Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 05:07, реферат
Речь это неотъемлемая часть нашей жизни, без которой наша жизнь, казалась бы невыносимой, мы порой не замечаем, сколько времени мы проводим в общении, и уже навряд ли сможем обойтись без этого. Развитие речи ребенка обусловлено определенной закономерностью. Условия жизни и воспитания ребенка могут благоприятствовать этому развитию и, напротив, могут его тормозить. Ребенок рождается с готовым аппаратом речи, но не говорит.
Введение
Развитие речи от 0 до года
Развитие речи от 1 до 3х лет
Как помочь ребенку разговориться
Список использованной литературы
Новосибирский государственный технический университет
Министерство образования и науки РФ
Кафедра психологии и педагогики
Реферат на тему:
«Развитие речи ребенка раннего возраста»
Выполнила
Степика А.А. ЗФ-009
Проверила
Ванина О.Е.
Новосибирск 2012
Содержание
Введение
Развитие речи от 0 до года
Развитие речи от 1 до 3х лет
Как помочь ребенку разговориться
Список использованной литературы
Введение
Речь это неотъемлемая часть нашей жизни, без которой наша жизнь, казалась бы невыносимой, мы порой не замечаем, сколько времени мы проводим в общении, и уже навряд ли сможем обойтись без этого. Развитие речи ребенка обусловлено определенной закономерностью. Условия жизни и воспитания ребенка могут благоприятствовать этому развитию и, напротив, могут его тормозить. Ребенок рождается с готовым аппаратом речи, но не говорит. Обусловлено это не только недоразвитием всей нервной системы и центра речи, но и рядом других причин:
1) новорожденный не владеет
навыком пользования своим
2) у него нет содержания для речи, ему надо это содержание накопить;
3) ему незнакомы словесные формы речи, он должен с ними познакомиться;
4) речь связана с проявлениями мышления и обусловлена ими;
5) язык развивается
в условиях социального
Тему для реферата я выбрала не случайно, у меня есть ребенок, которому уже два года, но, к сожалению, мы плохо говорим, поэтому сейчас все усилия направлены на развитие речи у ребенка и обогащения словарного запаса. Именно в этом возрасте ребенок впитывает в себя все как губка, поэтому главное не упустить момент. В своей работе я хочу рассмотреть развитие речи у ребенка в возрасте от 0 до 3 лет. Я выбрала именно данный период, так как считаю, что именно до 3 лет можно научить ребенка правильно и грамотно разговаривать, так как именно после года у ребенка начинается самый активный период его жизни, в том числе и мыслительный. Ведь именно в этот период ребенок получает бурю познавательных эмоций, которые стимулируют ребенка на выражение своих эмоций, а следовательно и на развитие речи. Взрослым очень важно правильно научить и помочь малышу начать общаться, и главное необходимо знать как правильно это сделать.
Развитие речи от 0 до года
С момента рождения ребенок, общаясь с окружающими, развивает все свои силы и способности. Проявления развития ребенка особенно ярки в области языка. Легкость и быстрота, с которыми ребенок при благоприятной педагогической обстановке овладевает речью, поистине изумительны. Первые звуки, издаваемые младенцем уже в первые недели жизни, являются нечленораздельными сочетаниями, состоящими главным образом из гортанных и губных звуков: гх, пех, мг, бг и т. п. Ребенок неустанно упражняется в их произношении. Он гулит. Первые проявления речи младенца носят эмоционально-волевой характер, являются выразителями его внутренних сил и состояний, причем крик — выразитель эмоций отрицательных (вызываемых голодом, болью, одиночеством и т. п.), а гуление и лепет — эмоций положительных, радостных. В них участвуют моторные механизмы не одного речевого, но и всего моторного аппарата: младенец не только кричит, гулит или лепечет, но энергично жестикулирует, мимирует. Беспрепятственное развитие всего моторного аппарата оказывает огромное влияние на развитие языка ребенка. Человеческая речь проявляется в определенных словесных формах. Новорожденному ребенку эти формы незнакомы. Он должен их усвоить. Развитие дара слова связано с непрерывным усвоением структуры языка. Формы речи, все ее характерные особенности дети перенимают от лиц, с которыми они находятся в общении. Влияние на язык ребенка речевой среды огромно. На структуру речи детей и ее фонетические особенности влияют три фактора:
а) закономерная обусловленность проявлений ее развития;
б) условия, в которых протекает подготовительный период формирования речевого аппарата
в) проявления речевой среды, дающей детям словесные формы и образцы для подражания.
Младенец произносит звуки и слоги, повинуясь внутреннему, бессознательному стимулу; речь его не является выражением понятий, но это не мешает наличию понимания между ним и взрослым; взрослый выражает свои мысли членораздельной речью, а младенец — речью мимической и импульсивными звуками.
К концу первого года приготовительные
физиологические упражнения голосового
аппарата в основных своих проявлениях
заканчиваются и ребенок
Формирование речи младенца неразрывно связано с постижением вещей. Правильное восприятие внешних предметов, являющееся основной и самой главной интеллектуальной работой ребенка, обусловлено деятельностью органов внешних чувств. «Переход образа предмета в понятие о предмете может совершаться только посредством слова, но само слово никогда не создает понятия без образа. Слово, обусловленное известными ступенями развития мысли, в свою очередь предполагает чувственное восприятие и звук» (Потебня. Мысль и язык).
Развитие речи от года до 3х лет
С возрастом у ребенка
возникает настоятельная
Начиная с двух лет, ребенок быстро накапливает пассивный и активный словарь, постепенно овладевает произношением звуков, грамматическим строем предложения. Все это происходит в процессе речевой практики, постоянного общения со взрослыми. В начале второго года звуки "ам" превращаются обычно в звуки "ням-ням". Иногда ребенок отвечает в случае согласия принять пищу словами "мам", "ня-ня", "дай-дай" и при этом тянется к предложенному предмету. На вопрос, хочет ли он "а-а", ребенок отвечает звуками "а-а", при этом тужится и всей мимикой выражает свое состояние. Характерной чертой этой речи является то, что она вначале возникает в ответ на предложение взрослого. Она состоит из жестов, мимики и звука. Это еще не настоящая звуковая речь, а жестикуляторная, которая имеет и звуковые элементы. Малыш зовет взрослого ("мам", "няня", "тетя"), когда просыпается, когда желает, чтобы его взяли на руки, опустили на пол. Весь остальной контекст фразы выражается телодвижениями, жестами, мимикой. Слова ребенок начинает употреблять по своей инициативе обычно месяца через два после того, как они стали произноситься в ответ на предложение или вопрос взрослого. 1 полугодие 2-го года жизни. Выполняя требования взрослого и приобретая способность все точнее понимать его речь, ребенок все более овладевает новым типом взаимоотношений со взрослым. На этом этапе развития он очень хороший ученик: соединяет в себе стремление делать все самостоятельно с умением очень быстро заимствовать новый прием. Ребенок проявляет большой интерес к картинке. Он быстро запоминает название изображаемого на картинке предмета и находит его среди других. Ребенок в этом возрасте способен выполнять ряд несложный поручений - выбрать названный предмет из нескольких других и принести его, взять предмет у одного человека и передать другому. Такие занятия с детьми развивают у них понимание речи и способность дифференцировать предметы и изображения, запоминать их название.
Слово дает возможность
ему запоминать, отождествлять и
обобщать воспринимаемое. Эта деятельность
имеет уже некоторые элементы
произвольности. Ребенок выполняет
предложение близкого
На втором году согласие
или отказ выражается более
четко и к тому же в речевой
форме: "да", "не" ("нет").
Понимание ребенком смысла
К концу второго
года словарь ребенка
Первые слова и фразы,
произнесенные ребенком, - долгожданное
событие в семье, большая
Во втором полугодии
второго года жизни ребенка
на первое место выступает
разнообразная самостоятельная
деятельность, направляемая родителями
и тесно связанная с этим
восприимчивость малыша к
К концу второго
года речь ребенка начинает
выполнять свою основную
Для детей этого
возраста характерна
Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения.
С развитием речи
становится точнее и
Как помочь ребенку разговориться
Маленькие дети одной и той же возрастной группы начинают говорить по-разному. Некоторые из малышей обладают сверхъестественной способностью говорить уже в раннем возрасте, точно копируя речь взрослых. Другие дети того же возраста в состоянии произносить лишь некоторые неразборчивые звуки. Часто родители переживают, если их ребенок говорит хуже своих ровесников. Но если ребенок в остальном развивается нормально, то повода для беспокойства нет. Ребёнок может молчать до 3-4 лет и это не всегда свидетельствует об аутизме: просто его время изъясняться словами еще не настало. Такие дети прекрасно понимают взрослых, просто они пока впитывают информацию, чтобы «разразиться» речью, когда придет их время.Как же помочь малышу разговориться? Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи замечена детскими психологами уже давно. Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе с взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания. Так же очень интересно вместе с малышом рисовать красками, мы с моей дочкой берем ватман и начинаем рисовать, оставляя отпечатки пальцев, рук, стоп - ей это очень нравится. Разговаривайте с ребенком во время купания и когда собираетесь на прогулку, в машине и в магазине, когда готовите ему еду или моете посуду. Говорите несложными предложениями, понятными ребенку, но не искажайте слова, подражая детскому произношению. Малыши очень любят имитировать звуки, которые слышат вокруг себя, включая слова своих родителей, братьев и сестер, даже если смысл этих слов им не до конца понятен. Они просто берут некоторые слова и используют их. Но даже если ребенок не знает значения слова, в большинстве случаев он догадывается о смысле услышанного.