Развитие психологии как самостоятельной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 04:13, реферат

Краткое описание

Развитие психологических знаний в рамках философии и естественных наук.
В начале XX в. известный немецкий психолог Г.Эббингауз писал: «Психология имеет долгое прошлое и краткую историю». Говоря о «долгом прошлом», Эббингауз имел в виду многовековой период развития психологических знаний в рамках непсихологических научных дисциплин, прежде всего философии.

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие психологии как самост науки.docx

— 18.01 Кб (Скачать файл)

Тема: Развитие психологии как самостоятель-ной науки

Основные исторические этапы развития психологической  науки.

 

Развитие  психологических знаний в рамках философии и естественных наук.

В начале XX в. известный немецкий психолог Г.Эббингауз писал: «Психология имеет долгое прошлое и краткую историю». Говоря о «долгом прошлом», Эббингауз имел в виду многовековой период развития психологических знаний в рамках непсихологических научных дисциплин, прежде всего философии.

Важнейшие направления развития представлений о душе связаны  с именами Платона (427—347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384—322 гг. до н.э.). Платон, будучи учеником Сократа, создал учение, которое считают первой классической формой объективного идеализма. Согласно Платону индивидуальные души представляют собой несовершенные образы единой универсальной мировой души.

Иное представление о  душе изложено Аристотелем в его  трактате «О душе», который по праву  считают первым специальным психологическим  научным трудом. С точки зрения Аристотеля, душой обладает все живое на Земле. Однако души организмов разных типов выполняют разные функции. Растительная душа (она имеется уже у растений), животная душа (у животных и человека) и разумная (присущая только человеку)» представляют собой три ступени жизни, три уровня развития. Растительная душа выполняет только вегетативные функции, животная душа — чувственно-двигательные функции, разумная душа — это разум и воля, которые есть проявления божественного разума и божественной воли в человеке и потому они бессмертны и могут быть отделены от тела. Его учение оказало огромное влияние на все последующее развитие психологической мысли, некоторые открытия философа актуальны и сегодня.

Вершиной и завершением  этапа развития психологического знания в рамках учения о душе стала система  взглядов Фрэнсиса Бэкона (1561—1626), заложившая основы эмпирического изучения души и ее способностей. Новизна подхода Бэкона состояла в том, что он призвал отказаться от умозрительного решения вопросов о природе души, ее сущности и бессмертии и перейти к непосредственному эмпирическому изучению психических явлений и процессов. Бэкон положил начало новому этапу развития психологии как «науки о сознании».

 

Становление психологии как самостоятельной  научной дисциплины.

Началом развития психологии как самостоятельной науки принято  считать 1879 год, в котором В.Вундт  — немецкий психолог, физиолог и  философ — открыл первую экспериментальную  психологическую лабораторию при  Лейпцигском университете. Спустя два  года на базе этой лаборатории был  создан институт экспериментальной  психологии, в котором учились  многие выдающиеся психологи мира, в том числе и из России —  В.М.Бехтерев, Г.И.Челпанов, Н.Н.Ланге. В этом же году Вундт основал первый психологический журнал. Благодаря усилиям Вундта в 1889г. в Париже был проведен Первый международный психологический конгресс и учреждено научное психологическое сообщество. Согласно представлениям Вундта психология имеет уникальный предмет — непосредственный опыт субъекта, постигаемый только путем самонаблюдения, или интроспекции, — особой процедуры наблюдения субъекта за процессами в своем сознании, требующей длительной тренировки. Выделив «простейшие элементы сознания» — ощущение и элементарные чувства, — Вундт считал основной задачей.

Интенсивное развитие экспериментальной  психологии в начале XX в. привело к расширению круга изучаемых явлений, что в свою очередь сделало очевидным недостаточность психологии сознания и интроспективного метода для объяснения душевной жизни человека. Изменилось и само представление о сознании: его перестали рассматривать как замкнутый в себе внутренний мир, доступный познанию лишь самого субъекта. Назрела необходимость в принципиальном пересмотре взглядов на предмет психологии. В это время возникали несколько конкурирующих концепций, каждая из которых отстаивала свою точку зрения на то, чем должна заниматься психология.

Автором одной из теоретических  концепций, возникшей на заре XX в., был австрийский психолог и психиатр 3. Фрейд. Его учение, названное психоанализом, получило широкую известность и оказало огромное влияние не только на дальнейшее развитие психологии, но и на искусство, литературу, медицину, другие области научных исследований, связанные с изучением человека. Согласно Фрейду движущей силой поведения и развития личности являются неосознаваемые, иррациональные влечения, главное из которых — сексуальное (либидо). В психике выделяются три сферы: бессознательное, предсознательное и сознание.

Еще одним крупным психологическим  направлением, сформировавшимся в начале XX в. и оказавшим значительное влияние на последующее развитие психологии, стал бихевиоризм. Его рождение связывают с публикацией Дж. Б. Уотсоном в 1913 г. статьи «Психология с точки зрения бихевиориста». До 60-х гг. XX в. бихевиоризм и сменивший его необихевиоризм занимали господствующее положение среди концепций американской психологии, оказывая влияние на развитие психотерапии, социальной психологии, методов обучения, психологии рекламы и др. Вместе с тем механицизм бихевиоризма и игнорирование им сознания выбывали жесткую критику представителей других теоретиеких направлений психологии.

Другое психологическое  направление, активно развивавшееся  в 1910— 1930-х гг. в Германии, получило название «гештальтпсихологии». Основные ее представители — М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка — являлись сотрудниками Берлинского университета. Гештальтпсихология не отказывалась от изучения феноменов сознания и метода феноменологического самонаблюдения, однако само сознание ею понималось как некое динамическое целое, как «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными. Единицей анализа этого поля выступал гештальт как целостная образная структура, несводимая к сумме составляющих его ощущений. Достижения гештальтпсихологии в области изучения восприятия и творческого мышления составляют золотой фонд мировой психологии.

Таким образом, в 1910—1930-е  гг. в мировой психологии сформировалось большое количество конкурирующих, часто несовместимых и несопоставимых друг с другом направлений. В их числе  следует прежде всего назвать психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихологию. Наряду с ними происходило развитие и других теоретических школ, в частности динамической психологии К.Левина и генетической психологии Ж.Пиаже. Сложилась уникальная ситуация, которая была названа открытым кризисом психологии: вместо единой науки имели хождение разные теории со своими предметами исследования, методами и принципами. Позитивное содержание кризиса заключалось в активной работе по созданию психологической теории, которая отвечала бы запросам интенсивно развивавшегося общества.

Состояние психологии, характеризующееся  многообразием взглядов на ключевые вопросы развития науки, сохраняется  и в настоящее время. Однако расхождения  между отдельными научными школами  перестали восприниматься как непреодолимые  и разрушающие целостность психологии, наоборот, предмет психологии трактуется настолько широко, что конкурировавшие  ранее направления выступают  как взаимодополняющие друг друга.


Информация о работе Развитие психологии как самостоятельной науки