Развитие памяти подростков на уроках информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Память лежит в основе способностей человека, является условием, научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию, человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть ничто иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт

Содержание

Введение………………………………………………………………...…
1. Память: понятие виды……………………………………………...
2. Особенности памяти подростка…………………………………...
3. Развитие памяти подростков на уроках информатики……………………………………………………………………...
Заключение………………………………………………………...............
Список литературы……………………………………………..................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Римма.docx

— 70.17 Кб (Скачать файл)

 научить классифицировать  текстовую информацию;

 научить учитывать  индивидуальные особенности учащихся.

 Задания на определение  ведущего анализатора (слуховой или зрительный)

 Задание 1. Компьютер проговаривает  для вас 10 слов, вы их запоминаете:

 мандарин, лампочка,

 стул, снег,

 тополь, яхта,

 песок, медуза,

 водоросли, ковер.

 А сейчас, загрузите  текстовый редактор и наберите  цифру 1 и по порядку эти слова.

 Задание 2. Посмотрите (на  экране проектора) эти 10 слов и  запомните их:

 сирена, камин 

 турник, бутылка,

 джин, елка,

 магнитофон, плот,

 отопление, улыбка.

 Наберите цифру 2 и  слова, которые вы запомнили. Посчитайте  сколько слов под цифрой 1 и  под цифрой 2, в каком случае  больше? Если под цифрой 1, значит  у вас ведущий слуховой анализатор, то есть ваши ушки лучше  запоминают, чем глаза, поэтому прочитайте  Памятку 1, она вам поможет лучше  запоминать! А если больше слов  под цифрой 2, значит, у вас ведущий  зрительный анализатор, то есть  ваши глаза лучше запоминают, чем уши, поэтому получите Памятку 2, она вам поможет лучше запоминать!

 Памятка 1:

 Если у тебя хорошо  развита зрительная память:

1. Помни о том, что тебе  лучше всегда иметь перед глазами  тот материал, с которым ты  работаешь. Чем чаще ты его  будешь видеть, тем быстрее и  лучше запомнишь.

2. Во время решения  задачи имей всегда перед глазами  текст задачи или краткое условие.

3. При заучивании стихотворений  и разных текстов читай материал  сам и столько раз, сколько  тебе необходимо, а не проси  об этом кого-либо.

4. При заучивании правил  составляй опорные таблицы к  правилу, которыми можно пользоваться  дома и на уроках.

 Памятка 2:

 Если у тебя хорошо  развита слуховая память:

1. При заучивании различных  правил, стихотворений и других  текстов вам будет легче запомнить, если кто-то станет читать вслух, а вы будете внимательно слушать.

2. Если помочь никто  не может, то читать следует  внимательно, не торопясь.

3. После прочтения можно  попробовать повторить прочитанное вслух.

4. Необходимо читать материал  столько раз, сколько требуется  для запоминания.

 

 Задание 3. Релаксация  «Я самый хороший!» 

 Наберите любым шрифтом  и размером 12 пунктов следующую  фразу: «Я самый хороший(ая)!», затем используя буфер обмена скопируйте эту фразу пять раз и отформатируйте с нарастанием размера шрифта в два пункта.

 Как запоминать при  помощи воображения слова по  порядку?

 Задание 4. (Играет музыка.) - Послушайте мою историю и  постарайтесь ее увидеть как  мультик, визуализировать! Призовите  на помощь воображение!

Закройте глаза, представьте себе мандарин - оранжевый, круглый, сладкий, шершавый, мы начинаем чистить его и внутри оказывается лампочка, мы разглядываем ее и вместо нитей накаливания видим стул, на него падает снег, мы берем в руки снежинки, любуемся ими, подбрасываем вверх и на голову нам падает тополиный пух, мы поднимаем голову и видим большой, могучий тополь, который растет ввысь и превращается в мачту яхты, яхта плывет по синему прекрасному морю и врезается в песок, села на мель, услышьте скрежет яхты о песок! На песке лежит медуза, греется на солнце, вокруг ее шеи, как шарф, обмотана водоросль, неожиданно количество водорослей увеличивается, они заполняют все пространство и сплетаются в причудливый ковер...

 Итак, на экране монитора  вы увидите так называемые  «ключевые слова», выделенные в  общем тексте истории (остальные  слова невидимы), и вы вспоминаете  мою историю.

 Наберите эти слова  в виде маркированного списка  в том порядке, каком они формировали  ваш ассоциативный ряд, помогая  вспомнить мою историю.

 Задание 5. Осуществить  набор предложенных групп из  пяти слов, четыре из которых  объединены общим родовым понятием, а одно к такому понятию  не относится или относится  в меньшей мере[12, 58]. Такое лишнее слово надо найти и выделить его, подчеркнув в соответствующей строке.

 Вариант 1

 • Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр 

 • Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий 

 • Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно 

 • Лист, почка, кора, чешуя, сук 

 • Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать 

 • Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый

 • Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога

 • Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

 Вариант 2

 • Успех, неудача, выигрыш, спокойствие, удача 

 • Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение 

 • Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша 

 • Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький 

 • Хата, печь, дым, хлев, будка 

 • Береза, сосна, дуб, сирень, ель 

 • Секунда, час, год, вечер, неделя 

 • Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный 

 Задание 6. Осуществить  набор предложенных групп слов, одно из которых является обобщающим, оно вынесено за скобки, найти  два из них, которые более связаны  с обобщающим словом, и выделить  полужирным шрифтом[19, 147].

 Вариант I

1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, вода, тина).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

 Вариант 2

1. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

2. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).

3. Чтение (глава, книга, печать, картина, слово).

4. Газета (правда, приложение, телеграмма, бумага, редактор).

5. Игра (карта, игроки, штрафы, наказание, правило).

 Задание 7. С учетом  индивидуальных особенностей учащиеся  сами выбирают прослушать им  свое задание или увидеть. Им  предлагается случайный ряд чисел, необходимо воспроизвести максимальное  их количество, представив числа  в форме таблицы.

 Вариант 1 Вариант 2

57 15 39 87 23 12 25 58 25 89

94 65 79 46 19 84 75 68 37 38

83 17 11 77 35 15 18 29 99 17

64 81 59 33 42 88 52 13 42 71

 Задание 8. Тест «Бурдона». Открыть файл, находящийся на  рабочем столе с именем «Эксперимент. doc» и за 5 минут удалить из  предложенных строк с символами  все буквы «Р».

НОСМКАЛВЕРЛКБВССВМЛРОМОРАЕКРЕКОВНЛЫРСЛАОСКЕМРВКНСОНЕАЛКРАМЕНОКРНРВМЛАНРКЛОЕННРВКЛСКЛМЛОЕАРАСЛВМРНВЕОНЛАРМССВАВСЕКЕНАОВАСМНСККРАОВЛМЕНРААОСРВКЕННЛАОЕМРАЛСВМВОЕАСРНЛСОЕОАМЛНВКМРОНВКАКВОНРЕСАМЕКВОРМЕНОКРАВСЕМАЛНЛМРКЕСОВМЛНКЕСРНЕОВМВАКЛАСОСМНЛЛОМЕСЖАВОКОВМНЕСАЛКВЕМРНАОВСКАМРНРСОМЛКРАЛЕСНРВЛКЕВАЛМНЕСКООКСЕНМЛАВЕКЛВРНСЕЛАРКЛМОСРНРМАКСВОАНРМЕВКЛАСЕНМВОКОВАКНСЕМОЛЛНМСОСАЛКАВМВОЕНРСЕКНЛМВОСЕКРШШЛАМЕСВАГКОНЕМРОВКЕМАСЕРНОВКАКВНОРМКВНЛМАОЕОСЛНРСАЕОВМВСЛАРМЕОАЛННЕКВРСОАЛСРНЕМЛВОАРККСНМСАВОАНЕКЕСВАВССМРАЛНОЕВНРМВЛСАРАЕОЛМЛКСЛКВРМНЕОЛКРНАЛМВРНРКОНЕМАРКЛАЕНОСНКВРМЕКСОАЛСРМЛНВОКЕРКЕАРОМОРЛМВССВЕКЛРЕВЛАКМСОННАКМЕВЛКЛРСВЕМВСРОЛРОМКЕАРОКЕЛНВСРМОАЛЕКСВРМСНКЕНОКЛАМАРЕНЗЖРКОВРНАЛМКРНЕОЛРМНЛКВЛКСОЛМРАЕЛСАРМВЕВНЛНОМРАВСССВАЕКЕОАНСАВСНМРККВОАЕМЛСРНОАЛВРСНЕКАЛНМЕОЛАРМВСЕОВРСАСЛНОЕОЛМАКВНОРМКВНГВКАРНОАСЕКЕМРОВНЕМРКОСВААМЕЛНЛКРМОСЕЛМВЕКННРСВОЕАВМАЖСОСЛНММОШСЕВАКОКОНМВАСШКЛРКШОАНКСВРМАСРШШОАРКСЕЛВРНЕКЛЛАВЕНМОКСНМСАКВЛРЕКЛВЕССМВРЛМОРОЕАРККЕВОЛНРМЛС0АКСМЕВРНК0СЕНЛАРКМАНЕЛОНРВРЛМНАКРОЛНЕРМКВСЛЛКЛМЕОРАСАВЛРМВНОЕЛНРАСМВСВАЕСЕКАНВОСАМКСРКОАЛВЕМРНЛСОАРСКВИЕЛНОАМЕАРСЛМВОВАЕРСЛНОСОЕМАНЛКВРМНОКВАОВРНСЕМАКЕОВМРНЕКОАРСВМЕЛАЛЖОМЕКОСШНЛЕКРСЕНВОВМКААЛОСМСН ОЛЕМНСАКОВОКМВЕНАСКЛЕВРМАНВОКСМАНРСРМОКЛАРЕНСВРКЛ

Для улучшения свойств памяти в процессе организации уроков информатики учителям нужно:

-распределять повторения  материала через равные промежутки  времени, не пытаться выучить  все и сразу;

-систематически чередовать  восприятие информации, которую  необходимо запомнить, с ее активным  припоминанием;

-использовать различные  мнемотехнические приемы (подобные  всем известной фразе для заучивания  цветов радуги: «каждый охотник  желает знать, где сидит фазан»);

-не забывать общее  правило любого умственного труда: лучший отдых – это смена  деятельности;

-стараться разнообразить  материал для запоминания, чтобы  избежать монотонности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Память – это процесс запоминания, сохранения и последующее воспроизведение того впечатлений или событий, которые  человек проделывал ранее или пережил.

Память лежит в основе особенностей человека, является условием на учения, приобретения знаний, формирование умений и навыков. Без памяти не возможно функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг многих высок, на которых сейчас находится. Без постоянного улучшения этой функции дальнейший прогресс человечества немыслим.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору.

Память у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания - это  количественные характеристики памяти. Существуют и качественные различия. Они касаются доминирования отдельных видов памяти (зрительной, слуховой, двигательной и т.д.) и их функционирования.

«Чистые» виды памяти редки, чаще всего мы сталкиваемся  на практике  с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями   являются зрительно-слуховая, зрительно – двигательная и двигательно-слуховая память. Наибольшего развития  у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Огромную роль в этом играет его профессиональная деятельность.

Подростковый возраст – это возраст пытливого ума,  жадного стремления к познанию, бурной активности.

В младшем подростковом возрасте преобладает непроизвольная память, в старшем подростковом возрасте – произвольная. Это говорит о том, что большую роль в развитии памяти  играет развитие организма ребенка. В старшем возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При  этом перестраивается сама смысловая память – она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включает мышление. Заодно  с формой  изменяется  и содержание запоминаемого материала. Память работает на опосредованиях уже присвоенных знаковых  систем, прежде всего речи.

В основу системы развития памяти можно взять систему эйдетики и основные мнемонические техники: (Система эйдетики – память без границ. «Эйдос» в переводе с греческого «образ». Эйдетизм – это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия)  цепной метод (данный метод строится на цепных ассоциативных связях. Прочному сохранению материала в памяти помогает упорядоченная сеть ассоциаций.)  акровербальный метод («акро» - край, «вербо» - слово, придумывание стишков, шуточных фраз, в которых зашифрована какая-либо информация) метод мест (метод основан на зрительных ассоциациях, нужно представить себе предмет, который предполагается запомнить и объединить его образ с образом определенного места который легко извлекается из памяти).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Выготский, Л.С. Психология/ Л.С. Выготский. - М., 2004.
  2. Выготский, Л.С. Психология развития человека/Л.С. Выготский. - М., 2005.
  3. Волков, Б.С. Психология подростка/ Б.С. Волков.- М., 2005.
  4. Глейтман, Г. Основы психологии/ Г. Глейтман.- СПб., 2001.
  5. Дубровина, И.В. Психология/ И.В. Дубровина.– М.: Академия, 2002.
  6. Дружинин, В.Н. Психология/ В.Н.  Дружинин.– СПб.: Питер., 2005.
  7. Завьялова, Е.К. Адаптация психологической субъективной оценки памяти /Е.К.Завьялова// Физиология человека. - 2000.  - № 15.
  8. Крайг, Г. Психология развития/ Г. Крайг.  – Питер.,2000.
  9. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников/ Н.С. Лейтес.- М., 2000.
  10. Маклакова, А.Г. Познавательные психические процессы /А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер., 2001.
  11. Маклаков, А.Г. Общая психология/ А.Г.  Маклаков.- М., 2001.
  12. Першина, Л.А. Возрастная психология/ Л.А. Першина.–М., 2004.
  13. Рубинштейн,С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн.- СПб.,2003.
  14. Рогов,Е.И. Общая психология: Курс лекций/Е.И.Рогов.-М., 2005.-с.160-184.
  15. Реана, А.А. Психология подростка/А.А. Реана.–СПб., 2003.
  16. Середа, Г.К. Что такое память? /Г.К. Середа// Психологический журнал. - 2001.- № 6.
  17. Столяренко, Л.Д. Основы психологии/Л.Д. Столяренко.- Ростов н/Д.,2001.
  18. Смирнов, А.А. Психология памяти/ А.А. Смирнов. – М., 2001.
  19. Черемошкина,  Л.В. Психология памяти/Л.В. Черемошкина. - М., 2002.
  20. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания/ Б.Г. Ананьев.- СПб., 2001.

Информация о работе Развитие памяти подростков на уроках информатики