Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 12:16, контрольная работа

Краткое описание

Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека. Эта мысль была сформулирована ещё в первом тысячелетии до новой эры Алкмеоном Кротонским (VI в. до н. э.) и поддерживалась Гиппократом (ок.460 - ок.377 г. до н. э.). В течение более чем двухтысячелетней истории развития психологических знаний она оставалась неоспоримой, развиваясь и углубляясь по мере получения новых данных о работе мозга и новых результатов психологических исследований.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
1.Понятие о психике………………………………………………..4
1.1.Психика и организм…………………………………………….6
1.2.Психика, поведение и деятельность……………………………8
2.Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза…….…13
3.Психология конституционных различий………………..…….17
Заключение…………………………………………………….…..26
Список литературы…………………………………………..……

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза ПСИХОЛОГИЯ отправила.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

 

Соматотоник: стройное и  крепкое, хорошее развитие мускульной системы. Уверенность в осанке и  движениях. Склонность к физической деятельности. Энергетическая реакция. Потребность в физических нагрузках. Потребность в доминировании. Решительные манеры. Храбрость. Сильная агрессивность. Склонность к риску, игре случая. Психологическая неустойчивость. Отсутствие сострадания. Шумное поведение. Громкий голос. Объективное и широкое мышление, направленное вовне (экстравертивного типа). Самоуверенность, агрессивность под воздействием алкоголя. Потребность в действиях в тяжёлую минуту.

 

Церебротоник: организм хрупок и тонок, грудная клетка упрощена. Конечности длинные, тонкие со слабой мускулатурой. Заторможенность, скованная  осанка. Чрезмерная физиологическая чувствительность. Повышенная реактивность (скорость реакции). Интеллектуализированные потребности (театр, книги). Склонность к уединению. Скрытность чувств, эмоциональная заторможенность. Социофобия (страх перед общественными контактами). Заторможенность в общении. Непредсказуемость и нестандартность. Плохой сон. Хроническая усталость. Тихий голос, плохо переносит шум. Юношеская живость. Концентрированно-скрытое и субъективное мышление. Устойчивость к действию алкоголя. Потребность в уединении в тяжёлую минуту.

 

Большой интерес вызывает и вопрос о влиянии половой  дифференциации на психику. Об этом написано множество книг, одна из которых  «Пол и характер» О.Вейнингера, недавно  переизданная у нас в стране, остаётся бестселлером уже почти 90 лет. Наличие существенных (некоторые даже говорят – принципиальных) психологических различий между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. И рассуждать об этом можно сколь угодно. Но если не сводить эти рассуждения к психологическим аспектам половой жизни и деторождения, то необходимо ответить на 2 основных вопроса. 1. Какие психологические различия между полами (вне сексуальной сферы) установлены строго научно, в отличие от ходячих мнений и стереотипов массового сознания? 2. Какова степень этих различий, насколько жестко разграничиваются мужские и женские качества? Какова природа этих различий: биологическая или социокультурная?

 

Критический анализ достоверных  данных на этот счёт (проф. Кон И. С.) позволяет считать доказанным весьма немногое: девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; мальчики отличаются большей агрессивностью, а также математическими и визуально-пространственными возможностями. Причем факт большей мужской агрессивности, по данным новейших исследований, вызывает всё большее сомнение.

 

Действительно, обнаружены некоторые различия в строении мозга  у мужчин и женщин. Например, недавно  выяснили, что у женщин в некоторых  участках мозолистого тела (важной части мозга) больше нервных волокон, чем у мужчин. Это может означать, что межполушарные связи уяснить некоторые половые различия в психике и поведении, в том числе и знаменитую женскую «интуицию». Кроме того, выявленные у женщин более высокие показатели, связанные с лингвистическими функциями, памятью, аналитическими способностями и тонким ручным манипулированием, можно связать  большей относительной активностью левого полушария их мозга.

 

Напротив, творческие, художественные способности и возможность уверенно ориентироваться в пространственных координатах заметно лучше у мужчин. Видимо, они обязаны этими преимуществами правому полушарию своего мозга.

 

Женское начало (в рамках человеческой популяции) призвано обеспечивать неизменность потомства от поколения  к поколению, то есть оно ориентировано  на сохранение уже имеющихся признаков. Отсюда большая психическая устойчивость женщин и усредненные параметры их психики. Мужское начало связано с необходимостью адаптации к совершенно новым, неведомым условиям, что и объясняет большую психологическую индивидуализированность мужчин, среди которых чаще встречаются не только сверхталантливые, но и психически больные или совершенно никчемные особи. Следовательно, можно утверждать, что особенности как мужской, так и женской психики определяются эволюционно-генетической целесообразностью.

 

Женщины отличаются филогенетической ригидностью и онтогенетической пластичностью, то есть, легко приспосабливаясь на индивидуальном уровне к внешнему миру, они в тоже время более  подвержены действию популяционных  и видовых закономерностей, их поведение в большей степени биологически детерминировано.

 

Специфика мужской психики  обусловлена её филогенетической пластичностью  при онтогенетической ригидности. Это  предполагает большее разнообразие типов мужской психики при  значительно меньшей способности к выживанию в неблагоприятных условиях. Поэтому признаки вырождения в любой популяции обнаруживаются, прежде всего, у мужских особей.

 

Самым очевидным образом  связь органического и психического обнаруживают неизбежные для каждого  из нас процессы физиологического старения. Изменения при этом происходят хотя и медленно, мало заметно, но неуклонно. Аккуратность и любовь к порядку превращаются в мелочную педантичность, бережливость в скупость, твёрдость в тупое упрямство. Нивелируются индивидуальные черты, сужается кругозор, утрачиваются связи с внешним миром и аффективная отзывчивость, взгляды и высказывания принимают шаблонный характер, растут эгоцентризм, чёрствость, подозрительность, недоверчивость, злобность и бестактность, то есть всё то, что психиатры называют сенильными чертами, признаками необратимого регресса личности.

 

Человека, как считает  Х.Дельгадо (один из крупнейших современных  специалистов-нейропсихологов), можно  рассматривать как временную  материально-информационную структуру. Мембраны, клетки и другие элементы живого возникли в результате соединения химических элементов. Живой организм – только временное сочетание химических соединений. Каждый ион, который входит в состав нашего тела, до этого существовал в природе, и все элементы, образующие наш организм, вернутся назад, в ту же природу. Атомы, организация и время – это единственные факторы, которые создают организм. Это нельзя, конечно, сказать о содержании наших психических процессов. Но прежде, чем перейти к их анализу, необходимо определить роль того органа, который непосредственно ответствен за высшие психические функции и который носит название головного мозга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Что  же является предметом  изучения психологии? Прежде всего, психика  человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних таких, например как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Кроме того, психология изучает  организм человека и животных.

 

В интегрированном виде представлены основные структуры головного  мозга, принимающие участие в  познавательных и эмоционально-мотивационных процессах, рассмотренных выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Братусь  Б. С. Аномалии личности. М., 1988.

 

2.      Вейнингер  О. Пол и характер. М., 1994.

 

3.      Годфруа  Ж., Что такое психология? М., 1992. Т.1,2.

 

4.      Дельгадо  Х. Мозг и сознание М., 1971.

 

5.      Кон  И. Введение в сексологию. М., 1988.

 

6.      Леви  В. Я и Мы. М. 1972.

 

7.      Лурин  А. Р. Эволюционное введение  в психологию. М., 1975.

 

8.      Немов  Р. С. Психология. Т.1.Гл.2.М., 1995.

 

9. Немов Р. С. Психология: Общие основы психологии. В 2 кн. Кн. 1. - М.: Просвещение: Владос, 1984. с.42-71 Соотношение сознания и бессознательного.

 

           10. Общая психология. Под ред. В.  В. Богословского.- М.: Просвещение, 1981.

 

11. Общая психология. Под  ред. А. В. Петровского.- М.: Просвещение, 1976.

 

12. Русалов В. М. Биологические  основы индивидуально-псиологических различий                                                                                                                       М.,1979.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза