Развитие познавательных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 17:10, контрольная работа

Краткое описание

Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение — организация и регулирование практической деятельности.
Знания не существуют ради знаний. Они могут значительно обогнать уровень существующих потребностей производства, прокладывая путь будущей практической деятельности, раскрывают возможности воздействия человека на природу и общество и, в конечном счете, всегда включаются в регулирование деятельности.

Содержание

1. Развитие познавательных процессов………………………………………….3
2. Современное образование ХХI века…………………………………………15
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

психология и педагогика.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Развитие познавательных процессов………………………………………….3

2. Современное образование ХХI века…………………………………………15

Список использованной литературы…...............................................................21 
1.РАЗВИТИЕ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

 

Знания человека о  мире возникают первоначально в  виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию  представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в  памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение — организация и регулирование практической деятельности.

Знания не существуют ради знаний. Они могут значительно  обогнать уровень существующих потребностей производства, прокладывая путь будущей  практической деятельности, раскрывают возможности воздействия человека на природу и общество и, в конечном счете, всегда включаются в регулирование деятельности.

Непременными компонентами деятельности являются разнообразные  навыки и умения. Умением называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в данном виде деятельности.

Различают элементарные умения, идущие вслед за знаниями и  первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в  выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Элементарные умения — это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение-мастерство - возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний.

Знания, умения и навыки человек приобретает благодаря познавательным процессам, данным человеку природой. Познавательные процессы включают в себя ощущение, восприятие, мышление, внимание, память, воображение и речь. 

В данной работе мы рассмотрим сущность названных нами познавательных процессов личности.

 

 ОЩУЩЕНИЕ

Определение.

Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью.

Ощущение - простейшее из всех психических явлений, которое  представляет собой осознаваемый или  неосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработки его центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внешней или внутренней среде.

Сущность  процесса.

Ощущения являются самыми простыми из всех психических явлений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные.

Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Этот процесс осуществляется посредством органов чувств, или  анализаторов человека, которые с рождения приспособлены для восприятия и переработки разных видов энергии в форме стимулов-раздражителей. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит некоторое время или латентный период, во время которого происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по структурам нервной системы и ее уровневое переключение. Итогом возникновения ощущения является чувство.

Классификация.

В зависимости от видов  стимулов-раздражителей:

  • пропреоцептивные (дают информацию о мышечной системе)
  • интероцептивные (дают информацию о состоянии внутренних органов)
  • специфические виды ощущений, несущих информацию о времени, ускорении, вибрации и т.д.

В зависимости от энергии, воспринимаемой стимулами-раздражителями:

  • зрительные
  • слуховые
  • вкусовые
  • обонятельные
  • осязательные и т.д.

Развитие  процесса.

Ощущения поддаются  тренировке. Двигательные ощущения развиваются  с помощью физкультуры и спорта. Различие близких звуков может улучшить слуховые ощущения.

Важно владеть приемами временной активизации работы органов чувств (разминка, глубокое дыхание, обтирание при высокой температуре, массаж биологически активных точек).

 

 ВОСПРИЯТИЕ

Определение.

Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Восприятие – осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных  ощущений, получаемый от целостных  предметов и явлений, который  выступает в виде образа данного  предмета или явления и складывается в ходе активного их отражения.

Сущность  процесса.

Образ, складывающийся в  результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие и скоординированную  работу сразу нескольких анализаторов. Анализатор – совокупность нервных  структур, участвующих в восприятии и реагировании на раздражители.

Классификация.

Свойства  восприятия:

Предметность – способность  человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

Целостность – восприятие выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полном готовом  виде со всеми необходимыми элементами.

Константность – определяется, как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине ряду других параметров независимо от применяющихся физических условий восприятия.

Категориальность –  каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом – понятием, относим к  определенному классу.

Развитие  процесса.

Развитие восприятия обуславливается совершенствованием работы органов чувств, расширением опыта, знаний, усилением его связей с памятью, воображением, мышлением, вниманием, чувствами и волей.

 

 МЫШЛЕНИЕ

Определение.

Мышление -

  • это высший познавательный процесс.
  • это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея, (понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях)
  • это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Мышление - высшая ступень человеческого познания. Оно позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией.

Сущность  процесса.

Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

Мышление в отличие  от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

Классификация.

    • Теоретическое
    • Понятийное
    • Образное
    • Практическое
    • Наглядно-образное
    • Наглядно-действенное

Развитие  процесса.

Теоретическое понятийное и теоретическое образное в действительности оба сосуществуют. Они дополняют друг друга. Теоретическое понятийное мышление дает точное обобщение действительности, а теоретическое образное - позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на самом деле.

Разница между теоретическим  и практическими видами мышления состоит в том что «они по разному  связаны с практикой». Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей.

Мышление поднимается  на более высокий уровень вместе с развитием его научного мировоззрения, чувства ответственности, волевых качеств, профессиональной направленности личности, накоплением опыта деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным – трудовым.

 

 ВНИМАНИЕ

Определение.

Внимание – это способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» на одном объекте с целью его изучения (познания).

Внимание - сосредоточенность  и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают  внимание непроизвольное (пассивное) и  произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения.

Сущность  процесса.

Внимание – один из тех познавательных процессов, в  отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых  среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Развитие  процесса.

Внимание, как и все  остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.

Внимание у человека формируется с рождения, и в  процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.

Этапы развития:

  1. Первые две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
  2. Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно - исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
  3. Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого.
  4. Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания.
  5. Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого.
  6. Пять – шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.
  7. Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания.

 

 ПАМЯТЬ

Определение.

Память - это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая.

Впечатления, которые  человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Сущность  процесса.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Информация о работе Развитие познавательных процессов