕЧАНИЕ. Мячи могут использоваться в игре поочерёдно или одновременно . Взрослый стоит в середине и ловит упавшие мячи , опять запуская их в игру.
4.УГАДАЙ БУКВУ.
ЦЕЛЬ ИГРЫ. Развивать мелкую моторику , закрепить основы грамоты, совершенствовать пространственное мышление .
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Ребята разбиваются на две равные команды. Каждая команда получает коробку пластилина , из которого участники игры должны вылепить любые буквы или цифры. Затем коробки ставятся на стол к нему по очереди подходят по одному игроку из каждой команды. Этому игроку завязывают глаза и дают одну пластилиновую букву или цифру , слепленную ребёнком из другой команды. За определённое время он должен угадать , что это за буква или цифра. Команда отгадавшая наибольшее количество букв выигрывает.
5.КРОКОДИЛ.
ЦЕЛЬ ИГРЫ. Развивать внимание , наблюдательность , сообразительность , образное мышление , умение делать описание с помощью жестов.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети делятся на две команды. Одна команда загадывает какой- нибудь предмет или существо , подзывает любого игрока из противоположной команды и называют загаданное слово ему на ухо .Задача игрока – показать своей команде загаданный предмет при помощи жестов не прибегая к помощи слов , так , чтобы она угадала его .Затем слово загадывает другая команда. В игре побеждает команда угадавшая наибольшее количество слов
ГОУ СПО Новокузнецкий педагогический колледж № 2
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Выполнил: Рыкалова А А.
Проверил: Арнст Е А.
2013 г.