Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:50, статья
Через год-два ваш ребенок пойдет в школу. У вас появятся новые заботы, радости, возможно, огорчения, которых будет значительно меньше, если малыш подготовлен к учебной деятельности.
Школа с первого класса предъявляет к учащимся довольно высокие требования, и ребенок, впервые переступивший ее порог, должен отвечать этим требованиям. Без сформированных определенных навыков и умений первокласснику очень трудно будет войти в ритм работы современной школы и не отстать от товарищей по классу.
Хорошее упражнение для развития речи—рассматривание картинок и составление по ним рассказа. Постепенно это задание усложняется. Ребенку можно предложить не только рассказать о том, что изображено на картинке, но и описать последующие или предшествующие события. Кроме того, можно попросить его дать описание картинки по памяти: сначала малыш внимательно рассматривает ее, потом картинку убирают, а он рассказывает, что на ней изображено.
Когда ребенок составляет самостоятельные рассказы, сочиняет их по картинкам, спросите его, где происходит действие (в лесу, во дворе, на улице, в комнате), в какое время года (зимой, летом, весной, осенью), попросите описать внешность героя, его одежду, настроение.
Вместе с тем учите ребенка сжато передавать содержание сказок, рассказов.
В этом возрасте дети уже безошибочно отличают сказку от рассказа, стихи—от прозы. Однако после чтения художественного произведения все же следует спросить ребенка, что вы ему прочитали: сказку, рассказ или стих.
При чтении художественных произведений обращайте внимание ребенка на языковые средства, используемые автором, например, при описании природы, предмета, какого-нибудь явления (березка кудрявая, лес уснул). Предложите ребенку и самому сравнить хорошо знакомые ему предметы, явления природы, подобрать эпитеты к ним: «Как можно сказать иначе об этой березе (об облаках)? С чем их можно сравнить?»
Одновременно с обогащением словаря, формированием грамматической правильности речи, развитием разговорной и связной речи приучайте шести-, семилетнего ребенка правильно слышать и различать звуки, отчетливо и внятно произносить их в словах, во фразе.
Так, ребенку шестого года жизни можно предложить выделить из группы слов, фразы, из небольшого стихотворения только те, в которых имеется звук [ш] или [ж], например, из фразы «Жук упал и встать не может. Ждет он, кто ему поможет».
Попросите ребенка назвать игрушки или окружающие его предметы, которые начинаются с того или иного звука. Например, предметы одежды, которые начинаются со звука [ш]: шуба, шапка, шарф; мебель; со звука [с]: стул, скамейка, стол.
Постепенно такие задания усложняются. Так, при рассматривании картинок ребенок перечисляет сначала те предметы, в названиях которых, например, есть звук [с], а затем—звук |з], звук [ш], звук [ж]. Или можно предложить такую игру. Вы называете слово, ребенок определяет в нем последний звук и подбирает на этот звук другое слово: «Танк». (Кот.)
В этом возрасте дети, как
правило, правильно произносят все
звуки родного языка, отчетливо
и внятно говорят слова и фразы,
умеют пользоваться умеренным темпом,
нужной громкостью голоса, говорить достаточно
выразительно. Однако у некоторых
детей наблюдается
Произнесение шепотом фраз, пословиц, поговорок, чистоговорок, небольших стихов также способствует выработке более тонких движений мышц языка, губ, что, в свою очередь, приводит к наиболее отчетливому и чистому произнесению звуков, слов, фраз.
У ребенка шестого-седьмого года жизни проверьте
• Насколько полно и точно он дает описание предметов, умеет ли по характерным признакам определить его, подобрать близкие по значению слова. Умеет ли ребенок пользоваться голосовым аппаратом (повышать и понижать силу голоса), ускорять и замедлять скорость своей речи в зависимости от содержания высказывания?
• Умеет ли внятно и четко отвечать на вопросы взрослых, какими ответами чаще всего пользуется: краткими или развернутыми?
• Может ли по картинке самостоятельно придумать начало и конец рассказа; самостоятельно составить рассказ, сказку, достаточно ли ясно, последовательно передает их содержание?
• Какие допускает грамматические ошибки в речи—правильно ли согласовывает существительные с другими частями речи (в роде, числе, падеже), правильно ли употребляет предлоги, верно ли ставит ударение в словах?