Развитие творческих способностей детей средствами театра и музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 19:13, дипломная работа

Краткое описание

Творческая деятельность – реализация способностей, создание чего-то нового, интересного, необычного. К условиям, способствующим успешному развитию творческих способностей и самореализации детей, относятся психические познавательные процессы, свойства личности каждого ребенка.
Средством, способным решать все эти задачи, является искусство. Оно заключает в себе художественно-эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и воздействует на нравственное, духовное становление личности.
Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми искусство используется не только как средство их художественного развития, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции.

Вложенные файлы: 1 файл

развитие творческих способностей детей средствами театра и музыки.pdf

— 529.62 Кб (Скачать файл)
Page 1
Òîìñê 2012
Òîìñêàÿ îáëàñòíàÿ óíèâåðñàëüíàÿ íàó÷íàÿ áèáëèîòåêà
èìåíè À. Ñ. Ïóøêèíà
Îòäåë îðãàíèçàöèè îáñëóæèâàíèÿ èíâàëèäîâ ïî çðåíèþ
ÌÁËÏÓ ÇÎÒ “Öåíòð ìåäèöèíñêîé ïðîôèëàêòèêè”
Êóëüòóðíî-îáðàçîâàòåëüíûé öåíòð äëÿ äåòåé
ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè
Öåíòð íàõîäèòñÿ
ïî àäðåñó ã. Òîìñê,ïåð. Áàòåíüêîâà,1
(çäàíèå ìàãàçèíà “Òûñÿ÷à ìåëî÷åé”)
òåë./ôàêñ: (3822) 51-23-01
òåë.: (3822) 51-56-33
e-mail: deti@lib.tomsk.ru
http://rslib.lib.tomsk.ru
Ïðîåçä îáùåñòâåííîãî òðàíñïîðòà
àâòîáóñ/òðîëëåéáóñ: äî îñò. Êèíîòåàòð èì. Ãîðüêîãî
òðàìâàé: äî îñò. ïë. Áàòåíüêîâà
Îáðàùàòüñÿ åæåäíåâíî (âòîðíèê-ñóááîòà) ñ 10.00 äî 18.00
Çàíÿòèÿ äåòåé ñ ðîäèòåëÿìè è “Ðîäèòåëüñêèé ëèöåé”
ïðîâîäÿòñÿ êàæäóþ âòîðóþ è ÷åòâåðòóþ ñóááîòû ìåñÿöà â 12.00
Äëÿ ðåãèñòðàöèè â Äåòñêîì öåíòðå èëè Ïóøêèíñêîé áèáëèîòåêå
íåîáõîäèìî ïðåäúÿâèòü ïàñïîðò
Ïðîêîíñóëüòèðîâàòüñÿ ó ïñèõîëîãà,
ïîñåòèòü çàíÿòèÿ ñ äåòüìè, âîñïîëüçîâàòüñÿ óñëóãàìè
ðåàáèëèòàöèîííîé ãîñòèíîé è áèáëèîòåêîé
Âû ìîæåòå ÁÅÑÏËÀÒÍÎ!
 ïîìîùü
ðåàáèëèòîëîãó
Ðàçâèòèå òâîð÷åñêèõ
ñïîñîáíîñòåé äåòåé
ñðåäñòâàìè òåàòðà è ìóçûêè
ÌÅÒÎÄÈ×ÅÑÊÎÅ ÏÎÑÎÁÈÅ

Page 2

Томская областная универсальная
научная библиотека им. А.С. Пушкина
Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению
МБЛПУ ЗОТ “Центр медицинской профилактики”
Развитие творческих способностей
детей средствами театра и музыки
методическое пособие
Томск - 2012

Page 3

74.3
P17
Развитие творческих способностей детей средствами театра и музыки:
методическое пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации
обслуживания инвалидов по зрению; МБЛПУ ЗОТ “Центр медицинской
профилактики”; отв. за выпуск А. А. Коваленко. – Томск, 2012. – 36 с.; 21. –
(В помощь реабилитологу).
Томская областная универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина
вместе с педагогами-дефектологами Томской области подготовили мето-
дическое пособие, в котором отражен практический опыт по организа-
ции театральной и музыкальной деятельности с детьми, имеющими на-
рушения в развитии.
В сборник вошли разработки занятий и уроков для детей дошкольного и
младшего школьного возраста.
Материал адресован учителям, логопедам, воспитателям, родителям,
воспитывающим и обучающим детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Материалы, представленные в бесплатном издании, являются авторской работой (за
исключением ссылок). На них в полной мере распространяется законодательство об
авторских и смежных правах. Публикация, тиражирование и коммерческое использование
текстов без согласия автора запрещено.
ОГАУК Томская областная универсальная
научная библиотека им. А.С. Пушкина, 2012
МБЛПУ ЗОТ “Центр медицинской профилактики”
РАСПРОСТРАНЕНИЕ БЕСПЛАТНО

Page 4

3
Развитие творческих способностей детей с ограниченными
возможностями здоровья средствами
театральной и музыкальной деятельности
Ершова Маргарита Валерьевна,
психолог Культурно-образовательного центра
для детей с ограниченными возможностями
ТОУНБ им. А.С. Пушкина
Внутренний мир ребенка с особыми потребностями развития (нару-
шения слуха, зрения, речи, задержка психического развития и т.д.) сложен.
Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообра-
зие окружающей среды? Как помочь им раскрыть свое Я, понять его и вой-
ти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
На современном этапе развития общества большое внимание уделя-
ется формированию у детей способности творчески мыслить. Дошкольный
возраст является самым сенситивным периодом для развития творческого
потенциала, способностей каждого ребенка, овладения им различными ви-
дами деятельности, в том числе и творческими.
Творческая деятельность – реализация способностей, создание чего-
то нового, интересного, необычного. К условиям, способствующим успеш-
ному развитию творческих способностей и самореализации детей, отно-
сятся психические познавательные процессы, свойства личности каждого
ребенка.
Средством, способным решать все эти задачи, является искусство.
Оно заключает в себе художественно-эстетические, гуманистические, по-
знавательные, нравственные ценности и воздействует на нравственное, ду-
ховное становление личности.
Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе
с которыми искусство используется не только как средство их художествен-
ного развития, но и оказывает на них лечебное воздействие, является спо-
собом профилактики и коррекции.
Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, фило-
софы и педагоги использовали разные виды искусства для лечения души
и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движе-
ний, музыки, пытаясь определить их роль как в восстановлении функций
организма, так и в формировании духовного мира личности.
В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эф-
фективное средство воздействия на человека. В галереях выставляли скуль-
птуры, олицетворявшие благородные человеческие качества. Считалось,

Page 5

4
что, созерцая прекрасные изваяния, человек впитывает все лучшее, что они
отражают. То же самое относится к картинам великих мастеров.
Древние греки придавали особое значение театру. С помощью силы
театрального воздействия, проповедовались определенные идеи, форми-
ровалось мировоззрение народа. Театр давал зрителям живые уроки геро-
изма, воспитания воли, верности своим идеалам.
Огромное значение уделялось музыке. О целительной силе музы-
кальных произведений писали видные греческие философы: Демокрит,
Платон.
Музыка и музыкотерапия широко использовались и в Древнем Китае
и Древней Индии. В России интерес к проблеме взаимосвязи музыки и ме-
дицины очевиден. По инициативе Бехтерева в 1913 году был основан спе-
циальные комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффек-
тов. Специальные исследования В. М. Бехтерева, И. М. Сеченова, И. М. До-
геля, И. Р. Тарханова, С. С. Корсакова и др. выявили положительное влияние
музыки на различные системы организма человека: сердечнососудистую,
двигательную, дыхательную, центральную нервную. Положительные эмо-
ции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосо-
матические процессы, мобилизуют резервные силы человека.
Влияние слушания музыки, музыкально-ритмических занятий для де-
тей с нарушениями слуха на развитие речевой функции, слухового восприя-
тия, моторики раскрывается в работах Е. З. Яхниной.
Занятия театральной деятельностью детей с задержкой психического
развития дают положительную динамику в качественном развитии вообра-
жения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают ста-
новление знаково-символической функции мышления, произвольного вни-
мания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют
развитию многих компонентов личности детей данной категории.
Театр – один из самых демократических и доступных видов искусства
и для детей в том числе. Он позволяет решить многие актуальные про-
блемы современной педагогики и психологии, связанные с художествен-
ным образованием и воспитанием детей, с формированием эстетического
вкуса, с нравственным воспитанием, развитием речи и воспитанием воли,
создавать положительный эмоциональный настрой и нередко – выходить
через игру из конфликтных ситуаций.
В игре, в частности театрализованной, ребенок не только получает
информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте челове-
ческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения с
окружающими. Это требует творческой активности личности.
Важную роль в жизни детей играют эмоции, которые помогают вос-

Page 6

5
принимать действительность и реагировать на неё, развивают способность
распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам,
интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях. Са-
мый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка и снятие за-
жатости – обучение чувствованию и художественному воображению. Этот
путь лежит через сочинительство, фантазирование. Все это может дать
музыкально-театрализованная деятельность.
Музыкально-театрализованная деятельность – это самая эффектив-
ная форма музыкального воспитания, способствующая формированию
творческой личности ребенка. Она понятна ребенку, близка его природе,
потому что связана с игрой. Через театрализованную игру ребенок получает
больше информации об окружающем мире, у него развивается память и
воображение, он переживает различные эмоциональные состояния.
Музыкально-театрализованная деятельность пользуется у детей не-
изменной любовью. Участие в ней ребенка прививает ему устойчивый ин-
терес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, по-
буждает его к созданию новых образов. Кроме того, помогает взрослым
установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для
педагога в то же время эффективным средством раскрытия ребенка и педа-
гогического воздействия на него.
Исследования в области художественной педагогики показывают, что
искусство развивает личность, расширяет общий и художественный круго-
зор ребенка с особыми потребностями развития, реализует познаватель-
ные интересы детей. Искусство, являясь своеобразной формой эстетиче-
ского познания действительности и отражения ее в художественных обра-
зах, позволяет ребенку с проблемами в развитии ощутить мир во всем его
богатстве и через художественные виды деятельности научиться его преоб-
разовывать.
Коррекционные возможности по отношению к детям с нарушениями
развития связаны прежде всего с тем, что оно является источником новых
позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребно-
сти и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. А повы-
шение эстетических потребностей детей с ограниченными возможностями
здоровья, активизация потенциальных возможностей ребенка в практи-
ческой деятельности – это и есть реализация социально-педагогической
функции искусства.
Коррекционная работа с детьми с особыми потребностями развития
проводится двумя путями:
путем воспитания способностей эстетически воспринимать действи-
тельность как непосредственно в жизни, так и через произведения искус-

Page 7

6
ства;
путем деятельности, связанной с искусством (художественно-речевой,
музыкальной, изобразительной, театрализованно-игровой).
Искусство, являясь важным фактором художественного развития,
оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмо-
циональную сферу ребенка. При этом выполняя коммуникативную, регуля-
тивную функции. Участие ребенка с проблемами развития в художествен-
ной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социаль-
ный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной
деятельности, обеспечивает коррекцию коммуникативной сферы. Ребенок
в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует
формированию внутреннего мира, утверждению в нем чувства социальной
значимости.

Page 8

7
Театрализация как средство воспитания детей
с нарушениями слуха
Корсунова Мунира Ривхатовна,
воспитатель ТОГКОУ для обучающихся
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 15 I, II вида», дошкольное отделение
К категории детей с нарушениями слуха относятся те дети, которые
имеют стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором
обычное речевое общение с окружающими затруднено или невозможно.
Эта категория детей представляет собой разнородную группу. По состоянию
слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и не слы-
шащих. Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднение в
восприятии речи. Даже незначительное, казалось бы, снижение слуха, на-
ступившее в раннем детстве, отрицательно сказывается на формировании
речи ребёнка. При тяжёлой тугоухости, глухоте без специального обучения
он вообще не овладевает речью. Это происходит потому, что ребёнок не
слышит своего голоса, не слышит речи окружающих и, следовательно, не
может ей подражать. Резкое недоразвитие речи или её отсутствие затруд-
няют контакты не слышащего ребёнка с окружающим миром, нарушают
процесс формирования познавательной деятельности и в целом его лич-
ности.
Нарушение слуха ведёт не только к задержке речевого развития, но
и к целому ряду вторичных и последующих нарушений в психическом раз-
витии. Отмечаются сенсорные, двигательные, эмоциональные, интеллек-
туальные отклонения, нарушение речи и средств общения, отставание в
предметной и игровой деятельности приводит к своеобразию и задержке
сенсорного развития необученных глухих и слабослышащих детей.
Важно отметить, что дошкольники с нарушениями слуха и отсутствием
речи большую часть своей жизни проводят в специализированном учреж-
дении и в отличие от своих нормально развивающихся сверстников нужда-
ются в проведении с ними специальных обучающих занятий.
Поступающие в специальное дошкольное учреждение маленькие
дети имеют крайне бедные представления об окружающих их предметах
и людях. Дети не только не могут их назвать, обозначить словом, но плохо
выделяют их из группы разнородных предметов, с трудом узнают в изме-
нившейся ситуации, не различают предметы по функциональному назна-
чению, не всегда могут соотнести реальный предмет с его изображениями.

Page 9

8
У таких детей сужен объём восприятия, оно характеризуется нарушением
избирательности, целостности, обобщённости. У них образуются лишь про-
стейшие, а не главные связи между объектами, поэтому дети с трудом по-
стигают смысл воспринимаемого материала, наблюдаются отставания в
моторном развитии, неблагоприятно сказывающиеся на общем развитии.
Именно ролевые игры помогают детям становиться ближе к самим себе,
потому что позволяют выйти за пределы самих себя. Опыт импровизации
позволяет им в большей степени выразить себя, использовать свои воз-
можности, свои ум и тело, чувства и ощущения.
Содержанием детских театрализованных игр является жизнь, дея-
тельность и отношения людей. Чтобы отражать их в игре, ребёнок должен
иметь необходимые представления об этом, дошкольники с нарушенным
слухом не в состоянии самостоятельно приобрести необходимые знания об
этих сторонах действительности.
Проводится предварительная работа в ходе тематических прогулок и
экскурсий, где дети получают конкретные и содержательные представле-
ния о том, чем занимаются люди разных профессий, какую пользу они при-
носят (продавец, повар, врач).
Дети используют в игре настольный театр, играют в пальчиковый те-
атр, пользуются плоскостными фигурами сказочных персонажей, им нра-
вится применять в игре шляпы, маски, костюмы, а зеркало помогает ребён-
ку, надевшему определённую маску, увидеть персонаж, который он пред-
ставляет. Маска позволяет ребёнку выразить мысли, которые он не сказал
бы от собственного имени.
Драматическое творчество позволяет детям лучше ощущать как мир,
который их окружает, так и собственное существо. Для того чтобы интер-
претировать окружающий мир и выразить в творчестве идеи, действия, чув-
ства, дети используют все свои ресурсы: зрение, слух, осязание и обоняние,
мимику и жесты. Дети играют в своих мать и отца, самих себя, обыгрывают
черты своего характера. В театрализованном царстве дети могут опробо-
вать новые способы существования, проявляют подавленные области свое-
го «Я», позволяют себе испытать погруженность в действие, возбуждение и
спонтанность, которых нам не хватает в повседневной жизни.
Представление в пантомиме простых сенсорных образов, умение
передавать их без слов, используя только мимику и жесты, значительно по-
вышает осознание сенсорного опыта, мы видим, как ребёнок двигается и
использует возможности своего тела, мы наблюдаем ригидность и скован-
ность или лёгкость и плавность его движений.
Театрализованные игры помогают воспитателю привлечь внимание
детей к человеческим чувствам и отношениям, сопровождают их вполне

Page 10

9
доступными детям реальными эмоциями. С помощью положительных и от-
рицательных персонажей ребёнок усваивает правила поведения в обще-
стве, нормы общественной морали.
Так, сказкотерапия даёт возможность детям идентифицировать себя
с героями сказок и вместе с ними переживать тяжёлые эмоции, внутрилич-
ностные конфликты и успешно разрешать их. В соответствии с возрастом
дети получают в доступной форме психологические знания, позволяющие
справиться с чувством одиночества, неполноценности, неуверенности в
себе, с переживанием вины, стыда. Иначе говоря, доброжелательное и по-
нимающее общение, игры, рисование, прослушивание и обыгрывание ска-
зок, подвижные упражнения, музыка, пение, а самое главное, внимание к
ребёнку помогает ему принять себя в мир, который его окружает.

Page 11

10
Музыкально-ритмические занятия для воспитания детей
с нарушениями слуха
Бурцева Алена Сергеевна,
педагог дополнительного образования ТОГКОУ для обучающихся
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, «Специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 15 I, II вида», дошкольное отделение
В специальных дошкольных учреждениях все чаще в программе обу-
чения и коррекции используются музыкальные занятия. Музыка звучит
во время обычных занятий, праздников, физкультурных занятий. В специ-
альных коррекционных образовательных учреждениях для детей с нару-
шением слуха (I и II степени) введена в план занятий учебная дисциплина:
музыкально-ритмические занятия.
Слабослышащие и глухие дети способны воспринимать звучание тех
или иных музыкальных инструментов, прикладывая руки к их поверхности,
ощущая их колебания, находясь вблизи от звучащего инструмента, могут
ногами чувствовать колебания пола, а всем телом ощущать колебания воз-
духа, вызванные вибрацией музыкального инструмента.
Когда дети с тяжелыми нарушениями слуха в первый раз знакомятся с
музыкой, они еще не умеют вычленять звуки музыки как особый сигнал. За-
дача педагога помочь детям научиться воспринимать музыку. Очень важно
чтобы исполнение педагога было эмоциональным и выразительным, тогда
дети видят и чувствуют, впитывают и проникаются соответствующим на-
строением, начиная весело приплясывать или плавно, медленно кружить-
ся. Эмоционально окрашенный отклик педагога на музыкальное произве-
дение помогает детям прочувствовать красоту музыки и глубже ее понять.
У многих детей с нарушениями слуха остается определенный слу-
ховой резерв, который может быть реализован при систематических слу-
ховых тренировках и является основой для развития речевого слуха. Для
усиления звука и вибраций на занятиях используется электроакустическая
аппаратура.
Музыкально-ритмические занятия направлены на социальную адап-
тацию детей и всестороннее развитие. На занятиях слабослышащие и глухие
дети с помощью специальных индивидуальных слуховых аппаратов учатся
распознавать музыку, воспроизводить ее на музыкальных инструментах,
петь, ритмично танцевать под музыкальное сопровождение и знакомятся с
разными жанрами музыки от классической до современной.
Дети посещают театры, концертные залы, и тем самым расширяют

Page 12

11
границы познания, открывают для себя мир прекрасного в искусстве и жиз-
ни. Эстетическое развитие слабослышащих и глухих – одна из важнейших
задач, которую воплощают в жизнь чуткие и творческие люди, педагоги,
организующие музыкальные занятия.
На музыкальном занятии используются основные виды деятельности:
слушание музыки, развитие голоса (пение), игра на детских музыкальных
инструментах, музыкально-ритмические движения и пальчиковая гимна-
стика.
Все виды занятий, связанных с музыкой, несомненно, формируют у де-
тей с нарушением слуха чувство красоты. Например, при обучении ритмич-
ных движений под музыку дети не только учатся правильному ритмичному
исполнению, но и стараются телом эмоционально передать музыкальный
образ. Получая эстетическое воспитание, дети развиваются нравственно,
растут открытыми к доброте, а получая навык игры в оркестре, учатся рабо-
тать в команде, что развивает коммуникативные навыки.
Отрывок музыкально-ритмического занятия
Дети входят в музыкальный зал под музыку, маршируя. Звучит
«Марш» (муз. Л. Шульгина).
Приветствие.
Цель: здороваясь с детьми, настраивать детей на позитив, создать
атмосферу доброжелательности, заинтересованности и активного участия.
Одновременно решаются педагогические задачи – воспитывается доброе,
внимательное отношение друг к другу, формируются коммуникативные на-
выки. Стараться сопоставлять движения со словами:
Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп.
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ.
Здравствуйте, рот, нос, голова, уши, щёки, лоб, глаза, плечи, шея,
грудь, не забыть бы что-нибудь.
Руки хлоп-хлоп-хлоп, ноги топ-топ-топ.
Раз сюда, два сюда, это нет, а это да.
Дети присаживаются на ковёр.
Игра «На стене часы висели». Цель: отрабатывание чёткого выпол-
нения передачи предмета.
На стене часы висели. (Качание из стороны в сторону).
«Тик-так, тик-так». (Хлопки в ладоши).
Тараканы стрелки съели. (Качание из стороны в сторону).
«Тик-так, тик-так». (Хлопки в ладоши).
Мыши гири оторвали. (Качание из стороны в сторону).

Page 13

12
«Тик-так, тик-так». (Хлопки в ладоши).
И часы ходить не стали. (Качание из стороны в сторону).
«Тик-так, тик-так». (Хлопки в ладоши).
Разучивание песни «Барабанщик» (муз. М. Красева, сл. М. Чарно-
вой). Цель: познакомить с новой песней, разучивание слов.
Слушание музыки. Цель: формировать реакции на звуки всех октав
фортепиано, определяя октавы на «высоко» (птичка) и «низко» (медведь).
Подготавливать слухо-вибрационное восприятие детей, предоставляя им
возможность слушать звучание и ощущать вибрацию инструмента.

Page 14

13
Веселый оркестр
групповое коррекционно-развивающее занятие для детей
дошкольного возраста
Егорова Юлия Дмитриевна,
магистр второго года обучения
по специальности «Специальная психология»
Программное содержание: эмоциональное развитие детей; знаком-
ство детей с музыкальными инструментами; развитие умения работать в
команде.
Оборудование: карточки с изображением кузнечика, цветные каран-
даши, музыкальные инструменты, магнитофон, запись сказки «Три поро-
сенка».
Последовательность действий.
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет музыкальный
урок. И для начала давайте разомнем наши ручки.
Задание № 1. Разминка для рук.
Обезьянки вышли погулять (выполняем движение «фонарики»),
Обезьянки стали танцевать (сжимаем и разжимаем кулачки),
Но одна из них пошла домой поспать (ладони прижимаем друг к дру-
гу, кладем под щечку),
Потому что надоело танцевать (выполняем стряхивающие движения
кистями рук).
Поросята: по очереди постукиваем по коленям каждым из пальцев
рук.
Этот толстый поросенок целый день хвостом вилял (мизинцы),
Этот толстый поросенок спинку об забор чесал (безымянные),
Ля-ля-ля-ля, Лю-лю-лю, поросяток я люблю («фонарики»),
Ля-ля-ля-ля, Лю-лю-лю, поросяток я люблю (сжимаем и разжимаем
кулачки).
Этот толстый поросенок носом землю ковырял (средние),
Этот толстый поросенок что-то сам нарисовал (указательные),
Ля-ля-ля-ля, Лю-лю-лю, поросяток я люблю («фонарики»),
Ля-ля-ля-ля, Лю-лю-лю, поросяток я люблю (сжимаем и разжимаем
кулачки).
Этот толстый поросенок – лежебока и нахал (большие).
Захотел спать в серединке (сжимаем пальцы в кулак, большой палец
зажимаем внутри)

Page 15

14
И всех братьев растолкал (ладонь резко открываем – «поросята раз-
бежались»).
Задание № 2: Раскрась кузнечика.
Детям необходимо обвести по пунктиру кузнечика и раскрасить
его.
Задание № 3. Забавный ритм.
Ведущий: Чтобы выполнить следующее задание, вам, ребята, надо
внимательно послушать. Я буду хлопать в ладоши ритм, а вы должны его
повторить.
Ведущий задает ритм, хлопая в ладоши. Участники пробуют его
повторить. Когда все справились с заданием, можно усложнить темп.
Ведущий: Ребята, для того, чтобы наше музыкальное занятие прошло
интересно и увлекательно, я предлагаю вам познакомиться с музыкальны-
ми инструментами.
Ведущий показывает инструмент, говорит его название и показы-
вает, как им пользоваться.
Задание № 3. Инструменты.
Ведущий показывает инструмент, а дети должны вспомнить, как
он называется и продемонстрировать, как на нем играть.
Ведущий: Теперь, когда мы познакомились с музыкальными инстру-
ментами, давайте попробуем на них поиграть.
Задание № 4. Играем вместе.
Участникам раздаются инструменты. Пока играет музыка, все играют
на своих инструментах. Как только музыка заканчивается, необходимо по-
ложить инструмент на стол перед собой. Когда все положили инструменты,
музыка начинает играть снова, и ребята берут свои инструменты и продол-
жают на них играть.
Задание № 5. Шумелка для трех поросят.
Ведущий: Ребята, мы научились играть на музыкальных инструмен-
тах и стали настоящими музыкантами. И сейчас нам нужно озвучить сказку
«Три поросенка».
Включаем диск Железнова Е. «Сказки-шумелки».
Ведущий включает запись сказки. После каждого предложения дети
должны озвучить отрывок.

Page 16

15
1 звон колокола
15 дуем
29 дуем
2 хрюкают все вместе
16 треугольник
30 дуем
3 металлические трубки 17 бубенцы
31 дуем
4 бубенцы
18 по столу
32 по столу
5 щетка
19 щетка
33 колок
6 треугольник
20 ррр
34 буль-буль
7 ввввв
21 барабан
35 металлические трубки
8 барабан
22 дуем
36 барабан
9 треугольник
23 треугольник
37 хлопаем по столу
10 шумелка
24 бубенцы
38 треугольник
11 ууууу
25 по столу
39 по столу
12 по столу
26 щетка
40 бубенцы
13 рррр
27 рррр
14 барабан
28 барабан
Ведущий: Молодцы. Получилась веселая сказка. Вам понравилась
сказка?
Задание № 6. Найди меня.
Ведущий: Сейчас нам нужен один доброволец. Он отвернется, а мы с
ребятами спрячем ручку. Теперь, чтобы помочь ребенку найти предмет, мы
будем хлопать по столу громко, когда голящий будет приближаться к пред-
мету, и совсем тихо, когда голящий будет отходить далеко от предмета.
Вот, молодцы. Теперь, давайте, перед тем, как пойти играть и отды-
хать, сделаем музыкальную разминку.
Задание № 7. Зарядка «У жирафа».
Включаем диск Железнова Е. «Аэробика».
1. У жирафа пятна, пятна, пятна, пятна, пятнышки везде:
2. На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животе, коленках и носках.
3. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде:
4. На лбу, ушах, на шее, на локтях…
5. У котяток шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде:
6. На лбу, ушах, на шее, на локтях…
7. А у зебры есть полоски, есть полоски везде:
8. На лбу, ушах, на шее, на локтях…
1 – похлопываем себя по туловищу (ставим пятнышки). 2, 4, 6, 8 – до-
трагиваться указательными пальцами до соответствующих частей тела. 3 –
пощипывать себя (собирать складки). 5 – поглаживать себя (разглаживать
шерстку). 7 – проводить ребром руки по корпусу (рисовать полоски).

Page 17

16
Театр на столе
групповое коррекционно-развивающее занятие для детей
дошкольного возраста
Егорова Юлия Дмитриевна,
магистр второго года обучения
по специальности «Специальная психология»
Программное содержание: развивать воображения ребенка; разви-
вать актерское мастерство; активизировать мыслительный процесс; спо-
собствовать сотрудничеству детей.
Оборудование: кукла бибабо «Лиса», пальчиковые куклы, карточки
с контурными изображениями сказочных персонажей, цветные изображе-
ния сказочных персонажей, фишки.
Последовательность действий.
Ведущий: Здравствуйте, ребята.
Задание № 1. Игра на знакомство.
Ведущий: Сегодня мы с вами будем участвовать в театральной поста-
новке. Поможет нам в этом моя хорошая знакомая, Лисичка-сестричка. Вот
и она.
Педагог надевает на руку перчаточную куклу.
Лиса: Здравствуйте, ребята, я пришла к вам сегодня для того, чтобы
помочь стать актрисами и актерами. И для начала хочу, чтобы вы сопоста-
вили картинки и тени.
Задание № 2. Теневой театр. Ребятам нужно определить, кому ка-
кая тень принадлежит, сопоставить персонажей и их тени.
Ведущий: Ребята, каждый кукольный актер знает, что очень важно
разминать ручки, запястья и пальчики.
Задание № 3. Разминка для рук.
Раз, два, три, четыре, пять.
Показываем по очереди пальчики,
начиная с большого.
Будем пальчики считать.
Подержать каждый пальчик левой
руки.
Этот пальчик хочет спать,
Загибаем большой палец.
Этот пальчик лег в кровать,
Загибаем указательный палец.
Этот пальчик чуть вздремнул,
Загибаем средний палец.
Этот пальчик уж заснул,
Загибаем безымянный палец.
Этот пальчик спать не хочет,
Загибаем мизинец.
Он шалит и всех щекочет:
Собрать пальчики в кучу и теребить.
«Хватит спать, пора вставать,
Веселиться и играть».
Сжимаем и разжимаем кулачки.

Page 18

17
Задание № 4. Упражнения для артикуляции. Дети повторяют за пе-
дагогом скороговорки. Например:
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Как в капюшоне он смешон.
Лиса: Молодцы, ребята. Я привела с собой друзей, но чтобы они ожи-
ли, их нужно надеть на пальчики. Возьмите каждый по игрушке и наденьте
себе на пальчик.
Педагог и Лисичка раздают ребятам пальчиковые куколки и помо-
гают их надеть.
Ведущий: Теперь у каждого из вас есть на пальчике персонаж. Давай-
те с ними познакомимся.
Задание № 5. Знакомство с пальчиковыми куклами.
Лиса: Расскажите, как зовут героя и что-нибудь о нем. Например, мож-
но рассказать, что любит кушать ваш персонаж или где он живет.
Дети рассказывают о персонаже.
Ведущий: Мы познакомились.
Лиса: Знаю я одну интересную сказку. Наверняка она вам тоже извест-
на. Называется «Колобок».
Ведущий: Ребята, давайте попробуем ее показать. Я буду вам ее чи-
тать, а вы будете показывать.
Задание № 6. Сказка «Колобок». Дети и педагог разыгрывают теа-
тральное представление. Педагог проговаривает основной текст, а дети по-
вторяют слова.
Ведущий: Хорошо, ребята, молодцы.
Лиса: И мне понравилось. А вам, ребята?
Ведущий: Какой герой вам больше всего понравился? Почему? Как
вы думаете, почему лисе удалось съесть колобка? Почему больше никто не
смог съесть колобка? Жалко ли вам бабушку и дедушку? Почему? Хорошо
ли колобок поступил с бабушкой и дедушкой? Почему? Как вы думаете, по-
чему колобок от всех убегал?
Задание № 7. Морская зарядка.
Ведущий: Ребята, для того, чтобы пойти играть, нам необходимо раз-
мяться. Давайте сделаем морскую разминку, которую делает морячок каж-
дый день.
Каждое утро морячок встает на
цыпочки вверх-вниз.
Встать на цыпочки, повторить
несколько раз.
Повороты головы вправо-влево.
Поворачивать голову, повторить
несколько раз.
Поднимает плечи морячок вверх-
вниз.
Поднимать
плечи,
повторить
несколько раз.

Page 19

18
Наклоняться он умеет вправо-
влево.
Наклоны в стороны, повторить
несколько раз.
Приседает он умело вверх-вниз.
Приседание, повторить несколько
раз.
И танцует смело правой, левой.
Разминаем голеностоп круговыми
движениями.

Page 20

19
Собираем ягоды
занятие по трудовому воспитанию для детей
с нарушениями слуха
Корсунова Мунира Ривхатовна,
воспитатель ТОГКОУ для обучающихся
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 15 I, II вида», дошкольное отделение
Программное содержание: формировать навыки коллективного тру-
да, умения вместе заниматься общим делом и вступать в контакт друг с
другом; упражнять в сборе мелких предметов тремя пальцами; развивать
мелкую моторику; воспитывать чувство заботы и уважения к старшим.
Словарь: Это дом. Тут живёт бабушка. Будем помогать собирать яго-
ды.
Оборудование: платок и фартук для бабушки, складной домик, стулья,
скрепки, пластилиновые шарики красного и синего цвета, корзинки.
Последовательность действий.
Основные направ-
ления работы
Действия педагога
Действия детей
Обору-
дование
Формирование це-
ленаправленности
внимания.
Организационный момент.
Бубен.
Раз- два, раз-два,
Идет детвора!
Привет! Будем занимать-
ся, слушать, говорить,
играть.
Дети входят в зал
под удары в бубен,
встают полукругом.
Дети отвечают.

Page 21

20
Учить детей всту-
пать в контакт со
сверстником, пере-
давать друг другу
положительные
эмоции.
Игра «Ласковые ручки»
Будем играть.
Дай ладошку!
Касается ладонью руки
ребёнка, просит ребёнка
коснуться ладонью руки
следующего малыша.
Дай мне локоток.
Дай локоток Сереже.
Когда все дети возьмутся
за руки, предлагаю всем
улыбнуться друг другу.
-Улыбка! Вот и подружи-
лись!
Дети касаются ла-
дошками.
Ребёнок касается
локтем воспитате-
ля, затем следую-
щего ребёнка и т.д.
Дети выполняют.
Рассматривание картинок
Подводит детей к картин-
кам.
Это ягоды. Это малина, а
это смородина.
Дети слушают и
рассматривают кар-
тинки.
Картинки
с изобра-
жением
малины,
смороди-
ны.
Игровая ситуация «Разговор по телефону».
Воспитание чувства
заботы и уважения
к старшим.
- Алло!
- Кто говорит? Бабушка?
- Дети, мы сейчас поедем
к бабушке.
Поезд поехал! Ту-ту-тууу!
Приехали! Вот дом ба-
бушки.
Появляется бабушка.
Дети смотрят, слу-
шают.
Дети строятся
друг за другом,
воспитатель-
паровоз.
Привет!
Игрушка-
телефон.
Развитие мелкой
моторики.
Бабушка: Помогите мне
собрать ягоды, я старая
стала, устала.
Будем работать, собирать
ягоды.
Детям раздаются
корзинки, начинают
собирать цветные
шарики тремя паль-
цами и складывать
в корзинку.
Стулья,
верёвки,
скрепки,
на них на-
низаны
пласти-
линовые
шарики,
корзинки.
Итог занятия
Бабушка: Спасибо, ре-
бята!
Вы все хорошо работали,
молодцы.
Дети отдают ба-
бушке корзинки с
ягодой.
Сладости
на подно-
се.

Page 22

21
Развитие творческих способностей у детей
с нарушением интеллекта на уроках музыки
Сеченова Елена Борисовна,
учитель высшей квалификационной категории
Муниципального казенного специального (коррекционного)
образовательного учреждения для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы № 17 VIII вида г. Томск
Музыка зимы: 3 класс
Программное содержание: развитие творческих и музыкальных спо-
собностей обучающихся в различных видах музыкальной деятельности;
оптимизация образного мышления, компенсация эмоционального недо-
развития; воспитание коммуникативных качеств, позитивного отношения
к музыкальной деятельности.
Оборудование: магнитная доска, снежинки на ниточках, конверт от
Деда Мороза, снеговики, слова – Весельчак, Плакса, Злюка, треугольники,
магнитофон, аудиокассеты.
Последовательность действий.
Вход детей в зал под песню «Музыка Зимы».
Ведущий: Какое сейчас время года? Ответ детей. Сегодня на уроке
мы будем слушать и исполнять музыку о зиме, сравнивать наше настрое-
ние с настроением музыки.
Как мы узнаем, что на улице Зима? Ответы детей.
Физкультминутка «Зимняя».
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают.
Дети потирают одну ладонь о
другую.
Не замерзнут ручки-крошки –
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем!
Хлопают в ладоши.
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко.
Вот как топать мы умеем,
Вот как ножки мы согреем!
Топают ногами в такт словам.

Page 23

22
Исполняется песня-танец «Зимня я пляска» (муз М. Старокадом-
ского, сл. О. Высотской).
Ведущий: Что зимой на улице?
Как подул ветерок,
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звёзды.
Что это за ледяные звезды? (Снежинки). Давайте поиграем в игру
«Ветерок» и узнаем, чей ветер будет самым долгим и сильным.
Игра «Ветерок». Дети берут снежинки на ниточках и дуют на
них так, чтобы ниточки со снежинками приняли горизонтальное по-
ложение или поднялись выше, чем у всех остальных.
Ведущий: Если много снежинок собрать вместе, получаются целые
горы снега. Что любят дети строить из снега? (Горки, крепости, снежные
дома). Послушайте, что это за звуки? (Звучит запись музыкального треу-
гольника). Что они вам напоминают? (Как звенят зимой сосульки).
Исполняется песня «Снежный дом» (муз. Т. Попатенко, сл. О Вы-
сотской) с аккомпанементом на треугольниках.
Ведущий: Отгадайте загадку.
Что за нелепый человек
Пробрался в ХХI век?
Морковка и нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла! (Снеговик).
Но наш Снеговик пришел не один. Представьте, что в зал сейчас во-
йдут еще 3 снеговика. Они очень разные, как и мы с вами. Определить
характер, настроение каждого из них вам поможет музыка. Послушайте.
Звучат фрагменты из пьесы Д.Б. Кабалевского «Три подружки»
(Хрестоматия по музыке для 1 класса). Дети определяют характер и
дают имена снеговикам: Весельчак, Плакса, Злюка.
Посмотрите, я нарисовала портреты этих снеговиков. Но зимний
ветер дунул и перепутал все лица. Помогите исправить портреты. Ищем
лицо – подписываем – показываем мимикой настроение каждого снего-
вика.
Даёт Дед Мороз порученье:
Доставьте мои поздравленья,
Узнайте, какой снеговик
Домчит к нам конверт через миг.
За портретом Весельчака спрятан конверт. Ведущий находит
его, раскрывает пакет, достает зимний привет от Деда Мороза – кра-
сивые маленькие снежинки.

Page 24

23
Красивые снежинки кладем на ладошку.
Кружатся снежинки в воздухе морозном,
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот одна упала на твою ладошку:
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
Гимнастика для глаз «Снежинки».
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.
Дети кладут снежинку на раскрытую
ладонь.
Снежинки вправо полетели – Поворачивают ладошку вправо и следят
за ней глазами.
Дети вправо посмотрели.
Вновь снежинки полетели –
Глазки влево посмотрели.
Поворачивают ладошку влево и следят за
ней глазами.
Ветер вверх их поднимал
Поднимают ладошку вверх и следят
глазами.
И на землю опускал.
Опускают ладошку вниз и следят глазами.
Дети смотрят вверх и вниз.
Поднимают ладошку вверх и следят
глазами.
Всё! На землю улеглись.
Опускают ладошку вниз и следят глазами.
Глазки закрываем.
Глазки отдыхают.
Прикрывают глаза.
Ведущий: За что все дети любят зиму? За какой праздник?
Звучит мелодия песни «К нам приходит Новый год» (муз. Е. Петро-
ва, сл. В. Герчик). Дети узнают мелодию, встают в хоровод и танцуют.
Ведущий: Сегодня на уроке звучала разная музыка, которая пере-
давала наше настроение и настроение Снеговиков. Музыка помогла нам
создать хорошее, праздничное настроение. Хочу поделиться с Вами сво-
им хорошим настроением.
Запускаю искру счастья! Пусть она пройдет по кругу.
Игра «Искра счастья». Все становятся в круг, берутся за руки. Во-
дящий сжимает руку соседа справа. Сосед передает искру, сжимая руку
своего соседа справа. И так, пока не дойдёт до водящего.
Вы сегодня все молодцы. Давайте похлопаем себе и запустим празд-
ничный салют.
Игра «Праздничный салют». Поднимая поочередно правую и ле-
вую руки, дети говорят слова: красный – синий – зелёный – бум! – 3 раза
– Ура! – машут поднятыми вверх руками.
Сохраните это настроение и поделитесь им дома.

Page 25

24
Фрукты и овощи
интегрированное занятие с элементами театрализации
Шмидт Ирина Юрьевна, учитель
Просвирина Есфирь Николаевна,
воспитатель Муниципального казённого специального
(коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной
(коррекционной) общеобразовательной школы № 39 VIII вида г. Томск
Уважаемые коллеги! Мы предлагаем познакомиться с коррекционно-
развивающей работой с детьми, имеющими проблемы в интеллектуаль-
ном развитии, основанной на широком использовании театрализации.
Свою работу начинали с небольших инсценировок на основе сюже-
тов народных сказок, песенок-потешек, художественных рассказов и сти-
хотворений.
Инсценировка – это придание литературному произведению драма-
тической формы, формы отражения жизни в непосредственном действии,
как столкновении характеров (в поступке, в диалоге).
В нашей практике мы часто используем такие виды инсценировок,
как театр картинок (живые картинки), фланелеграф, настольный театр, ку-
кольный, пальчиковый, плоскостной. Большое внимание уделяем театра-
лизации.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечат-
лениями, новыми знаниями и умениями, развивает интерес к литературе,
к театру,развивает речь,активизирует словарь. Способствует нравственно-
эстетическому воспитанию каждого ученика.
Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевыми играми.
В основе тех и других лежит отражение действий и отношений между
людьми. Разница в том, что театрализация основана на драматизации ли-
тературных произведений и на специфической площадке, ширме.
Первый этап работы заключался в том, чтобы научить детей с огра-
ниченными возможностями здоровья сюжетно-ролевым играм. Многие
дети не умели общаться друг с другом, не находили общих интересов, и
для того, чтобы их объединить, заинтересовать, помочь найти в себе уве-
ренность, использовались сюжетно-ролевые игры: «Шофёр», «Строите-
ли», «Семья», «Дочки-матери». Это первые шаги к театрализации.
На уроках постоянно используются сюрпризные моменты, которые
помогают организовать детей. Все дети, обучающиеся в школе, испытыва-
ют большие затруднения в общении, построении фраз и т.д., поэтому воз-

Page 26

25
никает необходимость создавать такие условия, в которых дети смогли бы
реализовать себя, полноценно общаться друг с другом, самостоятельно
выполнять игровые действия.
Творческая мобилизованность, смелость, доверие к вниманию това-
рищей и собственное внимание формируются в театрализованных разви-
вающих играх при правильном их осуществлении. Для этого используются
дыхательные упражнения, задания на расслабление мышц, упражнения
на заучивание стихов, лёгких текстов, проговаривание и подражание,
упражнения по сохранению красивой позы. Все это подготавливает детей
к началу театрализованной деятельности.
Игра животных – одна из самых традиционных форм, позволяю-
щих овладеть элементами актёрского искусства. Изображая животных, их
голоса и повадки, у детей развивается смелость, вера в себя, ловкость,
наблюдательность, речевая активность. Ребятам интересно не только сы-
грать роль во взаимодействии друг с другом, но и отличить повадки одно-
го животного от другого и т.д. При этом развивается речь, мышление, рас-
ширяются представления об окружающем мире. Ребёнок раскрепощает-
ся, становится более свободным. Речь становится более чёткой, движения
увереннее. Это немаловажные факторы для детей с задержкой речевой
активности.
Театрализованные элементы на уроках дают прекрасный результат –
дети лучше воспринимают заданную тему. Так, на уроке математики луч-
ше решаются примеры, запоминаются цифры, на уроках письма и чтения
лучше запоминаются буквы. Если в слове пропустили букву, сказочный
герой поможет найти букву в лесу, тем самым уменьшая возможность
ошибки.
Удачно совмещаются элементы театрализации на коррекционных
занятиях, на уроках по развитию речи, рисованию, природоведению,
социально-бытовой ориентировке, гигиене и самообслуживанию, класс-
ных часах по ознакомлению с окружающим миром. Например, интегри-
рованные занятия с театрализацией «Путешествие в страну чистоты и
порядка», «Мойдодыр», «Путешествие в страну безопасности», «Посуда
для бабушки Федоры», «Золотая осень», «Старичок-лесовичок», «Первый
космонавт – Юрий Гагарин», «Цирковое представление» и др. Все дети на
таких занятиях активны и работают с интересом.
Для поддержания интереса к театрализации используются яркие ко-
стюмы, шапочки, декорации. Активно привлекаются к работе родители.
С помощью родителей можно изготовить необычные костюмы, сделать
более сложные декорации.
Влияние театрализованной деятельности имеет большое значение

Page 27

26
для всестороннего воспитания детей как физического, так и нравствен-
ного.
Программное содержание: закреплять, уточнять и расширять пред-
ставления об овощах и фруктах.
Задачи.
Учебные. Учить различать овощи и фрукты по цвету, форме и вкусу,
правильно произносить слова по слогам, называть и составлять описатель-
ные словосочетания, составлять предложения по опорным картинкам.
Коррекционные. Развивать речевую активность, внимание, память,
зрительное восприятие, сенсомоторику, словарный запас, активность.
Воспитательные. Воспитывать доброжелательное отношение, раз-
вивать навыки взаимодействия, понимание о пользе овощей и фруктов,
Предварительная работа: работа по картинкам; отгадывание зага-
док о фруктах и овощах; дидактическая игра «Чудесный мешочек»; экскур-
сия в овощной магазин; дидактические игры «Что, где растёт?» и «Угадай
по вкусу».
Оборудование: сундучок, набор овощей и фруктов, зеленая и желтая
тарелочки, картина «Что растёт в огороде и в саду», книга «Мир вокруг нас»,
цветные трафареты овощей и фруктов, разрезанные трафареты овощей и
фруктов, костюм козы, шапочки с фруктами, бабочки на ниточках.
Последовательность действий.
Звучит музыка «Голоса природы», дети встают в круг. Педагог
раздаёт цветные бабочки, которые прикреплены на ниточки.
Ведущий: Давайте посмотрим, у кого лучше всех летает бабочка.
Дыхательное упражнение «Полет бабочки». Педагог дает указа-
ния детям: дуем сильно, дуем слабо, бабочка должна взлететь высоко,
бабочке нужно полететь направо и т.д.
Ведущий: Сегодня мы повторим названия овощей и фруктов. Будем
отгадывать загадки, повторять предложения и выполнять разные игровые
задания. Поможет нам сделать все это быстро и интересно «Сундучок».
Работа над словом. Посмотрите, что лежит в сундучке? Дети бе-
рут по одному предмету (фрукты и овощи) и называют. Повторяют
слова по слогам. Неговорящие дети находят по указанию педагога.
Отгадайте загадки.
Дети показывают предмет (овощи и фрукты) и отвечают.
Летом в огороде свежий и зелёный,
А зимою в бочке, крепкий и солёный. (Огурец).
Круглое, румяное, я расту на ветке,

Page 28

27
Любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко).
В шкурке жёлтой, кислый он, называется … (лимон).
Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь).
Яркий, сладкий, налитой, весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики, а из далёкой Африки. (Апельсин).
В огороде вырастаю, а когда я созреваю,
Варят из меня томат, в щи кладут и так едят. (Помидор).
Работа по картинке «Что растёт в саду и огороде».
Ведущий: Теперь посмотрите, где растут фрукты? Фрукты растут на
деревьях в саду. Дети, покажите, у кого из вас в руках фрукты? Дети по-
казывают фрукты и повторяют предложение.
Посмотрите, где растут овощи? Овощи растут на грядке в огороде.
Дети показывают овощи и повторяют предложение. Положите овощи
в зелёную тарелку, а фрукты в жёлтую тарелку.
Дидактическая игра «Собери овощи и фрукты». Дети собирают
овощи в зелёную тарелку, а фрукты – в жёлтую. Педагог проверяет вы-
полнение задания.
Физкультминутка «Наши ушки, не грустите».
Ушки наши, не грустите, есть гимнастика для вас.
И хотите – не хотите, разогреем вас сейчас.
Приложи ладошки к ушкам и потри их хорошо.
Стало ушкам горячо.
А теперь найдём мы мочки и потянем вниз немножко.
А теперь мы отдохнём и глазами овощи найдём.
Наверху созрел томат. Дети смотрят наверх (на потолке прикре-
плена картинка с изображением томата).
А внизу растёт капуста. Дети смотрят на пол (на полу прикреплена
картинка с изображением капусты).
Справа репка, слева свёкла. Дети смотрят вправо и влево.
А теперь закрыли глазки. Что пропало? Педагог убирает или при-
крывает одно из изображений.
Стук в дверь. В класс входит Коза.
Коза: Здравствуйте, ребята. Я шла к козлятам, а попала в школу к
ребятам. У меня в корзине свежие овощи и фрукты для моих козлят. Могу
и с вами поделиться, мои хорошие.
Дидактическая игра «Собери узор».
Ведущий: Коза, сейчас ребята тебе покажут, как они умеют собирать
из разрезных частей овощи и фрукты. Дети выполняют задание.
Чтение слов по карточкам.
Ведущий: Послушай, коза, как ребята умеют читать слова. Дети чи-

Page 29

28
тают предложенные слова: помидор, капуста, лук, огурец, груша, ли-
мон, яблоко и др.
Прогулка по тропинке «Здоровья». Дети в носочках идут по мел-
ким камушкам.
Подвижная игра «Компот».
Будем мы варить компот.
Дети идут по кругу.
Фруктов нужно много:
Будем яблоки крошить,
Дети хлопают в ладошки.
Грушу будем мы рубить,
Дети ребром левой ладошки стучат по
правой ладошке.
Отожмём лимонный сок,
Дети сжимают пальчики в кулачки.
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Дети крутят рукой, как будто мешают
компот в кастрюле.
Угостим честной народ.
Дети вытягивают вперёд ладошки.
Рисование овощей и фруктов для Козы. Дети самостоятельно вы-
бирают трафареты, обводят и раскрашивают. Педагог и Коза помогают де-
тям выполнить задание.
Коза хвалит ребят за рисунки, угощает фруктами и прощается.
Ведущий: Молодцы, ребята, вы хорошо отвечали и называли овощи
и фрукты. Нарисовали замечательные рисунки и выполнили все задания.

Page 30

29
Театрализованное игровое представление по мотивам
ненецкой народной сказки «Кукушка»
Филиппова Олеся Борисовна,
заведующая отделом социокультурной
реабилитации и психомоторной коррекции
Реабилитационного центра для детей
и подростков с ограниченными возможностями «Надежда»
Действующие лица: ведущий, мама-рассказчица, сын мамы-
рассказчицы, мама-кукушка, Вэсэко, Енко, бабушка-волшебница.
Последовательность действий.
Ведущий: Сегодня я хочу познакомить вас с ненецкой народной
сказкой «Кукушка». Ненцы – народ, живущий на крайнем севере, в тун-
дре. Это огромное море льда. В тундре лето и зима сильно отличаются.
Летом лед в тундре тает, появляются растения, возвращаются некоторые
животные, чтобы провести лето. Другие животные круглый год живут в
море. Жители тундры носят одежду, сшитую из оленьих шкур. Дом у жи-
телей тундры называется чум.
Вот мы с вами сегодня и узнаем, что же произошло в одном чуме.
Сцена 1.
Молодая мать зовет сына, чтобы уложить спать.
Мать-рассказчица: Сынок, иди спать, поздно уже.
Сын: Не хочу ложиться спать, я хочу играть.
Мать-рассказчица: Маленькие детки должны ложиться вовремя,
тебе еще расти нужно, сил набираться.
Сын: Не хочу спать, я хочу играть.
Мать-рассказчица: Ты знаешь, что произошло с мальчиками, кото-
рые не слушали маму?
Сын: Что с ними произошло? Расскажи мне, мама.
Мать-рассказчица: Ты ложись со мной рядом, я тебе расскажу
сказку и песню спою.
Вот что было. Жила на земле бедная женщина. Было у нее трое
детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до ве-
чера.
Мать-рассказчица запела песню.

Page 31

30
Колыбельная.
В тундре стало тихо – тихо.
Ветер к морю убежал…
Мальчик тоже лег в кроватку.
Он набегался, устал. (Юрий Анко)
Сын: Мама, а что было дальше?
Мать-рассказчица: Ах. Ты еще не спишь? А дальше? Дальше было
так: вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать
– убирай. Одежду промочат, а мать – суши. Трудно было матери.
Сцена 2. Кукольный спектакль.
Выходит мать к реке ловить рыбу, самочувствие у женщины пло-
хое, жалуется на судьбу свою.
Мама-кукушка: Ох, тяжело мне одной, не легкий этот труд – рыбу
ловить. Не помогают мне мои сыновья, может, вырастут, помогать будут.
Ведущий, обращаясь к зрителям: Женщина тяжелые снасти с рыбой
взвалила на плечи. Пытается добычу вытащить из воды. Не справляется,
падает на землю и плачет.
Мама-кукушка: Сил моих больше нет, нездоровится мне. Сердце
колит, спину ломит. Нет никакой добычи сегодня, не поймала ни одной
рыбки, чем я сегодня буду кормить своих деток?
Ведущий: Еле-еле добирается до чума, ложится в постель. Лежит она
в чуме, детей зовет, просит помощи.
Мать-кукушка: Вэсэко, воды мне дай. Пересохло у меня горло. При-
неси мне водички.
Вэсэко: Я без пимов, я играть хочу, мама, не мешай мне.
Мать-кукушка: Енко, воды мне дай, сыночек, плохо мне.
Енко: Мама, я без одежды. Речка рядом, иди, сходи сама, я хочу
играть…
Мать-кукушка: Близко от нас река, и без одежды можно за водой
сходить. Пересохло у меня во рту, пить хочу.
Енко: Мама, не могу я пойти на речку без одежды, и вообще не хочу
идти за водой.
Ведущий: Долго играли дети, в чум к матери не заглядывали. На-
конец захотел старший сын есть – заглянул в чум. Смотрит он, а мать по-
среди чума стоит. Стоит и одежду надевает. Вместо рук крылья выросли,
обернулась мать птицей и вылетела из чума. Закричал старший сын.
Вэсэко: Брат, смотри, улетает наша мать птицей!
Ведущий: Тут побежали дети за матерью, кричат ей.

Page 32

31
Дети: Мама, мы тебе водички принесли.
Мать-кукушка: Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сыночки, не вернусь я.
Ведущий: Так бежали за матерью дети много дней и ночей – по кам-
ням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут,
там красный след останется. Заплакали дети и не знают, что делать.
Сцена 3.
Сын: Мама, я тебя всегда буду слушать, мне очень жалко тех сыно-
вей, которые не слушали мамочку. Давай им поможем всей семье снова
быть вместе.
Мать-рассказчица: Как же мы можем это сделать?
Сын: Бывают ведь чудеса на свете, и мы им поможем.
Вдруг в зал входят плачущие сыновья мамы-кукушки.
Мать-рассказчица: Дети, почему вы плачете?
Вэсэко: Наша мама превратились в кукушку и улетела от нас.
Енко: Мы ее не слушали, не помогали, трудно ей было с нами.
Вместе: Как нам ее вернуть, нам плохо без нее? Помогите нам, по-
жалуйста (плачут).
Мать-рассказчица: Не плачьте, мы вам поможем, ступайте за нами.
Я знаю добрую волшебницу, она вернет вашу маму.
Возле чума сидит старая женщина («хада» по-ненецки бабушка) и
шьет малицу.
Дети и мать-рассказчица: Здравствуй, хада.
Хада: Здравствуйте, дети. Что вас ко мне привело?
Дети: Беда! Мы обидели свою мамочку.
Хада: Как же вы ее обидели. Разве можно обижать самого близкого
человека?
Вэсэко: Мы ей не помогали, трудно было ей с нами.
Енко: Мы ее не слушали, а когда она заболела, не принесли ей во-
дички. Ведь она так просила.
Дети: Помогите нам, добрая хада.
Хада: Я-то постараюсь вам помочь, захочет ли она вернуться к вам?
Дети: Захочет, мы постараемся все сделать, чтобы она вернулась.
Игра «Волшебные мамины глаза».
Хада: Ребятки, а скажите мне, пожалуйста, какие бывают глаза у
мамы, когда она смотрит на детей своих?
Сыновья затрудняются ответить.
Хада: Да, как же? Вы не знаете?
Мать-рассказчица: Подожди, хада, нам сейчас помогут ребята-

Page 33

32
зрители. Правда?
Сыновья: Ребята, помогите нам, пожалуйста!
Дети-зрители рассказывают, какие бывают глаза у мамы: по
форме, по цвету, какие чувства может передать мама только глазами
(доброта, сочувствие, нежность и др.).
Хада: Вот молодцы, ребята! Хорошо, знаю я, где ваша мама. Она
превратилась в кукушку и всегда ищет вас. Но, для начала я хочу убедить-
ся, будете ли вы ей помогать. Вот вам новое задание.
Игра-эстафета «Перенеси воду».
Братья пытаются, но у них ничего не получается. На помощь при-
ходят дети из зала. Необходимо на время переносить воду из ведерка,
которое стоит на одном конце зала, во второе на противоположном
конце, с помощью кружечек.
Хада: Молодцы! Ну что, научились?
Сыновья: Да.
Хада: Следующее задание будет сложнее.
Игра-эстафета «Натаскай дров».
Братья пытаются, но у них ничего не получается. На помощь
приходят дети из зала. Ребят разделяют на две команды. Необходимо
на время передавать по цепочке детали конструктора/кегли с одного
стула на другой.
Хада (сыновьям): Я смотрю, у вас очень хорошо получается. Пойдем-
те за мной, найдем дерево, где живет ваша мама-кукушка.
Приходят к дереву, где сидит кукушка, Дети радостно подбегают
к своей маме и плачут. Мама не узнает детей.
Хада: Священный,
Всесильный,
Божественный –
О, будь снисходителен!
О, будь благосклонен к детям! Верни им маму.
Кукушка безразлично смотрит на детей, не узнает их.
Хада: Не могу понять что произошло? Почему ваша мама не узнает
вас?
Мать-рассказчица: Дорогая и уважаемая хада, а может, волшебные
слова должны сказать сами ее детки?
Хада: Давайте попробуем.
Вэсэко: Мамочка, я всегда буду тебе помогать, вернись к нам.
Енко: Мамочка, я всегда буду заботиться о тебе, прости меня.
Вэсэко: Мы всегда будем с тобой рядом.

Page 34

33
Енко: Нам плохо без тебя!
Вместе: Мама, мы тебя очень любим, вернись к нам!
Мама оживает, радостно обнимает детей.
Мама-кукушка: Милые мои детки, как же я по вас соскучилась, как
мне было плохо без вас. Я вас очень люблю.
Ведущий: Пусть молодые расслышат
Речь поколений и далей.
Помнят пусть или запишут
Строки любви и печали
Сказка-ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам – урок.

Page 35

34
Список литературы
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для
1.
спец. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л.
Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М.: Академия, 2001. – 248 с.
Баряева, Л. Б. Театрализованные игры – занятия с детьми с проблемами
2.
в интеллектуальном развитии / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, Е. В.
Загребоева, А. П. Зорин. – СПб.: СОЮЗ, 2001. – 301 с.
Баряева, Л. Б. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей
3.
работе с дошкольниками / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова. – СПб.: Каро,
2009. – 256 с.
Богомолова, Ю. П. Кукольный театр – детям / Ю. П. Богомолова. – М.:
4.
ВЛАДОС, 2007. – 127 с., 24 с.: ил. – (Театр и дети).
Вечканова, И. Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников
5.
с интеллектуальной недостаточностью: учеб.-метод. пособие / под
ред. проф. В. З. Кантора. – СПб.: Каро, 2006. – 144 с. – (Коррекционная
педагогика).
Железнова, Е.Пять веселых поросят [Электронный ресурс]: пальчиковые
6.
песенки-игры для малышей от 2 до 5 лет / Е. Железнова, С. Железнов.
– М.: ТВИК, 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв.; 12 см., в
пластиковом контейнере. – (Развивалочки).
Железнова, Е. Сказки-шумелки [Электронный ресурс]: для
7.
музицирования, развития внимания, слуха и речи : для детей от 2 до 6
лет / Е. Железнова, С. Железнов. – М.: ТВИК, 2008. – 1 электрон. опт. диск
(CD-ROM) : зв.; 12 см., в пластиковом контейнере. – (Развивалочки).
Кузьмичева, Н. Н. Социальная адаптация детей с ОВЗ средствами
8.
кукольного театра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://
festival.1september.ru/articles/580878/, свободный.
Пальчиковые потешки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://
9.
crazymama.ru/verse.php?a=1&id_verse=316, свободный.
Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников
10.
со сложными (комплексными) нарушениями развития» / О. П.
Гаврилушкина, Л. П. Дмитриева, Н. Д. Соколова, Н. Д. Шматко и др.; под
ред. Л. А. Головчиц. – М.: УМИЦ «Граф-пресс», 2003. – 128 с.
Хромов, Н. И. Методы обучения детей с различными типами
11.
обучаемости: практ. пособие / Н. И. Хромов. – М.: Айрис пресс: Айрис
дидактика, 2007. – 123 с.: ил. – (Библиотека психолога образования).

Page 36

35
Содержание
Ершова М. В. Развитие творческих способностей детей
с ограниченными возможностями здоровья средствами театральной
и музыкальной деятельности
3
Корсунова М. Р. Театрализация как средство воспитания детей
с нарушениями слуха
8
Бурцева А. С. Музыкально-ритмические занятия для воспитания детей
с нарушениями слуха
11
Егорова Ю. Д. Веселый оркестр: групповое коррекционно-развивающее
занятие для детей дошкольного возраста
14
Егорова Ю. Д. Театр на столе: групповое коррекционно-развивающее
занятие для детей дошкольного возраста
17
Корсунова М. Р. Собираем ягоды: занятие по трудовому воспитанию
для детей с нарушениями слуха
20
Сеченова Е. Б. Развитие творческих способностей у детей
с нарушением интеллекта на уроках музыки
22
Шмидт И. Ю., Просвирина Е. Н. Фрукты и овощи: интегрированное
занятие с элементами театрализации
25
Филиппова О. Б. Театрализованное игровое представление
по мотивам ненецкой народной сказки «Кукушка»
30
Список литературы
34

Page 37

Развитие творческих способностей детей
средствами театра и музыки:
методическое пособие
Редактор А. А. Коваленко
Корректор С. С. Быкова
Ответственный за выпуск А. А. Коваленко
ОООИЗ ОГАУК Томская областная универсальная
научная библиотека им. А.С. Пушкина,
634069 г. Томск, пер. Батенькова, 1
 тел./факс (382-2) 51-23-01
 (382-2) 51-56-33
e-mail: deti@lib.tomsk.ru
сайт: http://rslib.lib.tomsk.ru/
МБЛПУ ЗОТ “Центр медицинской профилактики”
634034, г. Томск, ул. Красноармейская, 68
 тел./факс (382-2) 282-448
e-mail: linok@sibmail.ru
сайт: http://profilaktika.tomsk.ru
Тираж 220 экз.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ БЕСПЛАТНО

Информация о работе Развитие творческих способностей детей средствами театра и музыки