Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 18:52, реферат
Психика - общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).
Введение………………………………………………………………2
1.Истоки психики живых существ…………………………………..2
2. Развитие психики человека………………………………………..5
Заключение…………………………………………………………..16
Список литературы………………………………………………….18
Другое важное отличие этого возраста состоит в том, что у ребёнка в процессе предметного общения со взрослым становится возможным неимпульсивное подражание взрослым. В результате ребёнок начинает подражать взрослому более осознанно, что свидетельствует о появлении у ребёнка возможности овладения общественно выработанными способами действий. Это в свою очередь обеспечивает появление в конце данной стадии специфически человеческих двигательных операций с предметами. При этих операциях большой палец противопоставляется остальным, что характерно только для человека. Постепенно ребёнок начинает всё более совершенным способом захватывать и держать предметы рукой. К концу периода ребёнок овладевает и самостоятельной ходьбой.
Таким образом, основными характеристиками данного периода являются: изменение отношения с окружающим миром на основе предметного общения; осмысление предметов и появление первых признаков речи; появление неимпульсивного подражания взрослым и выработка специфически человеческих двигательных операций с предметами; овладение самостоятельной ходьбой.
Преддошкольпый возраст (от 1 года до 3 лет) характеризуется возникновением и первоначальным развитием специфически человеческой, общественной по своей природе деятельности ребёнка и специфической для человека формы сознательного отражения действительности. Сущность основных изменений в психике ребёнка в этот период заключается в том, что ребёнок овладевает человеческим отношением к непосредственно окружающему его миру предметов. Причем познание свойств предметов осуществляется ребёнком через подражание действиям взрослым с ними, т. е. происходит познание предметов одновременно с осмыслением их функций. Овладение функциями предметов у ребёнка происходит двояко. С одной стороны, это развитие простейших навыков, таких как: владение ложкой, чашкой и др. Другая форма овладения предметами - это манипулирование ими в процессе игры. Появление игры знаменует новую стадию развития психики ребёнка. Он уже познает мир не только при взаимодействии со взрослым, но и самостоятельно.
На этой основе ребёнок овладевает и словами, которые тоже осознаются им, прежде всего как обозначающие предмет с его функциями. При этом в процессе игры речь всё чаще становится включенной в деятельность, всё чаще начинает выполнять функцию не только обозначения предметов, но и средства общения. Однако отличительной особенностью игр ребёнка в этом возрасте в сравнении со следующей стадией - стадией дошкольного возраста - является отсутствие воображаемой ситуации в игре. Ребёнок, манипулируя предметами, просто подражает действиям взрослых, не наполняя их содержанием, но в процессе игры у ребёнка интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению, т. е. происходит интенсивное формирование мыслительных функций. К концу данной стадии активность ребёнка вызывается уже не только непосредственной встречей с предметом, но и намерениями самого ребёнка. В это время ребёнок стремится выполнять всё больший круг известных действий. Частое появление фразы «я сам» знаменует начало новой стадии развития психики ребёнка.
Следовательно, основные особенности психического развития ребёнка на данном этапе заключаются в овладении присущим человеку отношением к окружающим предметам, в подражании поведению взрослых и в формировании основных функций мышления.
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Главным отличием этого возраста является наличие противоречия между стремлением ребёнка к действительному овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей. В этом возрасте ребёнок стремится делать не то, что может, а то, что видит или слышит. Однако многие действия ему ещё недоступны. Это противоречие разрешается в сюжетной игре. В отличие от предыдущего возрастного периода и игры-манипуляции сюжетная игра наполнена содержанием, отражающим реальное содержание копируемого действия. Если раньше ребёнок только подходил к овладению специфическими человеческими отношениями к предмету, то теперь предметы для него выступают как характеризующие именно человеческие отношения и различные функции людей. Овладеть предметом для ребёнка означает принять на себя определенную социальную роль - роль человека, оперирующего данным предметом. Поэтому сюжетные игры способствуют овладению социальными взаимоотношениями мира людей. Неслучайно сюжетные игры часто называют ролевыми играми. Источниками игр являются впечатления ребёнка, всё то, что он видит или слышит. В процессе ролевой игры происходит формирование творческого воображения и способности произвольно управлять своим поведением. Ролевые игры также способствуют развитию восприятия, запоминания, воспроизведения и речи.
Другой важнейшей особенностью данной стадии является процесс формирования личности ребёнка. В ходе этого процесса закладываются черты характера ребёнка. В этот период ребёнок достаточно свободно осваивает основные нормы и правила поведения. Этому способствуют не только сюжетные игры, но и чтение сказок, занятия рисованием, конструированием и т. д. По мнению А. Н. Леонтьева, в конце данной стадии развития психики ребёнок стремится к овладению общественно значимой деятельностью. Тем самым он начинает вступать в новую стадию своего развития, характеризующуюся выполнением определенных обязанностей.
Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет). Поступление в школу характеризует новый этап развития психики ребёнка. Теперь его система отношений с окружающим миром определяется не только взаимоотношениями со взрослыми, но взаимоотношениями со сверстниками. Кроме этого, у него теперь есть обязанности перед обществом. От выполнения этих обязанностей зависит его будущее, его место в социуме. Следует отметить, что и на предыдущих стадиях своего развития ребёнок учился, но лишь теперь учёба предстаёт перед ним как самостоятельная деятельность. В школьные годы учебная деятельность начинает занимать центральное место в жизни ребёнка. Все главные изменения в психическом развитии, наблюдаемые на этой стадии, связаны в первую очередь с учёбой. Основной закономерностью психического развития на этой стадии является умственное развитие ребёнка. Школа предъявляет серьёзные требования к вниманию ребёнка, в связи с чем происходит бурное развитие произвольного (контролируемого) внимания, произвольного целенаправленного наблюдения. Не менее серьёзные требования обучение в школе предъявляет к памяти ребёнка. Ребёнок теперь должен не просто запоминать, он должен запоминать правильно, проявляя активность в усвоении учебного материала. В связи с этим продуктивность памяти ребёнка сильно возрастает, хотя в первое время обучения память сохраняет преимущественно образный, конкретный характер. Поэтому дети запоминают буквально даже тот текстовый материал, который не требуется учить наизусть. Особенно интенсивно в младшем школьном возрасте развивается мышление детей. Если в возрасте семи-восьми лет мышление ребёнка является конкретным, опирается на наглядные образы и представления, то в процессе обучения его мышление приобретает новые черты. Оно становиться более связанным, последовательным и логическим. Вместе с тем у ребёнка в этом возрасте происходит бурное развитие речи, что во многом связанного с овладением письменной речью. У него не только вырабатывается более правильное понимание слов, он учится правильно пользоваться грамматическими категориями.
В процессе обучения у ребёнка происходит развитие личности. Прежде всего у него меняются интересы. Детские интересы, благодаря развитию познавательных процессов, заменяются учебными интересами. Дети проявляют повышенную заинтересованность в получении нового материала, особенно в начальных классах. Они с большим интересом слушают рассказы о животных, о путешествиях и т. д.
Исключительно важную роль в формировании личности ребёнка играет коллектив. Начав обучаться в школе, ребёнок впервые сталкивается с ситуацией, когда окружающие его сверстники объединены определенной целью и на них возлагаются определенные обязанности. Он впервые сталкивается с понятиями «коллектив» и «коллективная ответственность». Все люди, окружавшие его ранее, в том числе и дети в детском саду, не были коллективом. Основной социально значимой единицей для ребёнка была семья.
Другой особенностью этого периода является то, что на его завершающей стадии происходит разделение деятельности на «мужскую» и «женскую». Мальчики всё больше интересуются мужской деятельностью, а девочки — женской.
Таким образом, младший школьный возраст характеризуется бурным развитием всех познавательных психических процессов, продолжающимся формированием личности, приобретением первого опыта адаптации в коллективе.
Подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет) характеризуется продолжением обучения. Вместе с тем ребёнок всё более включается в жизнь общества. В это время происходит завершение ориентации ребёнка в зависимости от пола на «мужскую» и «женскую» деятельность. Более того, стремясь к самореализации, ребёнок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.
В это же время происходит дальнейшее развитие познавательных психических процессов и формирование личности. В процессе формирования личности происходит изменение интересов ребёнка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребёнок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.
Также следует отметить, что на формирование личности в этот период оказывает воздействие процесс полового созревания. У молодого человека отмечается бурное развитие организма, деятельность отдельных органов (например, сердца) претерпевает определенные изменения. Завершается половая идентификация подростка. Под воздействием всего комплекса факторов происходит изменение психологического облика ребёнка. В поведении мальчиков всё более заметны мужские черты, а у девочек всё чаще проявляются женские поведенческие стереотипы.
Следует отметить, что развитие, психики не завершается в период юности. Определённая динамика психического развития отмечается и в более позднее время. Поэтому в современной психологии принято выделять ещё два периода: акмеологический период развития, или период взрослости, и период геронтогенеза.
Акмеологический период развития охватывает возраст от 18 до 60 лет. Впервые термин «акмеология» был предложен II. И. Рыбниковым в 1928 г. Данным термином (акме - высшая точка, расцвет, зрелость, лучшая нора) принято обозначать период зрелости как самого продуктивного, творческого периода жизни человека. В отличие от юношеского периода акмеологический период характеризуется тем, что в нём завершается общесоматическое развитие и половое созревание человека, который достигает своего оптимума физического развития. Этот период характеризуется также наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений.
Вероятно, наиболее полную характеристику данного периода дал Б. Г. Ананьев, который в онтогенетическом развитии человека выделил две особые фазы. Первая фаза охватывает юность, молодость и начало среднего возраста. Она характеризуется общим фронтальным прогрессом функций. В частности, объём и показатели переключаемости внимания нарастают к 33 годам, а затем начинают понижаться. Наиболее высокие показатели кратковременной вербальной памяти отмечаются в возрасте 18-30 лет, а после 33 начинают снижаться. Аналогичные изменения происходят и с интеллектом. Так, Фульдс и Равен считают, что если уровень развития логической способности 20-летних принять за 100 %, то в 30 лет он будет составлять 96%, в 40 - 87%, в 50 лет - 80%, а в 60 - 75%.
Вторая фаза данного периода, по мнению Б. Г. Ананьева, характеризуется специализацией психических функций применительно к определенной деятельности. На этой фазе в качестве главных выступают операционные механизмы, а продолжительность этой фазы определяется степенью активности человека как субъекта и личности. В этом возрасте продолжают развиваться актуальные для человека функции, под которыми следует понимать те психические функции, которые являются наиболее значимыми для основного вида деятельности конкретного человека. У одних людей это глазомер, точность движений, у других - мышление, память, внимание. Достижение высокого уровня развития актуальных психических функций в зрелые годы возможно потому, что они находятся в условиях оптимальной нагрузки, усиленной мотивации, операционных преобразований.
Период геронтогенеза - это поздний период человеческой жизни. В нём принято выделять три фазы: пожилой возраст (для мужчин - 60-74 года, для женщин - 55-74 года); старческий возраст - 75-90 лет; долгожители - 90 лет и старше.
В целом данный период характеризуется угасанием физических и психических функций. Отмечается снижение интенсивности углеводного, жирового и белкового обмена. Уменьшается способность клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы. Снижается общая активность организма. В то же время отмечается снижение возможностей психических функций, особенно памяти, внимания, мышления. Однако следует отметить, что протекание данного периода в значительной степени определяется индивидуальными особенностями человека. На позднем этапе онтогенеза роль личности, её социального статуса, её включённости в систему общественных связей особенно велика для сохранения трудоспособности человека. Особое значение для противостояния инволюции человека имеет его творчество. Сегодня мы знаем много примеров выдающихся ученых и деятелей искусств, которые очень долго сохраняли трудовую и творческую активность. Высокой творческой активностью и продуктивностью в поздние годы жизни отличались Микеланджело, О. Ренуар, Вольтер, Б. Шоу, И. В. Гёте и др. Таким образом, любой человеческий возраст по-своему прекрасен.
Заключение
Таким образом, мы можем сделать ряд выводов.
Во-первых, возникновение сознания у человека имеет как биологическую, так и культурно-общественную обусловленность. В результате эволюции природы нервная система и в первую очередь головной мозг достигли уровня развития, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания — высшего уровня психического развития, присущего только человеку.
Во-вторых, развитие психики ребёнка во многом повторяет закономерности общественно-исторического развития человека. Приведённая характеристика стадий развития психики ребёнка является иллюстрацией того, как в процессе развития благодаря разнообразным формам деятельности, в том числе манипулированию предметами на ранних этапах развития и детским играм, происходит формирование сознания будущего члена человеческого общества.
В-третьих, приведённый материал свидетельствует о том, что возникновение сознания вне общества невозможно. Основными условиями возникновения и развития сознания являются соответствующий уровень биологической организации, наличие социального окружения и коллективный труд.
Список литературы
1.Березанская Н.Б., Нуркова В.В. Психология. Учебник. М.: Юрайт 2004г.
2.Деннет Д.С. Виды психики: на пути к пониманию сознания. М: Идея-пресс 2004г.
3.Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М. Введение в психофизиология М.: Флинта 2004г.
4.Лаврова Г.Н., Солдатова Е.Л. Психология
развития и возрастная
5.Немов Р.С. Психология М.: Гуманитарный h 2003г.
6.Петровский А.М., Ярошевский М.Г. Психологияч М.: Академия 2001г.
7.Психология и педагогика. Учебное
пособие. Под ред. Жукова В.И., Лаптева
Л.Г. М.: Издательство Института
8.Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер 2005г.
9.Столяренко А.Д. Основы психологии. Учебное пособие. М.: Проспект 2009г.
10.Узнадзе Д.Н. Общая психология СПб.: Питер 2004г.