Развитие слухового восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:18, контрольная работа

Краткое описание

Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей и учится говорить. Слушая объяснение взрослых, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности, усваивает значение многих слов. С помощью слуха он может контролировать собственную речь и сравнивать с речью окружающих – так он усваивает не только правильное произношение, но и лексико-грамматические средства языка. В дальнейшем сохранный физический слух является необходимым условием для овладения чтением и письмом.

Содержание

Оглавление
Введение. 2
1. ВЫДЕЛЕНИЕ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ИЗ КАТЕГОРИИ ГЛУХИХ 3
2. ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ. 5
3. Становление современной концепции развития слухового восприятия речи. 9
4. Развитие слухового восприятия в системе интеграции детей с нарушением слуха. 11
Заключение 14
Список литературы: 15

Вложенные файлы: 1 файл

контр. по слух восприятию.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

В начале XX в. Получили распространение следующие методики: способ, где камертоны были заменены электрофоны; способ, предлагавший использовать фонограф для упражнений по развитию слуха; способ с использованием прибора-сирены для активации слуха. Над этими вопросами работали Д. Пикетта (1957), Л. Пименова (1962), в России Н.А. Скрицкого и др.

Благодаря использованию  электроаппаратуры значительно  расширилась область слышимого, создались условия для более  полного использования и развития слухового восприятия.

Результаты  работ исследования оценивали по-разному, некоторые считали, что это не только улучшит слух, но даже возвратит  его. Другие, что путем упражнений нельзя восстановить полностью слуховую функцию. М. А. Свищев, считал, что дети с пониженным слухом должны большую часть времени на уроке находиться в наушниках. В настоящее время звукоусиливающая аппаратура используется на всех общеобразовательных уроках и специальных занятиях по развитию слуха.

Т. А Власовой была поставлена задача поиска наиболее эффективных путей использования и развития слухового восприятия, формирование устной речи на основе развевающейся слуховой функции. С этой же целью была создана аудиологическая лаборатория, где изучались механизмы слухового восприятия при нарушенном слухе и формирование произношения с применением коррекционных методов, приемов и использования технических средств.

В результате многолетнего комплексного исследования был определен  принципиально новый подход к  изучению потенциальных возможностей восприятия речи на слух детей с нарушенным слухом. Разработаны пути формирования речевого слуха с целью вернуть в максимально возможных пределах способность воспринимать речь окружающих людей на базе развития сниженного и остаточного слуха с помощью индивидуальной аппаратуры.

Таким образом, время подтвердило возможность  и необходимость работы над развитием  слухового восприятия, которое в  свою очередь оказывает положительное влияние на развитие личности глухого или слабослышащего ребенка.

3.  Становление современной концепции развития слухового восприятия речи.

История вопроса развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха свидетельствует о важности и необходимости совершенствования этой педагогической системе, которая имеет поступательный характер. Развития слухового восприятия имеет свои цели, задачи, принципы и метод.

В основу становления современной педагогической системы легли научные поиски ученых Ф.А. Рау, Л. В. Неймана, Р. М. Боскис и др.

В середине 70-х гг. была создана и апробирована система, в основу которой положен принципиально новый подход – развитие слухового восприятия в ходе всего учебно–воспитательного процесса.

В основу этой системы, согласно работам Р. М. Боскис (1963), Л. П. Назаровой (1971) и др., легли следующие положения:

- нарушенная слуховая функция, под влиянием целенаправленной работы, т.е. нарушенная слуховая функция подчиняется общим физиологическим и психолого-педагогическим закономерностям развития;

- формирование речевого слуха, слуховых представлений носит этапный и фазовый характер, как формирование любых представлений в психологии;

- развитие слухового восприятия в результате упражнений возможно ввиду имеющегося слухового резерва, потенциальных возможностей у детей с нарушенным слухом;

- на развитие речевого слуха оказывает положительное влияние сохранность всех анализаторов и степень сохранности слухового анализатора;

- при формировании речевого слуха необходимо использовать звукоусиливающую аппаратуру различного назначения, конечная цель – использование индивидуальных слуховых аппаратов;

- развитие слухового восприятия происходит в ходе специально организованного педагогического процесса;

- развитие слухового восприятия должно опираться на физиологические и психолого-педагогические особенности детей с нарушением слуха.

Реализация этих положений нашла отражение в программах по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих, а также в различных формах организации педагогического процесса: на общеобразовательных уроках, на индивидуальных занятиях, на фронтальных занятиях (слуховой час), во внеклассное время.

Эти прогрессированные изменения оправдали себя: слуховое восприятие стало основой для формирования слухоречевой системы у детей с нарушением слуха; сформировалась возможность восприятия на слух речевого материала в результате активизации слуха упражнениями. Созданная педагогическая система развития слухового восприятия дала положительный эффект.

За последнее десятилетие произошли значительные изменения в образовательной и специальной (коррекционной) школе. В региональном санкт-петербургском стандарте образования для школ с нарушением слуха особое место занимает педагогическая система развития слухового восприятия речи.

В основе этой системы лежат следующие положения:

- регулярная диагностика психического развития учащихся и определения обученности и обучаемости  детей;

- активизация мыслительной деятельности школьников в процессе работы по развитию слухового восприятия;

- введение развивающих упражнений в индивидуальные занятия по формированию произношения;

- использование и разработка современных педагогических технологий в работе по развитию слухового восприятия и формированию произношения;

- переосмысление содержания программ по развитию слухового восприятия;

- создание творческих групп учителей по разработке современных педагогических технологий.

Эти положения позволили активизировать деятельность учащихся, сделать работу по развитию слухового восприятия интересной,  познавательной.

Глухие учащиеся стали походить на слабослышащих учащихся в использовании опорных сигналов при восприятии речи на слух и ее продуцировании. Изменился стиль педагогического руководства деятельностью учащихся на индивидуальных занятиях.

Становление современной дидактической системы по развитию слухового восприятия продолжается и в настоящее время.

4.  Развитие слухового восприятия в системе интеграции детей с нарушением слуха.

 

Развитие слухового  восприятия у ребенка раннего  и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка.

Особую роль слух имеет в восприятии речи. Слуховое восприятие развивается, прежде всего, как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. В процессе развития слухового восприятия, по мере уточнения слуховых дифференцировок речи формируется понимание речи окружающих, а затем и собственная речь ребенка. Формирование слухового восприятия устной речи связано с усвоением ребенком системы звуковых, фонетических кодов. Овладение фонематической системой и другими компонентами произношения является базой формирования собственной устной речи ребенка, обуславливает активное усвоение ребенком человеческого опыта.

В последнее  десятилетие в сурдопедагогике  стали активно обсуждаться проблемы интеграции дошкольников, имеющих нарушения  слуха, со слышащими детьми в условиях дошкольных учреждений общего типа. Это связано с изменениями социально-экономических условий жизни, обновлением государственной образовательной политики, направленной на большее разнообразие форм воспитания и обучения детей, активное участие родителей в воспитании детей.

Интеграция  детей с нарушением слуха в  общеобразовательную школу не является самоцелью. Цель интеграции – это  адаптация детей с проблемами в развитии в жизнь общества. Л. М. Шипицина и К. ванн Рейсвек (1998) выделяют такие пути интеграции, как социальная интеграция, интеграция на уровне учебных планов.

В последнее  десятилетие усилился процесс перехода глухих и слабослышащих детей  в общеобразовательную школу. Поэтому  важной и острой стала проблема психолого-педагогического  сопровождения детей с недостатками слуха в процессе обучения этих детей в общеобразовательной школе.

 

Такое сопровождение детей имеет несколько аспектов:

- психолого-педагогическое  сопровождение детей с нарушением  слуха в общеобразовательной  школе;

- психолого-педагогическое  сопровождение в общеобразовательной школе детей с нормальным слухом в процессе взаимодействия этих детей с детьми, имеющими нарушение слуха;

- психолого-педагогическое  сопровождение учителей специальной  массовой школы;

- сопровождение  в процессе обучения детей с нарушением слуха в массовой школе по общеобразовательным дисциплинам;

- сопровождение детей с нарушением слуха по специфическим дисциплинам (развитие слухового восприятия, формирование произношения);

- Организация  сопровождения в семье.

Остановимся на двух последних аспектах сопровождения.

В массовой школе  не занимаются развитием слухового  восприятия и формированием произносительной стороны речи. В лучшем случае логопед  занимается коррекцией звукопроизношения. Поэтому при организации сопровождения  необходимо определить индивидуальный образовательный маршрут и создать  программу по РВС и формированию произношения. Основным принципиальным подходом при составлении этих программ должна стать ее индивидуализация. В основу индивидуальной программы могут быть положены:

- состояние  слуха, степень его сохранности;

- состояние  произношения;

- уровень развития  речи;

- прогнозирование  продвижения ребенка в усвоении  материала;

- уровень обучаемости.

Программа должна носить развивающий характер и должна быть направлена на облегчение овладением материала по общеобразовательным предметам усвоенного в классе и материала опережающего характера.

Основными разделами  программы по РВС могут быть: различные  материала с общеобразовательных  уроков; терминов, выражений, правил; различение ритмико-интонационной выраженности речи.

Организация сопровождения  осуществляется дефектологами и  психологом в условиях массовой школы  или в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, как правило, в виде дополнительных занятий по 30-35 минут три раза в неделю.

Развитие слухового восприятия формирование произношения не может ограничиваться только специальным образовательным учреждением. Эта работа должна продолжаться дома, в кругу семьи. С этой целью дефектолог и психолог разрабатывают систему дополнительных заданий, которые проводятся родителями в виде игр как с помощью звукоусиливающей аппаратуры, так и без нее. В развитии слухового восприятия в домашних условиях можно выделить два пути, опираясь на рекомендации немецкого сурдопедагога А. Левё (1992):

- сопутствующее  РВС и формирование произношения;

- планомерное  РВС и формирование произношения.

Под сопутствующим  понимается использование любой  возможности, ситуации, а под планомерным  – специально организованная работа в течении 7-10 минут в виде игр, занимательных упражнений. С этой целью можно использовать как неречевые звуки, так и речь. В естественных условиях формируется прочная привычка слушать звуки окружающей среды, речь окружающих  людей, осмыслять речь и использовать эти образцы в самостоятельной речи. Можно использовать звонок в дверь, звонок будильника, телефонный звонок, предложить повторить новое слово, фразу и т.д., использовать их в других ситуациях. Все игры следует оформлять речь и вводить ее в речь ребенка. В ходе игр можно поменять ролями с ребенком, чтобы усилить интерес ребенка в игре.

Заключение

 

Общеизвестно, что  любые отклонения в физическом и психическом становлении ребенка приводит к нарушению его общего развития. Нарушение слухового анализатора ведет к  существенным отклонениям в развитии речи, формирование устной речи, в общем развитии ребенка. Снижение или отсутствие слуха негативно  отражается на его психическом развитии, ограничивает возможности познания окружающего мира, затормаживает процесс овладения знаниями, умениями и навыками.

 

Список литературы:

 

 

    1.  Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. пособие \ Под ред. В.И. Селиверстова. М, 2001.
    2. Сурдопедагогика \ Под ред. Е.Г. Речицкой. М., 2004.
    3. Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности \ Пер. с нем. М., 2003.
    4. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с.
    5. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с. (Коррекционная педагогика)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие слухового восприятия