Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 12:19, курсовая работа
Объект – студенты третьего и пятого курсов.
Цель данной работы – изучение развития профессионального мышления студентов – психологов.
Задачи: 1. Проанализировать психолого – педагогическую литературу и выявить понятие «профессиональное мышление психолога»
2. Провести эмпирическое исследование профессионального мышления студентов – психологов третьего и пятого курсов.
3. Определить развитие профессионального мышления от третьего к пятому курсу.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ – ПСИХОЛОГОВ ……………….........
Мышление как познавательный процесс……………..
Профессиональное мышление психологов……………
Условия развития профессионального мышления студентов – психологов…………………………………
Выводы……………………………………………………………………
ГЛАВА 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ – ПСИХОЛОГОВ…………………………
2.1 Организация и методы исследования……………………….
2.2 Результаты исследования профессионального мышления студентов младших курсов…………………………………..
2.3 Результаты исследования профессионального мышления студентов – психологов старших курсов……………………..
2.4 Развитие профессионального мышления студентов психологов……………………………………………………
Выводы………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
Важно сформировать саму мыслительную
деятельность психологов, такие ее качества,
как системность, дифференцированность/
Профессиональная специфика мышления психолога обусловлена также необходимостью понимания, скрытых от непосредственного наблюдения, внутренних механизмов и законов развития как личности в целом, так и отдельных психических процессов и состояний человека, эмоциональных переживаний, отношений, интересов, причин возникновения различных психологических проблем.
Можно утверждать, что на сегодняшний день задача целенаправленного формирования профессионального психологического мышления четко не осознана и не сформулирована как одна из приоритетных задач вузовской подготовки. Лишь с накоплением опыта психологической работы мышление специалиста в той или иной степени приобретает профессиональные качественные характеристики. [1].
Чтобы повысить уровень профессиональной подготовки студентов-психологов, необходимо не только расширять используемый психологами арсенал психодиагностических средств и отрабатывать логическую сторону диагностического мышления [2].
Таким образом, профессиональное мышление – залог успеха специалиста, в достижении которого одним из главных, ценных для самой личности ориентиров должна стать профессионализация мышления.
Деятельность студента является своеобразной по своим целям и задачам, содержанию, внешним и внутренним условиям, средствам, трудностям, особенностям протекания психических процессов, проявлениям мотивации, состоянием личности и коллектива по осуществлению управления и руководства. Деятельность студента имеет большое социальное значение, так как ее главное назначение - обеспечить подготовку специалистов для различных отраслей хозяйства, реализовать общественные потребности в людях с высшим образованием и соответствующим воспитанием.
Для того, чтобы
подготовить студента
Под «активными» методами обучения имеются в виду те методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность так называемым традиционным подходам, где ученик играет гораздо более пассивную роль. [Емельянов Ю.Н. - 1985], [Основы... - 1986]. К активным методам обучения относятся:
Элементы дискуссии (спора, столкновения позиций, преднамеренного заострения и даже преувеличения противоречий в обсуждаемом содержательном материале) могут быть использованы почти в любых организационных формах обучения.
Предметом дискуссии могут быть не только содержательные проблемы, но и нравственные, а также межличностные отношения самих участников группы. Результаты таких дискуссий гораздо сильнее модифицируют поведение человека, чем простое усвоение некоторых моральных норм на уровне знания. Таким образом, дискуссионные методы выступают в качестве средства не только обучения, но и воспитания, что особенно важно, так как инвентарь методов воспитания еще более скуден.
Выделяют разные виды игр, используемых как в учебных целях, так и для решения реальных проблем - это учебные, имитационные, ролевые, организационно - деятельностные, операционные, деловые, управленческие, военные, рутинные, инновационные и др. Самой эффективной для будущей профессиональной деятельности является деловая игра.
А. А. Вербицкий определяет деловую игру как форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. Такое воссоздание достигается за счет знаковых средств, моделей и ролей, играемых другими людьми. При правильной организации игры обучающийся выполняет квази профессиональную деятельность, т. е. деятельность профессиональную по форме, но учебную по своим результатам и основному содержанию.
Эффективность учебных деловых игр по сравнению с более традиционными формами обучения (например, лекцией) достигается не только за счет более полного воссоздания реальных условий профессиональной деятельности, но и за счет более полного личностного включения обучаемого в игровую ситуацию, интенсификации межличностного общения, наличия ярких эмоциональных переживаний успеха или неудачи. В отличие от дискуссионных и тренинговых методов, здесь возникает возможность направленного вооружения обучаемого эффективными средствами для решения задач, задаваемых в игровой форме, но воспроизводящих весь контекст значимых элементов профессиональной деятельности.
Постановка вопросов, формулирование противоречий и рассогласований, проблематизация знания - такие же древние приемы активизации обучения, как и сам процесс учения. Если в традиционных методах сначала (часто в догматической форме) излагается некоторая сумма знаний, а затем предлагаются тренировочные задания для их упрочения и закрепления, то во втором случае учащийся с самого начала ставится перед проблемой, а знание открывается им самостоятельно или с помощью преподавателя.
Основная трудность в проблемном обучении - подбор проблемных задач, которые должны удовлетворять следующим условиям: 1) должны вызывать интерес у обучаемого; 2) быть доступны его пониманию (т.е. опираться на уже имеющиеся знания); 3) лежать в "зоне ближайшего развития", т. е. быть одновременно и посильными, и не слишком тривиальными; 4) давать предметное знание в соответствии с учебными планами и программами; 5) развивать профессиональное мышление.
В настоящее время существует необходимость создания системы профессионального обучения, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся с учетом реальных потребностей рынка.
Само формирование мышления может происходить как непосредственно через прикладной характер курса, так и опосредованно через обучение по средством произвольных квази профессиональных ситуаций.
Практико-ориентированная технология обучения позволяет учащегося из пассивного объекта педагогического воздействия превратить в активного субъекта учебно-познавательной деятельности. Основным средством реализации практико-ориентированной (прикладной) направленности является специально подобранная система задач.
Дидактические цели практико-ориентированных заданий:
· Закрепление и углубление теоретических знаний.
· Овладение умениями и навыками по учебной дисциплине.
· Формирование новых умений и навыков.
· Приближение учебного процесса к реальным жизненным условиям.
· Изучение новых методов научных исследований.
· Овладение обще- учебными умениями и навыками.
· Развитие инициативы и самостоятельности.
Виды практико-ориентированных заданий:
Креативность – важный фактор, способствующий успеху во многих областях жизни. Развитие креативности напрямую связано жизненным опытом, уровнем знаний, образом жизни человека, с его межличностными взаимоотношениями.
Креативность не является единичной способностью — это совокупность качеств личности и особенностей ее интеллекта.
Психология понимает под креативностью — особые творческие способности, а творчество во всех своих проявлениях основано на воображение. Следовательно, важная часть развития креативных способностей – развитие воображения.
Психологи, анализировавшие составляющие креативности пришли к выводу, что для развития креативного мышления также важным составляющим является интуиция (интуитивное понимание).
Научить человека творческому мышлению - задача непростая. Особенно, если с детства он не привык фантазировать и склонен к рациональности.
Универсальная технология креативного мышления, к сожалению, пока не придумана. Однако существуют различные варианты его развития:
лист бумаги должен быть большим (А4 это минимум); в центре нужно нарисовать образ создавшейся проблемы или ситуации; от центра рисуются ветви с подписями (основные ключевые слова проблемы) от которых исходят более мелкие "веточки"; необходимо использовать печатные буквы, различные цветные маркеры и т.п.
Методика помогает нарисовать диаграмму связей, вспомнить важные моменты проблемы и восстановить зрительный образ той задачи которую нужно решить.
Используя предложенные
методы преподаватель не
Выводы по первой главе
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что развитие мышления вообще, является залогом успешной жизни, приобретения новых знаний, умений и навыков. Развитие профессионального мышления дает возможность индивиду стать хорошим специалистом, достигнуть высокого уровня мастерства. Данный вид мышления позволяет оказывать качественную, профессиональную помощь клиентам. Будучи студентом, индивиду необходимо постоянно самостоятельно добывать знания, однако велика и роль преподавателя. От того какие методы используются в процессе обучения зависит успешность усвоения материала. Информация, которая была дана в интересной, нестандартной форме запоминается лучше и, как правило, дольше. Очень важно в процессе обучения давать возможность студенту участвовать в диалоге, для этого необходимо использовать вопросы, проблемные задания, предлагать участвовать в решении квази- профессиональных ситуаций. Максимально приближая процесс обучения к практике, непосредственно профессиональной деятельности, студенту дается возможность видеть свои реальные достижения , недостатки своей работы, и возможность устранить их. Профессиональное мышление развивается у человека не только в период обучения, но и в процессе непосредственно профессиональной деятельности, поэтому необходимо постоянно совершенствовать свои знания. Так как закончить университет, ещё не значит быть профессионалом.