Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 14:31, контрольная работа
Целью контрольной работы является: теоретическое изучение особенностей развития познавательной деятельности и когнитивного развития детей по Ж. Пиаже, рассмотрение особенностей проективных методик для детей с 5 лет и практическое изучение агрессивности двух испытуемых при помощи методики «Тест руки» Вагнера.
Ответы, относящиеся к категориям «Агрессия» и «Указание», рассматриваются: как связанные с готовностью обследуемого к высшему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению.
Категории ответов: «Страх», «Эмоциональность», «Коммуникация» и «Зависимость» отражают тенденцию к действию, направленную на приспособление к социальной среде; при этом вероятность агрессивного поведения незначительна.
Ответы, относящиеся к категориям «Демонстративность» и «Увечность», при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются, т.к. их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнять мотивы агрессивного поведения.
Категории «Активная безличность» и «Пассивная безличность» в анализе также не участвуют, так как их влияние на агрессивность поведения не однозначно.
Суммарный балл агрессивности вычисляется, по формуле:
А = (Агрессия + Указание) - (Страх + Эмоциональность + Коммуникация + Зависимость),
т.е. количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается путем вычитания суммы «адаптивных» ответов из суммы ответов по первым двум категориям.
Первый член формулы характеризует агрессивные тенденции, второй - тенденции, сдерживающие агрессивное поведение [2].
Сокращенная интерпретация результатов теста основывается на сравнении суммарного балла с тестовыми нормами и принятии решения об уровне агрессивности и актуальном состоянии испытуемого. Однако более содержательную информацию можно получить при анализе удельного веса и места агрессивных тенденций в общей системе диспозиций. Информационной в плане прогноза агрессивного поведения является доля ответов в категории «Агрессия» по отношению к суммарному количеству ответов в категориях, учитываемых при подсчете суммарного балла.
Таким образом, 2-3 агрессивных ответа при полном отсутствии ответов типа социальной кооперации говорят о большой степени враждебности, чем множество таких ответов на фоне еще большего количества установок на доброжелательное межличностное взаимодействие. В рассматриваемом примере А = (6+9) - (3+2+11+2) = - 3, т.е. установки на социальное сотрудничество и зависимость преобладают над агрессивными, доминантными тенденциями [2].
Интерпретация.
1. Высокий процент
ответов по категории «
2. Повышенный удельный вес ответов по категориям «Зависимость», «Увечность» и «Пассивность» характерен для больных с органической патологией мозга.
3. Увеличение процента ответов по категории «Увечность» (если для этого нет объективных предпосылок) свидетельствует о наличии у испытуемого ипохондрических переживаний.
4. Снижение числа
ответов по категориям «
5. В том случае, когда большую часть: занимают ответы по категориям «Описание», «Пассивная безличность», можно сделать вывод о значительном снижении общего уровня активности испытуемого. Такое состояние может быть следствием астении, либо проявлением более глубоких изменений энергетики.
6. Снижение числа ответов по категориям «Эмоциональность» и «Коммуникация», связанных с процессом обучения, говорит о необходимости обратить внимание психолога на сферу социальных контактов испытуемого, позволяет предположить наличие сложностей в этой области, отгороженности от окружающих, либо аутизации [2].
Протокол № 1
Цель: изучение агрессивных тенденций в поведении
Методика: тест руки Вагнера
Испытуемый: Сергей А.
Пол: мужской
Возраст: 21 год
Образование: студент 3 курса, педагог
Карта |
Время начала реакции |
Ответы испытуемого |
Результаты категоризации |
1 |
5 |
1. Жест, использующийся в общении между людьми |
К |
2 |
6 |
1. Сдаюсь!!! 2. Указывает на деяние! |
С У |
3 |
З |
1. Указывает на кого-то пальцем 2. Подтверждает свои слова жестами 3. Доказывает кому-то |
У К У |
4 |
5 |
1. Просит пожертвований у народа 2. Приветствует рукопожатием |
З К |
5 |
6 |
1. Отдыхает после работы 2. Готов накинуться на любого при удачном стечении обстоятельств |
ПБ
А |
6 |
2 |
1. указывает на важность происходящего |
К |
7 |
7 |
1. Рукопожатие 2. Рука вытянута вперед – готов ударить |
Э А |
8 |
6 |
1. Дают милостыню 2. Пишет ручкой или карандашом 3. Расслаблен |
Э АБ АБ |
9 |
3 |
1. Указывает на важность своего аргумента 2. Автостоп |
К У |
10 |
4 |
1. Автостоп |
У |
После категоризации подсчитывается число высказываний в каждой категории:
Ответы, относящиеся к категориям «Агрессия» и «Указание», рассматриваются: как связанные с готовностью обследуемого к высшему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению.
Категории ответов: «Страх», «Эмоциональность», «Коммуникация» и «Зависимость» отражают тенденцию к действию, направленную на приспособление к социальной среде; при этом вероятность агрессивного поведения незначительна. Данная тенденция является не выраженной.
Категории «Активная безличность» и «Пассивная безличность» в анализе также не участвуют, так как их влияние на агрессивность поведения не однозначно. Даная категория выступает слабо.
А = – -2 т.е. установки на социальное сотрудничество и зависимость преобладают над агрессивными, доминантными тенденциями.
Таким образом, в качестве вывода можно сделать заключение о том, что испытуемый направлен на установление сотрудничества в коммуникации и агрессивность ему не свойственна.
Протокол № 2
Цель: изучение агрессивных тенденций в поведении
Методика: тест руки Вагнера
Испытуемый: Алексей К.
Пол: мужской
Возраст: 23 года
Образование: студент 4 курса, педагог
К а р т а |
Время начала реакции |
Ответы испытуемого |
Результаты категоризации |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
3 |
1. Указывает дорогу 2. Откровенен 3. Поднял руку, готов отвечать, обратить внимание |
ПБ Д Д |
2 |
2 |
1. Царапает пальцами 2. Лезет по скале 3. Тянет что-то к себе по столу 4. Напряжен |
АБ АБ АБ ПБ |
3 |
4 |
1. Отвергает предложение 2. Имеет свою позицию, мнение 3. Уверен в своих силах 4. Доказывает свою точку зрения |
АБ ПБ ПБ У |
4 |
2 |
1. Указывает, обращает внимание на приказ 2. Выставляет за дверь 3. Унижает человека 4. Показывает на его место |
У
УАУ |
5 |
5 |
1. Хитрый 2. Себе на уме 3. Не доверяет собеседнику 4. Погружен в собственные мысли |
ПБ ПБ ПБ ПБ |
6 |
6 |
1. Скрывает, прячет шпаргалку 2. Доказывает свое мнение 3. Не полностью откровенен 4. Ударяет по столу для обращения внимания |
АБ У ПБ К |
7 |
3 |
1. Сконцентрирован 2. Выкрикивает лозунг на демонстрации 3. Агрессивен 4. «Я вам покажу Кузькину мать» |
ПБ А
А А |
8 |
4 |
1. Голосует на дороге 2. Прячет что-то 3. Показывает направление 4. Готов отвечать на вопрос |
З АБ У К |
9 |
7 |
1. Обращает внимание на свою персону 2. Деформация руки 3. Гоняет воздух как веером 4. Показывает на себя |
Д Ув АБ д |
10 |
5 |
1. Размахивается для удара 2. Приказывает
выполнить так, а не 3. Откровенен 4. Инициативен |
А У
К ПБ |
А = (А + У) -(С+ З+ Э+ К) = 13 -4 = 9
Итак, самые высокие баллы испытуемый набрал по таким шкалам как активная и пассивная безличность, что говорит о проявлении гипосензитивности испытуемого, т.е. лишь многие внешние стимулы являются для него нейтральными и безличными. Также испытуемому характерна склонность к авторитарному стилю взаимодействия, к склонности доминировать, подчинять себе других.
Испытуемый набрал количественный показатель открытого агрессивного поведения равный 9 баллам, что говорит о тенденции к агрессивному поведению.
Рекомендации: испытуемому рекомендуется повысить уровень саморегуляции, спокойнее реагировать на внешние стимулы, это можно достичь рациональным путем ответной реакции, т.е. прежде чем эмоционально реагировать следует обдумать свои действия. Доминирующая склонность во взаимодействии может успешно реализоваться в организаторских и управленческих сферах жизнедеятельности.
Заключение
Итак, тест руки - проективная методика исследования личности. Впервые он был опубликован в 1962 году. Идея создания теста принадлежит Э. Вагнеру, система подсчета очков и коэффициенты разработаны 3 Пиотровским и Б. Бриклин. В нашей стране тест адаптирован Т. Н. Курбатовой.
Тест руки выгодно отличается от наиболее известных проективных методик относительной простотой. Как и большинство проективных методик, тест руки является средством глубинного исследования личности. Возможность валидно прогнозировать склонность к «открытому агрессивному поведению», в том числе и сексуальному, составляет специфичную особенность теста.
Тест руки, как и всякая другая проективная методика, построен на допущении, что ответы испытуемого на предъявляемые ему неоднозначна стимулы отражают существенные и относительно устойчивые свойства его личности. Как проективная методика «Тест руки» разделят «сильные и слабые» стороны данного вида психодиагностического инструментария.
Список использованных источников
Информация о работе Развитие познавательной деятельности и когнитивное развитие детей (Ж. Пиаже)