Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 15:34, сочинение
Изучение истории психологии имеет большое образовательно-нравственное значение. «История более полезна, она полна мудрости»,— писал итальянский философ-гуманист XV в. Лоренцо Валла. Она знакомит нас с жизнью людей науки, раскрывает полную драматизма борьбу во имя истины, вызывает разнообразные чувства: от почтительного восхищения до разочарования и недоумения. Знание истории психологии необходимо для понимания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития. Только включение в исторический контекст позволяет понять их сущность, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать их исторический смысл
Эссе на тему: «Развитие предмета психологии от античности до наших дней».
Изучение истории психологии имеет большое
образовательно-нравственное значение.
«История более полезна, она полна мудрости»,—
писал итальянский философ-гуманист XV
в. Лоренцо Валла. Она знакомит нас с жизнью
людей науки, раскрывает полную драматизма
борьбу во имя истины, вызывает разнообразные
чувства: от почтительного восхищения
до разочарования и недоумения. Знание
истории психологии необходимо для понимания
различных теорий и направлений современной
психологии, путей и тенденций ее развития.
Только включение в исторический контекст
позволяет понять их сущность, выявить
их исходные позиции, оценить подлинную
новизну и осознать их исторический смысл.
Исторический подход необходим для понимания
современной ситуации в психологической
науке, для формирования новых точек зрения
с учетом и на основе традиций и достижений
прошлого.
Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Первое учение о душе складывалось в Донаучный этап (VII в. до н.э.). Представления о душе были без раскрытия ее конкретного содержания и функций. В этот этап не использовались, какие -то определенные методы исследования души. Лишь философы, такие как Аристотель или Платон задумывались и выдвигали различные мысли о душе. Именно их учения стали основными достижения Донаучного этапа в области психологии, которые выявил основные представление об охранительной и активной роли души.
Следующим этапом в изучении
души является Философский этап (VII в до н.э. – XVIII – начало XIX в.). Этап
достаточно продолжительный, поэтому
он делится на 3 подэтапа. Начальный это
Античная психология в это время считается,
что душа является источником активности
тела, обладает функциями познания и регуляции
поведения. Как и в Донаучный период, еще
нет специальных методов исследования,
но уже используются методы других наук
– философии, медицины, математики. Основной
результат исследования души- это определение
основных проблем психологии, связанных
с исследованием познания, активности
тела, способов регуляции поведения, пределов
свободы человека.
Затем начинается второй подэтап Психология
Средневековья. В это время по учению
Фрэнсиса Бэкона начинается отдельное
изучение души и отдельно исследование
видов активности тела и особенностей
познания. Появляется новый вид исследования
интроспекция то есть наблюдение за собственным
состоянием. Изучение психологии во времена
Средневековья приводит к развитию психофизических
исследований и появлению первых работ
по психологии масс.
И последний подэтап это Психология Возрождения
и Нового времени. Новый период в развитии
психологического знания наступил с учением
Рене Декарта, в котором впервые был использован
термин «сознание». Именно сознание стало
основным предметом изучения. Сознание
рассматривалось как критерий, разделяющий
тело и душу. Появились новые методы исследования:
Интроспекция и логика (методы индукции,
дедукции, анализа). Согласно критерию
интроспекции душой обладает только человек,
а животные не имеют души и действуют подобно
механическим устройствам. Достижениями
в период Возрождения и Нового времени
считаются развитие рационалистического
и эмпирического подхода к психике, первые
теории эмоций и рефлекса, первые попытки
ввести в предмет психологии бессознательное.
Изучение органов чувств, нервно-мышечной системы, коры головного мозга имело анатомическую направленность (т.е. психическое соотносилось со строением различных частей организма). Однако обращение к этим органам сталкивало с необходимостью осмыслить эффекты их деятельности. Эффекты же относились к области психического (сознания). Поэтому естествоиспытатель вынужден был перейти на почву психологии. Черпать же в психологии можно было только ту информацию, которую психология к этому времени наработала. Как мы знаем, в психологии в ту эпоху доминировало учение об ассоциациях. Оно оставалось единственным направлением, способным не только описывать, но и объяснять факты. Именно поэтому следующим этапом является Ассоцианистическая психология (XVIII – XIX вв.) Идеи ассоцианизма получили наивысшую популярность в Англии, где лидерами этого направления выступили отец и сын Милли. Главными предметами изучения стали сознание, познавательные процессы, поведение. К примеру концепция Александра Бэна о «пробах и ошибках» как особом принципе организации поведения. Основными методами исследования остаются интроспекция и логика, но так же начинают использовать методы естественных наук. Так к примеру Чарльз Дарвин создавая теорию естественного отбора руководствовался данными опыта, наблюдения, а там, где это было возможно – и эксперимента. Главными результатами этого этапа является появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, развитие естественнонаучного подхода к изучению психики, развитие концепции бессознательного.
Новым шагом в изучении психологии стала так называемая Экспериментальная психология (сер.XIX в.- нач.XX в.). Ее предметом изучения стали элементы психики, их связи и законы. Методами исследования осталась интроспекция, активно развивался экспериментальный метод. благодаря эксперименту поиск причинных связей и зависимостей в психологии приобрел твердую почву. Наметилась перспектива математически точной формулировки реальных психологических закономерностей. Появились и новые методы: анализ результатов творческой деятельности, появление первых тестов. Один из первых тестов принадлежит ученому Эббингаузу. Он создал тест на дополнение фразы пропущенным словом. Этот тест стал одним из первых в диагностике умственного развития и получил широкое применение в детской и педагогической психологии. Направленность тестологии на оперативное решение практических задач обусловила ее быстрое и широкое распространение. Процедура измерения интеллекта воспринималась как средство, позволяющее на основе данных психологии, а не чисто эмпирически подойти к вопросам обучения, профотбора, оценки достижений и т.д. Экспериментальный период знаменателен появлением экспериментальной психологии, появились новые данные о психических процессах.
Экспериментальный период сменился Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы (10 - 30-е годы ХХ в.). Основными предметами изучения стали: психический образ, психическое действие, психическое отношение, мотив, личность. Невозможность прийти к единой точке зрения привела к тому, что уже в 10–30-х годах XX в. психология разделилась на несколько направлений, в каждом из которых был свой предмет и свой метод исследования того, что понималось данным психологическим направлением под психикой. Так, в психологии появляются: глубинная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология, марксистская психология, а также такие школы, как французская социологическая, или понимающая, психология. Этот период характеризуется появлением в большом количестве новых методов исследования: психоанализ, проективные методы, экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией, экспериментальное исследование познавательных процессов, инструментальный метод. Результатами этого этапа стало появление первых концепций личности, теории сознания, теории научения и развивающего обучения, творческого мышления. Развитие отраслей психологии.
Разделение психологии на школы и дальнейшее их развитие происходило в период Дальнейшего развития психологических школ (40-60-е годы ХХ в). Во второй половине XX в. возникают новые школы и направления – гуманистическая психология, генетическая (или эпистемологическая) психология, а также когнитивная психология (последняя из школ, появившихся в XX в), которая сформировалась уже в 60-е годы. Таким образом, можно сказать, что с середины XX в. психология вступила в современный нам этап своего развития, для которого характерно уже не дробление на все новые школы, а тенденция к их объединению. В этот период предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология); с познавательными процессами, развитием интеллекта, переработкой информации (генетическая и когнитивная психология). Снова появляются новые методы исследования такие как опросники, новых экспериментальных методов изучения интеллекта. Появление первых психодиагностических опросников связано с именем Ф.Гальтона, который использовал их не для изучения личностных качеств, а для оценки познавательной сферы человека. Этот этап продолжил дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий.
Завершающим этапом стала Современная психология (60-е годы – конец ХХ в.). Продолжается развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, особе внимание начинают уделять практической сфере применения психологического знания, совершенствуются психотерапевтические технологии, как по отношению к лицам с нарушенной психикой, так и с нормальной. Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Появляются новые направления, в которых предмет психологии связывают с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциональная психологии) и акцент ставится на позитивных возможностях личности, формируются подходы к изучению и управлению познавательными процессами, развитием интеллекта и этапами переработки информации (генетическая, когнитивная). Развиваются и совершенствуются методы изучения психики человека, ее разных сторон (тесты, опросники, экспериментальные методы изучения интеллекта. Разработка новых психологических методов происходит в рамках научных психологических школ. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др. Наметилась тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ, как на уровне теории, так и в области практики.
Информация о работе Развитие предмета психологии от античности до наших дней