Развитие психологии в новое время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 19:36, контрольная работа

Краткое описание

В Новое время наука психология стремилась снова, как и в период античности стать объективной, рациональной, а не сакральной, то есть основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Психология – это наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека. Проблема предмета психологии снова встала со своей актуальностью. В это время еще было невозможно полностью отказаться от богословского подхода к пониманию души. Поэтому психология меняет свой предмет, становясь наукой о познании, то есть о содержании сознания и путях его формирования. Это позволило отделить предмет психологии от предмета богословия в исследованиях души и ее функций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Общая характеристика психологии в Новое время………………...........4
Первые теории Нового времени…………………………………………….10
2.1 В чем суть учения об идолах Ф.Бэкона?.......................................10
Рационализм в психологии………………………………………………….13
Психофизический параллелизм Г.В.Лейбница……………………………15
Заключение…………………………………………………………………........18
Список используемой литературы……………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

кр психология.docx

— 286.68 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Общая характеристика психологии в Новое время………………...........4
  2. Первые теории Нового времени…………………………………………….10

    2.1 В чем суть учения об идолах Ф.Бэкона?.......................................10

  1. Рационализм в психологии………………………………………………….13
  2. Психофизический параллелизм Г.В.Лейбница……………………………15

Заключение…………………………………………………………………........18

Список используемой литературы……………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В Новое время наука  психология стремилась снова, как и  в период античности стать объективной, рациональной, а не сакральной, то есть основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Психология – это наука о законах порождения и функционирования  психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека. Проблема предмета психологии снова встала со своей актуальностью. В это время еще было невозможно полностью отказаться от богословского подхода к пониманию души. Поэтому психология меняет свой предмет, становясь наукой о познании, то есть о содержании сознания и путях его формирования. Это позволило отделить предмет психологии от предмета богословия в исследованиях души и ее функций. Своеобразие психологической мысли XVII в. раскрывается в разработке таких учений:

- о живом теле как  механической системе;

- о сознании как способности  индивида путем внутреннего наблюдения  иметь достоверное знание о  собственных психических явлениях  и актах;

- о страстях (аффектах) как  регуляторах поведения, направляющих  человека к тому, что для него  полезно, и отвращающих от него, что вредно;

- о соотношении физиологического и психического

У истоков этих учений стоит  Декарт (1596 – 1650), далее следует Гоббс  (1588 – 1679), Спиноза, Лейбниц и Локк.

Главные цели моей работы –  это сделать общую характеристику психологии в Новое время и  как можно шире изучить само понятие  психологии, изучить первые теории Нового времени, а так же узнать как можно больше о рационализме в психологии и в заключении изучить психофизический параллелизм Г.В.Лейбница.

 

 

               

 

1.Общая характеристика психологии в Новое время

Появление новых подходов к построению науки в XV-XVI вв., связанных  со стремлением к рациональности и доказательности теоретических  положений, ознаменовало наступление  нового этапа в процессе становления  психологии. Развитие этих подходов стало  ведущим мотивом ученых, разрабатывавших  психологические концепции в  Новое время. Психология в этот период, так же как и на первых этапах развития античной науки, укрепила свою связь с философией. Это объяснялось  тем, что, оставаясь в рамках науки  о душе (своего собственного предмета), психологии сложнее было избавиться от схоластических догм, отделиться от богословия. Однако ориентация на философию  в то время сужала предмет психологии, которая рассматривала в основном общие закономерности развития психики  человека, а не живого мира в целом. Развитие же естествознания в то время  еще не давало возможности выстроить  полноценную концепцию психического (особенно психики человека) на его  основе. Однако тесная связь с философией не означала, что психология в это  время не искала собственного предмета исследования, конкретного определения  области своей деятельности. Эта  область понималась прежде всего как исследование путей становления у человека картины окружающего мира и самого себя. Причем эта картина, как представлялось, должна была быть осознанной. В осознанности души, в разуме, вслед за психологами Средневековья, ученым виделось отличие человека от других живых существ. Так уточнялся предмет психологии, которая становилась наукой о сознании. При этом из нескольких вопросов, исследовавшихся психологией античности, - о познании, о движущих силах и закономерностях психики, о механизмах регуляции поведения - на первый план выходили именно проблемы познания. Это было связано с несколькими причинами. Первая, о которой говорилось выше, - стремление доказать возможности человека в постижении истины на основе знания, а не веры. В связи с этим вставали вопросы об этапах формирования знания, его объективности и соотнесенности того образа, который выстраивает человек в своем сознании, с реальной картиной мира. Ограничение предмета психологии сознанием выводило из области психического внешнюю активность, поведение, которое рассматривалось психологами античности как одна из составляющих душевной жизни. Таким образом, из исследования на некоторое время выпадали проблемы движущих сил и регуляции внешней деятельности. В то же время вопросы о содержании и функциях сознания подвели ученых к изучению его роли в человеческой жизни, следовательно, и в поведении человека. Так вновь перед психологией вставала необходимость проанализировать разницу между разумным и неразумным (аффективным) поведением, границы свободы человека. Таким образом, анализ становления предмета психологии в этот период дает противоречивую картину. С одной стороны, методологически психология ограничивалась вопросами сознания и путей его формирования, этапов развития образа мира и себя. С другой стороны, изучение содержания и функций сознания приводило к фактическому включению поведения, движущих сил и регуляции не только внутренней, но и внешней активности в круг исследования ведущих психологов того времени. При этом если в конце XVI в. на первый план выходили проблемы предмета психологии, объективности методов исследования психики, анализа полученных данных, которые были центральными для теории Ф.Бэкона, то, начиная с Р.Декарта, не менее значимыми становятся проблемы функций души, ее роли в познании и поведении. Тот факт, что это время - время расцвета механики, появления физики И. Ньютона, не мог не наложить отпечаток и на психологию. Отличительная черта этого периода заключается в том, что подчас не наука определяла развитие производства, а, наоборот, успехи в производственной деятельности, особенно в области механики, обусловливали появление новых научных воззрений. Так, в XVII в. утвердился новый взгляд на Вселенную, природу в целом как гигантский механизм. Аналогичный подход развивался и в учениях о человеческом теле, которое виделось своеобразной машиной-автоматом, функционирующей по принципу любого механизма по строгим законам физики. Этот новый объяснительный принцип, получивший название механистический детерминизм, именно в этот период господствует в психологии. В исследовании процессов познания психологи, работавшие в Новое время, исходили из разных положений. Одни считали, что основой всех наших знаний являются ощущения, другие отдавали приоритет мышлению (см. табл. 3). Как уже говорилось, эти направления называются соответственно сенсуализм и рационализм. При этом сенсуалисты рассматривают процесс познания как единый, выделяя в нем несколько ступеней - от ощущения к мышлению, т.е. это процесс постепенного восхождения от частного к общему, постепенного обобщения отдельных предметов в классы и понятия на основе логики.

Психологи - рационалисты выделяли в процессе познания два этапа. Первый этап, состоящий из нескольких ступеней, заключался, как и в сенсуализме, в восхождении от частного к общему при переходе от восприятия к логическому мышлению. Важным отличием было то, что понятие, которое формировалось таким образом, рационалисты не считали окончательным и, главное, объективным, передающим существенные свойства окружающего мира. Для постижения общего недостаточно чувственного опыта, считали они, выделяя еще один этап познания - интуитивное мышление, которое черпает знания из разума, мгновенно актуализируя в нем понятия, осознавая всеобщие законы и свойства предметов. В начале Нового времени, несмотря на усилия Ф. Бэкона, более распространенным был рационалистический подход, который разрабатывался такими известными учеными, как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В.Лейбниц (см. табл. 3). Во многом это было связано с необходимостью для психологии и философии преодолеть последствия схоластики. Однако уже к середине века бурное развитие точных наук, промышленности сделало очевидной необходимость учитывать в психологии и новые требования, а потому все большее распространение стал получать сенсуализм, представленный в это время в концепциях Д. Локка и Т. Гоббса.

Появление строго объективных  методов исследования и изменение  предмета психологии сказались и  на понимании новым поколением психологов понятия «душа». Так как в объяснении фактов психической жизни она  уже не играла прежней роли, то, согласно принципу Оккама, психология в то время  и не испытывала нужды в использовании  этого понятия в своих исследованиях. Однако в этом случае необходимо было найти другой подход для объяснения активности тела, выявить новый источник энергии для внутренней и внешней  активности. Этому и помогли законы механики, открытые современной для  того времени физикой, законы И.Ньютона. Именно они и были использованы Декартом для обоснования первой в истории  психологии теории рефлекса, которая  со временем получала все большее  обоснование в открытиях в  смежных с психологией областях науки и стала одним из постулатов современной психологии. Принцип  активности, использованный Лейбницем  для объяснения процессов познания, позволил по-новому представить себе соотношение между субъективностью  и истинностью, адекватностью предмету в наших представлениях о внешнем  мире. Его взгляды впервые показали порочность прежних идей о познании как независимом от эмоций и мотивов  человека процессе, продемонстрировав  единство всех сфер психического. Не менее  важной для психологии (особенно для  немецкой психологии) была и концепция  Лейбница души-монады, в которой  он доказывал, что в психике есть не только область сознания, но и  область бессознательного. Появление новых социальных групп и нарождение нового общества требовали пересмотра не только научных истин, но и нравственных ценностей уходящей эпохи, а следовательно, и разработки новой этики. Анализ подхода к проблеме эмоций и свободы человека в теориях психологов Нового времени показывает, что в решении этих вопросов они во многом склонялись к позиции ученых античности, которые считали, что эмоции отражают внешнюю ситуацию (а часто и вызываются ею). Поэтому они также связывали свободу с возможностью преодоления аффекта и разумной регуляцией деятельности. В этом плане обращает на себя внимание позиция Декарта, который выделял пассивные эмоции (страсти), доказывая, что они связаны с мышлением и являются одной из составляющих наших понятий, когнитивной оценкой предмета или ситуации. То есть концепция Декарта, по сути, служит основанием для последующего развития современной когнитивной теории эмоций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Первые теории Нового времени.

Уже в конце XVI - начале XVII в. в психологической науке оформляются два основных подхода в теории познания, связанные с именами выдающихся мыслителей - Ф. Бэкона и Р. Декарта. Первый из них стал основателем эмпиризма, предполагающего ориентацию на чувственное познание, опыт и эксперимент, второй же олицетворял рационалистический подход. В 1597 г. Бэкон опубликовал первый вариант своих «Опытов или наставлений нравственных и политических», которые принесли ему литературную известность. Впоследствии он неоднократно перерабатывал и переиздавал это произведение, считая его лучшим плодом своего творчества. В своих незаконченных работах, написанных еще в период своей политической и государственной деятельности, с 1603 по 1612г., Бэкон сформулировал основные идеи и положения, которые получили свое окончательное оформление в «Новом Органоне» (1620) - второй части проекта его жизни, «Великого Восстановления наук», который так и остался незавершенным. В этих работах Бэкон сформулировал основы направления, которое получило название эмпиризм. В эмпиризме утверждается, что истинное знание базируется не только на чувственном опыте, но и на эксперименте, т. е. данные наших органов чувств должны дополняться и проверяться результатами эксперимента, показаниями приборов. Необходимой предпосылкой как для построения новой науки, так и для объективного познания является, по мнению Бэкона, очищение разума от идолов, или призраков (под ними Бэкон понимал заблуждения человеческого ума, недостатки, которые искажают правильное познание или мешают ему).

2.1. В чем суть учения об идолах Ф.Бэкона?

«Учение об идолах» было одной из важнейших частей его  методологии. Он выделял четыре вида идолов: идолы рода, пещеры, рынка  и театра. Первые два вида идолов Бэкон считает врожденными, вторые два вида -приобретенными. В своих работах ученый дал подробное описание и характеристику каждого вида:

- идолы рода - недостатки, связанные с особенностями строения  и функционирования органов чувств  человека (например, невозможность  видеть ультрафиолетовые лучи);

-идолы пещеры отражают  субъективность познания, так как  человеку трудно признать чужую  точку зрения;

- идолы рынка связаны  с использованием слов, которые  не всегда адекватны реальности;

- идолы театра - недостатки, которые являются результатом  преклонения перед авторитетами, часто ложными, и стремления  доверять им больше, чем собственному  размышлению.

Свой новый метод - индуктивную  логику - Бэкон понимал как орудие познания, органон(поэтому свой главный труд он назвал «Новый Органон»). Его значение он сравнивал с возможностью применения линейки и циркуля для вычерчивания ровных линий и совершенных кругов людьми, обладающими разными способностями. Важной для становления объективной науки стала идея Бэкона об использовании математики, которую он считал «великим приложением» к наукам и рассматривал как «вспомогательную» дисциплину. Сформулированные Фрэнсисом Бэконом принципы стали общими методологическими принципами построения науки Нового времени, в том числе и психологии. Кроме способностей души психология, по мнению Бэкона, должна изучать произвольные движения, раздражимость и ощущения. Таким образом, Бэкон разработал план психологических исследований, который нашел свое воплощение в работах его последователей (Гоббса, Локка). С именем Рене Декарта (1596-1650) связаны многие выдающиеся открытия в различных областях науки - математике, физике, анатомии, биологии, астрономии. От латинизированного имени Декарта - Картезий произошел термин картезианство, обозначающий направление, сформировавшееся под влиянием его идей. Важной заслугой /Декарта стало открытие рефлекса. Признавая существование двух независимых субстанций - души и тела, он пришел к выводу, что тело не нуждается в душе как источнике активности. В его теории тело мыслится как машина, функционирующая по законам механики. Источник движения находится не в душе, а в самом теле, в его конструкции, организации, которая «запускается», как любая машина-автомат, внешним толчком. Таким образом, согласно Декарту, душа наделена собственной активностью, направляющей процессы мышления, познания, а основная функция тела - это движение, которое рассматривается как рефлекс. Сам термин рефлекс в работах Декарта отсутствует, но в его описаниях строения и функционирования тела четко прочитываются основные компоненты рефлекторной дуги. Значительное влияние на создание Декартом его теории рефлекса оказало открытие Гарвеем процесса кровообращения. Прохождение нервного импульса Декарт мыслил по аналогии с прохождением крови по сосудам. Он считал, что все тело пронизано нервами, берущими свое начало в мозге и идущими ко всем частям тела. Нервы он представлял в виде тонких ниточек, окруженных оболочкой, как трубочкой. В этих трубочках помимо ниточек содержатся «животные духи» - наиболее подвижные и легкие частицы крови, которые отфильтровываются от других частиц в мозге (тела, «не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро»). Через поры в мозге животные духи могут перемещаться в нервы, а из них в мышцы, благодаря чему тело способно совершать разнообразные движения. При внешнем воздействии на нервные окончания натяжение нити открывает клапаны, и животные духи переходят из одной трубочки в другую, направляясь к соответствующей мышце, раздувают ее, заставляя укорачиваться и сокращаться. Таким образом, прослеживая путь, который проходят животные духи по нервам от рецепторов к мозгу, а затем к мышцам, Декарт фактически дал описание рефлекторной дуги. Так с учением Декарта в психологии утвердился новый вид детерминизма -механистический детерминизм.

Информация о работе Развитие психологии в новое время