Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 18:48, курсовая работа
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других наук. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.
а) выбор нескольких равных между собой брусков;
б) выбор длинных и коротких брусков;
в) составление групп из коротких, средних и длинных брусков;
г) воспроизведение логически правильной, но чересчур, короткой последовательности;
д) составление полной исходной упорядоченной серии.
Следующий результат состоял в том, что через шесть месяцев без всяких новых предъявлений запоминаемого материала память у детей спонтанно улучшилась в 75% случаев. Те из детей, кто находился на уровне (а) перешли к построению серии по типу (б). Многие с уровня (б) перешли на (в) или даже (г). С уровня (в) дети переходили на следующий и т.д
При помощи механических повторений информации дети в старшем дошкольном возрасте могут её запоминать. У них появляются первые признаки смыслового запоминания. При активной умственной работе дети запоминают материал лучше, чем без такой работы.
Память сохраняет
Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности, поэтому разнообразные детские игры предоставляют ребёнку богатые возможности для развития его памяти. Произвольно запоминать, помнить и припоминать материал в играх могут уже дети 3-4-летнего возраста.
Произвольные формы запоминания и восприятия начинают складываться в возрасте четырех - пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине определенные предметы оказывается выше, чем слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.
В процессе коллективной игры ребенок, исполняя роль связного, должен был передать в штаб сообщения, состоящие из одинаковой начальной фразы и нескольких надлежащим образом подобранных наименований отдельных предметов (каждый раз, разумеется, других).
Самые маленькие дети, исполняя роль связного, не принимали ее внутреннего содержания. Поэтому сплошь и рядом убегали выполнять поручение, даже не выслушав его до конца.
Другие дети принимали содержание роли. Они были озабочены тем, чтобы передать сообщение, но у них не было стремления запомнить его содержание. Поэтому они выслушивали сообщение, но не прилагали усилий для того, чтобы его запомнить. Передавая же поручение, они не делали никаких попыток активно припомнить забытое. На вопрос, что еще нужно было передать, они обычно просто отвечали: «Ничего, все».
Иначе вели себя старшие дети. Они не только выслушивали поручение, но и пытались запомнить его. Иногда это выражалось в том, что, они шевелили губами и повторяли про себя сообщение по пути к штабу. В ответ на попытки заговорить с ними в этот момент ребенок отрицательно мотал головой и поспешно продолжал свой путь. Передавая поручение, эти дети не просто выпаливали его, но старались вспомнить забытое: «Сейчас скажу еще, сейчас...» Очевидно, что при этом они как-то внутренне напрягались, как-то пытались отыскать в памяти необходимое. Их внутренняя активность была направлена на определенную цель: вспомнить содержание сообщения. . [1, С. 197 ]
2.1. Организация и методы исследования
В данной части работы перед нами стоит цель исследовать особенности памяти у дошкольников
Объектом исследования являются дети дошкольного возраста.
Предметом исследования являются особенности памяти
Гипотеза: мы предполагаем, что память дошкольников постепенно совершенствуется от года к году, но существенные различия могут быть между младшим дошкольным возрастом и старшим дошкольным возрастом, поскольку лишь к концу дошкольного возраста память детей претерпевает значительные изменения, приобретая элементы произвольности, долговременности.
Задачи эмпирического исследования:
1. подобрать методы
и методики направленные на
диагностику памяти в
2. Изучить особенности памяти у дошкольников 4-хлетнего возраста;
3. Изучить особенности памяти у дошкольников 6-тилетнего возраста;
3. Проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.
Методы исследования: тестирование, наблюдение.
Выборку составили воспитанники ГУО «Солонский детский сад-начальная школа Жлобинского района» Гомельской области, 5 детей 4-хлетнего возраста и 5детей – 6-летнего возраста.
В ходе исследования мы изучали объем памяти зрительной и слуховой.
Исследование производилось индивидуально с каждым ребенком.
В ходе исследования применялись следующие методики
Методика исследования объема слуховой памяти.
Ребенку зачитывают 10 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина,
Воспроизведение – 10 – 7
слов после первого прочтения
свидетельствует о высоком
С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 10 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина,
Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.
Детям давалась следующая инструкция: «Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить тебе слова, ты послушай их внимательно и постарайся запомнить. Когда я закончу, ты повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке»
При последующих предъявлениях давалась следующая инструкция: «Сейчас я повторю слова еще раз. Ты снова будешь повторять их вслед за мной причем, будешь говорить и те слова, которые уже называл в прошлый раз, и новые, какие запомнишь»
В норме хороший результат при первом предъявлении считается воспроизведение 5-6слов, при пятом 8-10.
Изучение объема зрительной памяти
Исследование зрительной памяти предполагало, предъявление ребенку картинки с изображением 9 объектов, Давалось ребенку рассмотреть картинки и забирали. Давалась следующая инструкция: «внимательно посмотри на картинку. Знаешь ли ты, как называется то, что на ней изображено? Постарайся запомнить картиночки, а потом когда я заберу картинку назвать их»
Картинка предъявлялась один раз, и фиксировалось количество названных правильно картинок.
2.2. Результаты исследования памяти у дошкольников
В ходе исследования слуховой памяти у дошкольников 4-хлетнего возраста было выявлено, что один ребенок запомнил после первого предъявления 2 слова, другие дети по 3 слова.
Таблица 1
Результаты исследования объема слуховой памяти у дошкольников 4-х лет
Количество слов | |||||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 | |
Маша К. |
2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Данила В. |
3 |
5 |
6 |
8 |
9 |
Илья В. |
3 |
5 |
7 |
8 |
8 |
Алина П. |
3 |
4 |
6 |
7 |
9 |
Диана Г. |
3 |
5 |
7 |
7 |
9 |
Так, мы видим, из таблицы 4, что дети в течении исследования смогли запомнить почти все слова, что говорит о нормальном развитии процесса запоминания. Однако, после первого прочтения, показатель запомненных слов достаточно низок.
Для шестилеток, как показало исследование, более характерно запоминание большего по объему материала после первого предъявления
Таблица 2
Результаты исследования объема слуховой памяти у дошкольников 6-ти лет
Количество слов | |||||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 | |
Арина З. |
6 |
7 |
7 |
8 |
10 |
Антон С. |
5 |
6 |
8 |
9 |
9 |
Никита В. |
4 |
5 |
7 |
8 |
8 |
Лидия Ж. |
5 |
5 |
6 |
7 |
9 |
Вика Ч. |
4 |
5 |
6 |
8 |
9 |
Результаты исследования слуховое памяти у шестилеток показали, что процесс запоминания у шестилеток также развит хорошо, как и 4-х летних детей. При сравнении количества воспроизведенных слов после первого предъявления, можно увидеть, что объем кратковременной слуховой памяти больше у шестилеток, что говорит о наличии возрастной динамики памяти в течение дошкольного детства.
Таблица 3
В ходе исследования зрительной памяти были получены результаты представленные в таблицах 3 и 4.
Результаты исследования объема слуховой памяти у дошкольников 4-х лет
Имя |
Маша К. |
Данила В. |
Илья В. |
Алина П. |
Диана Г |
Количество запомненных предметов |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
Таблица 4
Результаты исследования объема зрительной памяти у дошкольников 6-ти лет
Имя |
Арина З. |
Антон С. |
Никита В |
Лидия Ж |
Вика Ч |
Количество запомненных предметов |
6 |
5 |
7 |
7 |
6 |
Как мы видим из таблицы 3, большинство детей имеет нормальный объем памяти для возраста 4года, при этом объем зрительной памяти больше чем объем слуховой памяти (см. таблицу 1).
У шестилеток также объем зрительной памяти выше объема слуховой памяти и также находится в пределах нормы.
Сравнивая показатели объема памяти у дошкольников 4-х лет и шестилеток мы можем сказать, что у шестилеток объем зрительной памяти выше, чем у дошкольников 4-х лет.
Таким образом, по результатам исследования мы можем сделать следующие выводы: