Развитие психики в онтогенезе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:25, доклад

Краткое описание

Онтогенез (от греч, ontos — сущее и genesis — рождение, происхождение) — это процесс индивидуального развития; формирование основных структур психики индивида в течение детства и дальнейшей жизнедеятельности. Согласно теории немецкого биолога Эрнста Геккеля индивидуальное развитие (онтогенез) есть сокращенное развитие рода человеческого (филогенез), т.е. в процессе своего индивидуального развития ребенок повторяет этапы истории человечества.

Вложенные файлы: 1 файл

Онтогенез. Развитие психикиdoc.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

 

 В процессе ролевой игры  происходит формирование творческого  воображения и способности произвольно  управлять своим поведением. Ролевые игры также способствуют развитию восприятия, запоминания, воспроизведения и речи. Эльконин Д.Б. говорил, что значение игры «определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического развития личности ребенка в целом, развития его сознания»

 

 Другой важнейшей особенностью  данной стадии является процесс  формирования личности ребенка.  В ходе этого процесса закладываются  черты характера. В этот период  ребенок достаточно свободно  осваивает основные нормы и  правила поведения. Этому способствуют не только сюжетные игры, но и чтение сказок, занятия рисованием, лепке и в это же время идет процесс перехода от наглядно-действенного к образному мышлению. В конце данной стадии, по мнению А.Н.Леонтьева , в конце данной стадии развития психики ребенок стремится к овладению общественно значимой деятельностью. Тем самым он начинает вступать в новую стадию своего развития, характеризующуюся выполнением определенных обязанностей.

 

 Младший школьный  возраст (от 7 до 12 лет).

 

 Поступление ребенка в школу характеризует новый этап развития психики.. Теперь его система отношений с окружающим миром определяется не только взаимоотношениями со взрослыми, но и со сверстниками. Изменение социальной ситуации состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений со взрослыми, опосредованных задачей

 

 Начинается этот период, как  правило, кризисом 7 лет. Ребенок  теряет свою детскую непосредственность  – образуется потаенный внутренний мир рефлексии чувств. С внешней стороны поведения появляется манерничанье как выражение ощущения своего взросления. «Внутренняя позиция школьника» как показатель готовности ребенка к школьному обучению - психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию. В жизни ребенка появляется, наряду с родителями, и новый значимый человек – учитель, от оценки которого теперь во многом зависит самооценка школьника. Учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов.

 

 Ведущая психическая активность  – учебная деятельность. Младший  школьник активно включен в  разные виды деятельности: игровую,  трудовую, спортивную. Однако ведущее  значение в этом возрасте приобретает учение. В школьные годы учебная деятельность начинает занимать центральное место в жизни ребенка. Все главные изменения в психическом развитии, наблюдаемые на этой стадии, связаны с учебой. Учебная деятельность- это деятельность, направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Ведущая роль учебной деятельности в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом, в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника.

 

 Основной закономерностью психического  развития на этой стадии является  умственное развитие ребенка.  Школа предъявляет серьезные  требования к вниманию ребенка,  и тогда же происходит развитие  произвольного внимания, произвольного  целенаправленного наблюдения. Не менее серьезные требования обучение в школе предъявляет к памяти ребенка. Он теперь должен не просто запоминать, а должен запоминать правильно, проявляя активность в усвоении учебного материала. В связи с этим продуктивность памяти ребенка сильно возрастает, хотя в первое время обучения память имеет образный, конкретный характер. Поэтому дети запоминают буквально даже тот текстовой материал, который не требует заучивания. Особенно интенсивно в младшем школьном возрасте развивается мышление детей. Оно становится более связанным, последовательным, логическим. Также у ребенка в этом возрасте происходит бурное развитие речи, что во многом связанно с овладением письменной речью. У него не только вырабатывается более правильное понимание слов, но он учится правильно пользоваться грамматическими категориями.

 

 В процессе обучения у  ребенка происходит развитие  личности. Прежде всего у него  появляются интересы. Детские интересы, благодаря развитию познавательных  процессов, заменяются учебными  интересами. Дети проявляют повышенную заинтересованность в получении нового материала, особенно в начальных классах.

 

 Исключительно важную роль  в формировании личности ребенка  играет коллектив. Начав обучаться  в школе, ребенок впервые сталкивается  с ситуацией, когда окружающие его сверстники объединены определенной общей целью и на них возлагаются определенные обязанности. Он впервые сталкивается с понятиями «коллектив» и «коллективная ответственность». Э.Эриксон данный период развития связывает с коллективной деятельностью, направленной на достижение конкретных целей (учеба, начало трудовой деятельности), требующей проявления целеустремленности и предприимчивости и складывающимся в ходе этой деятельности отношением к труду. Соответственно возможно развитие трудолюбия (позитивный вариант) либо чувства неполноценности, некомпетентности (негативный вариант). Аналогичные представления высказываются М.Е.Литваком.

 

 Таким образом, младший школьный  возраст характеризуется бурным  развитием всех познавательных  психических процессов, продолжающимся формированием личности, приобретением первого опыта адаптации в коллективе.

 

 Подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет).

 

 Этот период характеризуется  продолжением обучения. Вместе с  тем ребенок все более включается в жизнь общества. В это время происходит завершение ориентации ребенка в зависимости от пола на «мужскую» и «женскую» деятельность. Более того, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.

 

 В это же время происходит  дальнейшее развитие познавательных  психических процессов и формирование  личности. В процессе формирования  личности происходит изменение  интересов ребенка. Они становятся  более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. Чувство взрослости - это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими, перестраивает свою деятельность».

 

 На формирование личности  в этот период оказывает воздействие  процесс полового созревания. У молодого человека отмечается бурное развитие организма, деятельность отдельных органов претерпевает определенные изменения, происходит интенсивная выработка в организме половых гормонов, появляется или усиливается сексуальное влечение. Завершается половая идентификация подростка.

 

 Как правило, подростковый  период и начало юношеского  предрасполагает к внутреннему  конфликту между биологическим  статусом взрослого и социальным  статусом ребенка, который может  манифестироваться протестными  формами агрессивного поведения, стремлением подражать взрослому манерами и аксессуарами образа жизни, стремлением нарушить границы пока еще запретных зон социальной действительности.

 

 Под воздействием всего комплекса  факторов происходит изменение  психологического облика. В поведении мальчиков все более заметны мужские черты, а у девочек все чаще появляются женские поведенческие стереотипы.

 

 Юность не является устоявшимся  периодом онтогенеза, и возможны  самые разные индивидуальные  варианты развития. Кроме того, ранняя юность (старший школьный возраст), как никакой другой период, отличается крайней неравномерностью развития как на межиндивидуальном уровне, так и на внутрииндивидуальном. Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется подход к самореализации. Профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения, но не исчерпывает его.

 

 Следует отметить, что развитие  психики не завершается в  период юности. Определенная динамика психического развития отмечается и в более позднее время. Поэтому в современной психологии принято выделять еще два периода: акмеологический период развития, или период взрослости, и период геронтогенеза.

 

 Акмеологический период развития: взрослость (молодость и зрелость).

 

 Акмеологический период развития  охватывает возраст от 18 до 60 лет.  Впервые термин «акмеология»  был предложен Н.Н.Рыбниковым  в 1928 г. Этим термином («акме» - высшая точка, расцвет, зрелость) принято обозначать период зрелости как самого продуктивного, творческого периода жизни человека. Акмеология изучает пути, способы, условия расцвета человека как индивида, как яркой личности, талантливого субъекта деятельности и самобытной индивидуальности, а также как гражданина, родителя, супруга, друга. В отличие от юношеского периода акмеологический период характеризуется тем, что в нем завершается общее соматическое развитие организма и половое созревание человека, который достигает своего оптимума физического развития. Этот период характеризуется также наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений. В теории Э. Эриксона зрелость – это возраст «совершения деяний», наиболее полный расцвет, когда человек становится тождественным самому себе.

 

 Наиболее полную характеристику  данного периода дал Б.Д. Ананьев. Он в онтогенетическом развитии человека выделил две особые фазы. Первая охватывает юность, молодость и начало среднего возраста. Она характеризуется общим фронтальным прогрессом функций. В частности, объем и показатели переключаемости внимания нарастают к 33 годам, а затем начинают понижаться. Аналогичные изменения происходят и с интеллектом.

 

 Вторая фаза данного периода,  по мнению Б.Г. Ананьева, характеризуется  специализацией психических функций применительно к определенной деятельности. На этой фазе в качестве главных выступают операционные механизмы, а продолжительность этой фазы определяется степенью активности человека как субъекта и личности. В этом возрасте продолжают развиваться актуальные для человека функции, под которыми понимаются те психические функции, которые являются наиболее значимыми для основного вида деятельности конкретного человека. Достижение высокого уровня развития актуальных психических функций в зрелые годы возможно потому, что они находятся в условиях оптимальной нагрузки, усиленной мотивации, операционных преобразований.

 

 Период геронтогенеза  (старение и старость).

 

 Это поздний период человеческой  жизни, включающий изменение позиции  человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.

 

 В нем принято выделять  три фазы: пожилой возраст (для  мужчин - 60-74 года, для женщин –  55-74 года); старческий возраст –  75-90 лет; долгожители – 90 лет  и старше.

 

 В целом денный период  характеризуется угасанием физических и психических функций. Отмечается снижение интенсивности углеводного, жирового и белкового обмена. Уменьшается способность клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы. Снижается общая активность организма. В то же время отмечается снижение возможностей психических функций, особенно памяти, внимания и мышления.

 

 Однако следует отметить, что  протекание данного периода в  значительной степени определяется  индивидуальными особенностями  человека. На позднем этапе  онтогенеза роль личности, ее социального статуса, ее включенности в систему общественных связей особенно велика для сохранения трудоспособности человека. Приспособление к социуму, в котором развивается психика человека, во внешней среде которого удовлетворяются его потребности, связано со значимыми людьми, предъявляющими к человеку, входящему в то или иное конкретное социальное пространство, определенные требования, правила общежития. Процесс усвоения этих норм человеком, психическая интериоризация им деятельностей понимается как его социализация.

 

Выводы:

 

    Во-первых, возникновение сознания у человека имеет как биологическую, так  культурно-общественную обусловленность. В результате эволюции природы нервная система и в первую очередь головной мозг достигли уровня развития, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания — высшего уровня психического развития, присущего только человеку.

 

Во-вторых, развитие психики ребенка  во многом повторяет закономерности  общественно-исторического развития человека. Приведенная характеристика стадий развития психики ребенка является иллюстрацией того, как в процессе развития благодаря разнообразным формам деятельности, в том числе манипулированию предметами на ранних этапах развития и детским играм, происходит формирование сознания будущего члена человеческого общества.

 

В-третьих, приведенный материал свидетельствует о том, что возникновение сознания вне общества невозможно. Основными условиями возникновения и развития сознания являются соответствующий уровень биологической организации, величие социального окружения и коллективный труд.


Информация о работе Развитие психики в онтогенезе