Развитие психологических наук в Арабоязычных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 18:14, реферат

Краткое описание

Древнегреческая цивилизация в условиях нараставшей социально-экономической деградации общественно разрушалась. Постепенно утрачивалась большая часть добытых знаний. Жестокие удары по распавшейся античной культуре наносила христианская церковь, создавала атмосферу воинственной нетерпимости ко всему «языческому». В IV веке был уничтожен научный центр в Александрии. В начале IV века император Юстиан закрыл просуществовавшую около тысячи лет Афинскую школу – последний очаг античной философии. Естественнонаучные исследование природы приостановилось. Его сменили религиозные спекуляции.

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие психологических наук в Арабоязычных странах.doc

— 36.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Развитие психологических наук в Арабоязычных странах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Лашаковская В. В.

 Общая психология 2 курс 4 группа

Арабоязычная наука

Древнегреческая цивилизация в условиях нараставшей социально-экономической деградации общественно разрушалась. Постепенно утрачивалась большая часть добытых знаний. Жестокие удары по распавшейся античной культуре наносила христианская церковь, создавала атмосферу воинственной нетерпимости ко всему «языческому». В IV веке был уничтожен научный центр в Александрии. В начале IV века император Юстиан закрыл просуществовавшую около тысячи лет Афинскую школу – последний очаг античной философии. Естественнонаучные исследование природы приостановилось. Его сменили религиозные спекуляции.

Переориентация философского мышления на сближение с позитивным знанием о природе совершалась в этот период в недрах другой культуры – арабоязычной, расцвет которой пришелся на VIII – XII века.

После объединения в VII веке арабских племен возникло государство, имевшее свои идеологическим оплотом новую религию – ислам. Под эгидой этой религии началось завоевательное движение арабов, завершившееся образованием Халифата, на территориях которого жили народы с древними культурными традициями.

Государственным языком Халифата стал арабский, хотя культура этого огромного государства воспринимала движения многих населявших его народов, а также эллинов и народов Индии. В культурные центры Халифата прибывали караваны верблюдов, навьюченых книгами чуть ли не на всех известных тогда языках.

В то время в Западной Европе, распавшейся на замкнутые феодальные мирки, были начисто забыты достижения европейской и александрийской науки, на арабском Востоке кипела интеллектуальная жизнь. Сочинения Платона и Аристотеля, других античных мыслителей переводились на арабский язык, переписывались и распространялись по всей огромной арабской державе – от Средней Азии до Пиренейского полуострова и Африки.

Именно это стимулировало развитие науки, прежде всего физико-математической и медицинской. Астрономы, математики, химики, географы, ботаники, врачи создавали мощный культурно-научный слой, из которого выделялись крупнейшие умы. Они обогатили достижения своих древних предшественников и создали предпосылки для последующего подъема философской научной мысли на Западе, в том числе и психологической. Среди их следует выделить прежде всего среднеазиатского ученого Ибн-Сину (XI век) (Авиценну).

С точки зрения развития естественнонаучных знаний о душе, особый интерес представляет медицинская психология Ибн-Сины. В ней важное место отводилось роли аффектов в регуляции и развитии поведения организма. Созданный Ибн-Синой «Канон медицинской науки» обеспечивал ему «самодержавную власть во всех медицинских школах средних веков». Ибн-Сина был также одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды, придавая при этом важное значение воспитанию. Именно посредством воспитания осуществляется, по Ибн-Сине, воздействие психического на устойчивую структуру организма. Чувства, изменяющие течение физических процессов, возникают у ребенка в результате воздействия на него окружающих людей; вызывая у ребенка те или иные аффекты , взрослые формируют его натуру.

Физиологическая психология Ибн-Сины включает, таким образом, предложения о возможности управлять процессами в организме и даже придавать организму определенный устойчивый склад путем воздействия на его чувственную, аффективную жизнь, зависящую от поведения других людей. Идея взаимосвязи психического и физиологического разрабатывалась Ибн-Синой на основе его обширного медицинского опыта.

Имеются сведения о том, что, не ограничиваясь наблюдениями, он предпринял попытку изучить этот вопрос экспериментально. Двум баранам давалась одинаковая пища; при этом один питался в обычных условиях, а рядом с другим привязывали волка. В результате второй баран, несмотря на нормальное питание, начинал худеть и быстро погибал. Неизвестно, какое объяснение Ибн-Сина давал этому опыту, но сама его схема говорит об открытии роли противоположных эмоциональных установок в возникновении глубоких соматических сдвигов. Все это дает основание видеть в исследованиях Ибн-Сины зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний

Особый интерес арабские натуралисты и математики, Ибн-Сина и том числе, проявляли к органу зрения. Среди исследований в этой области выделяются открытия Ибн-аль-Хайсама (XI век) (Альгазена). В каждом зрительном акте он различал, с одной стороны, непосредственный эффект запечатления внешнего воздействия, с другой стороны – присоединяющуюся к этому аффекту работу ума, благодаря которой устанавливается сходство и различие видимых объектов.

Ибн-аль-Хайсам изучил такие важные феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т. д. Он указывал, что для полного восприятия объектов необходимо движение глаз – перемещение зрительных осей. Ибн-аль-Хайсам подверг анализу зависимость зрительного восприятия от его длительности. Подметив, что при  кратковременном предъявлении могут быть правильно восприняты лишь знакомые объекты, он сделал вывод: условием возникновения зрительного образа служат не только непосредственные воздействия световых раздражителей, но и сохраняющиеся в нервной системе следы прежних впечатлений.

Схема Ибн-аль-Хайсама не только разрушала теории зрения, но и вводило новое объяснительное начало. Исходная серсорная структура зрительного восприятия рассматривалась как производное от законов оптики и от свойств нервной системы.

Изучением функций глаза занимались и другие ученые, обнаружившие, в частности, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, как предполагалось раньше, а сетчатая оболочка. Автором этого открытия считают философа и врача Ибн-Рошда (XII век) (Аверроиса). Его учение о человеке и его душе оказало  наибольшее влияние на западноевропейскую философско-психологическую мысль. Оно жестоко преследовалось как мусульманской, так и христианской религией. И это не удивительно, поскольку Ибн-Рошд отрицал бессмертие индивидуальной души. Он по- своему прокомментировал учение Аристотеля. Подчеркнув разделение души и разума.

Под душой разумелись функции, которые неотделимы от организма. Они необходимы для деятельности разума, нераздельно связаны с телом и исчезают вместе с ним. Сам же разу является божественным и входит в индивидуальную душу из вне, подобно тому как солнце посылает свои лучи органу зрения. С исчезновением тела и индивидуальной души «следы», оставленные божественным разумом в душе, отделяются от исчезнувшего смертного индивида и продолжают существовать как момент универсального разума, присущего всему человеческому роду.

Признание высшего интеллектуального равенства людей и богоподобия человека было не совместимо с идеологией тогдашнего общества, основанной на строгой социальной иерархии его членов. Апология божественного разума оборачивалась у Ибн-Рошда  (получившего на Западе почетное имя Комментатора) защитой земного достоинства человека.

 

 

 


Информация о работе Развитие психологических наук в Арабоязычных странах