Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:18, контрольная работа
Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей и учится говорить. Слушая объяснение взрослых, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности, усваивает значение многих слов. С помощью слуха он может контролировать собственную речь и сравнивать с речью окружающих – так он усваивает не только правильное произношение, но и лексико-грамматические средства языка. В дальнейшем сохранный физический слух является необходимым условием для овладения чтением и письмом.
Оглавление
Введение. 2
1. ВЫДЕЛЕНИЕ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ИЗ КАТЕГОРИИ ГЛУХИХ 3
2. ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ. 5
3. Становление современной концепции развития слухового восприятия речи. 9
4. Развитие слухового восприятия в системе интеграции детей с нарушением слуха. 11
Заключение 14
Список литературы: 15
В начале XX в. Получили распространение следующие методики: способ, где камертоны были заменены электрофоны; способ, предлагавший использовать фонограф для упражнений по развитию слуха; способ с использованием прибора-сирены для активации слуха. Над этими вопросами работали Д. Пикетта (1957), Л. Пименова (1962), в России Н.А. Скрицкого и др.
Благодаря использованию
электроаппаратуры значительно
расширилась область слышимого,
создались условия для более
полного использования и
Результаты работ исследования оценивали по-разному, некоторые считали, что это не только улучшит слух, но даже возвратит его. Другие, что путем упражнений нельзя восстановить полностью слуховую функцию. М. А. Свищев, считал, что дети с пониженным слухом должны большую часть времени на уроке находиться в наушниках. В настоящее время звукоусиливающая аппаратура используется на всех общеобразовательных уроках и специальных занятиях по развитию слуха.
Т. А Власовой была поставлена задача поиска наиболее эффективных путей использования и развития слухового восприятия, формирование устной речи на основе развевающейся слуховой функции. С этой же целью была создана аудиологическая лаборатория, где изучались механизмы слухового восприятия при нарушенном слухе и формирование произношения с применением коррекционных методов, приемов и использования технических средств.
В результате многолетнего комплексного исследования был определен принципиально новый подход к изучению потенциальных возможностей восприятия речи на слух детей с нарушенным слухом. Разработаны пути формирования речевого слуха с целью вернуть в максимально возможных пределах способность воспринимать речь окружающих людей на базе развития сниженного и остаточного слуха с помощью индивидуальной аппаратуры.
Таким образом, время подтвердило возможность и необходимость работы над развитием слухового восприятия, которое в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие личности глухого или слабослышащего ребенка.
История вопроса развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха свидетельствует о важности и необходимости совершенствования этой педагогической системе, которая имеет поступательный характер. Развития слухового восприятия имеет свои цели, задачи, принципы и метод.
В основу становления современной педагогической системы легли научные поиски ученых Ф.А. Рау, Л. В. Неймана, Р. М. Боскис и др.
В середине 70-х гг. была создана и апробирована система, в основу которой положен принципиально новый подход – развитие слухового восприятия в ходе всего учебно–воспитательного процесса.
В основу этой системы, согласно работам Р. М. Боскис (1963), Л. П. Назаровой (1971) и др., легли следующие положения:
- нарушенная слуховая функция, под влиянием целенаправленной работы, т.е. нарушенная слуховая функция подчиняется общим физиологическим и психолого-педагогическим закономерностям развития;
- формирование речевого слуха, слуховых представлений носит этапный и фазовый характер, как формирование любых представлений в психологии;
- развитие слухового восприятия в результате упражнений возможно ввиду имеющегося слухового резерва, потенциальных возможностей у детей с нарушенным слухом;
- на развитие речевого слуха оказывает положительное влияние сохранность всех анализаторов и степень сохранности слухового анализатора;
- при формировании речевого слуха необходимо использовать звукоусиливающую аппаратуру различного назначения, конечная цель – использование индивидуальных слуховых аппаратов;
- развитие слухового восприятия происходит в ходе специально организованного педагогического процесса;
- развитие слухового восприятия должно опираться на физиологические и психолого-педагогические особенности детей с нарушением слуха.
Реализация этих положений нашла отражение в программах по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих, а также в различных формах организации педагогического процесса: на общеобразовательных уроках, на индивидуальных занятиях, на фронтальных занятиях (слуховой час), во внеклассное время.
Эти прогрессированные изменения оправдали себя: слуховое восприятие стало основой для формирования слухоречевой системы у детей с нарушением слуха; сформировалась возможность восприятия на слух речевого материала в результате активизации слуха упражнениями. Созданная педагогическая система развития слухового восприятия дала положительный эффект.
За последнее десятилетие произошли значительные изменения в образовательной и специальной (коррекционной) школе. В региональном санкт-петербургском стандарте образования для школ с нарушением слуха особое место занимает педагогическая система развития слухового восприятия речи.
В основе этой системы лежат следующие положения:
- регулярная диагностика психического развития учащихся и определения обученности и обучаемости детей;
- активизация мыслительной деятельности школьников в процессе работы по развитию слухового восприятия;
- введение развивающих упражнений в индивидуальные занятия по формированию произношения;
- использование и разработка современных педагогических технологий в работе по развитию слухового восприятия и формированию произношения;
- переосмысление содержания программ по развитию слухового восприятия;
- создание творческих групп учителей по разработке современных педагогических технологий.
Эти положения позволили активизировать деятельность учащихся, сделать работу по развитию слухового восприятия интересной, познавательной.
Глухие учащиеся стали походить на слабослышащих учащихся в использовании опорных сигналов при восприятии речи на слух и ее продуцировании. Изменился стиль педагогического руководства деятельностью учащихся на индивидуальных занятиях.
Становление современной дидактической системы по развитию слухового восприятия продолжается и в настоящее время.
Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка.
Особую роль слух имеет в восприятии речи. Слуховое восприятие развивается, прежде всего, как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. В процессе развития слухового восприятия, по мере уточнения слуховых дифференцировок речи формируется понимание речи окружающих, а затем и собственная речь ребенка. Формирование слухового восприятия устной речи связано с усвоением ребенком системы звуковых, фонетических кодов. Овладение фонематической системой и другими компонентами произношения является базой формирования собственной устной речи ребенка, обуславливает активное усвоение ребенком человеческого опыта.
В последнее
десятилетие в сурдопедагогике
стали активно обсуждаться
Интеграция детей с нарушением слуха в общеобразовательную школу не является самоцелью. Цель интеграции – это адаптация детей с проблемами в развитии в жизнь общества. Л. М. Шипицина и К. ванн Рейсвек (1998) выделяют такие пути интеграции, как социальная интеграция, интеграция на уровне учебных планов.
В последнее десятилетие усилился процесс перехода глухих и слабослышащих детей в общеобразовательную школу. Поэтому важной и острой стала проблема психолого-педагогического сопровождения детей с недостатками слуха в процессе обучения этих детей в общеобразовательной школе.
Такое сопровождение детей имеет несколько аспектов:
- психолого-педагогическое
сопровождение детей с
- психолого-педагогическое сопровождение в общеобразовательной школе детей с нормальным слухом в процессе взаимодействия этих детей с детьми, имеющими нарушение слуха;
- психолого-педагогическое
сопровождение учителей
- сопровождение в процессе обучения детей с нарушением слуха в массовой школе по общеобразовательным дисциплинам;
- сопровождение детей с нарушением слуха по специфическим дисциплинам (развитие слухового восприятия, формирование произношения);
- Организация сопровождения в семье.
Остановимся на двух последних аспектах сопровождения.
В массовой школе
не занимаются развитием слухового
восприятия и формированием
- состояние
слуха, степень его
- состояние произношения;
- уровень развития речи;
- прогнозирование
продвижения ребенка в
- уровень обучаемости.
Программа должна носить развивающий характер и должна быть направлена на облегчение овладением материала по общеобразовательным предметам усвоенного в классе и материала опережающего характера.
Основными разделами
программы по РВС могут быть: различные
материала с
Организация сопровождения осуществляется дефектологами и психологом в условиях массовой школы или в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, как правило, в виде дополнительных занятий по 30-35 минут три раза в неделю.
Развитие слухового восприятия формирование произношения не может ограничиваться только специальным образовательным учреждением. Эта работа должна продолжаться дома, в кругу семьи. С этой целью дефектолог и психолог разрабатывают систему дополнительных заданий, которые проводятся родителями в виде игр как с помощью звукоусиливающей аппаратуры, так и без нее. В развитии слухового восприятия в домашних условиях можно выделить два пути, опираясь на рекомендации немецкого сурдопедагога А. Левё (1992):
- сопутствующее
РВС и формирование
- планомерное
РВС и формирование
Под сопутствующим понимается использование любой возможности, ситуации, а под планомерным – специально организованная работа в течении 7-10 минут в виде игр, занимательных упражнений. С этой целью можно использовать как неречевые звуки, так и речь. В естественных условиях формируется прочная привычка слушать звуки окружающей среды, речь окружающих людей, осмыслять речь и использовать эти образцы в самостоятельной речи. Можно использовать звонок в дверь, звонок будильника, телефонный звонок, предложить повторить новое слово, фразу и т.д., использовать их в других ситуациях. Все игры следует оформлять речь и вводить ее в речь ребенка. В ходе игр можно поменять ролями с ребенком, чтобы усилить интерес ребенка в игре.
Общеизвестно, что любые отклонения в физическом и психическом становлении ребенка приводит к нарушению его общего развития. Нарушение слухового анализатора ведет к существенным отклонениям в развитии речи, формирование устной речи, в общем развитии ребенка. Снижение или отсутствие слуха негативно отражается на его психическом развитии, ограничивает возможности познания окружающего мира, затормаживает процесс овладения знаниями, умениями и навыками.