Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 14:05, лабораторная работа
Цель работы:
Развить речь у детей младшего школьного возраста для увеличения эффективности учебной деятельности.
Задачи:
1. Организовать и провести мероприятия направленные на развитие речи;
2. Анализировать процесс выполнения и эффективность развивающих мероприятий, составить заключение;
3. Составить рекомендации для каждого испытуемого в соответствии с результатами развивающей работы.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Братский
государственный
университет»
Кафедра «Педагогики и психологии»
Дисциплина «Психолого-педагогическая
коррекция»
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Лабораторная
работа №6
Выполнил:
студентка
гр. ПиП-06 А.А. Гориченко
Проверил:
доцент кафедры
ПиП
БРАТСК 2010
РАЗВИТИЕ
РЕЧИ
Пояснительная записка
Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.
В младшем школьном возрасте «весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им письменной речью, которая имеет большое значение для умственного развития ребенка». На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обучаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому - связно, систематически, продуманно, - строить и свою устную речь. Именно поэтому в младшем школьном возрасте необходимо целенаправленно заниматься развитием речи.
Цель работы:
Развить речь у детей младшего школьного возраста для увеличения эффективности учебной деятельности.
Задачи:
Материалы и оборудование:
Несложный текст, лист со скороговорками, листы бумаги формата А4, шариковые ручки, лист бумаги с 16 напечатанными буквами, лист бумаги со словами, в которых перепутаны слоги.
Временные затраты:
Подготовка материала для занятий – 40 мин;
Проведение коррекционных мероприятий – 2 часа из расчета;
Анализ процесса выполнения и эффективности развивающих мероприятий, составление заключения – 2 часа;
Разработка рекомендаций – 1 час.
Итого:
5 часов 40 минут.
Ход работы:
Развивающие мероприятия проводились с детьми младшего школьного возраста - 9 лет. Все участники с энтузиазмом отнеслись к предложению выполнить некоторые задания, в их поведении не проявлялось видимых следов усталости и пониженного эмоционального состояния, либо чрезмерного эмоционального возбуждения.
В начале занятия испытуемым были кратко объяснены цели предстоящей работы, что позволило создать рабочий настрой.
Для протокола испытуемым были присвоены номера – 1, 2, 3.
Часть 1: Разучивание стихотворений
Испытуемым были разданы листы бумаги с текстом стихотворения и предложено выучить его за отведенное время.
Испытуемый №1 сначала прочитал четверостишие «про себя», затем вслух. Поняв суть стихотворения, потратил всего несколько минут для разучивания, после чего выразительно, без запинки, рассказал стихотворение. Можно говорить о высоком уровне развития произвольной словесной памяти.
Испытуемый №2 несколько раз прочитал стихотворение «про себя», затем приступил к разучиванию. После истечения предложенного времени испытуемый попытался воспроизвести стихотворение. Растерялся вначале, но затем собрался, и со второго смог рассказать стихотворение почти без запинок. Выполнение задания говорит о том, что испытуемый обладает средним уровнем развития произвольной словесной памяти.
Испытуемый №3 столкнулся с трудностями при выполнении упражнения. Испытуемый читал стихотворение с запинками, оговариваясь. После того, как он вернул листок с четверостишием, не мог вспомнить начало стихотворения. После подсказки попытался продолжить его, но постоянно сбивался. Это дает повод предположить, что у испытуемого низкий уровень развития произвольной словесной памяти, отсутствует связности и выразительность речи.
Часть 2: Пересказ прослушанного рассказа
Испытуемым было предложено прослушать несложный рассказ. Затем попытаться пересказать его как можно точнее, вспоминая при этом все моменты и детали.
Испытуемый №1 внимательно слушал рассказ, уловил главную мысль текста. Пересказ был очень схожим с прочитанным текстом. Предложения взаимосвязаны между собой. Можно говорить о том, что у испытуемого грамматически правильно построенная речь, богатый словарный запас, присутствует связность и логичность в речи.
Испытуемый №2 внимательно прослушал рассказ, без особых затруднений пересказал содержание текста. Четко выделил главную мысль и рассказа, и отдельных его частей. В начале пересказа возникли трудности, но испытуемая собралась и уверенно продолжила рассказ. У испытуемого достаточно богатый словарный запас, на должном уровне развита произвольная память.
Испытуемый №3, слушая рассказ, выглядел рассеянным. Начал свой пересказ сбивчиво, путаясь в словах. Рассказ ограничился 6 простыми предложениями, испытуемый не уловил сюжетную линию рассказа. Это может говорить о том, что у него низкий уровень развития связной речи и произвольной словесной памяти для данного возраста.
Часть 3: «Повторение скороговорок»
В этой части работы испытуемым было предложено повторять зачитываемые вслух скороговорки.
Испытуемый №1 справился с заданием быстро и качественно. Особых затруднений при повторе скороговорок не возникло, большинство из них испытуемый произнес правильно и почти без запинок. У испытуемого четкая артикуляция и нормальная скорость речи. Можно говорить о том, что у испытуемого нормальный для данного возраста уровень развития внимания и памяти.
Испытуемый №2 внимательно слушал скороговорки, но при произношении возникали определенные трудности с повторяющимися слогами. В процессе выполнения прослеживались навыки правильной и четкой артикуляции. У испытуемого достаточно развито логическое мышление, произвольная словесная память.
У испытуемого № 3 при произношении был медленный темп речи, он не всегда произносил слова полностью, не мог запомнить с первого раза прочитанную скороговорку, при повторении часто сбивался. Выполнение задания говорит о том, что у испытуемого недостаточно четкая артикуляция, связная и плавная речь, недостаточно развита кратковременная память и внимание.
Часть 4: «Игра в слова»
Упражнение 1 «Составление слов»
Испытуемым было предложено составить из предъявленного набора букв как можно больше слов.
Испытуемый №1 с интересом приступил к выполнению задания. Достаточно быстро составлял слова из предложенных букв. Подбирал варианты ответов вслух. Испытуемый понимает прямой и переносный смысл слов, у него богатый словарный запас.
Испытуемый №2 быстро включился в работу, без особых затруднений составлял слова, которые были разнообразны. Нужно отметить усидчивость и собранность испытуемого, богатый словарный запас.
Испытуемый №3 не понял инструкцию с первого раза, после повторного объяснения приступил к выполнению упражнения. Начал медленно составлять слова, рассуждая при этом вслух. Составленные слова не были разнообразны. Можно предположить, что у этого испытуемого недостаточно богатый запас слов.
Упражнение 2 «Перевернутые слова»
Вниманию испытуемых был предложен набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Задание - восстановить нормальный порядок букв.
Испытуемый №1 уверенно и правильно составлял слова. Рассуждал вслух, разнообразно переставляя буквы в словах. Составил 10 слов.
Испытуемый №2 выполнял задание с интересом. Без особых затруднений справился с перевернутыми буквами, правильно составил 8 слов.
У испытуемого №3 возникли трудности с выполнением этого задания. Долго не мог найти правильный вариант ответа в первом наборе букв. После подсказки составление следующих слов пошло более успешно. В итоге правильно составила 4 слова.
Упражнение 3 «Соединить половинки слов»
В этой части работы испытуемым предлагалось соединить слова, заранее поделенные на две части, и перемешанные с другими половинками слов.
Испытуемый №1 выполняла задание с интересом, довольно легко находил подходящие половинки слов. У испытуемого хорошо развит словарный запас, он понимает прямой и переносный смысл слов. Соединил правильно все слова.
Испытуемый №2 после прослушивания инструкции сразу включился в работу, за короткий промежуток времени выполнил предложенное задание. В итоге получил 16 составленных слов.
Испытуемый №3 к началу этого упражнения заметно устал, отвлекался, ерзал на стуле, без интереса приступил к выполнению задания. Выполнял упражнение медленно, задавая вопросы. За отведенное время составил 8 слов.
Упражнение 4 «Придумай слова из трех букв»
Хотя к началу этого упражнения все испытуемые были утомлены, они согласились его выполнить. Было предложено за 3 минуты написать на листе бумаги как можно больше слов, состоящих из трех букв.
Испытуемый №1 с интересом начал составлять разнообразные слова, при их написании, рассуждал вслух. За отведенное время придумал 19 слов.
Испытуемый №2, выслушав инструкцию, быстро начал придумывать слова. Среди составленных слов были и существительные, и глаголы, и числительные. В итоге испытуемый написал 16 слов.
Испытуемый
№3 составил незначительное количество
слов, и за минуту до окончания отведенного
времени сдался, сославшись на усталость.
Заключение:
Целью нашей работы являлось развитие речи у детей младшего школьного возраста для увеличения эффективности их учебной деятельности. Занятие носило эпизодический характер и не могло значительно повлиять на улучшение эффективности, однако стал известен уровень развития речи испытуемых на данный момент.
В результате анализа полученных данных стало известно, что у испытуемых №1 и 2 нормально развита устная и письменная речь, а также произвольная словесная память. При пересказе присутствует связность, плавность и выразительность речи. Хорошая артикуляция. Легко запоминают рассказ и четко его воспроизводят.
Испытуемый
№3 испытывал трудности практически
со всеми заданиями. Не может сразу включиться
в работу, быстро утомляется, устает. Инструкцию
не понимает с первого раза, требуются
дополнительные объяснения. Речь не достаточно
развита, иногда не выговаривает некоторые
звуки. В пересказе отсутствует связность
и выразительность в речи. Недостаточно
развита кратковременная память, логическое
мышление.
Рекомендации:
У испытуемого №1 нет проблем с развитием речи. Рекомендовано продолжать выполнять игровые упражнения на развитие речи и чтение разного плана книг.