Развитие объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни по средствам дидактический игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:40, дипломная работа

Краткое описание

Память – самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем «настоящим». Тем не менее, настоящее – это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого, и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития памяти.
1.1. Память как психологическая категория ………………………………..5
1.2. Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста ….……16
1.3. Методы изучения памяти у детей ……………………………………….22
1.4. Развитие памяти у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр …..................................................................................24
Глава 2. Опытно-практическая работа по развитию объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни посредством дидактических игр.
2.1. Изучение уровня развития объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни ……..
2.2. Содержание работы по развитию объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни посредством дидактических игр ………………………
2.3. Анализ результатов работы по развитию объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни посредством дидактических игр. Выводы …
Заключение……………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………….
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Пуртова.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)


Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Педагогический колледж № 5

Специальность 050144 «Дошкольное образование»

 

 

 

 

 

Развитие объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни посредством дидактических игр

 

 

                                                         Выпускная квалификационная работа

                                                   студента группы 3 «А» экстерната

                                              Пуртовой Ксении Николаевны

 

                                    Научный руководитель:

                                               Новикова Наталья Евгеньевна

 

              Рецензент:

                                                              Абызова Елена Юрьевна

 

                                                      Отметка:                                 (ГАК)

             

 

 

 

 

 

2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы развития памяти.

1.1.           Память как психологическая категория ………………………………..5

1.2.           Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста ….……16

1.3.           Методы изучения памяти у детей ……………………………………….22

1.4.           Развитие памяти у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр …..................................................................................24

Глава 2. Опытно-практическая работа по развитию объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни посредством дидактических игр.

2.1. Изучение уровня развития объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни ……..

2.2. Содержание работы по развитию объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни посредством дидактических игр ………………………

2.3. Анализ результатов работы по развитию объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни посредством дидактических игр. Выводы …

Заключение……………………………………………………………………

Литература…………………………………………………………………….

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение


     Память – самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем «настоящим». Тем не менее, настоящее – это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого, и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени.

     Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. И.М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

     При развитии высших психических процессов совершается перестройка отношений между ними вначале при ведущей роли восприятия, затем памяти, затем логического, словесного мышления, а также все большего включения произвольности и использования различных приемов опосредования.

     Возможность продвижения и совершенствования познавательной деятельности детей Выготский Л.С. видел в активном формировании у них высших психических процессов.

     Игра является ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста, и это то, чем и в чём дети живут с рождения и, как минимум, до школы. А раз игра и жизнь у детей волшебным образом (и объективно) не разделимы, то взрослые, должны это принять и сделать игру своей союзницей в деле обучения и развития своих детей.

     Методологическую основу работы составили труды: Г. Эббингауза, К. Левина, П. Жане, Л.С.Выготского,  А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, П.И. Зинченко,  А.А. Смирнова и др.

     Целью работы является развитие объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни посредством дидактических игр.

     Объект исследования – процесс развития памяти.

     Предмет исследования – развитие объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни посредством дидактических игр.

     На основе поставленной цели, были определены следующие задачи:

1.      Изучить теоретические вопросы по проблеме развития памяти у детей дошкольного возраста, определить особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.

2.      Определить методы, способствующие изучению памяти у детей.

3.      Изучить уровень развития объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни.

4.      Подобрать и апробировать содержание работы по развитию объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни посредством дидактических игр.

5.      Оценить эффективность работы по развитию объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни посредством дидактических игр.

     В работе было выдвинуто предположение, о том, что подбор, планирование и использование серии дидактических игр, будет способствовать развитию объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни.

     Для достижение поставленной цели были использованы следующие методы: анализ психолого – педагогической и методической литературы, наблюдение, тестирование, естественный педагогический эксперимент.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы развития памяти

1.1.           Память как психологическая категория

 

     Память, важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти – одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии.

     Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, сделавшей первые попытки изучить память экспериментально, была ассоциативная теория. [] Она возникла в XVII веке, преимущественное распространение и признание получила в Англии и Германии. В основе данной теории лежит понятие ассоциации – связи между определенными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером совместно с Ф. Шульманом, А. Пильцепером. Память понимается как – сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобно, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны механизмы и законы памяти (закон забывания Г. Эббингауза).

     В конце 19 века на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальттеория. [] Для нее исходным понятием и главным принципом, выступила не ассоциация первичных элементов, а их целостная организация – гештальт. Законы формирования гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память. В  русле данной теории подчеркивалось значение структурирования материала, доведение его до целостности, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти. Главная мысль, состояла в том, что и при запоминании, и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе. Найдя психологическое объяснение некоторым фактам избирательности памяти, эта теория, однако, столкнулась с не менее сложной проблемой формирования и развития памяти человека в фило- и онтогенезе. Дело в том, что мотивационные состояния, которые детерминируют мнемические процессы у человека, и гештальты мыслились как заданные, неразвивающиеся образования. Вопрос о зависимости развития памяти от практической деятельности человека здесь непосредственно не ставился и не решался.

     Не было найдено удовлетворительного ответа на вопрос о генезисе памяти и у представителей двух других направлений психологических исследований мнемических процессов – бихевиоризма и психоанализа. [] Взгляды сторонников бихевиоризма на проблему памяти оказались весьма близкими к тем, которые разделялись ассоцианистами. Единственное существенное различие между ними заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессах научения. Заслугой З.Фрейда и его последователей в исследовании памяти явилось выяснение роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с функционированием мотивации.

     Примерно в это же время, возникает смысловая теория памяти. [] Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия/отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры (А. Бине, К. Бюлер). На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий заучиванию или воспроизведению материал в данном случае включается в контекст определенных смысловых связей.

     В отечественной психологии преимущественное развитие получило направление, связанное с общепсихологической теорией деятельности. [] В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности, включающей систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи – запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации. Здесь внимательно исследуется состав мнемических действий и операций, зависимость продуктивности памяти от того, какое место в структуре занимают цель и средства запоминания (или воспроизведения), сравнительная продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания в зависимости от организации мнемической деятельности (А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов и др.).

     Начало изучению памяти как деятельности было положено работами французских ученых, в частности П. Жане. [] Он одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала. Французской школой в психологии была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, ее прямая зависимость от практической деятельности человека. У  нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций. [] Были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, особенно произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредствованной. Согласно деятельности теории памяти, образование связей-ассоциаций между различными представлениями, а также запоминание, хранение и воспроизведение материала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе его мнемической обработки.

     В первом десятилетии XX в. Исследования этих процессов приобрели новую научную форму. И. П. Павловым был предложен метод изучения условных рефлексов, с помощью которого удалось проследить основные физиологические механизмы образования и закрепления новых связей. Были описаны условия, при которых эти связи возникают и удерживаются, а также те условия, которые влияют па это удержание. Учение о высшей нервной деятельности и ее основных законах стало в дальнейшем основным источником наших знаний о физиологических механизмах памяти, а выработка и сохранение навыков и процесса «учения» (learning) у животных составили основное содержание американской науки о поведении, объединившей выдающихся исследователей (Дж. Уотсон, Б. Ф. Скиниер, Д. Хэбб и др.). []

     Исследования сложнейших форм произвольной мнестической деятельности, в которых процессы памяти связывались с процессами мышления, были существенно дополнены советскими исследователями. Они обратили внимание на законы, лежащие в основе непроизвольного (непреднамеренного) запоминания, и детально описали формы организации запоминаемого материала, которые происходят в процессе сознательного, осмысленного заучивания. Эти исследования, принадлежащие советским психологам А. А. Смирнову и П. И. Зинченко, раскрыли новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, осветили зависимость запоминания от поставленной задачи и описали основные приемы запоминания сложного материала.

     Несмотря на реальные успехи психологических исследований памяти, физиологические процессы запечатления следов и природа самого явления памяти оставались неизвестны. Лишь за последние два десятилетия положение дела существенно изменилось. Появились исследования, которые показывали, что процессы запечатления, сохранения и воспроизведения следов связаны с глубокими биохимическими изменениями, что следы памяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем (Мак Коннелл и др.). Появилась система исследований, которой внимательно изучался процесс постепенного закрепления (консолидации) следов, время, необходимое для их закрепления, и условия, приводящие к их разрушению. Наконец, появились исследования, пытающиеся выделить те области мозга, которые необходимы для сохранения следов, и те неврологические механизмы, которые лежат в основе запоминания и забывания.

     В научной литературе можно встретить различные определения  понятия «память».

     Память – одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. [3]

Информация о работе Развитие объема зрительной и слуховой памяти у детей 6 года жизни по средствам дидактический игр