Развитие памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 21:20, доклад

Краткое описание

У Вас появилось желание развить свои творческие возможности, память, выучить иностранный язык за два-три месяца. Это очень хорошо! Важно регулярно заниматься полтора-два часа в день и уже на третьем-четвертом занятии Вы заметите что после занятий голова становится свежей, ясной, возникает ощущение, будто вы погуляли в лесу и хорошо отдохнули. Эффект достигается за счет уменьшения "мозговых шумов", то есть беспорядочно роящихся мыслей, которые и создают этот шум.

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 52.50 Кб (Скачать файл)

 

Кратко Обсуждение потенциала для  улучшения памяти на основе изучения естественного механизма запоминания -- образной памяти. Полезные рекомендации для желающих совершенствоваться.

 

 

 

 

   К ЖЕЛАЮЩИМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  

 

 

 У Вас появилось желание развить свои творческие возможности, память, выучить иностранный язык за два-три месяца. Это очень хорошо! Важно регулярно заниматься полтора-два часа в день и уже на третьем-четвертом занятии Вы заметите что после занятий голова становится свежей, ясной, возникает ощущение, будто вы погуляли в лесу и хорошо отдохнули. Эффект достигается за счет уменьшения "мозговых шумов", то есть беспорядочно роящихся мыслей, которые и создают этот шум.

 

 

 Методика занятий - "игр"  проста. Важно с большим интересом  играть в предложенные игры. Осваивать методику можно так:

 

 

1.

 Идти по программе, строго  выполняя все рекомендации.

 

 

2.

 Идти по программе, осваивая  упражнения до минимального, с  Вашей точки зрения, уровня. После  этого в случае, если есть желание  совершенствоваться далее, тестируйте себя и, исходя из данных теста, работайте над каждым разделом.

 

 

3.

 Начинайте занятия прямо  с раздела Запоминание иностранных  слов, параллельно проходя курс  по первому или второму варианту.

 

 

 

 Не устанавливайте себе барьер из какого-то определенного результата. Гораздо чаще в те же сроки занимающиеся показывают результат значительно выше. Чем чаще, продолжительнее, с большим желанием будут проходить занятия, тем выше результат.

 

 

 Выполнение рекомендаций по  переходу к следующему разделу желательно, но не обязательно. Важно, чтобы Вы ощутили смысл тренировки запоминания и ее динамику (запоминание производится всеми пятью органами чувств в состоянии безмыслия).

 

 

 Занимаясь по данной методике, Вы будете пробуждать способности, которые имеют дети от рождения, а потом утрачивают, и будете учиться пользоваться ими. Соответственно чем старше человек, тем сложнее и дольше будут проходить тренировки.

 

 

 

   ЧТО ТАКОЕ ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ  

 

 

 Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От состояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной готовности к опасной ситуации организовало по-своему мышление, реакцию, внимание, память. Ведь это кладовая опыта, пережитого человеком и чем-то ему ценного. Ненужное забывалось быстро и без следа.

 

 

 Каким же образом выработалась  самая лучшая форма запоминания?  Достаточно просто и привычно, и потому наиболее экономно: память  на звуки, запахи, цвета и т.д.  Причем, память яркая, четкая - человек жил этим. Таким образом, в процессе естественного отбора у человека развилась образная память. Теперь такая память сохранилась лишь у дошкольников.

 

 

 Пользуясь образной памятью,  человек воспроизводит воспринимаемое им не словами, а образами, т.е. продолжает их видеть и уже работает с ними как хочет: то ли списывает, то ли считывает. "Ну допустим, - скажут скептики, -хорошая вещь ваша образная память. Но она развита и у животных. Человек стал превращаться в человека с развитием другого вида памяти абстрактной, словесной в совсем иных условиях.

 

 

 В словах можно выразить  все то же и многое другое, чего не передашь в образах  конкретного мира. Как передать  без слов сложнейшие философские,  моральные и другие категории? Зачем ворошить в человеке ожившее звериное, когда есть целая наука о словесной памяти мнемотехника?"

 

 

"Мысль изреченная есть ложь."

 

 

 говорили древние.

 

 

 Каждому  знакомо состояние озарения, когда  кажется, что понимаешь все  до таких глубин..., твоей мысли доступно все..., такая резкость и ясность воображения... И как бледно и тускло выглядит все это, когда переводишь в слова. Вообразить вилку легко, а попробуй описать ее словами.

 

 

 Простота  тут кажущаяся. Сначала надо  воспринять, потом понять, потом - подобрать слова. Не всякий способен хорошо описать что-либо, но в воображении все гениальны. Сны всем снятся, а это ведь внутреннее произведение искусства. А уже к описанию надо подбирать мнемотехнические опоры, которые позволят запомнить то, что не совсем понятно. Поэтому мнемонисты внедряют элементы образной памяти, говоря, что сначала необходимо понять смысл.

 

 

 Человек  со словесной памятью попадает  в заколдованный круг. Чтобы улучшать  память - надо все время специально  учиться и тренироваться: для того, чтобы учиться - нужна память. Учтите, что вся эта нагрузка падает на три процента мозга. Стоит ли удивляться, что уже к двадцати пяти годам словесная память переполняется воспринятой информацией - большей частью ненужной - и возможность запоминать новое резко падает. А вместе с ней уходят уже бесполезные без памяти способности. Человек прекращает учиться. А безделье добивает даже то, что у него оставалось.

 

 

 Механизм  образной памяти совершенно противоположен. Сначала человек воспринимает безразлично что (события, цифры, буквы, слова) путем упомянутого ранее озарения, переводимого не в малый круг знаний, выраженный ограниченным запасом слов, а в тот безграничный запас образов, которые щедро поставляет нам окружающий мир.

 

 

 Абстрактное (словесное) мышление это схема. И образы вставляются в нее, как страницы в книгу. Они сохраняются столько, сколько необходимо. Когда нужно, они встают перед мысленным взором. А раз так, то наше абстрактное мышление свободно и может делать с перелистываемыми образами что угодно: использовать при сдаче экзаменов, вносить поправки в схему, додумывать любые недостающие детали. Запоминаемые образы перед глазами, а перевести их можно в любой язык: русский, английский, немецкий, формулы, символы и т.д.

 

 

 

  ЧТО ДАЕТ НАМ ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ?  

 

 

 Ни для  кого не секрет, что любой разговор  на бытовую тему может длиться  бесконечно. Любой научный - уже  через пятнадцать минут упирается  в тупик усталого внимания. Поэтому  первые ведутся где угодно, когда  угодно, о чем угодно. Для вторых организуются специальные семинары, симпозиумы, съезды. Определенный круг слов и понятий объединяется вокруг определенной сферы профессиональной деятельности - относительно замкнутой части реального мира.

 

 

 Для того, чтобы подготовить детей к восприятию и занятиям, необходимо восстановить разрушенное школой детское целостное, яркое, образное восприятие мира. Его подменяют тусклыми, разжеванными до потери интереса, не прочувствованными кусками чужого опыта, громко именуемого Педагогической программой подготовки к жизни. Личность подавляется, она в рабстве бесполезного хлама, заполняющего память. Способности глушатся, так и не раскрывшись. Хорошо, если у ребенка возникает интерес к какому-либо занятию: детское восприятие возвращается.

 

 

 Почему же так? Немного  теории. Мозг человека состоит  из двух полушарий. Правое - образное  полушарие, левое - словесное.  Правое - это эмоции, левое - разум.  Мозг привык запоминать все  таким, как есть - в многообразии  цветов, звуков, запахов, других качеств. Восприняв что-то, он в правом полушарии составляет образ - модель, в левом - соответствующие ему слова. Воспринятое таким образом не стирается. Оно порождает гениальные стихи, книги, картины, открытия. Это для него органично и естественно.

 

 

 Но наша цивилизация вторглась и сюда. Девяносто процентов информации подается в усеченном виде - голос диктора, текст книги, обрывочные картинки телевизора и т.д. В одном полушарии оно впечатывается. B другом - бесформенное пятно. Отсюда неконтролируемое забывание. Дефекты внимания, пробелы памяти. Именно из-за усеченной информации распадается детское восприятие.

 

 

 Образная память искусственно  вызывает недостающие ощущения, дополняя усеченную информацию  до полноценного образа, его вызвавшего. Включение всех каналов восприятия отменяет принцип "Повторение - мать учения". Повторение разрушает то, что человек запомнил. Природа во второй раз не повторяет. А что такое мгновенное запоминание? Это адекватная реакция. Никаких стрессов, уверенность в себе, умственная работа становится творческой. От здоровой психики зависит и хорошее здоровье.

 

 

 Не тратишь время на зубрежку - оно освобождается для более  продуктивной деятельности. Сумел  вообразить - значит помнишь. Обучение  теперь сводится к пониманию.  Понял - представил. Представил - уже знаешь. Но на этом не исчерпываются полезные свойства образной памяти. Способность воспроизводить через любой промежуток времени, забывать по заказу, заниматься несколькими делами сразу без потери качества, восстанавливать любую картинку после беглого взгляда и т.д.

 

 

 То есть образная память  возвращает целостное детское  восприятие мира, восстанавливает  естественную память, учит творческому  мышлению. Это более стойкая форма  памяти, разрушить которую почти  невозможно, так как она исходит из интересов и профессиональных знаний самого человека и уже неотделима от его личности. Все, что он будет делать, после приобретения, точнее возвращения, своей естественной гениальности, будет делать ее методами, неуклонно совершенствуя и систему и себя своей жизнью.

 

 

 Растет скорость самой работы. Кроме того, что снят стресс  учебы, освобождено от зубрежки  время и улучшилось здоровье, растет емкость оперативной памяти. Если словесная - это 7+(-) 2 бит/сек  на один образ, то образная - 60+(-)5 бит/сек. Бит информации - это однозначный вопрос с ответом да или нет. Если мозг словесной памятью задает пять-девять таких вопросов в секунду, то образной 55-65.

 

 

 Кроме того, запомним, что человек  даже в окружении книг может  творчески работать только с тем, что держит в голове. Образная память - это библиотечка минимум из 10-15 книг. Можно и больше. Это зависит от желания.

 

 

 

   МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ  

 

 

 В чем же принцип, суть  методики? Напомним, что существует  следующая асимметрия полушарий  головного мозга: правое полушарие является эмоциональным, образным, левое - логическим.

 

 

 Наша задача научить работать  оба полушария одновременно и  научиться воспринимать мир всеми  органами чувств одновременно  так, как это делали наши  предки и еще способны делать наши дети.

 

 

 

   ТЕСТИРОВАНИЕ ПАМЯТИ  

 

 

 Для того, чтобы контролировать  свой рост, необходимо периодически (допустим, один раз в неделю) себя  тестировать и сравнивать полученный  результат с предыдущим. Это придаст  уверенность и явится важным стимулом для дальнейших занятий.

 

 

 

 ТЕСТ 1 

 

 Попросите, чтобы Вам прочитали  20 слов с паузой в 10-15 секунд. Например:

 

 

 дом, кружка, дождь, стол, машина, пароход, ручка, телевизор, кухня,  земля, резинка, лыжи, скрепка,  сова, самолет, дерево, балкон, море, свет, поворот.

 

 

 Воспроизведите эти слова  в том же порядке. В случае, если слово "выпало" - одна  ошибка, стоит не на месте - 0.5 ошибки.

 

 

 

 ТЕСТ 2 

 

 Аналогично, только с цифрами:

 

 

1, 4, 2, 5, 1, 8, 6, 7, 8, 9, 18, 3, 26, 4, 0, 5, 4, 34, 9, 10.

 

 

 

 ТЕСТ 3 

 

 Тестирование уровня яркости  образов. Закройте глаза и представьте  любой цветок. Можно, например, розу.

 

 

 Оценку производить по следующей  шкале:

 

 

 Не вижу 0

 

 

 Еле заметные черты, которые  быстро исчезают 1

 

 

 Четкий черно-белый образ,  но неустойчивый 2

 

 

 Устойчивый черно-белый образ  3

 

 

 Устойчивый цветной образ  4

 

 

 Устойчивый цветной образ  видите с открытыми глазами  5

 

 

 Можете изменить его цвет, форму и т.д. 6

 

 

 Для того, чтобы приступить к занятиям, желательно иметь шестой уровень по данной шкале.

 

 

 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

 

 

 Только  что мы перевернули в ходе  тренировок последний лист нашего  методического пособия. Мы надеемся, что в Вашем мышлении произошли  предсказанные нами изменения: Вы четче и точнее мыслите, Ваше воображение раскрепощено, образная память тренирована на воспроизводство больших объемов информации. Вы приблизились к естественному не усеченному восприятию жизни.

 

 

 Теперь  Вы ясно видите, что ступили  на путь бесконечного внутреннего совершенствования, овладения своим творческим потенциалом и скрытыми психофизиологическими возможностями. Главное, что Вы поняли: тренирует не упражнение, сделанное за час в день и заброшенное в угол, а изменение образа жизни, естественное включение в него тех умений, которые достигнуты в ходе тренировок.

 

 

 Наше  пособие не догма, а руководство  к действию. Мы рады будем, если  в процессе внутренней перестройки  (а именно это предполагает  данная система) Вы заинтересуетесь  безграничным внутренним миром человека и прочтете то, что писали о нем многие серьезные ученые: психологи, физиологи, философы и т.д.

 

 

 Со своей  стороны авторский коллектив  был бы благодарен тем, кто  напишет нам по адресу:

 

 

322608, Днепропетровская  обл., г. Днепродзержинск а/я 671, объединение "Контакт",

 

 

 чего  Вам удалось достичь, какие  трудности встретились на пути  к совершенству, какие вопросы  возникли. Методика совершенствуются, создаются новые, более оптимальные  и совершенные варианты каких-либо  ее частей, и Ваше участие помогло бы нам еще более приспособить ее к Вашим возможностям и умениям.

 

 

 Помните,  что в конечном итоге все  зависит от вас. Мы можем  помочь Вам, но не в силах  Вас заменить.

 


Информация о работе Развитие памяти