Развитие психологии в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 00:00, реферат

Краткое описание

Охарактеризовать основные направления развития и достижения науки психология в XIX веке - цель данной работы.
Задачи:
Выделить этапы становления психологии, как самостоятельной науки в XIX веке, и охарактеризовать их;
Изучить труды ученых в этой области, и их значение для развития психологии;
Определить значение достижений в психологии XIX столетия, для последующего ее развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………….2
Этапы становления психологии, как самостоятельной науки в XIX веке………………………..3
Характерные черты науки психология на различных этапах развития……………………………………………………………..5
Значение достижений в психологии XIX столетия, для современности……………………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………13
Литература………………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие психологии в 19 веке.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)


 

Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………….2
  2. Этапы становления психологии,                                                        как самостоятельной науки в XIX      веке………………………..3
  3. Характерные черты науки психология на различных этапах развития……………………………………………………………..5
  4. Значение достижений в психологии XIX столетия, для современности……………………………………………………...11
  5. Заключение…………………………………………………………13
  6. Литература………………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

XIX век - это время интенсивного развития в научной мысли: появление новых наук, отраслей и т др. В этой связи психология не является исключением хотя бы потому, что именно в этом веке она сформировалась в самостоятельную  науку. Важно исследовать ее именно на этом этапе – этапе обособления.

Охарактеризовать основные направления развития и достижения науки психология в XIX веке - цель данной работы.

Задачи:

  1. Выделить этапы становления психологии, как самостоятельной науки в XIX веке, и охарактеризовать их;
  2. Изучить труды  ученых в этой области, и их значение для развития психологии;
  3. Определить значение достижений в психологии XIX столетия, для последующего ее развития.

Таким образом, попытаемся, рассмотрев подробно каждый из аспектов, представить общую картину развития психологии как науки в XIX веке.

 

 

 

 

  1. Этапы становления психологии, как самостоятельной науки в XIX веке.

 От античности, до XIX века, наука о психологии представляла собой лишь отрасль философии. Самостоятельность она приобрела благодаря переосмыслению ее сущности. Можно применять различные критерии для систематизации направлений развития психологии в XIX веке. Ведь, как заметил Жуков, автор книги «История психологии» С. М.«Каждая эпоха, каждая страна, каждый народ сделали свой неоценимый, уникальный вклад в развитие психологии на основе своей самобытности, своих возможностей, своей культуры»1  Но, если обобщить все подходы, развитие психологии в XIX веке будет выглядеть примерно так:

1 Развитие психологии, как науки о сознании, в период до формирования экспериментальной психологии:

     - становление немецкой эмпирической психологии;

     - развитие  ассоциативной психологии  в XIX веке;

     - развитие психологии  в России в XIX в 

2. Формирование естественнонаучных предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку:

        - физиология нервной системы и органов чувств. Э.Г. Вебер (1795-1878) сформулировал закон различной чувствительности;

       - возникновение психофизики и психометрии. Г.Т. Фехнер (1801-1887) Основатель психофизики;

       - учение Ч. Дарвина(1809-1882) , и его значение для психологии.

3. Первые программы психологии, как самостоятельной науки:

           - в 1879 г. был основан Институт экспериментальной психологии;

           - И.М. Сеченов (1829-1905) проводит опыт по изучению работы мышц рук;

           - Н.Я. Грот (1852-1899). Основал первый в России журнал по вопросам философии и психологии         «Вопросы философии и психологии» (1889);

           - H.H. Ланге (1858-1921). Один из основоположников экспериментальной психологии в России

4. Развитие прикладных областей психологии в конце столетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Характерные черты науки психология на различных этапах развития.

 

Одним из первых попытку  перестроить ассоциативную психологию предпринял немецкий психолог и педагог  Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841). Его «Учебник психологии», выпущенный в 1834 г. стал новым этапом в развитии ассоцианизма, в котором излагаются примерно следующее: 
«Представления не являются пассивным элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом, активностью, которая определяет их положение в сфере психического. Представления могут быть в областях: «ясного сознания» - апперцепция, «сознания» - перцепция и бессознательного. Между этими областями пролегают границы.»2

Эта концепция Гербарта, которую  он назвал «теорией статики и динамики представлений», сыграла большую роль в теории обучения. Гербарт выдвинул идею о четырех принципах обучения, которые должны учитываться при разработке новых методов и обучающих программ. Он говорил о необходимости ясности, ассоциаций, системы и методы.

Впоследствии  Джон Стюарт Милль (1806-1873) предложил свою систему ассоцианизма, которую стали называть «ментальной химией». 

Милль-младший утверждал, что законы духовных явлений иногда аналогичны механическим, иногда же химическим законам. 
Теория «ментальной химии» Милля-младшего сыграла важную роль в преодолении слабых сторон ассоциативного направления. Эта теория знаменует собой этап начала кризиса ассоцианизма.  
Дальнейшее развитие психологии связано с эволюционной теорией Дарвина. «С теорией эволюции в психологии появились два новых постулата – об адаптации как главной детерминанте, определяющей психическое развитие, и о генезисе психики, т.е. о том, что все психические процессы не появляются в готовом виде, но проходят закономерные этапы в своем развитии.»3 
Эволюционный подход в психологии отразился в концепции  Александра Бэна (1818-1903). «В работах «Ощущения и интеллект», «Эмоции и воля» он доказывал, что ассоциативная психология должна рассматривать не только как ассоциации, существующие в сознании человека, но и те, которые лежат в основе его поведения. Большое внимание Бэн уделял рефлексам, инстинктам, навыкам. Истолковывая движущие силы поведения, Бэн вступил в противоречие причинной тенденцией в психологии, где главным механизмом поведения считался, еще со времен Декарта, рефлекс. Бэн противопоставил рефлексу спонтанное действие. Большое внимание Бэн уделял факторам, которые определяют переход от инстинктивного поведения к поведению волевому. Апеллируя к эволюционной теории, он доказывал, что как природа, пробуя и ошибаясь, отбирает наиболее продуктивные виды, так и человек совершает переход от неосознанного, спонтанного поведения к разумному и волевому не сразу, а постепенно.»4 
Так появилась в психологии модель проб и ошибок, которая в дальнейшем была положена американской психологией в основу объективного исследования поведения.

Если Бэн способствовал фактическому изменению предмета психологии, то теоретическое обоснование этому  было сделано социологом Гербертом Спенсером (1820-1903). Спенсер был основателем позитивизма, в русле которого он и пытался трансформировать методологию ассоциативной психологии. Основой позитивной психологии Спенсер, как и Бэн, делает теорию эволюции.

«Впервые со времен Декарта Спенсер обратился к анализу предмета психологии, т.к. считал его отождествление с сознанием неудовлетворительным. Он определил предмет психологии как соотношение внешних форм с внутренними, ассоциации между ними. Т.о., он расширил предмет психологии, включив в него не только ассоциации между внутренними факторами, т.е. ассоциации в поле сознания, но и связь сознания с внешним миром.

Исследуя различные  состояния души, он пришел к выводу, что существуют параллельные этапы  в развитии внутренних и внешних (поведенческих) психических актов.»5 Он подчеркивал уникальность психологии как единственной науки, которая рассматривает связь внешнего и внутреннего, в то время как другие дисциплины остаются либо во внешнем поле (физика, химия), либо во внутреннем (философия, физиология). 
В своей работе «Основы психологии», вышедшей в 1872 г., Спенсер писал о том, что психика является механизмом адаптации к среде. Т.е. на смену механистической детерминации пришла детерминация биологическая. Психика возникает закономерно на определенном этапе эволюции, в тот момент, когда условия жизни существа усложняются настолько, что приспособиться к ним без адекватного их отражения невозможно. 
Идея о связи интеллекта с адаптацией стала ведущей для психологии в начале ХХ века. Спенсер исследовал разницу в психическом развитии людей, принадлежащих к разным народам и живущим в разное время. Это позволило ему отказаться от прежних взглядов ассоцианизма на прижизненность формирования знаний. Теория Спенсера способствовала созданию экспериментальной психологии.

В последней четверти XIX века ассоцианизм получает модное «экспериментальное» подкрепление. Рождением своим экспериментальная психология во многом обязана мощному развитию в XIX веке физиологических экспериментальных исследований.  
       Огромное значение для психологии имело и становление смежных с ней областей – психофизики и психометрии. «Основателем психофизики является известный немецкий физик и психолог Густав Теодор Фехнер . В своих работах он опирался на труды анатома и физиолога Вебера, исследовавшего физиологию органов чувств. Наибольшее значение имели проведенные Вебером в 30-х года XIX века исследования по изучению соотношения ощущений и внешних воздействий, которые их вызывают. Именно эти работы и привлекли внимание Фехнера. Фехнер ввел в психологию представление о пороге ощущения, т.е. о величине раздражителя, вызывающей либо изменяющей ощущение. Данное направление исследований назвали психофизикой, поскольку в этой науке экспериментальными методами изучалась зависимость психических состояний от физических воздействий.»6

В 60-х годах голландский  физиолог Дондерс (1818-1889) провел эксперименты по изучению скорости протекания психических процессов и начал измерять скорость реакции субъекта на воспринимаемые им объекты. Так были заложены основы психометрии. Эти эксперименты наряду с экспериментами по измерению порогов стали главными в зарождающейся экспериментальной психологии.

Ее появление по праву  связывают с именем немецкого  ученого Вильгельма Вундта. (1832-1920).

«Вундт пришел в психологию из физиологии. Организовав в Лейпциге первый специальный психологический институт (1875), он занялся в нем темами, заимствованными у физиологов – изучением ощущений, времени реакций, ассоциаций, психофизики. Задачи психологии: 1) выделить путем анализа исходные элементы; 2) установить характер связи между ними; 3) найти законы этой связи.

Он считал, что сознание (бессознательные процессы отрицал) состоит из отдельных элементов, которые, соединяясь между собой  по законам ассоциации, образуют представления, отражающие объективную реальность. Простейшими элементами сознания являются ощущения и чувства (эмоциональные состояния). 
До Вундта универсальным механизмом соединения отдельных элементов в комплексы считались ассоциации. Он ввел еще одну связь – апперцептивную. Мышление невозможно объяснить только законами ассоциаций. Ведь его течение не всегда зависит от внешней ситуации, но побуждается внутренней мотивацией, направленностью на задачу. Осознание этой цели позволяет сосредоточиться на решении проблемы, игнорируя мешающие воздействия среды»7 Т.о., Вундт пришел к мнению, что именно спонтанная, внутренняя активность регулирует течение мыслей. Первичной силой человеческого бытия является воля, которая помогает ассоциациям связывать отдельные элементы в целостную картину на высших этапах развития психики. Изучение волевого поведения сделало Вундта создателем нового направления в ассоциативной психологии – волюнтаризма. 
Главной заслугой Вундта является разработка экспериментального метода исследования психики. Интроспекционизм – древняя концепция и, как говорил исторический опыт, совершенно бесперспективная для научного исследования психологических факторов. Но Вундт вносил в нее коррективы, с помощью которых, как он считал, преодолевались слабости старого интроспеционизма. Обычное самонаблюдение бесконтрольно и хаотично. Контроль и порядок в исследование сознания способны, по Вундту, внести экспериментальные процедуры физиологии.

В дальнейшем Вундт занялся  разработкой направления, посвященного психическому аспекту создания культуры. Он написал 10-томную «Психологию народов» (1900-1920). В этой работе Вундт высказал важную мысль о том, что методом исследования психологии народа может стать анализ продуктов его творческой деятельности (сказок, мифов, религии). 

4. Значение достижений в психологии XIX столетия, для современности.

 
      В целом, психология XIX столетия задала импульс для дальнейших исследований сознания и личности человека. «В психологии в конце XIX - начале XX вв. начинают использоваться понятие самосознания и личности, которые постепенно вытесняют понятие сознания и поведения (они не исчезают, а приобретают новое значение, занимают определенное место в новой системе понятий о психике). Представитель американского функционализма вводит в научный оборот понятие эмпирического «Я», или собственно личности, самооценки, самоуважения, чистого «Я» и др., опираясь на главный для него понятия «потока сознания».»8 
 В концепциях 3. Фрейда, К. Г. Юнга, представителей французской социологической школы, а также гуманистической психологии выходит на первый план категория личности как системы психических свойств, «открытой системы» и другие. 

К началу ХХ века психологические  лаборатории были созданы во многих городах Европы и США. Наиболее интересные экспериментальные исследования связаны  с Германией, в частности с Германом Эббингаузом (1850-1909).  
Хотя Эббингауз не разработал своей психологической теории, его исследования стали ключевыми для экспериментальной психологии.  
          Появление первой экспериментальной психологической лаборатории, открытой Вундтом, стало кульминационной точкой в развитии ассоцианизма. Система ассоцианизма обнаруживает свою несостоятельность при объяснении фактов психической жизни. Сначала ее пытаются спасти путем ввода каких-то новых положений, но эти новые положения несовместимы с прежними – и таким образом, в конечном итоге методология данного направления терпит крах, и ассоцианизм перестает существовать как направление. Но это происходит уже в 20 веке. 
Идеи ассоциативной психологии до сих пор работают в педагогике (мнемические приемы), психотерапии (метод свободных ассоциаций при изучении бессознательного), в юридической практике (детектор лжи).

В каждой психологической  концепции есть своя правда – есть она и в ассоциативной концепции, несмотря на ее механистичность. Ведь явление ассоциации, безусловно, существует и оказывает значительное влияние на ход психической деятельности.

Как писал С.Л.Рубинштейн, ассоциация – это вообще не столько  «механизм», сколько явление, - конечно, фундаментальное, - которое само требует  объяснения и раскрытия его механизмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение.

 

Таким образом, психология XIX века, активно развиваясь и совершенствуясь, прошла сложный путь от абстрактных понятий сознания и психики вообще, к изучению личности человека, его самосознанию. Благодаря этому, стал возможен психоанализ (психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом), а также такие направления современной психологии, как бихевиоризм, бешталь психология, глубинная психология, гуманистическая психология, и многие другие.

Информация о работе Развитие психологии в 19 веке