Развитие речи ребенка раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 05:07, реферат

Краткое описание

Речь это неотъемлемая часть нашей жизни, без которой наша жизнь, казалась бы невыносимой, мы порой не замечаем, сколько времени мы проводим в общении, и уже навряд ли сможем обойтись без этого. Развитие речи ребенка обусловлено определенной закономерностью. Условия жизни и воспитания ребенка могут благоприятствовать этому развитию и, напротив, могут его тормозить. Ребенок рождается с готовым аппаратом речи, но не говорит.

Содержание

Введение
Развитие речи от 0 до года
Развитие речи от 1 до 3х лет
Как помочь ребенку разговориться
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Новосибирский государственный технический университет.docx

— 29.93 Кб (Скачать файл)

Новосибирский государственный  технический университет

Министерство образования  и науки РФ

Кафедра психологии и педагогики

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Развитие речи ребенка раннего  возраста»

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Степика А.А. ЗФ-009

 

Проверила

Ванина О.Е.

 

 

 

 

Новосибирск 2012

Содержание

 

Введение

Развитие речи  от 0 до года

Развитие речи  от 1 до 3х лет

Как помочь ребенку разговориться

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Речь это неотъемлемая часть нашей жизни, без которой  наша жизнь, казалась бы невыносимой, мы порой не замечаем, сколько времени  мы проводим в общении, и уже навряд ли сможем обойтись без этого. Развитие речи ребенка обусловлено определенной закономерностью. Условия жизни и воспитания ребенка могут благоприятствовать этому развитию и, напротив, могут его тормозить. Ребенок рождается с готовым аппаратом речи, но не говорит. Обусловлено это не только недоразвитием всей  нервной системы и центра речи, но и рядом других причин:

1) новорожденный не владеет  навыком пользования своим аппаратом  речи, ему надо этот навык приобрести;

2) у него нет содержания  для речи, ему надо это содержание  накопить;

3) ему незнакомы словесные  формы речи, он должен с ними  познакомиться;

4) речь связана с проявлениями    мышления и обусловлена ими;

5) язык развивается    в условиях социального общения  между людьми; между новорожденным  и окружающими его людьми социальные  связи еще не    установились, их надо установить.

Тему для реферата я  выбрала не случайно, у меня есть ребенок, которому уже два года, но, к сожалению, мы плохо говорим, поэтому  сейчас все усилия направлены на развитие речи у ребенка и обогащения словарного запаса. Именно в этом возрасте ребенок  впитывает в себя все как губка, поэтому главное не упустить момент. В своей работе я хочу рассмотреть  развитие речи у ребенка в возрасте от 0 до 3 лет. Я выбрала именно данный период, так как считаю, что именно до 3 лет можно научить ребенка  правильно и грамотно разговаривать, так как именно после  года у  ребенка начинается самый активный период его жизни, в том числе  и мыслительный. Ведь именно в этот период ребенок получает бурю познавательных эмоций, которые стимулируют ребенка  на выражение своих эмоций, а следовательно  и на развитие речи. Взрослым очень  важно правильно научить и  помочь малышу начать общаться, и главное  необходимо знать как правильно это сделать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие речи от 0 до года

 

С момента рождения ребенок, общаясь с окружающими, развивает  все свои силы и способности. Проявления развития ребенка особенно ярки в  области языка. Легкость и быстрота, с которыми ребенок при благоприятной  педагогической обстановке овладевает речью, поистине изумительны. Первые звуки, издаваемые младенцем уже в первые недели жизни, являются нечленораздельными сочетаниями, состоящими главным образом из гортанных и губных звуков: гх, пех, мг, бг и т. п. Ребенок неустанно упражняется в их произношении. Он гулит. Первые проявления речи младенца носят эмоционально-волевой характер, являются выразителями его внутренних сил и состояний, причем крик — выразитель эмоций отрицательных (вызываемых голодом, болью, одиночеством и т. п.), а гуление и лепет — эмоций положительных, радостных. В них участвуют моторные механизмы не одного речевого, но и всего моторного аппарата: младенец не только кричит, гулит или лепечет, но энергично жестикулирует, мимирует. Беспрепятственное развитие всего моторного аппарата оказывает огромное влияние на развитие языка ребенка. Человеческая речь проявляется в определенных словесных формах. Новорожденному ребенку эти формы незнакомы. Он должен их усвоить. Развитие дара слова связано с непрерывным усвоением структуры языка. Формы речи, все ее характерные особенности дети перенимают от лиц, с которыми они находятся в общении. Влияние на язык ребенка речевой среды огромно. На структуру речи детей и ее фонетические особенности влияют три фактора:

а) закономерная обусловленность  проявлений ее развития;

б) условия, в которых протекает  подготовительный период формирования речевого аппарата

в) проявления речевой среды, дающей детям словесные формы  и образцы для подражания.

Младенец произносит звуки  и слоги, повинуясь внутреннему, бессознательному стимулу; речь его  не является выражением понятий, но это  не мешает наличию понимания между  ним и взрослым; взрослый выражает свои мысли членораздельной речью, а младенец — речью мимической и импульсивными звуками.

К концу первого года приготовительные физиологические упражнения голосового аппарата в основных своих проявлениях  заканчиваются и ребенок переходит  к сознательной подражательной речи. Настает момент, когда он сознательно  произносит первое слово, связав его  с определенным, им хорошо усвоенным  представлением. Устанавливается эта  связь благодаря тому, что взрослые многократно повторяют определенные слова, заимствуемые из рефлекторного  словаря ребенка. Например, ма-ма, ба-ба, па-па и т. п. в применении к соответствующим  близким ребенку лицам и предметам. У ребенка постепенно образуется ассоциация между зрительным представлением того или другого предмета и слуховым выражением в слове. Голосовые органы к этому времени настолько  подготовлены долгими предварительными физиологическими упражнениями, что ассоциации эти устанавливаются легко и в большом количестве. К концу первого года ребенок обычно активно владеет уже 8—10 словами. Содержание для этих первых слов доставляет окружающая его конкретная действительность, в первую очередь лица, предметы, вещи, с которыми он имеет часто общение и которые имеют для него личное значение.

Формирование речи младенца неразрывно связано с постижением  вещей. Правильное восприятие внешних  предметов, являющееся основной и самой  главной интеллектуальной работой  ребенка, обусловлено деятельностью  органов внешних чувств. «Переход образа предмета в понятие о предмете может совершаться только посредством  слова, но само слово никогда не создает  понятия без образа. Слово, обусловленное  известными ступенями развития мысли, в свою очередь предполагает чувственное  восприятие и звук» (Потебня. Мысль  и язык).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие речи от года до 3х лет

 

С возрастом у ребенка  возникает настоятельная потребность  в общении. Эта потребность сопровождает всю его деятельность, обусловливает  возникновение активной речи. Примерно после года у ребенка (при условии  его нормального развития) начинает развиваться активная речь, появляются первые слова. Правда, они еще "автономны", порой понятны только самому ребенку  и его близким. Ребенок впервые  делает для себя открытие и обнаруживает, что все окружающие его предметы имеют свое название - с этого  начинается качественный скачок в его  речевом развитии.

Начиная с двух лет, ребенок  быстро накапливает пассивный и  активный словарь, постепенно овладевает произношением звуков, грамматическим строем предложения. Все это происходит в процессе речевой практики, постоянного  общения со взрослыми. В начале второго  года звуки "ам" превращаются обычно в звуки "ням-ням". Иногда ребенок  отвечает в случае согласия принять  пищу словами "мам", "ня-ня", "дай-дай" и при этом тянется к предложенному  предмету. На вопрос, хочет ли он "а-а", ребенок отвечает звуками "а-а", при этом тужится и всей мимикой  выражает свое состояние. Характерной  чертой этой речи является то, что она  вначале возникает в ответ  на предложение взрослого. Она состоит  из жестов, мимики и звука. Это еще  не настоящая звуковая речь, а жестикуляторная, которая имеет и звуковые элементы. Малыш зовет взрослого ("мам", "няня", "тетя"), когда просыпается, когда желает, чтобы его взяли  на руки, опустили на пол. Весь остальной  контекст фразы выражается телодвижениями, жестами, мимикой. Слова ребенок  начинает употреблять по своей инициативе обычно месяца через два после  того, как они стали произноситься  в ответ на предложение или  вопрос взрослого. 1 полугодие 2-го года жизни. Выполняя требования взрослого и приобретая способность все точнее понимать его речь, ребенок все более овладевает новым типом взаимоотношений со взрослым. На этом этапе развития он очень хороший ученик: соединяет в себе стремление делать все самостоятельно с умением очень быстро заимствовать новый прием. Ребенок проявляет большой интерес к картинке. Он быстро запоминает название изображаемого на картинке предмета и находит его среди других. Ребенок в этом возрасте способен выполнять ряд несложный поручений - выбрать названный предмет из нескольких других и принести его, взять предмет у одного человека и передать другому. Такие занятия с детьми развивают у них понимание речи и способность дифференцировать предметы и изображения, запоминать их название.

 Слово дает возможность  ему запоминать, отождествлять и  обобщать воспринимаемое. Эта деятельность  имеет уже некоторые элементы  произвольности. Ребенок выполняет  предложение близкого взрослого  только в том случае, если оно  сделано ласковым тоном.

 На втором году согласие  или отказ выражается более  четко и к тому же в речевой  форме: "да", "не" ("нет"). Понимание ребенком смысла слова  в своем развитии проходит  целый ряд ступеней. На ранних  этапах значение понимаемого ребенком названия предмета тесно связывается у него с переживанием, с действием с данным предметом, с местом, где обычно находится предмет. Это приводит к тому, что он относит каждое понимаемое слово к широкому кругу различных предметов и действий, к целым ситуациям, которые связаны с предметом. Но с другой стороны, ребенок не умеет еще обобщать в слове однородные предметы, отличающиеся друг от друга по размеру, по материалу и т. п.

 К концу второго  года словарь ребенка достигает  200-400 слов. Некоторые дети произносят  слова неправильно: одни звуки  заменяют другими, искажают слова,  многие слова произносят непонятно,  например: дять буку (дай булку), титети (конфеты).

 Первые слова и фразы,  произнесенные ребенком, - долгожданное  событие в семье, большая радость  для родителей. Ребенок, который  понимает обращенную к нему  речь и сам начинает говорить, приобретает новые средства общения,  полнее воспринимает окружающий  мир, усваивает знания, не доступные  ему ранее. В это время дети  начинают самостоятельно копировать  то, что слышат вокруг. Как известно, ребенок проявляет способность  понимать обращенные к нему  слова задолго до возникновения  самостоятельной речи. Накопляемый  им запас слов так называемый  пассивной речи как бы прокладывает  путь к последующему самостоятельному  пользованию этими словами. 

 Во втором полугодии  второго года жизни ребенка  на первое место выступает  разнообразная самостоятельная  деятельность, направляемая родителями  и тесно связанная с этим  восприимчивость малыша к речевым  импульсам. В совместных занятиях  со взрослыми, которые по ходу  дела делают пояснения и показывают  ребенку окружающий его мир,  малыш все лучше и лучше  начинает понимать речь. Одновременно  растет и целенаправленность  его действий, развиваются мотивация,  сосредоточенность и внимание. Во  второй половине второго года  жизни ребенок начинает задавать  вопросы: "Что это?", "А что  это?" или просто - "Это?".

 К концу второго  года речь ребенка начинает  выполнять свою основную функцию  - использоваться как средство  общения с окружающими и прежде  всего взрослыми. Поводы обращений  к взрослому довольно разнообразны: это и просьба в чем-то помочь, и жалоба, и выражение своих  желаний. Необходимым условием  для проявления ребенком речевой  активности является игровая,  двигательная деятельность, общение  со взрослым, организация специальных  занятий, способствующих развитию  речи. К двум годам словарный запас ребенка уже составляет 200-400 слов, к концу третьего года - 800-1300 слов. Ребенок уже может рассказывать короткие эпизоды или истории, причем в вопросах об окружающем мире начинают доминировать вопросы "почему?" и "как?". Развитие речи детей происходит дифференцированно по времени. Некоторые дети очень рано начинают строить многосложные предложения, другие в два года имеют обширный пассивный словарный запас, однако сами едва произносят слова. К концу третьего года жизни большинство детей уже может вести беседы и связано рассказывать о простых событиях.

 Для детей этого  возраста характерна потребность  в общении. Развитие разнообразных  форм общения ребенка со сверстниками  выступает как важнейшая задача  педагогики раннего возраста.

Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно  рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные  части речи, простые и распространенные предложения.

 С развитием речи  становится точнее и осмысленнее  восприятие ребенком предметов,  явлений. Дети пытаются найти  сходство между предметами, сравнивают  их, устанавливают между ними  простейшие связи. Но так как  опыт детей еще очень ограничен,  а знания недостаточны, то, делая  обобщения, они нередко ориентируются  на случайные признаки (например: "Это паркет", - объясняет воспитателю  мальчик двух лет шести месяцев,  увидев на картинке черепаху  и водя пальцем по ее панцирю). На третьем году существенно изменяется воспитательное значение речи. Несмотря на то что при обучении ведущую роль продолжает занимать показ, использование речи как средства обучения и воспитания в этом возрасте значительно возрастает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как помочь ребенку  разговориться

 

 Маленькие дети одной и той же возрастной группы начинают говорить по-разному. Некоторые из малышей обладают сверхъестественной способностью говорить уже в раннем возрасте, точно копируя речь взрослых. Другие дети того же возраста в состоянии произносить лишь некоторые неразборчивые звуки. Часто родители переживают, если их ребенок говорит хуже своих ровесников. Но если ребенок в остальном развивается нормально, то повода для беспокойства нет. Ребёнок может молчать до 3-4 лет и это не всегда свидетельствует об аутизме: просто его время изъясняться словами еще не настало. Такие дети прекрасно понимают взрослых, просто они пока впитывают информацию, чтобы «разразиться» речью, когда придет их время.Как же помочь малышу разговориться? Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи замечена детскими психологами уже давно. Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе с взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания. Так же очень интересно вместе с малышом рисовать красками, мы с моей дочкой берем ватман и начинаем рисовать, оставляя отпечатки пальцев, рук, стоп - ей это очень нравится. Разговаривайте с ребенком во время купания и когда собираетесь на прогулку, в машине и в магазине, когда готовите ему еду или моете посуду. Говорите несложными предложениями, понятными ребенку, но не искажайте слова, подражая детскому произношению. Малыши очень любят имитировать звуки, которые слышат вокруг себя, включая слова своих родителей, братьев и сестер, даже если смысл этих слов им не до конца понятен. Они просто берут некоторые слова и используют их. Но даже если ребенок не знает значения слова, в большинстве случаев он догадывается о смысле услышанного.

Информация о работе Развитие речи ребенка раннего возраста