Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:20, лекция
Психология античности является истоком и началом научной психологии (первая форма научной психологии). Это не первая психологические представления их корни глубже --- в мифе, религии. Выготский в своем 'Кризисе' писал, что "психология как наука должна была начаться с идеи Души". Он показывает закономерность появления психологии как науки о душе, что отражает факт преемственности между наукой и донаучными представления о душе. Явление и феноменология души были известны давно но попытка объяснения их могла существовать только в рамках уже научного описания. То есть понятие и описание этого явления уже было, а в античности впервые возникают научные представления о душе.
Лекция №2
История Психологии
Развитие психологических представлений в античности.
Психология античности является истоком и началом научной психологии (первая форма научной психологии). Это не первая психологические представления их корни глубже --- в мифе, религии. Выготский в своем 'Кризисе' писал, что "психология как наука должна была начаться с идеи Души". Он показывает закономерность появления психологии как науки о душе, что отражает факт преемственности между наукой и донаучными представления о душе. Явление и феноменология души были известны давно но попытка объяснения их могла существовать только в рамках уже научного описания. То есть понятие и описание этого явления уже было, а в античности впервые возникают научные представления о душе. Основной их особенностью является то, что эти понятия развиваются в рамках учения о душе, что не тождественно психологии, но релевантно зарождению психологических знаний.
В античности не было единого представления о душе; были разные учения о душе. Наиболее развитыми представлениями являлись три фундаментальные концепции души (расположенные в том числе и хронологически):
1. Учение в рамках
атомистического материализма (Левкип
и Демокрит) и его развитие
в системах Эпикура и
2. Идеалистическое учение о душе Платона.
3. Концепция Аристотеля
совмещала в себе оба
А. В античности в рамках учения о душе складываются два фундаментальных направления, которые пройдут через века -- материалистическое и идеалистическое учение о душе. Несмотря на условность этого разделения, по решению основных вопросов (понимания природы души, ее происхождения, сущности, судьбы души после смерти) такое разделение правомерно.
Б. В античности складываются первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях (учение о познавательных процессах: ощущениях, явлений памяти, воображения, мышления, мудрости, об аффективной сфере личности (которое шире чем современно, так как включают все знания об общей эмоциональной сфере личности: страсти, эмоции, чувства , складываются также некоторые представления о волевых характеристиках личности (анализ действия у Аристотеля), складываются представления о характере (врожденный ли, развивающийся ли при жизни?), в рамках медицинской концепции складывается учение о темпераменте, то есть направления развивающиеся и сейчас и есть те, которые утрачены (например понятие души присутствует далеко не во всех концепциях современной психологии). Однако здесь много и представлений непсихологичесих (чисто философских) представлений, но есть и учения об ощущении как процессе (теория истечения Демокрита), учение Аристотеля о промежуточной среде как механизме возникновения чувственного образа ощущения, учения об уподоблении Аристотеля в ощущении. У Аристотеля вообще наиболее разработанная концепция познавательных процессов в силу того, что он опирался уже на естественно-научные знания, а не только на наблюдения.
Психологические представления античности (характер, возникновение) обусловлены сферой практической деятельности античного общества, то есть с необходимостью решения практических проблем в области воспитания, риторики, искусства и его воздействия на человека.
Античная психология оказала непосредственное влияние на последующее развитие психологической мысли в том смысле, что впоследствии продолжалась дальнейшая разработка психологических представлений античности, знание о психических процессах. Например влияние Аристотеля об активной природе познания (ощущения возникают при воздействии на нас извне, но ощущения нельзя понимать как простой отпечаток предмета. Навстречу внешнему влиянию устремляется активность души, что в результате и дает ощущение как таковое, образ предмета. В этом специфика психических явлений; психическая активность не воплощается во внешнем предмете, ничего не возникает в мире, она дает в качестве воплощения психический образ, чувство, то что остается в субъекте) оказало прямое влияние на психологию интенциональных актов Брентано (1874) "Психология с эмпирической точки зрения" (главная особенность психической жизни состоит в направленности психики, познания на предмет). Фундаментальное значения для последующей науки имеет учение стоиков об аффектах, которое составляет базовое знание об этой стороне психической жизни (в 17 в. развиваются у Декарта, Спинозы и по настоящее время вызывают интерес). Учение Гиппократа о темпераменте, представление Галена о чувственном и двигательном нерве, получили дальнейшее развитие. В целом, по крайней мере, западная психология является продуктом античности.
В античности сложилась определенная методология психологического исследования (аристотелевский способ мышления в психологии в понимании Левина). Она существует и в современной психологии и содержит черты, соотносимые с признаками естественно-научного подхода:
- подход к психическим
явлениям на основе выделения
общих закономерностей
- классификационный характер подхода (различение различных процессов). и т д.
Идея состоит в том, что психическое явление содержит некоторые характеристики, которые должны быть выявлены. Понимание психики не как имеющей некоторые раскрываемые в исследовании свойства (Аристотель), а как результата всей той обстановки в которой происходит психический процесс (галилеевский способ мышления ориентированный на познание индивидуального события, случая) пришло намного позже и было чуждо античности.
Таким образом, в античности складывается фундамент знаний (о психических процессах), подходов (материалистических и идеалистических), методологии научного мышления (у Аристотеля). Психология как наука и началась с идеи о душе и уходит своими корнями в античность.
Важнейшей особенностью психологии не только в античности, но и на протяжении многих веков в том, что она развивалась не только в связи с практикой, но и с другими науками. Это привело к тому, что развитие знания в смежных областях (анатомия, физиология) способствовало тому, что учение о душе к 17 в. исключает функции существовавшие в античной психологии (понятие души сокращается в своем объеме в результате роста знания о телесной работе, проявления которой в античности приписывались душе). Происходит переход к новому пониманию душевных явлений как особых, относительно независимых от тела образований и то, что происходит без участия души исключается из рассмотрения круга душевных явлений и психология превращается в науку о сознание, что знаменует собой начало эмпирической психологии.
Возникновение
и история психофизической
Предысторию этой проблемы составляет концепция различения души и тела (еще в античности, хотя такой проблемы не было была проблема души и тела). Эта проблема появляется тогда, когда психическое выделяется в качестве отдельной, независимой самостоятельной субстанции (в античности такого не было. У Платона мир идей, вещей и неоформленное, то есть самой души как категории там нет, и она должна быть помещена в какой-то из трех миров, хотя причастна миру идей. Душа не существует отдельно от тела, она может переселяться, но не может жить самостоятельно).
Психофизическая проблема
появляется в 17 в. благодаря Декарту,
сформулировавшему тезис о
Лейбниц вводит концепцию
предустановленной гармонии: тело и
дух живут по своим законам, но
между ними есть соответствие (гармония
предустановленная Богом). (ТИчнер,
как яркий представитель
Позиция психофизического
параллелизма (которая стала
В основе психофизической проблемы лежит:
1. дуализм (разделение всего
сущего на два начала), противопоставление,
противоположное разделение
2. мысль о вторичности
Во время развития теории психофизического параллелизма развивалась также и теория психофизического взаимодействия, в основе которой лежит положение о значимости психических процессов ( в параллелизме существование психики не обязательно -- все протекает на физиологическом уровне -- эпифеноменализм, на позиции которого стояли многие материалистические концепции Гоббcа, Гартли (атомизм)). В теории взаимодействия есть идея взаимного влияние одного на другое.
К тому же в параллелизме (в особенности
в психологии сознания в которой
психика сведена к сознанию) встает
вопрос о возникновении или
Разработка психофизической проблемы в духе монизма. Одновременно с концепцией дуализма (Декарт), Спиноза выдвинул концепцию монизма: нет двух субстанций, а есть единая природа (Бог), которая имеет разные свойства (атрибуты) и тогда сознание и тело есть атрибуты природы. Монизм утверждает единство мира в разных проявлениях: духовного и материального. Проблема была в соотношении этих атрибутов. Лейбниц (как рационалист) обращается опыту: чем выше организация тела, тем выше духовное сознание. Из этого возникает вывод о функциональной связи между ними. Таким образом сознание есть функция движения, активности тела в пространстве. Чем больше эта активность тела, тем к большей способности расположено тело (?)., а "к чему способно тело, еще никто не разгадал", а чем к большему способно тело, тем больше развит атрибут души. Эта система не отвечает вопрос о развитии и существовании этих атрибутов -- природа всегда была, есть и будет, -- такой, какой мы ее знаем".
Несмотря на то, что
эта концепция более адекватна
многим научным открытиям более
преобладает концепция
1.2 Становление и развитие эмпирической психологии как науки
Начало эмпирический психологии связано с идеями Бэкона, Гоббса, Локка в том, что явления сознания и есть та область, которая должна придти на смену понятия о душе. Локк сформулировал представления о внутреннем опыте как о новом предмете психологического исследования. Возникает новое направление исследования, в котором единственным предметом изучения признаются явления сознания. Вся психология как самостоятельная наука развивалась на базе этого представления (особенное развитие эта линия получила во французском материализме). В философском плане основные понятия этого направления связаны с именами Локка, Гоббса, Декарта и Бэкона. С середины 19 в. выделение психологии как самостоятельной науки (как эмпирической науки о сознании), связано с именами Вундта, Тичнера, Джеймса, Брентано, Челпанова.
Первый шаги в сторону более объективной психологии совершил Фехнер, который вывел закон зависимости между силой стимула и ощущениями («Ощущение изменяются пропорционально логарифму силы раздражителя»).
И только в 1879 году в Лейпцигском университете немецким ученым Вильгельмом Вундтом была образована первая психологическая лаборатория, ставшая изучать содержание и структуру сознания на научной основе. Это было началом развития психологии как научной дисциплины.
1. Представление об
опытных, а не врожденных
Информация о работе Развитие психологических представлений в античности